РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Красный Яр 15 марта 2022 г.
Красноярский районный суд Астраханской области в составе:
председательствующего судьи Илларионовой А.М.,
при секретаре Тажиевой С.И.,
с участием помощника прокурора Красноярского района Астраханской области Канатовой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Красноярского района Астраханской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «Ватаженский сельсовет» Красноярского района Астраханской области о возложении обязанности совершить действия для обеспечения доступности инвалидов к объектам инфраструктуры,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Красноярского района Астраханской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации МО «Ватаженский сельсовет»Красноярского района Астраханской области о возложении обязанности совершить действия для обеспечения доступности инвалидов к объектам инфраструктуры, указав, что прокуратурой Красноярского района Астраханской области на постоянной основе осуществляется надзор за исполнением законодательства о социальной защите и социальном обслуживании инвалидов на территории Красноярского района Астраханской области. В ходе проведенной проверки ДД.ММ.ГГГГ установлено, что при входе в здание администрации МО «Ватаженский сельсовет», расположенного по адресу: <адрес>, оборудованный пандус не соответствует требованиям СП 59.13330.2020 «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», представляет собой сооружение, не позволяющее передвигаться по нему гражданам с ограниченными возможностями здоровья, создает предпосылки возникновения причинения вреда здоровью указанной категории граждан при пользовании данным сооружением. ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы администрации МО «Ватаженский сельсовет» было внесено представление об устранении нарушений законодательства о социальной защите и социальном обслуживании инвалидов в части обеспечения доступа граждан с ограниченными возможностями к зданию муниципалитета, которые по настоящее время устранены не в полном объеме.
В связи с чем, просит обязать администрацию МО «Ватаженский сельсовет» Красноярского района Астраханской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ при входе в здание муниципального образования, расположенного по адресу: <адрес>, оборудовать пандус в соответствии с требованиями СП 59.13330.2020 «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения».
Помощник прокурора Красноярского района Астраханской области Канатова Н.В. в судебном заседании исковые требования поддержала, просила их удовлетворить, и установить срок исполнения – в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Представитель администрации МО «Ватаженский сельсовет» Красноярского района Астраханской области о времени и месте судебного разбирательства извещен в порядке статей 113, 115 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации надлежащим образом, в судебное заседание не явился, причина неявки неизвестна.
В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Суд, выслушав помощника прокурора, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно ч.1 ст.39 Конституции Российской Федерации каждому от 12.12.1993 гарантируется социальное обеспечение в случае инвалидности.
В силу ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется различными способами, предусмотренными законом, в том числе путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» социальная защита инвалидов-система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодолевания, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Частью 1 статьи 15 Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации предусмотрено, что федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности, дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информацией знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика.
Законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на ряде принципов, одним из которых является обеспечения инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения (статья 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 7 статьи 30 Федерального закона от 30.12.2009 г. № 3484-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» предусмотрено, что доступность зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения должны обеспечивать: досягаемость ими мест освещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений, безопасность путей движения.
Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения указаны в строительных нормах и правилах СП 59.13330.2020 «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» (утвержден и введен в действие Приказом Минстроя России от 30.12.2020 № 904/пр).
В соответствии с требованиями Свода правил в зданиях и сооружениях должны быть обеспечены для маломобильных групп населения условия использования в полном объеме помещений для безопасного осуществления необходимой деятельности самостоятельно либо при помощи сопровождающего, а также эвакуации в случае экстренной ситуации. В здании должен быть как минимум один вход, доступный для маломобильных групп населения, с поверхности земли и из каждого доступного для маломобильных групп населения подземного или надземного уровня, соединенного с этим зданием.
Согласно п. 5.1.16 СП горизонтальные площадки перед началом и после завершения пандуса должны быть с размерами прохожей части, не менее: на общих путях движения с встречным движением – ширина 1,8 м, длина 1,5 м, при каждом изменении направления пандуса – 1,8х1,8 м, при движении в одном направлении – ширина 1,5 м, длина 1,5 м, при каждом изменении направления пандуса – 1,5х1,5 м.
По продольным краям марша пандуса следует устанавливать бортики высотой не менее 0,05 м.
Пандусы должны иметь двустороннее ограждение с поручнями на высоте 0,9 и 0,7 м, верхний и нижний поручни пандуса должны находиться в одной вертикальной плоскости с границами прохожей части пандуса (краем бортика).
Ширина марша пандуса (расстояние между поручнями ограждений пандуса) с движением в одном направлении должна быть в пределах от 0,9 до 1,0 м.
Применение на обязательной основе абзаца второго п. 5.1.17 обеспечивает соблюдение требований Федерального закона от 30.12.2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (Постановление Правительства РФ от 28.05.2021 г. № 815).
Пункт 5.1.17 СП поверхность пандуса должна быть нескользкой с учетом требований 5.1.11.
В качестве поверхности пандуса допускается использовать металлические решетки. Размеры ячеек должны соответствовать требованиям 5.1.18. При этом конструкция пандуса должна выдерживать нагрузку не менее 250 кг/м2 с прогибом не более 5 мм.
Поверхность пандуса должна быть выделена цветом или текстурой, контрастной относительно прилегающей поверхности
Пункт 3.15 СП определяет пандус как сооружение, предназначенное для сопряжения поверхностей пешеходных путей на разных уровнях, состоящее из одного или нескольких маршей, имеющих наклонную поверхность с продольным уклоном и, при необходимости, горизонтальные поверхности.
В соответствии с п. 5.1.13 СП с двух сторон одно- и многомаршевых внешних лестниц следует предусматривать непрерывные по всей их длине ограждения и поручни в соответствии с ГОСТ Р 51261. Форма завершающих частей поручней должна быть травмобезопасной: с плавным завершением вниз, в сторону ограждения или стены и т.п.
Пунктом 3.8 СП дано понятие доступности, как характеристика зданий, сооружений и используемых на них информационных средств, обеспечивающая возможность воспользоваться или маломобильными группами населения.
В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Из материалов дела следует, что прокуратурой Красноярского района Астраханской области ДД.ММ.ГГГГ. проведена проверка исполнения законодательства о социальной защите и социальном обслуживании инвалидов на территории Красноярского района Астраханской области, в ходе которой установлено, что при входе в здание администрации МО «Ватаженский сельсовет», расположенного по адресу: <адрес>, оборудованный пандус не соответствует требованиям СП 59.13330.2020 «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», представляет собой сооружение, не позволяющее передвигаться по нему гражданам с ограниченными возможностями здоровья, создает предпосылки возникновения причинения вреда здоровью указанной категории граждан при пользовании данным сооружением.
ДД.ММ.ГГГГ. прокуратурой Красноярского района Астраханской области в адрес главы администрации МО «Ватаженский сельсовет» внесено представление об устранении нарушений законодательства о социальной защите и социальном обслуживании инвалидов в части обеспечения доступа граждан с ограниченными возможностями к зданию муниципалитета.
До настоящего времени указанные выше нарушения не устранены.
Таким образом, не выполнение органом местного самоуправления требований обозначенного законодательства влечет за собой нарушение гарантированного конституцией права граждан с ограниченными возможностями здоровья на беспрепятственную доступность к зданию, возможности пользоваться равными правами наравне с другими гражданами и участвовать в жизни общества.
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что требования прокурора Красноярского района Астраханской области законны, обоснованы, в связи с чем, подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Красноярского района Астраханской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «Ватаженский сельсовет» о возложении обязанности совершить действия для обеспечения доступности инвалидов к объектам инфраструктуры – удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования «Ватаженский сельсовет» Красноярского района Астраханской области оборудовать при входе в здание администрации муниципального образования, расположенного по адресу: <адрес>, пандус в соответствии с требованиями СП 59.13330.2020 «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, через районный суд, принявший решение.
Решение в окончательной форме изготовлено 22 марта 2022 г.
Судья А.М. Илларионова