РЕШЕНИЕ
15 мая 2024 года г. Иркутск
Судья Кировского районного суда г. Иркутска Шатаева О.Ю.,
С участием старшего помощника прокурора Иркутского района Иркутской области Склярова С.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы №12-297/2024 по жалобе Макаревич Т.С. на постановление № от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное заместителем руководителя Управления Федерального казначейства по Иркутской области Журавлевой Е.В.,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ глава администрации Марковского муниципального образования Макаревич Татьяна Сергеевна признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 10 000 рублей.
Не согласившись с постановлением, Макаревич Т.С. обратилась в суд с жалобой, в которой просит его отменить.
В судебное заседание Макаревич Т.С., будучи надлежащим образом извещенной о времени и месте рассмотрения дела, не явилась, ходатайств об отложении не заявляла, ввиду чего ее неявка не препятствует рассмотрению жалобы по существу.
В судебном заседании старший помощник прокурора Иркутского района Иркутской области Скляров С.С. полагал, что жалоба удовлетворению не подлежит, поскольку в отношении Макаревич Т.С. вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении 01.02.2024 г. по ч.3 ст.15.15.3 КоАП РФ, а впоследствии постановление о назначении административного наказания от 19.02.2024 г. законно и обоснованно.
В судебном заседании дала свои пояснения главный специалист-эксперт УФК по Иркутской области Ткаченко Т.А., которая полагала, что оснований для отмены обжалуемого постановления не имеется.
Выслушав пояснения участников, проанализировав доводы жалобы, проверив с учетом требований части третьей статьи 30.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующему.
Частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за нарушение финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем) или получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса.
Из материалов дела следует, прокуратурой Иркутского района проведена проверка строительства сетей водоснабжения (микрорайоны Ново-Иркутский, Николов Посад, Березовый, Изумрудный) в ходе анализа исполнения администрацией Марковского муниципального образования Иркутского района (далее - Муниципалитет, Администрация) требований бюджетного законодательства при реализации регионального проекта «Чистая вода (Иркутская область)», обеспечивающего достижение целей, показателей и результатов федерального проекта «Чистая вода» при реализации подпрограммы «Повышение качества водоснабжения Иркутской области» на 2019-2024 годы Государственной программы «Развитие жилищно-коммунального хозяйства и повышение энергоэффективности Иркутской области» на 2019-2025 годы, утверждённой постановлением Правительства Иркутской области от 11.12.2018 № 915-пп.
Реализация регионального проекта «Чистая вода» осуществлялась с привлечением средств федерального бюджета на основании Соглашения о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации от 24.12.2022 № 069-09-2023-331, заключенного между Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и Правительством Иркутской области.
Соглашение о предоставлении из бюджета Иркутской области бюджету Марковского городского поселения Иркутского муниципального района Иркутской области субсидии на строительство и реконструкцию модернизацию) объектов питьевого водоснабжения № согласно условиям Соглашения о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № заключено между Министерством жилищной политики и энергетики Иркутской области и администрацией Марковского муниципального образования 9 февраля 2023 года (далее - Соглашение от ДД.ММ.ГГГГ №, Соглашение).
По результатам проверки было установлено, что в результате ненадлежащего исполнения должностных обязанностей главой Марковского муниципального образования Иркутского района Макаревич Татьяной Сергеевной, в нарушение пункта 4.3.4 Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ № не обеспечено исполнение графика выполнения мероприятий согласно приложению №3 к указанному Соглашению, согласно которому техническая готовность объекта капитального строительства (строительство сетей водоснабжения в микрорайонах Ново- Иркутский, Николов Посад, Березовый, Изумрудный Марковского муниципального образования Иркутского района) на конец отчетного периода - 2023 год - должна составлять 30%.
Выявленные прокурором Иркутского района нарушения требований бюджетного законодательства послужили основанием для вынесения в отношении Макаревич Т.С. 01.02.2024 г. постановления о возбуждении дела об административном правонарушении по ч.3 ст.15.15.3 КоАП РФ
Постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенным должностным лицом Управления Федерального казначейства по Иркутской области, Макаревич Т.С. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 10 000,00 рублей.
Вместе с тем состоявшийся по делу акт законным признать нельзя.
Согласно статье 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений.
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установление лица, совершившего противоправное действие (бездействие), за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, и его виновность входит в предмет доказывания и относится к обстоятельствам, подлежащим выяснению по делу об административном правонарушении.
Установление виновности предполагает доказывание не только вины субъекта, но и его непосредственной причастности к совершению действия, то есть объективной стороны деяния (необходимо доказать, что именно данное лицо совершило административное правонарушение). Выяснение указанного вопроса имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного лица к административной ответственности.
Доказательствами по делу об административном правонарушении в силу статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются любые фактические данные, на основании которых устанавливаются наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
К числу доказательств по делу по административном правонарушении относится протокол об административном правонарушении.
Сведения, которые должны быть отражены в протоколе об административном правонарушении, перечислены в части 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с указанной нормой в протоколе об административном правонарушении указываются, в том числе сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.
В силу пункта 3 части 1 статьи 29.10, части 2 статьи 30.7, части 3 статьи 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях данные сведения также указываются в постановлении по делу об административном правонарушении, решениях, принимаемых по результатам рассмотрения жалобы, протеста на такое постановление.
Судьей установлено и следует из материалов дела, что Макаревич Т.С. является главой Марковского муниципального образования, на основании Решения Иркутской районной территориальной Избирательной комиссии «О регистрации избранного Главы Марковского муниципального образования» № от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно статьям 21, 22 Устава Марковского муниципального образования глава Марковского муниципального образования – глава городского поселения возглавляет администрацию Поселения муниципального образования и исполняет полномочия главы этого органа.
01 февраля 2024 прокурором Иркутского района Кончиловой И.М. в отношении Макаревич Т.С. как главы Марковского муниципального образования возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В то же время постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Иркутской области, Макаревич Т.С. привлечена к административной ответственности, установленной данной нормой, как глава администрации Марковского муниципального образования Иркутского района.
При этом из системного анализа статей 36, 37 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьи 6 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", Закона Иркутской области «О реестре должностей муниципальной службы в Иркутской области и соотношении должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы Иркутской области» от 19.09.2007 г., Устава Марковского муниципального образования, принятого решением Думы Марковского муниципального образования городского поселения 02.12.2005 г. №2, следует, что положения указанных нормативных актов разграничивают понятия "глава муниципального образования" и "глава администрации муниципального образования". Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования (выборным должностным лицом), наделенным уставом муниципального образования собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Глава администрации муниципального образования - это лицо, замещающее должность муниципальной службы, относящуюся к группе высших должностей, которое возглавляет исполнительно-распорядительный орган (администрацию) муниципального образования и осуществляет руководство им.
Между тем, в нарушение приведенных норм закона вынесенное по настоящему делу постановление от 19.02.2024 г. принято в отношении должностного лица, в отношении которого не возбуждалось и не велось производство по делу об административном правонарушении.
Приведенный вывод согласуется с судебной практикой Верховного суда РФ
(постановления Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2011 г. N 24-АД11-5, от 17 апреля 2017 г. N 39-АД17-2).
Поскольку указанные нарушения процессуальных требований являются существенными, не позволившими всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, то оно подлежит возвращению на новое рассмотрение, так как срок давности привлечения к ответственности не истек.
Поскольку доводы жалобы о не подведомственности рассмотрения дела должностным лицам УФК по Иркутской области являются не обоснованными, судья полагает необходимым материалы дела возвратить на новое рассмотрение в УФК по Иркутской области.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 30.6 – 30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
Жалобу удовлетворить частично.
Постановление № от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное заместителем руководителя Управления Федерального казначейства по Иркутской области Журавлевой Е.В. – отменить.
Дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ, в отношении Макаревич Татьяны Сергеевны вернуть на новое рассмотрение заместителю руководителя Управления Федерального казначейства по Иркутской области Журавлевой Е.В.
Решение может быть обжаловано или опротестовано в Иркутский областной суд в течение 10 суток со дня получения его копии. Жалоба или протест могут быть поданы непосредственно в Иркутский областной суд, либо через Кировский районный суд г. Иркутска.
Судья О.Ю. Шатаева