№ 2-287/2024
64RS0047-01-2023-004211-74
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 апреля 2024 года г. Саратов
Октябрьский районный суд города Саратова в составе председательствующего судьи Замотринской П.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Абрамовым А.Е.,
при участии помощника прокурора Волжского района г. Саратова Овчинниковой М.С.,
представителя ответчика ГКУ СО «Комитет социальной поддержки населения г. Саратова» Абашина Ю.В.,
представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Министерства труда и социальной защиты Саратовской области Наугмановой А.Д.,
третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, - Иванова А.А., Решетниковой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Волжского района г. Саратова, действующего в интересах Иванова А.Ф., к ГКУ СО «Комитет социальной поддержки населения г. Саратова», третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора, - Министерство труда и социальной защиты Саратовской области, Иванова А.А., Решетникова Е.А., Нечаев А.А., Иванов А.А., о возложении обязанности произвести перерасчет дополнительной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг,
установил:
прокурор обратился в суд с заявленными требованиями, в обоснование которых указал, что Иванов А.Ф. состоит на учете в ГКУ СО «Комитет социальной поддержки населения г. Саратова» по льготной категории «инвалид ВОВ», с 1 января 2015 года является получателем ежемесячной компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг согласно ФЗ от 12 января 1995 года «О ветеранах» и дополнительной меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с Законом СО от 24 сентября 2015 года № 215-ЗСО «Об установлении дополнительной меры социальной поддержки участников ВОВ, инвалидов ВОВ и инвалидов боевых действий, а также приравненных к ним граждан, проживающих с Саратовской области». Проверкой установлено, что расчет компенсации, предоставляемой Иванову А.Ф. согласно ст. 14 ФЗ «О ветеранах», производится с 1 января 2015 года с учетом совместно проживающих с льготополучателем членов семьи – Иванова А.А., <дата> года рождения, Иванова А.А., <дата> года рождения, Решетниковой Е.А., <дата> года рождения, Негаева А.А., <дата> года рождения. При этом расчет дополнительной компенсации Иванову А.Ф. в размере 50 % платы за содержание жилого помещения, платы за коммунальные услуги, за услугу «обращение с ТКО» учреждением производится лишь исходя из доли льготника в объеме потребленных ресурсов, то есть с 1/2, что подтверждается детализацией расчета дополнительной компенсации. При этом, в соответствии с ч. 1 ст. 7 Закона СО от 24 сентября 2015 года № 215-ЗСО «Об установлении дополнительной меры социальной поддержки участников ВОВ, инвалидов ВОВ и инвалидов боевых действий, а также приравненных к ним граждан, проживающих с Саратовской области» при наличии в семье гражданина, указанного в части 1 статьи 1 настоящего Закона, членов семьи, получающих меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по иным основаниям, и членов семьи, не получающих меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, размер компенсации определяется из расчета доли гражданина и членов его семьи, не получающих меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, в суммах, фактически оплаченных за жилое помещение и коммунальные услуги и приходящихся на всех членов семьи. Учитывая, что члены семьи Иванова А.Ф. не получают меры социальной поддержки, применяемый механизм расчета льготы Иванову А.Ф. не отвечает требования ст. 1 указанного Закона № 105-ЗСО, поскольку в данном случае расходы, не подлежащие возмещению за счет средств федерального бюджета, компенсируются в размере 50 % инвалиду войны не в полном объеме, без распространения на членов его семьи. На основании изложенного истец первоначально спросил суд обязать ГКУ СО «Комитет социальной поддержки населения г. Саратова» произвести Иванову А.Ф. перерасчет дополнительной ежемесячной компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг согласно Закону Саратовской области от 24 сентября 2015 года № 105-ЗСО «Об установлении дополнительной меры социальной поддержки участников ВОВ, инвалидов ВОВ и инвалидов боевых действий, а также приравненных к ним граждан, проживающих с Саратовской области» за период с 3 ноября 2020 года с учетом членов семьи; обязать ГКУ СО «Комитет социальной поддержки населения г. Саратова» с 1 октября 2023 года производить Иванову А.Ф. расчет дополнительной ежемесячной компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг согласно Закону Саратовской области от 24 сентября 2015 года № 105-ЗСО «Об установлении дополнительной меры социальной поддержки участников ВОВ, инвалидов ВОВ и инвалидов боевых действий, а также приравненных к ним граждан, проживающих с Саратовской области» с учетом членов семьи.
В ходе рассмотрения дела исковые требования были уточнены истцом, с учетом уточнения заявленных требований истец просит суд обязать ГКУ СО «Комитет социальной поддержки населения г. Саратова» произвести перерасчет дополнительной ежемесячной компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг согласно Закону Саратовской области от 24 сентября 2015 года № 105-ЗСО «Об установлении дополнительной меры социальной поддержки участников ВОВ, инвалидов ВОВ и инвалидов боевых действий, а также приравненных к ним граждан, проживающих с Саратовской области» Иванову А.Ф. за период с 3 ноября 2020 года по 3 ноября 2023 года с учетом членов семьи, а также с 3 ноября 2023 года производить Иванову А.Ф. расчет дополнительной ежемесячной компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг с учетом членов семьи.
В судебном заседании представитель прокуратуры заявленные исковые требования поддержал, просил их удовлетворить.
Истец в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, причина неявки суду не известна.
Представитель ответчика ГКУ СО «Комитет социальной поддержки населения г. Саратова» в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражала по основаниям, изложенным в письменных возражениях, в соответствии с которыми в состав семьи Иванова А.Ф. входит только он и его сын, получающий меры социальной поддержки. Зарегистрированная с ними Решетникова Е.А. не является членом семьи Иванова А.Ф., таким образом норма ч. 1 ст. 7 Закона ЗСО не может применяться к данной семье.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, - Министерства труда и социальной защиты Саратовской области против удовлетворения заявленных требований возражала по основаниям, изложенным в письменных возражениях на исковое заявление, в которых указано, что Иванова А.Ф. проживет по адресу: <адрес> вместе с Ивановым А.А., Ивановой А.А., Решетниковой Е.А., Негаевым А.А., в исковом заявлении прокуратуры последние указаны как члены семби Иванова А.Ф., между тем, в материалы дела доказательства данного факта не приложены. Признание Решетниковой Е.А. членом семьи Иванова А.Ф. возможно только в судебном порядке путем установления юридического факта. Свидетельство о браке Иванова А.А. и Решетниковой Е.А. устанавливает лишь степень родства указанных лиц, но никак не доказывает, что Решетникова Е.А. является членом семьи Иванова А.Ф.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора, - Иванов А.А., Решетникова Е.А., в судебном заседании просили исковые требования удовлетворить.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, Нечаев А.А., Иванова А.А. в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, причина неявки суду не известна.
При таких обстоятельствах суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив доводы искового заявления, возражений на исковое заявление, выслушав объяснения участников процесса и исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что Иванов А.Ф. является инвалидом ВОВ и зарегистрирован по адресу: <адрес> (л.д. 74-154 – личное дело).
Собственником указанной квартиры с 30 сентября 2020 года является Иванова А.А. (л.д. 157-158).
С 1 января 2015 года Иванова А.Ф., как инвалид ВОВ, является получателем ежемесячной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг как собственник жилого помещения по адресу: <адрес> (л.д. 74-154 – личное дело).
При этом, расчет дополнительной компенсации Иванову А.Ф. в размере 50 % платы за содержание жилого помещения, платы за коммунальные услуги, за услугу «обращение с ТКО» учреждением производится лишь исходя из доли льготника в объеме потребленных ресурсов, то есть с 1/2, что подтверждается детализацией расчета дополнительной компенсации (л.д. 12-73).
Как следует из справок о регистрации истца и третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, истец Иванов А.Ф., а также третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - Иванов А.А. и Решетникова Е.А., зарегистрированы по адресу: <адрес> (л.д. 225).
Третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора, - Нечаев А.А., Иванова А.А. зарегистрированы по другим адресам (л.д. 224).
Указанное подтверждается также представленными копиями паспортов (л.д. 212-219).
При этом как следует из ответа ГКУ СО «Комитет социальной поддержки населения г. Саратова» от 25 сентября 2023 года на требование прокурора Иванов А.А. имеет льготный статус «Ветеран военной службы».
Ст. 10 ФЗ от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» предусмотрено, что в дополнение к мерам социальной поддержки, установленным ст.ст. 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, субъекты РФ могут устанавливать иные меры социальной поддержки законами субъектов РФ и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами. Дополнительные меры социальной поддержки, установленные в соответствии с настоящим пунктом, являются расходными.
На территории Саратовской области принят и действует Закон Саратовской области от 24 сентября 2015 года № 105-ЗСО «Об установлении дополнительной меры социальной поддержки участников Великой Отечественной войны, инвалидов Великой Отечественной войны и инвалидов боевых действий, а также приравненных к ним граждан, проживающих в Саратовской области».
Согласно пп. 1 п. 1 ст. 1 указанного закона дополнительная мера социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (с учетом оплаты стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива) в части расходов, не подлежащих возмещению за счет средств федерального бюджета, в форме ежемесячной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - компенсация) устанавливается следующим категориям граждан, проживающих в Саратовской области (далее - граждане):
1) участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в пп. «а» - «ж», «и» пп. 1 п. 1 ст. 2 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах»;
2) инвалидам Великой Отечественной войны, инвалидам боевых действий, военнослужащим и лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, войск национальной гвардии, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, ставшим инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), указанным в статьях 4, 14 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах»;
3) участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных
в пп. «з» пп. 1 п. 1 ст. 2 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах»;
4) бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, указанным в Указе Президента РФ от 15 октября 1992 года № 1235 «О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны».
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона Саратовской области от 24 сентября 2015 года № 105-ЗСО гражданам, указанным в пунктах 1, 2, 4 части 1 статьи 1 настоящего Закона, компенсация предоставляется в размере 50 процентов:
- платы за наем и (или) платы за содержание жилого помещения исходя из занимаемой соответственно нанимателями либо собственниками общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади);
- взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом области, и занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади);
- платы за коммунальные услуги (холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, тепловая энергия, газ, бытовой газ в баллонах, отведение сточных вод), рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг;
- платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, рассчитанной исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов;
- оплаты стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива - при проживании в домах, не имеющих центрального отопления.
Как следует из ч. 1 ст. 3 Закона Саратовской области от 24 сентября 2015 года № 105-ЗСО компенсация предоставляется гражданам, указанным в ч. 1 ст. 1 настоящего Закона, исходя из фактически оплаченных отраженных в платежных документах или сведениях сумм на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере, установленном ст. 2 настоящего Закона для соответствующей категории граждан, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Вместе с тем, согласно ч. 1 ст. 7 Закона Саратовской области от 24 сентября 2015 года № 105-ЗСО при наличии в семье гражданина, указанного в ч, 1 ст. 1 настоящего Закона, членов семьи, получающих меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по иным основаниям, и членов семьи, не получающих меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, размер компенсации определяется из расчета доли гражданина и членов его семьи, не получающих меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, в суммах, фактически оплаченных за жилое помещение и коммунальные услуги и приходящихся на всех членов семьи.
Указанная норма права определяет порядок расчета размера компенсации в случае, если в семье гражданина, указанного в ч. 1 ст. 1 Закона Саратовской области от 24 сентября 2015 года № 105-ЗСО, имеются члены семьи, получающие меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по иным основаниям, и члены семьи, не получающие таких мер.
В данном случае, для применения ч. 1 ст. 7 Закона Саратовской области от 24 сентября 2015 года № 105-ЗСО, необходимо соблюдение одновременно двух условий:
1. наличие членов семьи, получающих меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по иным основаниям;
2. наличие членов семьи, не получающих меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
Таким образом, поскольку в суд предоставлены доказательства, что с ветераном ВОВ Ивановым А.Ф. зарегистрированы двое членов семьи, - Иванов А.А. - сын, и Решетникова Е.А. - сноха, при этом Иванов А.А. имеет льготный статус, а другой член семьи льготного статуса не имеет, то требования истца о возложении на ГКУ СО «Комитет социальной поддержки населения г. Саратова» произвести перерасчет дополнительной ежемесячной компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг Иванову А.Ф. с учетом членов семьи согласно Закону Саратовской области от 24 сентября 2015 года № 105-ЗСО «Об установлении дополнительной меры социальной поддержки участников ВОВ, инвалидов ВОВ и инвалидов боевых действий, а также приравненных к ним граждан, проживающих с Саратовской области» являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Прокурором исковые требования заявлены о возложении обязанности произвести перерасчет на дачу подачу искового заявления и далее на будущее время, поскольку после подачи в суд искового заявления будущее время наступило, то датой, до которой нужно произвести перерасчет суд считает необходимым указать дату вынесения судебного решения – 11 апреля 2024 года, а дату, с которой необходимо производить правильный расчет – следующий день за днем вынесения судебного решения – 12 апреля 2024 года.
Формулировка требований прокурора на дату составления иска, последующее уточнение заявленных требований сути заявленных требований не меняет и не является оснований для отказа в удовлетворении иска в части указания определенной даты, указанной истцом в первоначальном исковом заявлении или в заявлении об уточнении заявленных требований.
Довод ответчика о том, что Решетникова Е.А. не является членом семьи Иванова А.Ф. суд полагает необоснованным, поскольку Решетникова Е.А. является снохой Иванова А.Ф., зарегистрирована по адресу: <адрес> (л.д. 83 – справка, л.д. 201 – оборот – свидетельство о заключении брака).
При этом в соответствии с ч. 1 ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
На основании представленных в дело доказательств суд полагает установленным тот факт, что сноха Иванова А.Ф. – Решетникова Е.А., зарегистрированная с ним по одному адресу, является членом его семьи.
Дополнительного решения суда об этом не требуется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 193-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования прокурора Волжского района г. Саратова, действующего в интересах Иванова А.Ф. к ГКУ СО «Комитет социальной поддержки населения г. Саратова» о возложении обязанности произвести перерасчет дополнительной компенсации расходов на оплату жилого помещения
и коммунальных услуг удовлетворить.
Обязать ГКУ СО «Комитет социальной поддержки населения г. Саратова» произвести перерасчет дополнительной ежемесячной компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг Иванова А.Ф. за период с 3 ноября 2020 года по 11 апреля 2024 года с учетом членов семьи согласно Закону Саратовской области от 24 сентября 2015 года № 105-ЗСО «Об установлении дополнительной меры социальной поддержки участников ВОВ, инвалидов ВОВ и инвалидов боевых действий, а также приравненных к ним граждан, проживающих в Саратовской области».
Обязать ГКУ СО «Комитет социальной поддержки населения г. Саратова» со дня, следующего за днем вынесения судебного решения, с 12 апреля 2024 года производить Иванову А.Ф. расчет дополнительной ежемесячной компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг согласно Закону Саратовской области от 24 сентября 2015 года № 105-ЗСО «Об установлении дополнительной меры социальной поддержки участников ВОВ, инвалидов ВОВ и инвалидов боевых действий, а также приравненных к ним граждан, проживающих в Саратовской области» с учетом членов семьи.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Саратовского областного суда через Октябрьский районный суд г. Саратова в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья П.А. Замотринская
Мотивированное решение изготовлено 18 апреля 2024 года.
Судья П.А. Замотринская