Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2134/2023 (2-11742/2022;) ~ М-7161/2022 от 14.07.2022

Копия

Дело

24RS0-47

РЕШЕНИЕ

ИФИО1

11 мая 2023 года <адрес>

Советский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Татарниковой Е.В.,

при секретаре    ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 природоохранной прокуратуры в интересах неопределенного круга лиц к ФКУ ИК-27 ФСИН ФИО2 по ФИО2 краю об устранении нарушений законодательства об охране окружающей среды,

УСТАНОВИЛ:

Красноярский природоохранный прокурор обратился в суд с иском к ФКУ ИК-27 ФСИН ФИО2 по ФИО2 краю об устранении нарушений законодательства об охране окружающей среды. Требования мотивированы тем, что ФИО2 природоохранной прокуратурой совместно со специалистом Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора на основании поручения прокуратуры ФИО2 края и публикации в средствах массовой информации проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере охраны окружающей среды и природопользования, в частности атмосферного воздуха ФКУ ИК-27 ФИО2 по ФИО2 краю. ФКУ ИК-27 ФИО2 в процессе хозяйственной деятельности осуществляет выбросы вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Согласно свидетельству о постановке объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет от ДД.ММ.ГГГГ , ФКУ ИК-27 ФИО2 задекларировано 26 стационарных источников выбросов, суммарный валовый выброс которых составляет - 11,293 т/г. Из проекта ПДВ утвержденного начальником ИК-27 ФИО2 по ФИО2 краю ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ следует, что предприятием в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проведена инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух о результатам которой установлено, что на объекте значатся 34 стационарных источников суммарный валовый выброс составляет 21,509 т/г. В нарушение ст. 69.2 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ст. 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее - Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха») ФКУ ИК-27 ФИО2 после регистрации изменения источников загрязнения до настоящего момента актуализация учетных сведений на объекте негативного воздействия на надлежащим образом окружающую среду не проведена.

Со ссылкой на изложенное, уточнив исковые требования, Красноярский природоохранный прокурор просит обязать ФКУ ИК-27 ФИО2 по ФИО2 краю провести актуализацию учетных сведений на объекте негативного воздействия в 2 месячный срок со дня вступления в силу решения суда; обязать ФКУ ИК-27 ФИО2 по ФИО2 краю организовать надлежащий производственный экологический контроль путем осуществления инструментальных замеров промышленных выбросов на источниках загрязнения атмосферного воздуха ,0007,0019 в 4 месячный срок со дня вступления в силу решения суда; обязать ФКУ ИК-27 ФИО2 по ФИО2 краю организовать эксплуатацию установок очистки газа согласно Правил, утвержденных приказом Минприроды ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ, в том числе заполнить реестр ГОУ с присвоением каждой газоочистной установке регистрационного номера, разработать программу проведения технического обслуживания, технического осмотра, проверки показателей работы установок очистки газа и планово-предупредительного ремонта, руководство (инструкцию) по эксплуатации установок очистки газа, провести техническое обслуживание, технический осмотр, проверку показателей работы установок очистки газа, определить должностное лицо, ответственное за эксплуатацию установок очистки газа ведение паспорта, обеспечить ведение паспорта согласно п.32,33 Правил, утвержденных приказом Минприроды ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ, осуществить инструментальный контроль работы показателей установок очистки газа в 4 месячный срок со дня вступления в силу решения суда; обязать ФКУ ИК-27 ФИО2 по ФИО2 краю (ОГРН 1022402489097, ИНН 2465056000) оборудовать объект хозяйственной деятельности, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду - промплощадку, расположенную по адресу:    660111, <адрес>, газоочистными установками (ИЗ А , ИЗ А , ИЗ А , ИЗА , ИЗА ) в соответствии с действующим законодательством в течение 6 месяцев со дня вступления в силу решения суда.

Представитель истца ФИО2 природоохранного прокурора ФИО5 исковые требования с учетом уточнений поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении, на них настаивал.

Представитель ответчика ФКУ ИК-27 ФСИН ФИО2 по ФИО2 краю – ФИО6, действующий на основании доверенности от 18.07.2021г., в судебном заседании с уточненными исковыми требованиями согласилась.

Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, суд полагает возможным рассмотреть заявленные требования в отсутствие не явившихся лиц в соответствие со ст.ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав доводы представителей истца и ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ст. 12 ГК РФ, защита гражданских прав может осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду. Данное право обеспечивается в первую очередь выполнением требований природоохранного законодательства, соблюдением установленных нормативов качества окружающей природной среды.

Одним из принципов, установленных ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» является то, что хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципа платности природопользования и возмещение вреда окружающей среде.

Согласно п.п. 1, 2 ст. 77 ФЗ №7-ФЗ юридические лица, причинившие вред окружающей среде обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

В порядке, установленном статьей 69.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», на основании заявки от ДД.ММ.ГГГГ в государственный реестр объектов негативного воздействия на окружающую поставлен на учет объект HBOC с присвоением кода объекта П, II категории объекта и средней категории риска (4).

Статьей 69.2 Федерального закона «Об охране окружающей среды» определено, что сведения об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, подлежат актуализации в связи с представлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями сведений, в том числе об изменении характеристик технологических процессов основных производств, источников загрязнения окружающей среды.

Правила создания и ведения государственного реестра объектов, вызывающих негативное воздействие на окружающую среду, утверждены Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ .

В силу ч. 1 ст. 22 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность с использованием стационарных источников, при осуществлении производственного экологического контроля в соответствии с установленными требованиями проводят инвентаризацию стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, документируют и хранят полученные в результате проведения инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведения.

В соответствии с ч. 2 названной статьи инвентаризация стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух проводится инструментальными и расчетными методами. Порядок разработки и утверждения методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками устанавливается Правительством Российской Федерации. Формирование и ведение перечня указанных методик осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Согласно ч. 4 рассматриваемой статьи инвентаризация стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировка ее данных, документирование и хранение данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки, осуществляются в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствие с ч.ч. 1, 2 ст. 12 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» в целях государственного регулирования выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы.

Согласно ч. 2 той же статьи предельно допустимые выбросы определяются 5 отношении загрязняющих веществ, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, для стационарного источника и (или) совокупности стационарных источников расчетным путем на основе нормативов - качества атмосферного воздуха с учетом фонового уровня загрязнения атмосферного воздуха.

Согласно ч. 1 ст. 39 Федерального закона «Об охране окружающей среды» эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды.

Согласно ч. 1 ст. 30 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица, имеющие стационарные источники, обязаны, в том числе, обеспечивать проведение инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух, осуществлять учет выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников, проводить производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, а также соблюдать правила эксплуатации установок очистки газа и предназначенного для контроля за выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух оборудования.

В соответствии с ч.2 ст. 67 Федерального закона «Об охране окружающей среды», юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждаю программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля.

Учитывая изложенное, в соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор наделен правом обращения в суд за защитой интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что ФИО2 природоохранной прокуратурой совместно со специалистом Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора на основании поручения прокуратуры ФИО2 края и публикации в средствах массовой информации проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере охраны окружающей среды и природопользования, в частности атмосферного воздуха ФКУ ИК-27 ФИО2 по ФИО2 краю. ФКУ ИК-27 ФИО2 в процессе хозяйственной деятельности осуществляет выбросы вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

Согласно свидетельству о постановке объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет от ДД.ММ.ГГГГ , ФКУ ИК-27 ФИО2 задекларировано 26 стационарных источников выбросов, суммарный валовый выброс которых составляет - 11,293 т/г.

Из проекта ПДВ, утвержденного начальником ИК-27 ФИО2 по ФИО2 краю ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ, следует, что предприятием в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проведена инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух о результатам которой установлено, что на объекте значатся 34 стационарных источников суммарный валовый выброс составляет 21,509 т/г.

В нарушение ст. 69.2 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ст. 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее - Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха») ФКУ ИК-27 ФИО2 после регистрации изменения источников загрязнения до настоящего момента актуализация учетных сведений на объекте негативного воздействия на надлежащим образом окружающую среду не проведена.

Вместе с тем, при натурном осмотре установленные не учтенные ФКУ ИК27 ФИО2 в действующей инвентаризации источники загрязнения атмосферного воздуха (сушильная камер, печи обжига в количестве 3 штук, вытяжка «цех овощей»), тем самым в установленном порядке не проведена инвентаризация всех источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, нормативы предельно допустимых выбросов от источников не установлены.

ФКУ ИК-27 ФИО2 разработана программа производственного экологического контроля (Программа ПЭК) для объекта HBOC ФКУ ИК-27 ФИО2 по ФИО2 краю.

Согласно разделу 7.1.1 Программы ПЭК «План-график контроля стационарных источников» ФКУ ИК-27 ФИО2 осуществляются инструментальные замеры промышленных выбросов на источниках загрязнения атмосферного воздуха ,0007,0019.

