Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-64/2023 ~ М-54/2023 от 30.06.2023

Дело № 2-64/2023

УИД № 35RS0016-01-2023-000134-26

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с.Шуйское                             16 августа 2023 года

Вологодской области

Междуреченский районный суд Вологодской области в составе:

судьи Филипповой Н.Д.,

при секретаре Кузьминой В.А.,

с участием и.о. помощника прокурора Междуреченского района Вологодской области Михайлова Н.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Междуреченского района Вологодской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Междуреченского муниципального округа Вологодской области, Управлению по развитию территории администрации Междуреченского муниципального округа о возложении обязанности осуществить действия в отношении земельного участка, занятого общественным кладбищем,

установил:

Прокурор Междуреченского района Вологодской области обратился в суд с исковым заявлением, в котором просит:

- обязать администрацию Междуреченского муниципального округа Вологодской области (далее – Администрация округа) в течение одного года со дня вступления в законную силу решения суда, принять меры по проведению работ по межеванию, постановке на государственный кадастровый учет, оформлению в собственность земельного участка, на котором расположенного кладбище в юго-западном направлении от д.Врагово Междуреченского округа Вологодской области.

В обоснование исковых требований указано на то, что прокуратурой района проведена проверка исполнения Администрацией округа земельного законодательства, а также законодательства при организации похоронного дела, в ходе которой установлено, что на территории Междуреченского муниципального округа вблизи д.Врагово Вологодской области расположено общественное кладбище. До настоящего времени земельный участок под данным кладбищем не сформирован, границы земельного участка не определены, межевание в отношении него не проведено, на кадастровый учет участок не поставлен, право муниципальной собственности на него не сформировано. Полагает, что непроведение кадастровых работ с целью уточнения границ и площади занятого под кладбище земельного участка, отсутствие установленных границ спорного земельного участка, неприведение территории кладбища в соответствие с нормами действующего законодательства, кадастрового учета в установленном законом порядке, приводит к нарушению санитарных правил и прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду при осуществлении захоронений.

Определением суда от 27.07.2023, занесенному в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве соответчика привлечено Управление по развитию территории администрации Междуреченского муниципального округа Вологодской области (далее - Управление по развитию территории), в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований привлечены ГУ лесами по Вологодской области, Управление Росреестра по Вологодской области.

В судебном заседании и.о. помощника прокурора Михайлов Н.С. заявленные требования и доводы, изложенные в заявлении, поддержал в полном объеме.

В судебное заседание представители ответчиков Администрации округа, Управления по развитию территории, представители третьих лиц Департамент лесного комплекса Вологодской области, Управление Росреестра по Вологодской области не явились, извещены надлежащим образом, представили ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие.

Суд, руководствуясь положениями статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), посчитал возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, неявившихся в судебное заседание.

Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьями 12, 56 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, при этом в силу статьи 195 ГПК РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

Согласно части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. В соответствии с пунктом 4 статьи 27, пунктом 3 статьи 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

При реализации предоставленных действующим законодательством полномочий прокурор самостоятелен в выборе мер прокурорского реагирования и вправе либо внести представление, либо обратиться в суд в порядке гражданского судопроизводства.

В соответствии со статьей 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья.

Согласно статье 42 Конституции Российской Федерации, части 1 статьи 11 Федерального закона от 10.01.2001 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В силу пункта 23 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ) организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения отнесены к вопросам местного значения городских округов.

Согласно пункту 2 статьи 25 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее – Закон № 8-ФЗ) установлено, что организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления.

Органы местного самоуправления также принимают решения о создании мест погребения. Законом предусматривается создание муниципальных мест погребения (часть 2 статьи 15 закона).

Отвод земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Размер земельного участка для кладбища определяется с учетом количества жителей конкретного города или иного поселения, но не может превышать сорока гектаров (статья 16 закона).

Деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона № 8-ФЗ местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших.

Из содержания указанных норм права в их системной взаимосвязи следует, что земельные участки, занимаемые общественными кладбищами, в силу прямого указания закона являются муниципальной собственностью, и право собственности на данные земельные участки является разграниченным в силу закона, организация работ этой сферы осуществляется на уровне органов местного самоуправления.

Согласно статьям 209, 215 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 51 Закона № 131-ФЗ муниципальное имущество без каких-либо ограничений может находиться в режиме казны муниципального образования, закрепляться за муниципальными предприятиями или учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления; передаваться на ином вещном или обязательном праве, в том числе праве аренды, иным физическим или юридическим лицам.

Следовательно, земли кладбищ могут находиться как в муниципальной собственности, так и передаваться после оформления муниципальной собственности муниципальным образованиям во владение и пользование иным юридическим лицам (муниципальным предприятиям и учреждениям либо иным хозяйствующим субъектам, осуществляющим деятельность в сфере погребения и оказания ритуальных услуг).

Положениями пункта 27 статьи 6 Устава Междуреченского муниципального округа Вологодской области, принятого решением Представительного Собрания Междуреченского муниципального округа Вологодской области установлено, что к вопросам местного значения Междуреченского муниципального округа относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

Решением Представительного Собрания от 31.10.2022 № 40 утверждено Положение «Об Управлении по развитию территории администрации Междуреченского муниципального округа», в соответствии с пунктом 2.2.5 которого организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения является основной задачей деятельности Управления по развитию территории.

Судом установлено, что общественное кладбище по направлению на юго-запад от д.Врагово Междуреченского муниципального округа является открытым, правоустанавливающие документы в отношении него не приняты, на кадастровый учет кладбище не поставлено (л.д. 11-14).

Таким образом, как следует из материалов дела, и не было опровергнуто ответчиками, земельный участок для размещения мест погребения в д.Врагово Междуреченского муниципального округа в установленном порядке не отведен, на кадастровый учет не поставлен, его межевание не проведено.

Отсутствие определенных границ земельного участка препятствует осуществлению санитарного и экологического контроля за местом погребения в целях безопасности жизни и здоровья населения.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Закона № 8-ФЗ местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших.

В соответствии со статьей 16 названного закона выбор земельного участка для размещения места погребения осуществляется в соответствии с правилами застройки города или иного поселения с учетом гидрогеологических характеристик, особенностей рельефа местности, состава грунтов, предельно допустимых экологических нагрузок на окружающую среду, а также в соответствии с санитарными правилами и нормами и должен обеспечивать неопределенно долгий срок существования места погребения.

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 3 утверждены Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (далее – СанПиН) 2.1.3684-21, в соответствии с пунктом 52 которых кладбище с погребением путем предания тела (останков) умершего земле (захоронение в могилу, склеп) размещают на расстоянии:

от жилых, общественных зданий, спортивно-оздоровительных и санаторно-курортных зон в соответствии с требованиями к санитарно-защитным зонам,

от водозаборных сооружений на водных объектах, используемых в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения, в соответствии с требованиями к зонам санитарной охраны водных объектов

от многоквартирных жилых домов; индивидуальных жилых домов; детских игровых и спортивных площадок; зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи; медицинских, спортивно-оздоровительных, культурно-просветительных организаций; учреждений по предоставлению социальных услуг гражданам; территорий ведения гражданами садоводства и огородничества до колумбариев и стен скорби для захоронения урн с прахом умерших должны составлять не менее 50 метров;

до зданий и сооружений, имеющих в своем составе помещения для хранения тел умерших, подготовки их к похоронам, проведения церемонии прощания - не менее 50 метров.

Кроме того, постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.09.2007 № 74 утверждены санитарно-эпидемиологические правила и нормативы 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов».

В соответствии с пунктом 12.4.9 раздела 12 «Сооружения санитарно-технические, транспортной инфраструктуры, объекты коммунального назначения, спорта, торговли и оказания услуг» таблицы 7.1 «Санитарная квалификация СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 для кладбища смешанного и традиционного захоронения площадью 10 и менее га установлены ориентировочные размеры санитарно-защитных зон – 100 м.

Отсутствие в установленном законом порядке решения по отведению земельного участка для размещения кладбища, находящегося в границах Междуреченского муниципального округа, не установление границ данного земельного участка на местности, не проведение межевания занятого под кладбищем земельного участка, не постановка его на государственный кадастровый учет и не регистрация права собственности на данный земельный участок, приводит к нарушению прав жителей Междуреченского муниципального округа на организацию и благоустройство территории кладбища, расположенного по направлению на юго-запад от д.Врагово. Не приведение территории данного кладбища в соответствие с нормами действующего земельного законодательства, кадастрового учета и его регистрации в установленном законом порядке, приведет к обезличиванию территории данного кладбища, отсутствию его на кадастровом учете, отсутствию права собственности администрации Междуреченского муниципальнорго округа на территории данного кладбища, а при осуществлении захоронений умерших - возможно нарушение санитарных правил и прав неограниченного круга лиц на благоприятную среду.

На момент рассмотрения настоящего гражданского дела, установленные прокурором нарушения ответчиками не устранены, что представителями ответчиков не опровергнуто.

Учитывая, что организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения отнесены к задачам Управления по развитию территории, суд приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора, направленных к Управления по развитию территории в полном объеме.

Одновременно, в соответствии со статьей 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

С учетом мнения и.о. помощника прокурора, суд считает возможным установить Управлению по развитию территории Междуреченского муниципального района администрации Междуреченского муниципального округа срок исполнения обязанностей в течение одного года после вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,

решил:

Иск прокурора Междуреченского района Вологодской области в защиту интересов неопределенного круга лиц о возложении обязанности осуществить действия в отношении земельного участка, занятого общественным кладбищем – удовлетворить.

Возложить на Управление по развитию территории администрации Междуреченского муниципального округа Вологодской области обязанность в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу принять меры по проведению работ по межеванию, поставке на государственный кадастровый учет, оформлению в собственность земельного участка, используемого для размещения кладбища по направлению на юго-запад от д.Врагово Междуреченского муниципального округа Вологодской области.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через Междуреченский районный суд Вологодской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                                                      Н.Д. Филиппова

2-64/2023 ~ М-54/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокуратура Междуреченского района
Ответчики
Управление по развитию территории администрации Междуреченского муниципального округа
Администрация Междуреченского муниципального округа Вологодской области
Другие
Управление Росреестра по Вологодской области
Департамент лесного комплекса Вологодской области
Суд
Междуреченский районный суд Вологодской области
Судья
Филиппова Наталья Дмитриевна
Дело на странице суда
mezhdurechensky--vld.sudrf.ru
30.06.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
30.06.2023Передача материалов судье
03.07.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.07.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.07.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.07.2023Судебное заседание
16.08.2023Судебное заседание
16.08.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.08.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее