№2-229/2024
УИД 72RS0026-01-2024-000181-95
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
село Ярково 20 июня 2024 года
Ярковский районный суд Тюменской области в составе:
председательствующего судьи Бабушкина А.В.,
при секретаре судебного заседания Кушиной С.В.,
с участием помощника прокурора Ярковского района Тюменской области Рябцева К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-229/2024 по иску Тюменского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределённого круга лиц к администрации Ярковского муниципального района Тюменской области об обязании разработать проекты санитарно-защитных зон для скотомогильников,
У С Т А Н О В И Л:
Истец обратился в суд с иском, просит обязать администрацию Ярковского муниципального района Тюменской области разработать проекты санитарно-защитных зон для скотомогильников, расположенных по адресам: <данные изъяты>
Требования мотивированы тем, что Тюменской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства и законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения на территории <адрес> и установлено, что в муниципальной собственности администрации Ярковского муниципального района <адрес> находятся действующие скотомогильники, <данные изъяты> Порядок установления санитарно-защитных зон для скотомогильников предполагает наличие проекта санитарно – защитных зоны в целях дальнейшего внесения в ЕГРН. Ответчик осуществляет эксплуатацию скотомогильников, для которых в соответствии с п.3.1 СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 разработка проектов санитарно-защитных зон является обязательной. Администрация Ярковского муниципального района Тюменской области при осуществлении деятельности по эксплуатации скотомогильников и являясь собственником скотомогильников допустило нарушение требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Указанное создает угрозу здоровья неопределенного круга лиц, нарушается гарантированное ст.42 Конституции РФ право граждан на благоприятную окружающую среду. Также нарушены интересы Российской Федерации, гарантирующей право на благоприятную окружающую среду и санитарно-эпидемиологическое благополучие для каждого гражданина, проживающего на территории Российской Федерации, а также регулирующей вопросы использования земельных участков в соответствии с видом разрешенного использования. В соответствии с паспортом национального проекта «Экология» национальными целями и целевыми показателями, на достижение которых влияет указанный национальный проект, является снижение выбросов опасных загрязняющих веществ, оказывающих наибольшее негативное воздействие на окружающую среду и здоровье человека. Вместе с тем, не разработка проектов санитарно-защитных зон для скотомогильников создаёт угрозу загрязнения окружающей среды, в том числе атмосферного воздуха и, негативного воздействия на здоровье человека, что препятствует реализации целевых показателей национального проекта.
Помощник прокурора Ярковского района Тюменской области Рябцев К.А. исковые требования поддержал.
Представитель ответчика - администрации Ярковского муниципального района Блем Л.В. в отзыве указала, что с требованиями согласна частично, шестимесячного срока для исполнения решения недостаточно, поскольку финансирование будет открыто с января 2025 года. Кроме того, на основании акта осмотра территории скотомогильника от ДД.ММ.ГГГГ, расположенного по адресу: <адрес> на основании постановления администрации Ярковского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № использование скотомогильника прекращено с ДД.ММ.ГГГГ (две крышки люков биометрической ямы герметично заварены при помощи сварочного аппарата, обернуты полиэтиленовой пленкой с напуском, горловины ямы засыпаны землей с образованием курганов высотой 1,5 м.) Данные меры обеспечивают изоляцию забораниваемых умеренно опасных биологических отходов от объектов внешней среды (почвы, воды). Представитель ответчика считает, что указанный скотомогильник, подлежит исключению из требований истца.
Представитель Управления Роспотребнадзора по Тюменской области Примаков Е.Г. в отзыве указал, что скотомогильники с биологическими камерами относятся к объектам II класса опасности с размером ориентировочной санитарно-защитной зоны 500 м. В целях обеспечения безопасности населения вокруг объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта. Управлением установлено отсутствие согласованного в установленном порядке санитарно – защитной зоны в отношении указанных скотомогильников. Считает, что исковое заявление подлежит удовлетворению
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно свидетельств о государственной регистрации права, выписок из ЕГРН (л.д. 13-26) Ярковский муниципальный район является собственником объектов:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Согласно ст.210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Под бременем содержания понимается, в том числе обязанность собственника поддерживать безопасное состояние принадлежащего ему имущества.
В соответствии с ч.1 ст.22.3 Закона Тюменской области от 08.12.2015 № 135 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями» органы местного самоуправления муниципальных образований, указанных, в том числе Ярковский муниципальный район, наделяются государственным полномочием по организации проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, в части содержания и приведения в нормативное состояние скотомогильников (биотермических ям), оформления в муниципальную собственность бесхозяйных скотомогильников (биотермических ям), ликвидации скотомогильников (биотермических ям).
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
В силу ст. 12 указанного выше нормативно-правового акта при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания. При разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов должны соблюдаться санитарные правила.
Согласно ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 24.07.2023) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Таким образом, при эксплуатации объектов - скотомогильников, должны соблюдаться санитарные правила.
Разделом 12 Таблицы 7.1 «Санитарная классификация» Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 № 74 «О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» установлено, что скотомогильники с захоронением в ямах относятся к классу I (позиция 12.1.4), скотомогильники с биологическими камерами – к классу II (позиция 12.2.4), в отношении которых устанавливаются ориентировочные размеры санитарно-защитных зон.
Согласно п.3.1 названных СанПиН проектирование санитарно-защитных зон осуществляется на всех этапах эксплуатации отдельного промышленного объекта и производства и/или группы промышленных объектов и производств. Размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны. Разработка проекта санитарно-защитной зоны для объектов I – III класса опасности является обязательной.
В соответствии с п.3 ст.20 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» проекты санитарно-защитных зон утверждаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных нормативов и проектов санитарным правилам.
Согласно ст. указанного Федерального закона Санитарно-эпидемиологическое заключение - документ, выдаваемый в установленных международными договорами Российской Федерации, международными правовыми актами, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами случаях федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, и удостоверяющий соответствие или несоответствие санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц, граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, а также используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств.
Пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 03.03.2018 № 222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон» предусмотрено, что правообладатели объектов капитального строительства, введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу настоящего постановления, в отношении которых подлежат установлению санитарно-защитные зоны, обязаны провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и представить в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальные органы) заявление об установлении санитарно-защитной зоны с приложением к нему документов, предусмотренных пунктом 14 Правил, утвержденных настоящим постановлением, в срок не более одного года со дня вступления в силу настоящего постановления. При этом приведение вида разрешенного использования земельных участков и расположенных на них объектов капитального строительства в соответствие с режимом использования земельных участков, предусмотренным решением об установлении санитарно-защитной зоны, допускается в течение 2 лет с момента ее установления.
Пункт 14 названных Правил предусматривает, что к заявлению об установлении или изменении санитарно-защитной зоны прилагаются: проект санитарно-защитной зоны; экспертное заключение о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы в отношении проекта санитарно-защитной зоны.
Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны должен быть обоснован проектом
санитарно-защитной зоны с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный воздух и подтвержден результатами натурных исследований и измерений (п.2.1.).
Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны промышленных производств и
объектов разрабатывается последовательно: расчетная (предварительная) санитарно-защитная
зона, выполненная на основании проекта с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного
воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, ЭМП и др.); установленная (окончательная) - на основании результатов натурных наблюдений и измерений для подтверждения расчетных параметров (п.2.2).
Критерием для определения размера санитарно-защитной зоны является не превышение на ее внешней границе и за ее пределами ПДК (предельно допустимых концентраций) загрязняющих веществ для атмосферного воздуха населенных мест, ПДУ (предельно допустимых уровней) физического воздействия на атмосферный воздух (п.2.3.).
Проектирование санитарно-защитных зон осуществляется на всех этапах разработки
градостроительной документации, проектов строительства, реконструкции и эксплуатации
отдельного промышленного объекта и производства и/или группы промышленных объектов и производств (п.3.1.).
Границы санитарно-защитной зоны устанавливаются от источников химического,
биологического и/или физического воздействия либо от границы земельного участка,
принадлежащего промышленному производству и объекту для ведения хозяйственной деятельности и оформленного в установленном порядке, далее - промышленная площадка, до ее внешней границы в заданном направлении (п.3.3.).
Проектная документация должна представляться в объеме, позволяющем дать оценку соответствия проектных решений санитарным нормам и правилам (п.3.11.).
Установление размеров санитарно-защитных зон для промышленных объектов и
производств проводится при наличии проектов обоснования санитарно-защитных зон с
расчетами загрязнения атмосферного воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух,
с учетом результатов натурных исследований и измерений атмосферного воздуха, уровней
физического воздействия на атмосферный воздух, выполненных в соответствии с программой наблюдений, представляемой в составе проекта (п.4.1.).
В санитарно-защитной зоне не допускается размещать: жилую застройку, включая отдельные жилые дома, ландшафтно-рекреационны е зоны, зоны отдыха, территории курортов, санаториев и домов отдыха, территории садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков, а также другие территории с нормируемыми показателями качества среды обитания; спортивные сооружения, детские площадки, образовательные и детские учреждения, лечебно – профилактические и оздоровительные учреждения общего пользования (п. 5.1).
Из содержания п.25 названных Правил следует, что санитарно-защитная зона и ограничения использования земельных участков, расположенных в ее границах, считаются установленными со дня внесения сведений о такой зоне в Единый государственный реестр недвижимости.
Вместе с тем, сведения об установлении санитарно-защитных зон в отношении указанных объектов отсутствуют, администрацией Ярковского муниципального района таковые не представлены.
Таким образом, ответчиком осуществляется эксплуатация объектов с нарушением установленных санитарных правил.
При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что необходимость разработать проекты санитарно-защитных зон для скотомогильников обусловлена действующим законодательством, а ответчик, как собственник объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, обязан соблюдать требования законодательства, действующие в отношении видов основной деятельности и целевого назначения принадлежащего ему имущества.
Суд не соглашается с доводом ответчика об исключении из требований скотомогильника, расположенного по адресу: <адрес>, в 180 метрах в юго-западном направлении от дороги <адрес>-д.Комарица, участок 1, сооружение 1, кадастровый №, поскольку он не действующий, так как указанный объект состоит на учете в ЕГРН, законодательство не разграничивает объекты класса опасности как действующие или не действующие. Ответчиком представлены доказательства лишь что скотомогильник не используется (л.д. 56, 57), однако он ранее использовался и существует в настоящее время, сведения о его рекультивации, перезахоронения останков или их отсутствие, то есть отсутствие в наличии такового объекта, и невозможности вредного воздействия на среду обитания и здоровье человека, не представлено. На основании изложенного исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст.206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении суда срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Разрешая вопрос о сроке, в течение которого ответчик обязан выполнить возложенные судом обязанности, суд принимает во внимание, что финансирование мероприятий по разработке, согласованию проектов и установлению границ санитарно-защитной зоны скотомогильников проводится за счет средств местного бюджета, в решение о бюджете Ярковского муниципального района на плановые 2025 и 2026 г.г. заложены денежные средства на разработку проектов санитарно-защитных зон скотомогильников, при изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу об установлении срока для исполнения ответчиком возложенной судом обязанности - один год с момента вступления решения в законную силу.
На основании изложенного и руководствуясь 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования иску Тюменского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределённого круга лиц к администрации Ярковского муниципального района Тюменской области об обязании разработать проекты санитарно-защитных зон для скотомогильников - удовлетворить частично.
Обязать администрацию Ярковского муниципального района Тюменской области (ИНН 7229006622) разработать проекты санитарно-защитных зон для скотомогильников, расположенных по адресам: <адрес> 1, кадастровый №; <адрес>, в 600 метрах в западном направлении от <адрес>, участок 1, сооружение 1, кадастровый № и обратиться в Управление Роспотребнадзора по <адрес> с заявлениями о получении санитарно-эпидемиологических заключений на проекты санитарно-защитных зон в срок, не позднее одного года с даты вступления в силу решения суда.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тюменский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путём подачи апелляционной жалобы через Ярковский районный суд Тюменской области.
Председательствующий <данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>