В нарушение данного графика и ч. 2 ст. 67 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ч. 2 ст. 25 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» производственный экологический контроль не проводится, договор со сторонней организацией о проведении инструментальных замеров выбросов не заключен, в представленном ФКУ ИК27 ФИО2 отчете об организации и результатах производственного экологического контроля за 2020 год отсутствует информация об осуществлении инструментальных исследованиях на указанных источниках (,0007,0019). Подтверждающей информации об осуществлении инструментальных замеров (протоколов отбора проб) в период 2020-2022 гг. в рамках проверки не представлено.

В соответствии с ч. 7 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» запрещаются размещение и эксплуатация объектов хозяйственной и иной деятельности, которые не имеют предусмотренных правилами охраны атмосферного воздуха установок очистки газов и средств контроля за выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

В силу ч. 2 ст. 16.1 того же Федерального закона в случае, если установки очистки газа отключены или не обеспечивают проектную очистку и (или) обезвреживание выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, эксплуатация соответствующего технологического оборудования запрещена.

Согласно п.п. 8, 9 Правил эксплуатации установок очистки газа, утвержденных приказом Минприроды ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ (далее - Правила):

- запрещаются размещение и эксплуатация объектов хозяйственной и иной деятельности, которые не имеют предусмотренных правилами охраны атмосферного воздуха установок очистки газа и средств контроля за выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

- ГОУ должна действовать бесперебойно и обеспечивать очистку и (или) обезвреживание выбросов от технологического оборудования (установки) в течение всего периода работы этого оборудования (с момента пуска (включения) до полной остановки) на уровне технических характеристик ГОУ, содержащихся в паспорте ГОУ.

Вместе с тем, ФКУ ИК-27 ФИО2 для улавливания из отходящих газов вредных примесей использует 2 газоочистных установки (далее-ГОУ), которые установлены только на одном источнике загрязнения атмосферного воздуха .

При этом деятельность по эксплуатации ФКУ ИК-27 ФИО2 иных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух осуществляется в отсутствие газоочистного оборудования.

Кроме того, в нарушение п.п. 15, 16 Правил на производственном объекте ФКУ ИК-27 ФИО2 не ведется реестр ГОУ с присвоением каждой газоочистной установке регистрационного номера.

В нарушение п. 18 Правил отсутствует программа проведения технического обслуживания, технического осмотра, проверки показателей работы ГОУ и планово-предупредительного ремонта, руководство (инструкцию) по эксплуатации ГОУ, а также определить должностное лицо, ответственное за эксплуатацию ГОУ и ведение паспорта.

ФКУ ИК-27 ФИО2 не осуществляется инструментальный контроль работы показателей ГОУ, что противоречит п.21 Правил.

Вместе с тем, ФКУ ИК-27 ФИО2 не приняты меры к разработке и согласованию в Министерстве экологии и рационального природопользования ФИО2 края мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ.

Тем самым ФКУ ИК-27 ФИО2 нарушены требования природоохранного законодательства, что лишает граждан прав на благоприятную окружающую среду, чистый атмосферный воздух.

В соответствии с Санитарно-Эпидемиологическим заключением № от ДД.ММ.ГГГГ удостоверяется, что требования, установленные в проектной документации: Нормативы предельно допустимых выбросов химических веществ в воздух в соответствии с приложением к настоящему заключению, установленные на основании проекта нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу ФКУ ИК-27 ФИО2 по ФИО2 краю расположенное по адресу: 660111, <адрес>, не соответствуют государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам.

В связи с выявленными нарушениями закона Красноярским природоохранным прокурором ДД.ММ.ГГГГ в ФКУ ИК-27 ФИО2 по ФИО2 краю внесено представление, об устранении нарушений законодательства в сфере охраны окружающей среды, их причин и условий способствующих, недопущению их в дальнейшем.

