Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1472/2022 ~ М-1061/2022 от 09.06.2022

Дело № 2-1472/2022

18RS0023-01-2022-001907-80

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

07 июля 2022 года г. Сарапул УР

Сарапульский городской суд Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Арефьевой Ю.С.,

при секретаре Борисовой И.В.,

с участием прокурора Муханова М.Л.,

при участии: представителя ответчика МБОУ «Средняя образовательная школа №23» Хафизовой З.Т.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Сарапула УР в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа №23» о понуждении к совершению действий,

установил:

Прокурор г. Сарапула УР в интересах неопределенного круга лиц обратился в Сарапульский городской суд с иском к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа №23» о понуждении к совершению действий, свои требования мотивирует следующим. Прокуратурой г. Сарапула проведена проверка соблюдения общеобразовательными организациями законодательства, регламентирующего безопасность обучающихся во время образовательного процесса. Установлено, что МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №23» по результатам проведенного категорирования объекта присвоена третья категория опасности. В ходе проверки исполнения образовательной организацией законодательства о противодействии терроризму выявлены следующие нарушения: отсутствует система оповещения и управления эвакуацией людей на объекте (территории). Негативными последствиями являются нарушения прав учащихся на образование в условиях, соответствующих требованиям законодательства об обеспечении безопасности, длительное неустранение выявленных нарушений закона. Как следует из п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение. В соответствии с ч.1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Обращение прокурора с данным исковым заявлением в суд обусловлено необходимостью защиты неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, количество которых в образовательной организации постоянно меняется, чьи права и законные интересы поставлены образовательной организацией под угрозу. Просит обязать МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №23» в срок до 31 августа 2023 года устранить нарушения законодательства об образовании и антитеррористической безопасности, путем оборудования системы оповещения и управления эвакуацией людей на объекте (территории).

В судебном заседании помощник прокурора г. Сарапула Муханов М.Л. исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, указанным в исковом заявлении.

Представитель ответчика МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №23» Хафизова З.Т. исковые требования признала частично, пояснила, что в МБОУ «СОШ №23» в Управление образования г. Сарапула направлена заявка о выделение денежных средств для устранения нарушений законодательства об образовании и антитеррористической деятельности, однако до настоящего времени денежные средства не поступили.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

Прокуратурой г. Сарапула проведена проверка соблюдения общеобразовательными организациями законодательства, регламентирующего безопасность обучающихся во время образовательного процесса.

Согласно части 4 статьи 67.1 Конституции Российской Федерации дети являются важнейшим приоритетом государственной политики России. Государство создает условия, способствующие всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей, воспитанию в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим. Государство, обеспечивая приоритет семейного воспитания, берет на себя обязанности родителей в отношении детей, оставшихся без попечения.

Статья 20 Конституции Российской Федерации, статья 10 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» регламентируют право детей на жизнь и здоровье.

В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. Образовательные организации несут ответственность в установленном законодательством РФ порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, в том числе за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Статья 5 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).

В соответствии с пунктом 1 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения РФ и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 2 августа 2019 г. № 1006 (далее по тексту - Требования), настоящие требования устанавливают обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения РФ и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения РФ (далее - объект (территория).

Согласно пункту 6 Требований в целях установления дифференцированных требований к обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) с учетом степени угрозы совершения террористического акта и возможных последствий его совершения и на основании оценки состояния защищенности объектов (территорий), их значимости для инфраструктуры и жизнеобеспечения и степени потенциальной опасности совершения террористического акта проводится категорирование объектов (территорий).

Результаты работы комиссии оформляются актом обследования и категорирования объекта (территории), который подписывается всеми членами комиссии и утверждается председателем комиссии не позднее последнего дня работы комиссии (пункт 15 Требований).

В ходе проведения проверки прокуратурой г. Сарапула установлено, что МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №23» по результатам проведенного категорирования объекта присвоена третья категория опасности.

Антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории), на выявление нарушителей установленных на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта, а также на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях) (пункт 17 Требований).

В соответствии с пунктом 31 Требований система оповещения и управления эвакуацией людей на объекте (территории) должна обеспечивать оперативное информирование лиц, находящихся на объекте (территории), о необходимости эвакуации и других действиях, обеспечивающих безопасность людей и предотвращение паники. Системы оповещения и управления эвакуацией людей должны быть автономными и оборудованы источниками бесперебойного электропитания. В любой точке объекта (территории), где требуется оповещение людей, уровень громкости, формируемый звуковыми и речевыми оповещателями, должен быть выше допустимого уровня шума. Речевые оповещатели должны быть расположены таким образом, чтобы в любой точке объекта (территории), где требуется оповещение людей, обеспечивалась разборчивость передаваемой речевой информации.

