УИД 71RS0019-01-2022-001118-73
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
8 сентября 2022 г. г. Суворов Тульской области
Суворовский межрайонный суд Тульской области в составе:
председательствующего судьи Мясоедовой Р.В.,
при ведении протокола секретарем Димитрогло О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-675/2022 по иску Кулешова В.А. к государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» филиалу отдела социальной защиты населения по Суворовскому району об оспаривании действий по отказу в предоставлении мер социальной поддержки, обязании назначения ежемесячной денежной выплаты как ветерану труда,
установил:
Кулешов В.А. обратился в суд с указанным иском, обосновав его тем, что с 25.07.2022 является ветераном труда, о чем имеет соответствующее удостоверение.
Как ветеран труда, в силу ст.7 Закона Тульской области от 28.12.2004 №493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» имеет право на меру социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты.
26.07.2022 истец обратился в ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Тульской области» филиал отдела социальной защиты населения по Суворовскому району за предоставлением ежемесячной денежной выплаты, однако ему было отказано, в связи с тем, что он не достиг пенсионного возраста.
Просил суд признать незаконным отказ ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Тульской области» филиал отдела социальной защиты населения по Суворовскому району в назначении ежемесячной денежной выплаты, обязании назначения ежемесячной денежной выплаты как ветерану труда с 26.07.2022.
В судебное заседание истец Кулешов В.А. не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще. В письменном заявлении просил о рассмотрении дела в его отсутствие, исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, указанным в иске, просил их удовлетворить.
Представитель ответчика ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Тульской области» филиала отдела социальной защиты населения по Суворовскому району в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен в установленном законом порядке. В письменном заявлении представитель ответчика просила рассмотреть дело в его отсутствие. В письменных возражениях в удовлетворении исковых требований просил отказать, ссылаясь на то, что определенные законом меры социальной поддержки заявитель может реализовать при достижении им возраста, дающего право на трудовую пенсию.
Представитель третьего лица Министерства труда и социальной защиты Тульской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен в установленном законом порядке.
На основании ст.167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно п.«ж» ч.1, ч.2 ст.72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральному законодательству.
На федеральном уровне правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации урегулированы Федеральным законом от 12.01.1995 №5-ФЗ «О ветеранах».
В соответствии со ст.22 названного Федерального закона меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31.12.2004, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Как следует из преамбулы и ст.153 Федерального закона от 22.08.2004 №122-ФЗ, при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативных правовых актов, определяющих меры социальной поддержки ветеранов труда, вновь устанавливаемые размеры и условия предоставления социальных выплат, гарантии и компенсации в денежной форме не могут быть ниже прежних размеров (по состоянию на 31.12.2004), а при изменении после 31.12.2004 порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся им до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены; в случае избрания субъектом Российской Федерации иного порядка, чем тот, который существовал на 31 декабря 2004 г. (например, замена отдельных льгот на денежные компенсации), субъект Российской Федерации обязан вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие не только сохранение, но и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты указанных категорий граждан.
Таким образом, федеральный законодатель перешел к новой системе правового регулирования по вопросам социального обеспечения ветеранов на основе принципа разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
При этом Федеральный закон от 22.08.2004 №122-ФЗ не содержит предписаний, какие конкретно меры социальной поддержки ветеранов труда должны быть приняты субъектами Российской Федерации, а также не определен круг лиц, имеющих звание «Ветеран труда», на которых указанные меры социальной поддержки должны распространяться.
В целях реализации предоставленных субъектам Российской Федерации полномочий в области социального обеспечения ветеранов труда Тульской областной Думой был принят Закон Тульской области от 28.12.2004 №493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», статьей 1 которого установлена категория лиц, имеющих право на меры социальной поддержки, куда отнесены ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31.12.2004.
В соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Настаивая на удовлетворении требований о предоставлении мер социальной поддержки, истец Кулешов В.А. ссылался на то, что он имеет удостоверение «Ветеран труда» от 25.07.2022, а поэтому имеет право как ветеран труда на предоставление мер социальной поддержки, в том числе, на получение ежемесячной денежной выплаты, в чем было неправомерно отказано.
Проверяя состоятельность заявленных истцом требований, суд установил, что изложенные им обстоятельства подтверждаются исследованными в судебном заседании копией удостоверения «Ветеран труда» от 25.07.2022 № №.
Как следует из материалов дела, Кулешов В.А. в установленном порядке 26.07.2022 обратился в отдел социальной защиты населения по Суворовскому району Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты. 02.08.2022 ответчиком принято решение №794 об отказе в удовлетворении данного требования со ссылкой на тот факт, что он не достиг возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости.
В силу ст.7 Закона Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» в качестве меры социальной поддержки предусматривается ежемесячная денежная выплата, в том числе ветеранам труда, а также гражданам, приравненным к ним по состоянию на 31.12.2004. Действие настоящего Закона распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2005.
Из приведенной нормы Закона следует, что право ветеранов труда на получение данного вида меры социальной поддержки законодатель Тульской области связывает лишь с приобретением гражданином статуса «Ветеран труда» и не ставит приобретение этого права в зависимость от иных обстоятельств, в том числе от наличия определенного возраста или от получения какого-либо вида пенсии.
В соответствии с Порядком назначения и предоставления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям жителей Тульской области, утвержденным Постановлением администрации Тульской области от 15.03.2005 №201 «О мерах по реализации Закона Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» право на ежемесячную денежную выплату имеют ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31.12.2004.
При этом ежемесячная денежная выплата назначается со дня обращения за ней, но не ранее возникновения права на указанную выплату.
Днем обращения за назначением ежемесячной денежной выплаты считается день приема органом социального развития заявления со всеми необходимыми документами.
Между тем, суд считает, что позиция отдела социальной защиты населения по Суворовскому району Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области», указанная представителем ответчика в возражениях на исковое заявление, не согласуется с положениями Закона Тульской области №493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», поскольку данный Закон сам по себе не связывает право на получение указанных выше мер социальной поддержки с достижением определенного возраста, в том числе и дающего право на назначение пенсии по старости.
Таким образом, из приведенных выше обстоятельств следует, что основанием к отказу органами социальной защиты населения в предоставлении истцу меры социальной поддержки, в виде ежемесячной денежной выплаты, послужил тот факт, что Кулешов В.А. не достиг возраста, при наличии которого, по мнению ответчика, Закон Тульской области предусматривает право на получение указанных льгот.
Суд считает, что истцом Кулешовым В.А. доказан факт наличия у него, как ветерана труда, права на получение ежемесячной денежной выплаты, по вопросу реализации которого он первоначально обратился в органы социальной защиты населения 26.07.2022, а поэтому его требование о назначении и выплате ежемесячной денежной выплаты с момента обращения в соответствии с п.4, п.8 Порядка назначения и предоставления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям жителей Тульской области, утвержденного Постановлением Администрации Тульской области от 15.03.2005 №201, подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,
решил:
исковые требования Кулешова В.А. к государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» филиалу отдела социальной защиты населения по <адрес> об оспаривании действий по отказу в предоставлении мер социальной поддержки, обязании назначения ежемесячной денежной выплаты как ветерану труда, удовлетворить.
Признать отказ в реализации права на меры социальной поддержки незаконным и признать за Кулешовым В.А. право на получение мер социальной поддержки, предусмотренное для ветеранов труда Законом Тульской области от 28.12.2004 №493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», в виде ежемесячной денежной выплаты, получения ежемесячной денежной выплаты.
Обязать государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» филиал отдела социальной защиты населения по Суворовскому району назначить Кулешову В.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцу <адрес>, как ветерану труда ежемесячную денежную выплату с 26.07.2022.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Суворовский межрайонный суд Тульской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено судом 15 сентября 2022 г.
Судья Р.В. Мясоедова