Дело № 2-1513/2020
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
7 июля 2020 года город Архангельск
Октябрьский районный суд города Архангельска в составе председательствующего судьи Вальковой И.А.,
при секретаре Усачёвой К.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шурко Юрия Петровича, Шурко Марии Юрьевны к администрации муниципального образования «Город Архангельск» о предоставлении жилого помещения,
установил:
Шурко Юрий Петрович, Шурко Мария Юрьевна обратились в суд с иском к администрации муниципального образования «Город Архангельск» о предоставлении жилого помещения.
В обоснование заявленных требований указали, что по договору социального найма проживают по адресу: город Архангельск, <адрес>. В 2019 году дом признан аварийным, непригодным для проживания. Ответчик не предпринимает мер по переселению их из аварийного жилья. Просят обязать ответчика предоставить им по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в черте г. Архангельска, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению.
Истец Шурко Ю.П., представитель истца Шурко М.Ю. – Шурко Л.М. в судебном заседании исковые требования поддержали. Пояснили, что с братом Шурко О.П., которому по решению суда 2012 года предоставлено жилое помещение, они совместного хозяйства не ведут, у них своя семья, поэтому им должно быть предоставлено отдельное жилое помещение взамен признанного непригодным для проживания. Также как брат желают получать компенсацию за непредоставление жилого помещения.
Представитель ответчика администрации МО «Город Архангельск» Рощина Е.В. просила о рассмотрении дела в свое отсутствие. В представленных возражениях ответчик с иском не согласен с указанием законных оснований для предоставления во внеочередном порядке жилого помещения истцам, так как малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях они не признаны.
Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив все в совокупности с нормами действующего законодательства, приходит к следующему.
Установлено, что Шурко Олег Петрович является нанимателем жилого помещения, находящегося в муниципальной собственности, состоящего из двух комнат в отдельной квартире, общей площадью 55,6 кв.м, по адресу: город Архангельск, <адрес>. В жилое помещение совместно с нанимателем вселены члены его семьи: Шурко Юрий Петрович – брат, Шурко Мария Юрьевна – племянница, Шурко Вера Олеговна – дочь.
Решением Октябрьского районного суда г.Архангелська от 20 марта 2012 года по делу № 2-1834/2012 на мэрию города Архангельска возложена обязанность предоставить Шурко О.П. на состав семьи из четырех человек, включая брата Шурко Ю.П., дочь Шурко В.О., племянницу Шурко М.Ю., отдельное благоустроенное жилое помещение, состоящее не менее чем из двухкомнатной квартиры, отвечающее санитарным и техническим требованиям, со степенью благоустройства, применительно к условиям данного населенного пункта, в черте города Архангельска, общей площадью 55,6 кв.м. по договору социального найма (взамен признанного заключением межведомственной комиссии от 25.01.2012 непригодным для проживания жилого помещения по вышеуказанному адресу).
Заключением межведомственной комиссии от 17 сентября 2019 года № 358 выявлены основания для признания <адрес> аварийным и подлежащим сносу.
Распоряжением заместителя главы муниципального образования «Город Архангельск» от 07.10.2019 № 3480р, многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу, на отдел по жилищным вопросам управления развития городского хозяйства департамента городского хозяйства администрации муниципального образования «Город Архангельск» возложена обязанность отселить в разумный срок жильцов квартиры, не обеспеченных жилыми помещениями в городе Архангельске, в жилые помещения маневренного фонда; предоставить жильцам данного дома, занимающим жилые помещения по договорам социального найма и признанным в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, до 31 декабря 2024 года благоустроенные жилые помещения, равнозначные по общей площади ранее занимаемым жилым помещениям, отвечающие установленным требованиям и находящиеся в границах города Архангельска, по договорам социального найма.
Разрешая вопрос о предоставлении истцам во внеочередном порядке жилого помещения взамен жилого помещения, находящегося в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, суд исходит из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
В условиях рыночной экономики граждане Российской Федерации осуществляют данное социальное право в основном самостоятельно, используя различные способы; обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция Российской Федерации вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ч. 2 и ч. 3 ст. 40), предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.
Реализуя эту конституционную обязанность, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу 01 марта 2005 года, предусмотрел, как это было предусмотрено и в Жилищном кодексе РСФСР, институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении во владение и пользование для проживания жилых помещений из государственных и муниципальных жилищных фондов малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.
В соответствии с ч. 1 и ч. 2 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Таким образом, право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма поставлено законодателем в зависимость от наличия двух условий: признания гражданина малоимущим и признания нуждающимся в жилом помещении.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
В соответствии со ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании их заявлений, по итогам рассмотрения которых уполномоченный орган принимает решение о постановке на учет, в связи с чем гражданин приобретает право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (ст.ст. 53, 55 ЖК РФ).
В силу ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам в порядке очередности исходя из времени их постановки на учет.
Вместе с тем, для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ) – при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (ч. 2 ст. 49, ч. 1 ст. 52 ЖК РФ).
Такое законодательное регулирование согласуется с положениями ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации, согласно которым государство обязано обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
Поскольку до 01 января 2005 года (введения в действие Жилищного Кодекса Российской Федерации) истцы не состояли на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, при рассмотрении настоящего спора юридически значимым обстоятельством является установление объективной нуждаемости в предоставлении жилого помещения применительно к требованиям ч. 2 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации.
При этом наличие одного лишь факта признания жилого помещения, занимаемого гражданами на условиях социального найма, аварийным (непригодным для проживания) и подлежащим сносу, не является достаточным основанием для внеочередного обеспечения указанных лиц жилым помещением по договору социального найма по правилам п. 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Как усматривается из материалов дела, и подтверждается сторонами, истцы на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, не состоят и малоимущими в установленном законом порядке не признаны.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", внеочередной характер обеспечения другими жилыми помещениями граждан, переселяемых из признанных непригодными для проживания жилых помещений, обусловливает исключительно компенсационный характер такого обеспечения, поскольку целью законодателя в данном случае было не улучшение жилищных условий по количественным показателям, а сохранение как минимум имеющейся обеспеченности граждан жильем с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности. Другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в ч. 5 ст. 57, ст. 58 Жилищного кодекса Российской Федерации), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются.
Таким образом, ссылка истцов на необходимость предоставления им отдельного от Шурко О.П. жилого помещения является несостоятельной, поскольку в случае признания жилого помещения непригодным для проживания внеочередное предоставление другого жилого помещения, нуждающимся в нем граждан, осуществляется в компенсационном порядке, а не в связи с улучшением жилищных условий.
При указанных обстоятельствах отсутствуют законные основания для понуждения органа местного самоуправления предоставить истцам жилое помещение во внеочередном порядке по договору социального найма.
Таким образом, в удовлетворении исковых требований надлежит отказать.
Руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
иск Шурко Юрия Петровича, Шурко Марии Юрьевны к администрации муниципального образования «Город Архангельск» о предоставлении жилого помещения оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение одного месяца со дня изготовления в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Архангельска.
Решение в окончательной форме изготовлено 8 июля 2020 года.
Председательствующий И.А. Валькова