Дело № 2-328/2024
УИД- 75RS0005-01-2024-000055-56
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 марта 2024 года г. Петровск-Забайкальский
Петровск-Забайкальский городской суд Забайкальского края в составе председательствующего Балабановой Н.В.,
при секретаре Белоусовой А.Ю.,
с участием помощника Петровск-Забайкальского межрайонного прокурора Симонова Е.Г. (далее-прокурор), представителя ответчика Попова А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Петровск-Забайкальского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального района «Петровск-Забайкальский район», администрации сельского поселения «Песчанское» о возложении обязанностей,
установил:
Петровск-Забайкальский межрайонный прокурор обратился в суд с исковым заявлением, ссылаясь на следующие обстоятельства.
В ходе проведения прокурорской проверки выявлены нарушения исполнения законодательства в сфере защиты лесов и населенных пунктов от лесных пожаров, о противопожарной безопасности на территории сельского поселения «Песчанское». В нарушение Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации» на территории сельского поселения «Песчанское» муниципального района «Петровск-Забайкальский район» не обеспечено соблюдение поименованных пунктов противопожарных Правил: в нарушение п.67,70 двойная минерализованная полоса, защищающая ул. Подгорная в с. Пески, не очищена от сухого травостоя; в нарушение п.67,70 двойная минерализованная полоса в с. Пески с северо-восточной стороны, защищающая ул. Новая, Зеленая, Вакарина, не очищена от сухого травостоя; в нарушение п.67,70 двойная минерализованная полоса в с. Новая Зардама с северной и северо-западной стороны, защищающая ул. Центральная, Набережная не очищена от сухого травостоя; в нарушение п.67,70 двойная минерализованная полоса в с. Красная Долина с западной, восточной и южной стороны, защищающая село не очищена от сухого травостоя; в нарушение п.67 участок местности по ул. Центральная с. Новая Зардама не очищен от сухого травостоя; в нарушение п.67 участок местности между ул. Октябрьская, 23 «а» и левым берегом реки Хилок с. Красная Долина не очищен от сухого травостоя; в нарушение п. 67 участок местности севернее здания школы по адресу ул. Молодежная, д.1 «а» с. Красная Долина не очищен от сухого травостоя; в нарушение п.53 в с. Новая Зардама отсутствует резервный источник электроснабжения; в нарушение п. 75 строение для нужд пожаротушения в с. Красная Долина не функционирует. По результатам проверки 25.11.2023 прокуратурой в отношении главы сельского поселения «Песчанское» возбуждено дело об административном правонарушении по ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ, которое рассмотрено с привлечением его к административной ответственности. Однако, до настоящего времени вышеуказанные нарушения не устранены. На основании изложенного прокурор с учетом уточнения просит: возложить на администрацию муниципального района «Петровск-Забайкальский район» обязанности в срок не позднее 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения противопожарного законодательства, а именно:
- установить автономный резервный источник электроснабжения для обеспечения бесперебойного энергоснабжения водоисточника, расположенного в с. Новая Зардама, предназначенного для нужд пожаротушения;
- привести в нормативное соответствие строение для нужд пожаротушения в с. Красная Долина.
Возложить на администрацию сельского поселения «Песчанское» обязанности в срок не позднее 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения противопожарного законодательства, а именно:
- очистить двойную минерализованную полосу в с. Пески с северо-восточной стороны, защищающую улицы Набережная, Зеленая, Вакарина, от сухого травостоя;
- очистить участок местности, расположенный на расстоянии 160 метров северо-западнее дома № 18 по ул. Центральная с. Новая Зардама от сухого травостоя;
- очистить участок местности между ул. Октябрьская, д.23 «а» и левым берегом реки Хилок с. Красная Долина от сухого травостоя;
- очистить участок местности севернее здания школы по адресу ул. Молодежная, д.1 «а» с. Красная Долина.
В судебном заседании прокурор исковые требования поддержал.
Представитель ответчика администрации сельского поселения «Песчанское» в судебном заседании уточненные исковые требования, обстоятельства, изложенные в исковом заявлении, не оспаривал, однако пояснил, что часть участков, указанных в исковом заявлении, относительно которых заявлены требования, находятся внутри села в непосредственной близости к жилым домам, в связи с чем отжиг сухой травы необходимо проводить при участии представителей пожнадзора.
Представители ответчика администрации муниципального района «Петровск-Забайкальский район», третьего лица в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили, заявлений, ходатайств от них не поступало.
Руководствуясь ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика, третьего лица.
Выслушав прокурора, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
На основании статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в том числе, осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности.
В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РоссийскойФедерации» к вопросам местного значения сельского поселения отнесено обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
Согласно п. 7.1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Обобщих принципах организации местного самоуправления в РоссийскойФедерации» к вопросам местного значения муниципальных районов отнесено обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципальных районов за границами городских и сельских населенных пунктов.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ«О пожарной безопасности» одним из основных элементов системы обеспечения пожарной "безопасности, в том числе, являются органы местного самоуправления.
Финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования в соответствии с настоящим Федеральным законом является расходным обязательством муниципального образования (статья 10).
Согласно ст. 1 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной, безопасности», Федеральный закон принимается в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает минимально необходимые требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, производственным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения
Статьей 62 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной, безопасности», здания и сооружения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров.
В качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться централизованные и (или) нецентрализованные системы водоснабжения, водные объекты, а также пожарные резервуары.
Необходимость обеспечения противопожарного водоснабжения, устройства систем водоснабжения, водопроводных сетей, искусственных водоемов и пожарных резервуаров, использования водных объектов для противопожарных нужд определяется настоящим Федеральным законом, а требования к их устройству нормативными документами по пожарной безопасности. Запас воды водных объектов и пожарных резервуаров должен обеспечивать расчетные расходы воды на пожаротушение зданий и сооружений с учетом продолжительности тушения пожаров.
В соответствии со ст. 68 Закона № 123-ФЗ территории населенных пунктов, а также находящиеся на них здания и сооружения должны быть обеспечены источниками наружного противопожарного водоснабжения. К наружному противопожарному водоснабжению относятся:1) централизованные и (или) нецентрализованные системы водоснабжения с пожарными гидрантами, установленными на водопроводной сети (наружный противопожарный водопровод);2) водные объекты, используемые в целях пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации; 3) пожарные резервуары.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» под первичными мерами пожарной безопасности понимается реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.
Требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты (далее -объекты защиты) в целях обеспечения пожарной безопасности установлены Правилами противопожарного режима, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479.
В соответствии с п. 53 данных Правил, водонапорные башни должны быть приспособлены для забора воды пожарной техникой в любое время года. Использование для хозяйственных и производственных целей запаса воды, предназначенной для нужд пожаротушения, не допускается. Для обеспечения бесперебойного энергоснабжения водонапорной башни, предназначенной для нужд пожаротушения, предусматриваются автономные резервные источники электроснабжения
Согласно п. 67 Правил правообладатели земельных участков (собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков), расположенных в границах населенных пунктов и на территориях общего пользования вне границ населенных пунктов, и правообладатели территорий ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд (далее - территории садоводства или огородничества) обязаны производить своевременную уборку мусора, сухой растительности и покос травы.
Пунктом 70 правил установлено, что в период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу, обеспечивают ее очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо отделяют лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра или иным противопожарным барьером.
В силу п. 75 Правил органами местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации, для целей пожаротушения создаются источники наружного противопожарного водоснабжения, а также условия для забора в любое время года воды из источников и систем наружного противопожарного водоснабжения, расположенных в населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях, в соответствии со ст. 19 Закона 69-ФЗ.
Судом установлено, подтверждается материалами дела и не опровергнуто ответчиками, что в ходе проверки Петровск-Забайкальской межрайонной прокуратурой выявлено, что в нарушение вышеприведенных норм на территории сельского поселения «Песчанское» муниципального района «Петровск-Забайкальский район» не обеспечено соблюдение Правил противопожарного режима в Российской Федерации: в нарушение п.67,70 двойная минерализованная полоса в с. Пески с северо-восточной стороны, защищающая ул. Набережная, Зеленая, Вакарина, участок местности, расположенный на расстоянии 160 метров северо-западнее дома № 18 по ул. Центральная с. Новая Зардама, участок местности между ул. Октябрьская, д.23 «а» и левым берегом реки Хилок с. Красная Долина, участок местности севернее здания школы по адресу ул. Молодежная, д.1 «а» с. Красная Долина не очищены от сухого травостоя. Также, в нарушение п.53 в с. Новая Зардама отсутствует резервный источник электроснабжения; в нарушение п. 75 строение для нужд пожаротушения в с. Красная Долина не функционирует.
Наличие выявленных в ходе проверки нарушений подтверждается ответом Отдела надзорной деятельности по Петровск-Забайкальскому, Красночикойскому районами г. Петровск-Забайкальском от 26.10.2023, постановлением № 84 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст 20.4 КоАП РФ в отношении главы сельского поселения «Песчанское», которые ответчиками не оспорены. Иного в материалы дела не представлено.
Несоблюдение ответчиками законодательства в сфере пожарной безопасности, защите населенных пунктов от пожаров, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, природоохранного законодательства влечет угрозу возникновения пожаров, в том числе на территории населенных пунктов, может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, а также причинение значительного материального ущерба, либо наступление иных тяжких последствий.
С учетом установленных по делу обстоятельств, суд находит требования прокурора законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
При этом, принимая во внимание климатические особенности региона, наступление весенне-летнего пожароопасного периода, испрашиваемый прокурором срок для исполнения ответчиками возложенных на них обязанностей суд считает разумным.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Петровск-Забайкальского межрайонного прокурора удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального района «Петровск-Забайкальский район» в срок не позднее 1 месяца со дня вступления настоящего решения в законную силу устранить нарушения противопожарного законодательства, а именно:
- установить автономный резервный источник электроснабжения для обеспечения бесперебойного энергоснабжения водоисточника, расположенного в с. Новая Зардама, предназначенного для нужд пожаротушения;
- привести в нормативное соответствие строение для нужд пожаротушения в с. Красная Долина.
Возложить на администрацию сельского поселения «Песчанское» обязанности в срок не позднее 1 месяца со дня вступления настоящего решения суда в законную силу устранить нарушения противопожарного законодательства, а именно:
- очистить двойную минерализованную полосу в с. Пески с северо-восточной стороны, защищающую улицы Набережная, Зеленая, Вакарина, от сухого травостоя;
- очистить участок местности, расположенный на расстоянии 160 метров северо-западнее дома № 18 по ул. Центральная с. Новая Зардама от сухого травостоя;
- очистить участок местности между ул. Октябрьская, д.23 «а» и левым берегом реки Хилок с. Красная Долина от сухого травостоя;
- очистить участок местности севернее здания школы по адресу ул. Молодежная, д.1 «а» с. Красная Долина от сухого травостоя.
Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы или апелляционного представления через Петровск-Забайкальский городской суд Забайкальского края.
Судья: Балабанова Н.В.
В окончательной форме решение суда принято 14 марта 2024 года.