Как следует из письма ФКУ ИК-27 ФИО2 по ФИО2 краю о результатах рассмотрения представления, ответчиком принят комплекс организационных мер, направленных на устранение нарушений закона. Однако по сведениям ФКУ ИК-27 ФИО2 по ФИО2 краю компенсационные мероприятия по указанным проектам до настоящего времени не проведены, кроме того, их проведение установлено до ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно ч. 2ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Оценивая имеющиеся по делу доказательства по правилам ст.ст. 56, 67 ГПК РФ в их совокупности и взаимосвязи, принимая во внимание, что в судебном заседании установлено нарушение ответчиком законодательства об охране окружающей среды, что с достоверностью подтверждается материалами дела и, вопреки положениям ст. 56 ГПК РФ, не оспорено ответчиком, учитывая, что бездействие ответчика нарушает интересы Российской Федерации и права неопределенного круга лиц, а также положения ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, суд находит подлежащими удовлетворению заявленные исковые требования ФИО2 природоохранного прокурора к ФКУ ИК-27 ФИО2 по ФИО2 краю о возложении обязанности на ФКУ ИК-27 ФИО2 по ФИО2 краю провести актуализацию учетных сведений на объекте негативного воздействия в 2 месячный срок со дня вступления в силу решения суда; организовать надлежащий производственный экологический контроль путем осуществления инструментальных замеров промышленных выбросов на источниках загрязнения атмосферного воздуха , в 4 месячный срок со дня вступления в силу решения суда; организовать эксплуатацию установок очистки газа согласно Правил, утвержденных приказом Минприроды ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ, в том числе заполнить реестр ГОУ с присвоением каждой газоочистной установке регистрационного номера, разработать программу проведения технического обслуживания, технического осмотра, проверки показателей работы установок очистки газа и планово-предупредительного ремонта, руководство (инструкцию) по эксплуатации установок очистки газа, провести техническое обслуживание, технический осмотр, проверку показателей работы установок очистки газа, определить должностное лицо, ответственное за эксплуатацию установок очистки газа ведение паспорта, обеспечить ведение паспорта согласно п.32,33 Правил, утвержденных приказом Минприроды ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ, осуществить инструментальный контроль работы показателей установок очистки газа в 4 месячный срок со дня вступления в силу решения суда; оборудовать объект хозяйственной деятельности, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду - промплощадку, расположенную по адресу: 660111, <адрес>, газоочистными установками (ИЗ А , ИЗ А , ИЗ А , ИЗА , ИЗА ) в соответствии с действующим законодательством в течение 6 месяцев со дня вступления в силу решения суда.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования ФИО2 природоохранного прокурора удовлетворить.

Обязать ФКУ ИК-27 ФИО2 по ФИО2 краю (ОГРН 1022402489097, ИНН 2465056000) провести актуализацию учетных сведений на объекте негативного воздействия в 2 месячный срок со дня вступления в силу решения суда.

Обязать ФКУ ИК-27 ФИО2 по ФИО2 краю (ОГРН 1022402489097, ИНН 2465056000) организовать надлежащий производственный экологический контроль путем осуществления инструментальных замеров промышленных выбросов на источниках загрязнения атмосферного воздуха ,0007,0019 в 4 месячный срок со дня вступления в силу решения суда;

Обязать ФКУ ИК-27 ФИО2 по ФИО2 краю (ОГРН 1022402489097, ИНН 2465056000) организовать эксплуатацию установок очистки газа согласно Правил, утвержденных приказом Минприроды ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ, в том числе заполнить реестр ГОУ с присвоением каждой газоочистной установке регистрационного номера, разработать программу проведения технического обслуживания, технического осмотра, проверки показателей работы установок очистки газа и планово-предупредительного ремонта, руководство (инструкцию) по эксплуатации установок очистки газа, провести техническое обслуживание, технический осмотр, проверку показателей работы установок очистки газа, определить должностное лицо, ответственное за эксплуатацию установок очистки газа ведение паспорта, обеспечить ведение паспорта согласно п.32,33 Правил, утвержденных приказом Минприроды ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ, осуществить инструментальный контроль работы показателей установок очистки газа в 4 месячный срок со дня вступления в силу решения суда.

Обязать ФКУ ИК-27 ФИО2 по ФИО2 краю (ОГРН 1022402489097, ИНН 2465056000) оборудовать объект хозяйственной деятельности, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду - промплощадку, расположенную по адресу: 660111, <адрес>, газоочистными установками (ИЗ А , ИЗ А , ИЗ А , ИЗА , ИЗА ) в соответствии с действующим законодательством в течение 6 месяцев со дня вступления в силу решения суда.

Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в <адрес>вой суд через Советский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения.

ФИО7 Татарникова

Текст мотивированного решения изготовлен ДД.ММ.ГГГГ.

Копия верна судья Е.В.Татарникова

2-2134/2023 (2-11742/2022;) ~ М-7161/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Красноярский природоохранный прокурор в инт. РФ
Ответчики
ФКУ ИК-27 ГУФСИН России Красноярского края
Суд
Советский районный суд г. Красноярска
Судья
Татарникова Екатерина Владимировна
Дело на странице суда
sovet--krk.sudrf.ru
14.07.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.07.2022Передача материалов судье
18.07.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.07.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.07.2022Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
11.01.2023Предварительное судебное заседание
13.02.2023Судебное заседание
25.04.2023Судебное заседание
11.05.2023Судебное заседание
11.05.2023Судебное заседание
21.06.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.06.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.08.2023Дело оформлено
27.03.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее