Дело № 2-1820/2023
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 октября 2023 года г. Елизово, Камчатского края
Елизовский районный суд Камчатского края в составе:
председательствующего судьи Килиенко Л.Г.,
при секретаре судебного заседания Гевеленко М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению главного государственного санитарного врача по Елизовскому, Усть-Большерецкому, Соболевскому районах и городе Вилючинске, начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Камчатскому краю Стрельцовой Н.Ю. к ООО «Светлячок», администрации Новолесновского сельского поселения Елизовского муниципального района о возложении обязанности,
у с т а н о в и л:
главный государственный санитарный врач по Елизовскому, Усть-Большерецкому, Соболевскому районах и городе Вилючинске, начальник территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Камчатскому краю Стрельцова Н.Ю. (далее – истец) обратилась в суд с исковыми требованиями к ответчикам, в котором просит обязать:
- ООО «Светлячок» в срок до 01.08.2024 выполнить требования п. 77 СанПиН 2.1.3684, а именно: осуществлять производственный контроль качества питьевой воды по программе производственного контроля качества воды из скважин № 143 и № 177 п. Лесной и № 1 п. Березняки водозабора подземных вод для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения управляющей компании ООО «Светлячок», утв. 22.02.2022;
- администрацию Новолесновского сельского поселения Елизовского муниципального района в срок до 01.10.2024 выполнить требования п. 3 ст. 18 Федерального закона № 52-ФЗ, а именно: обеспечить наличие на источниках водоснабжения Новолесновского сельского поселения (скважины № 143 и № 177 п. Лесной и № 1 п. Березняки) санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии водных объектов санитарным правилам (получить санитарно-эпидемиологические заключения в Управлении Роспотребнадзора по Камчатскому краю).
В обоснование требований указала, что территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Камчатскому краю в Елизовском, Усть-Большерецком, Соболевском районах и г. Вилючинске по результатам проведенного контрольного (надзорного) мероприятия (без взаимодействия с контролируемым лицом) установлено, что ООО «Светлячок» осуществляет свою деятельность с нарушением требований законодательства Российской Федерации о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. ООО «Светлячок» эксплуатирует скважину № 1 в п. Березняки, скважины № 143 и № 177 в п. Лесной, по договору аренды муниципального имущества, находящегося в муниципальной собственности Новолесновского сельского поселения Елизовского муниципального района от 30.12.2022. Постановлением Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края от 04.12.2018 № 315 утверждены тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение) ООО «Светлячок», подаваемую потребителям п. Лесной и п. Березняки Новолесновского сельского поселения на 2019-2023 годы. Эксплуатирующей организацией ООО «Светлячок» в 2022 году разработана программа производственного контроля качества воды из скважин № 143, № 177, № 1 водозабора подземных вод для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, которая согласована территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
По итогам приведённого наблюдения актом от 09.06.2023 № 29 установлены нарушения санитарно-эпидемиологических требований п. 3 ст. 18 Федерального закона № 52-ФЗ, п. 77 СанПин 2.1.3684-21.
В связи с оказанием услуг водоснабжения населению Новолесновского сельского поселения посредством использования переданных объектов, на ООО «Светлячок» возложена обязанность по соблюдению требований п. 77 СанПин 2.1.3684-21 в части проведения производственного лабораторного контроля в объеме, предусмотренной программой производственного контроля.
Согласно договору от 30.12.2022 аренды муниципального имущества, ООО «Светлячок» обязано владеть и пользоваться имуществом (скважинами) исключительно в целях и порядке предусмотренных договором, поддерживать имущество в исправном состоянии, производить текущий ремонт, нести расходы по содержанию имущества за вой счет. Из указанного следует, что в силу требований закона именно на администрацию Новолесновского сельского поселения, как органе местного самоуправления, обладающего полномочиями собственника в отношении водных объектов, лежит обязанность по получению санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии их санитарным правилам.
В судебном заседании представитель истца Дубровина С.В. исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика ООО «Светлячок» в судебном заседании с исковыми требованиями согласилась.
Представитель ответчика администрации Новолесновского сельского поселения в судебное заседание не явился, о причинах неявки не сообщил, об отложении либо о рассмотрении дела в его отсутствие не просил, хотя о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, возражений по существу иска в суд не направил.
Учитывая, что реализация участниками гражданского оборота своих прав не должна нарушать права и охраняемые законом интересы других лиц, суд считает необходимым рассмотреть настоящее дело в отсутствие не явившихся участников процесса, поскольку полагает возможным разрешить спор по имеющимся в деле доказательствам.
Выслушав пояснения явившихся лиц, исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
На основании ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
В силу ч. 1 ст. 46 ГПК РФ в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 51 Федерального закона № 52-ФЗ главные государственные санитарные врачи и их заместители наряду с правами, предусмотренными статьей 50 настоящего Федерального закона, наделяются полномочиями предъявлять иски в суд в случае нарушения санитарного законодательства.
Правовые основы обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения закреплены в Федеральном законе от 30 марта 1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее по тексту Федеральный закон № 52-ФЗ).
В силу ст. 11 данного Федерального закона юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства.
Согласно п. 4 указанной статьи индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (п. 3 ст. 39 Федерального закона № 52-ФЗ).
В соответствии с абз. 3 п. 2 ст. 2 Федерального закона № 52-ФЗ предусмотрено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года № 3 утверждены санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (далее по тексту СанПиН 2.1.3684-21).
Согласно п. 77 СанПиН 2.1.3684-21 хозяйствующие субъекты, осуществляющие водоснабжение и эксплуатацию систем водоснабжения, должны осуществлять производственный контроль по программе производственного контроля качества питьевой и горячей воды, разработанной и согласованной в соответствии с Правилами осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.01.2015 № 10 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, № 2, ст. 523) и приложениями № 2 - № 4 к Санитарным правилам.
Судом установлено и следует из материалов дела, что ООО «Светлячок» является юридическим лицом, зарегистрировано в качестве такового 02.12.2010, одним из видов его деятельности является забор, очистка и распределение воды, сбор и обработка сточных вод.
30.12.2022 между ООО «Светлячок» и администрацией Новолесновского сельского поселения заключен договор аренды муниципального имущества, находящегося в муниципальной собственности Новолесновского сельского поселения, по которому ООО «Светлячок» во временное пользование и владение для использования имущества в соответствии с его назначением передано имущество, согласно приложения № 1, в том числе: скважины № 143 и № 177 п. Лесной и № 1 п. Березняки. Договор заключен на период с 01.01.2023 по 31.12.2023.
В 2022 году ООО «Светлячок» разработана и утверждена Программа производственного контроля качества воды из скважины № 143 и № 177 п. Лесной и № 1 п. Березняки водозабора подземных вод для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения УК «Светлячок» на 2022-2026 годы.
Как указывает истец, по итогам проведенного истцом наблюдения за соблюдением обязательных требований, установлены нарушения ответчиками санаторно-эпидемиологических требований, а именно п. 3 ст. 18 Федерального закона № 52-ФЗ, п. 77 СанПиН 2.1.3684-21, о чем 09.06.2023 составлен акт.
Факт нарушения требований законодательства Российской Федерации о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в судебном заседании не оспаривался представителем ООО «Светлячок».
При таком положении, учитывая, что ООО «Светлячок» оказывает услуги водоснабжения населению Новолесновского сельского поселения посредством использования переданных по договору от 30.12.2022 ему администрацией Новолесновского сельского поселения объектов (скважин), вместе с тем, актом от 09.06.2023 установлены нарушения ООО «Светлячок» требований санитарно-эпидемиологических требований, а именно п. 77 СанПиН 2.1.3684-21, требования истца к ответчику ООО «Светлячок» являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Что касается требований истца к ответчику администрации Новолесновского сельского поселения, суд приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 7.1 Водного кодекса Российской Федерации мероприятия по охране водных объектов, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 - 27 названного Кодекса или лицами, использующими водные объекты в соответствии с этим Кодексом.
В соответствии с ч. 1 ст. 55 Водного кодекса РФ собственники водных объектов осуществляют мероприятия по охране водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения вод, а также меры по ликвидации последствий указанных явлений. Охрана водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, осуществляется исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 - 27 настоящего Кодекса.
Согласно ч. 1 ст. 27 Водного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в отношении водных объектов, находящихся в собственности муниципальных образований, относятся: 1) владение, пользование, распоряжение такими водными объектами; 2) осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий; 3) осуществление мер по охране таких водных объектов; 4) установление ставок платы за пользование такими водными объектами, порядка расчета и взимания этой платы.
В силу ч. 1 ст. 43 Водного кодекса РФ для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений.
Согласно ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского поселения относится, в том числе, организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации (пункт 4); владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения (пункт 3).
В соответствии с ч. 3 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
Таким образом, вопросы водоснабжения, осуществления полномочий собственника водного объекта относятся к вопросам местного значения сельского поселения.
Как следует из п. 3 ст. 18 Федерального закона № 52-ФЗ, использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.
Санитарно-эпидемиологическое заключение - документ, выдаваемый в установленных международными договорами Российской Федерации, международными правовыми актами, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами случаях федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, и удостоверяющий соответствие или несоответствие санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц, граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, а также используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств (абз. 13 ст. 1 Федерального закона № 52-ФЗ).
Из материалов дела следует, что администрация Новолесновского сельского поселения зарегистрирована Управлением Федеральной налоговой службы по Камчатскому краю. Согласно сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц основным видом деятельности является деятельность органов местного самоуправления городских округов.
Санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии водных объектов санитарным правилам, ответчиками не представлено.
При таком положении, учитывая, что именно на администрацию Новолесновского сельского поселения, как на органе местного самоуправления, обладающего полномочиями собственника в отношении водных объектов, лежит обязанность по получению санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии водных объектов санитарным правилам, которые последним не оформлены, требования истца в отношении администрации Новолесновского сельского поселения подлежат удовлетворению.
Доказательств, подтверждающих наличие санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта, администрацией Новолесновского сельского поселения, в нарушение требований ст. 56 ГПК РФ, не представлено.
Срок, который истец просит установить для устранения нарушений требований санитарного законодательства, суд, с учетом объема работ, которые необходимо произвести, находит исполнимым, в связи с чем, удовлетворяя требования истца, в силу ч. 2 ст. 206 ГПК РФ считает необходимым установить в решении срок, в течение которого оно должно быть исполнено, а именно ответчику ООО «Светлячок» - срок до 01.08.2024, ответчику администрации Новолесновского сельского поселения срок - до 01.10.2024, указанные сроки суд полагает разумными и достаточными.
Кроме того, установление таких сроков не лишает ответчиков по истечении указанного времени, в случае невозможности исполнения решения суда, при наличии доказательств объективно подтверждающих невозможность его исполнения обратиться в суд в порядке ст. 203 ГПК РФ с заявлением об отсрочке исполнения решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования - удовлетворить.
Возложить на ООО «Светлячок» обязанность в срок до 01.08.2024 выполнить требования п. 77 СанПиН 2.1.3684, а именно: осуществлять производственный контроль качества питьевой воды по программе производственного контроля качества воды из скважин № 143 и № 177 п. Лесной и № 1 п. Березняки водозабора подземных вод для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения управляющей компании ООО «Светлячок», утв. 22.02.2022.
Обязать администрацию Новолесновского сельского поселения Елизовского муниципального района в срок до 01.10.2024 выполнить требования п. 3 ст. 18 Федерального закона № 52-ФЗ, а именно: обеспечить наличие на источниках водоснабжения Новолесновского сельского поселения (скважины № 143 и № 177 п. Лесной и № 1 п. Березняки) санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии водных объектов санитарным правилам (получить санитарно-эпидемиологические заключения в Управлении Роспотребнадзора по Камчатскому краю).
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Камчатский краевой суд через Елизовский районный суд Камчатского края в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 16 октября 2023 года.
Судья Л.Г. Килиенко