Мероприятия, направленные на антитеррористическую защиту объекта, которые изложены в Требованиях, являются обязательными для исполнения, их выполнение необходимо для пресечения преступлений террористической направленности и является мерой по обеспечению безопасности жизни и здоровья учащихся и работников. Выполнение этой обязанности направлено на обеспечение приоритета безопасности учащихся и работников учреждения во время образовательного процесса, их охрану и защиту от любых возможных посягательств со стороны третьих лиц. Данная мера является одной из профилактических мер, направленных на противодействие террористической деятельности.

В ходе проверки исполнения образовательной организацией законодательства о противодействии терроризму прокуратурой г. Сарапула выявлены следующие нарушения.

В нарушение требований законодательства об охране жизни и здоровья несовершеннолетних, антитеррористической безопасности в школе отсутствует система оповещения и управления эвакуацией людей на объекте (территории).

Негативными последствиями являются нарушения прав учащихся на образование в условиях, соответствующих требованиям законодательства об обеспечении безопасности.

21 мая 2021 года в адрес Главы г. Сарапула прокурором г. Сарапула направлено представление об устранении нарушений законодательства в сфере обеспечения антитеррористической защищенности образовательных организаций.

Из сообщения Главы г. Сарапула от 21 июня 2021 года следует, что представление прокуратуры рассмотрено, вопрос финансирования мероприятий будет рассмотрен при формировании бюджета города на 2022 года.

27 апреля 2022 года в адрес директора МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 23» направлено представление об устранении нарушений законодательства в сфере образования и противодействия терроризму.

Согласно сообщению директора МБОУ СОШ № 23, адресованному прокурору г. Сарапула, в адрес учредителя направлена заявка о необходимости выделения денежных средств.

Как следует из пункта 4 статьи 27, пункта 3 статьи 35 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации присуждение к исполнению обязанности в натуре является одним из способов защиты гражданских прав.

В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В ходе рассмотрения дела установлено, что по состоянию на 22 июня 2022 года требования, изложенные в представлении прокурора, не исполнены, нарушения закона не устранены, тем самым ущемляются права и охраняемые законом интересы неопределенного круга лиц, в том числе и несовершеннолетних.

Принимая во внимание, что негативными последствиями выявленных нарушений законодательства является угроза жизни и здоровью несовершеннолетних, нарушение права на образование в условиях безопасности, суд приходит к выводу о необходимости возложения на МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №23» обязанности в срок до 31 августа 2023 года устранить нарушения законодательства об образовании и антитеррористической безопасности, путем оборудования системы оповещения и управления эвакуацией людей на объекте (территории).

Срок исполнения обязанности, который предложен прокурором, является разумным. В течение указанного срока, ответчик будут иметь реальную возможность устранить нарушения требований федерального законодательства, установленные судом.

В соответствии со статьей 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Исходя из положений части 2 статьи 61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в бюджеты муниципальных районов подлежат зачислению налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, в частности, государственной пошлины (подлежащей зачислению по месту государственной регистрации, совершения юридически значимых действий или выдачи документов) - по нормативу 100 процентов: по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями (за исключением Верховного Суда Российской Федерации).

Поскольку при обращении в суд с настоящим иском истец был освобожден от уплаты государственной пошлины, исковые требования прокурора г. Сарапула удовлетворены, с ответчика в доход муниципального образования «Город Сарапул» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования прокурора города Сарапула в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа №23» о понуждении к совершению действий, удовлетворить.

Обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №23» (ОГРН 1021800999736, ИНН 1827016714) в срок до 31 августа 2023 года устранить нарушения законодательства об образовании и антитеррористической безопасности путем оборудования системы оповещения и управления эвакуацией людей на объекте (территории).

Взыскать с муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №23» в доход Муниципального образования «Город Сарапул» государственную пошлину в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение одного месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме через Сарапульский городской суд.

Решение принято судом в окончательной форме 08 июля 2022 года.

Судья Ю.С. Арефьева

<данные изъяты>

<данные изъяты>

2-1472/2022 ~ М-1061/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор города Сарапула
Ответчики
МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №23"
Суд
Сарапульский городской суд Удмуртской Республики
Судья
Арефьева Юлия Сергеевна
Дело на странице суда
sarapulskiygor--udm.sudrf.ru
09.06.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.06.2022Передача материалов судье
10.06.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.06.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.06.2022Подготовка дела (собеседование)
15.06.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.07.2022Судебное заседание
08.07.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.07.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.08.2022Дело оформлено
22.08.2022Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее