УИД 81RS0006-01-2023-000405-48 <данные изъяты>
Дело № 2-358/2023
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
29 марта 2023 года
Кудымкарский городской суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Щипициной Т.А.,
при секретаре Фирсовой Л.Б.,
с участием прокурора Ярковой О.К.,
законного представителя несовершеннолетнего Гордеевой А.Р.
ответчика Роднова В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кудымкар гражданское дело по иску Кудымкарского городского прокурора в интересах несовершеннолетнего Г.А.В. к Роднову Виктору Анатольевичу о взыскании компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
Кудымкарский городской прокурор, действуя в интересах несовершеннолетнего Гордеева А.В., обратился в суд с иском к Роднову В.А. о взыскании компенсации морального вреда, мотивируя исковые требования тем, что приговором Кудымкарского городского суда Пермского края от 23.01.2023 Роднов В.В. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ст. 116.1 УК РФ, ему назначено наказание в виде 160 часов обязательных работ. В судебном заседании установлено, что в дневное время в феврале 2022 года Роднов В.А., находясь в состоянии алкогольного опьянения, в квартире по адресу: <адрес> действуя на почве личных неприязненных отношений, заведомо зная о малолетнем возрасте Г* умышленно схватил последнего, с силой бросил на диван, от чего Г*., ударившись, испытал физическую боль.
Своими преступными действиями Роднов В.А. причинил несовершеннолетнему Г* моральный вред и физическую боль. Гражданский иск в ходе предварительного следствия по уголовному делу, а также в ходе судебного заседания законным представителем несовершеннолетнего потерпевшего не заявлен. Вместе с тем, из материалов уголовного дела следует, что Г*., в результате противоправного поведения Роднова В.А., в силу своего малолетнего возраста на момент совершения в отношении него преступления, зависимости, беспомощности, неспособности к самостоятельной защите испытывал физические и психические (нравственные) страдания, физическую боль, испуг, обиду чувство страха. Ссылаясь на статьи 151, 1101 Гражданского кодекса РФ, прокурор просит взыскать с Роднова В.А. в пользу несовершеннолетнего Г*. компенсацию морального вреда в размере 500 000 рублей.
В судебном заседании прокурор Яркова О.К. исковые требования поддержала по изложенным в исковом заявлении основаниям.
Законный представитель несовершеннолетнего Г*. – Гордеева А.Р. в судебном заседании с иском прокурора не согласилась, пояснила, что Роднов В.А. не бросал сына на диван, просила не взыскивать компенсацию морального вреда в пользу сына, поскольку такого не было.
Ответчик Роднов В.А. в судебном заседании с иском не согласился, суду пояснил, что Г*. его родной сын, в феврале 2022 года сын запнулся и упал сам, у него была ссадина, было возбуждено уголовное дело, сына он не бросал на диван. ДД.ММ.ГГГГ Кудымкарским городским судом был вынесен приговор по ст. 116.1 УК РФ, который вступил в законную силу, с приговором не согласился, но не обжаловал его.
Изучив материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему выводу.
В силу статьи 22 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на личную неприкосновенность. Под правом на личную неприкосновенность понимается гарантированная государством личная безопасность гражданина, состоящая в недопущении, пресечении и наказуемости посягательств на его жизнь и здоровье.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации нематериальные блага, помимо прочих, включают также жизнь и здоровье гражданина, которые принадлежат ему от рождения и неотчуждаемы. Нематериальные блага защищаются в соответствии с настоящим Кодексом и другими законами в случаях и в порядке, ими предусмотренных, а также в тех случаях и пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав (статья 12) вытекает из существа нарушенного нематериального блага или личного неимущественного права и характера последствий этого нарушения.
Как следует из статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага (здоровье), суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
В пункте 1 постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15.11.2022 № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» разъяснено, что под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага или нарушающими его личные неимущественные права (например, жизнь, здоровье, достоинство личности, свободу, личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, неприкосновенность жилища, свободу передвижения, свободу выбора места пребывания и жительства, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, право на уважение родственных и семейных связей, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на использование своего имени, право на защиту от оскорбления, высказанного при формулировании оценочного мнения, право авторства, право автора на имя, другие личные неимущественные права автора результата интеллектуальной деятельности и др.) либо нарушающими имущественные права гражданина.
Из разъяснений, содержащихся в пункте 14 указанного постановления следует, что под физическими страданиями следует понимать физическую боль, связанную с причинением увечья, иным повреждением здоровья, либо заболевание, в том числе перенесенное в результате нравственных страданий, ограничение возможности передвижения вследствие повреждения здоровья, неблагоприятные ощущения или болезненные симптомы, а под нравственными страданиями - страдания, относящиеся к душевному неблагополучию (нарушению душевного спокойствия) человека (чувства страха, унижения, беспомощности, стыда, разочарования, осознание своей неполноценности из-за наличия ограничений, обусловленных причинением увечья, переживания в связи с утратой родственников, потерей работы, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, раскрытием семейной или врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию, временным ограничением или лишением каких-либо прав и другие негативные эмоции). Отсутствие заболевания или иного повреждения здоровья, находящегося в причинно-следственной связи с физическими или нравственными страданиями потерпевшего, само по себе не является основанием для отказа в иске о компенсации морального вреда.
Причинение морального вреда потерпевшему в связи с причинением вреда его здоровью во всех случаях предполагается, и сам факт причинения вреда здоровью, в том числе при отсутствии возможности точного определения его степени тяжести, является достаточным основанием для удовлетворения иска о компенсации морального вреда (пункт 15 названного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15.11.2022 № 33).
В соответствии со статьей 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Следовательно, для правильного разрешения данного спора правовое значение имеет факт причинения физических и нравственных страданий, а также степень вины причинителя вреда.
В соответствии с частью 4 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, вступившие в законную силу приговор суда по уголовному делу, иные постановления суда по этому делу и постановления суда по делу об административном правонарушении обязательны для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого они вынесены, по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом.
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что приговором Кудымкарского городского суда Пермского края от 23.01.2023 Роднов В.А. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного статьи 116.1 Уголовного кодекса РФ, ему назначено наказание в виде обязательных работ сроком 160 часов. Приговор вступил в законную силу 08.02.2023.
Согласно приговору, Роднов В.А. совершил иные насильственные действия, причинившие физическую боль, но не повлекшие последствий, указанных в ст.115 УК РФ, и не содержащие признаков состава преступления, предусмотренного ст. 116 УК РФ, будучи лицом подвергнутым административному наказанию за аналогичное деяние. В дневное время в феврале 2022 года Роднов В.А., находясь в состоянии опьянения, вызванном употреблением алкоголя, в квартире по адресу: <адрес>2, будучи подвергнутым по постановлению мирового судьи судебного участка № 4 Кудымкарского судебного района Пермского края от 09 ноября 2021 года, вступившим в законную силу 20 ноября 2021 года, за совершение деяния, предусмотренного ст. 6.1.1 КоАП РФ, административному наказанию в виде административного штрафа в размере 7000 рублей, оплаченного им ДД.ММ.ГГГГ, действуя на почве личных неприязненных отношений, заведомо зная о малолетнем возрасте Г*., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умышленно схватив последнего, с силой бросил его на диван, от чего тот ударившись, испытал физическую боль.
При таких обстоятельствах, вина ответчика в нанесении побоев лицом, подвергнутым административному наказанию в отношении несовершеннолетнего сына Г* в результате которых последнему были причинены телесные повреждения, установлена совокупностью представленных доказательств, в том числе и преюдициальным для данного спора вступившим в законную силу приговором Кудымкарского городского суда Пермского края от 23.01.2023.
Факт того, что в связи с нанесением побоев несовершеннолетнему Г*., последнему был причинен моральный вред, является очевидным и в силу статьи 61 Гражданского процессуального кодекса РФ не нуждается в доказывании.
Факт причинения несовершеннолетнему Г*В. морального вреда в результате совершения ответчиком противоправных действий является основанием для взыскания с ответчика в пользу несовершеннолетнего истца денежной компенсации причиненного морального вреда, поскольку в результате данного происшествия несовершеннолетний испытал эмоциональное потрясение, физическую боль, обиду и переживания.
При определении размера денежной компенсации причиненного Г*. морального вреда, суд учитывает все обстоятельства дела, имеющие значение для разрешения этого вопроса. В частности, характер и степень тяжести причиненных несовершеннолетнему Г*. повреждений, характер испытываемых нравственных и физических страданий, перенесенных им, фактические обстоятельства, при которых причинен вред; личность потерпевшего Г*., который является малолетним, его поведение. Также суд учитывает поведение Роднова В.А., его имущественное положение, а также требования разумности и справедливости, и считает возможным определить размер компенсации морального вреда в размере 10000 рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
Учитывая, что истец Г*. является сыном ответчика Роднова В.А., то есть он может выступать в качестве его законного представителя, но является лицом, действиями которого причинен моральный вред, суд приходит к выводу о том, что прокурор вправе обратиться в суд с исковым заявлением в интересах несовершеннолетнего о компенсации морального вреда.
В связи с изложенным, суд считает необходимым исковые требования Кудымкарского городского прокурора удовлетворить, взыскать с Роднова А.В. в пользу несовершеннолетнего Г* компенсацию морального вреда в размере 10000 рублей.
Согласно пункту 3 статьи 60 Семейного кодекса Российской Федерации ребенок имеет право собственности на доходы, полученные им, имущество, полученное им в дар или в порядке наследования, а также на любое другое имущество, приобретенное на средства ребенка. При осуществлении родителями правомочий по управлению имуществом ребенка на них распространяются правила, установленные гражданским законодательством в отношении распоряжения имуществом подопечного (статья 37 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 1 статьи 37 Гражданского кодекса Российской Федерации опекун или попечитель распоряжается доходами подопечного, в том числе доходами, причитающимися подопечному от управления его имуществом, за исключением доходов, которыми подопечный вправе распоряжаться самостоятельно, исключительно в интересах подопечного и с предварительного разрешения органа опеки и попечительства.
В целях исключения свободного распоряжения отцом несовершеннолетнего взысканными в качестве компенсации морального вреда денежными средствами, суд считает необходимым произвести взыскание с ответчика компенсации морального вреда с зачислением ее суммы на счет несовершеннолетнего, открытый в кредитной организации.
В силу части 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации с Роднова В.А. подлежит взысканию в доход бюджета МО «Кудымкарский муниципальный округ <адрес>» государственная пошлина в размере 300 рублей.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
исковые требования Кудымкарского городского прокурора удовлетворить частично.
Взыскать с Роднова Виктора Анатольевича <данные изъяты> в пользу Г*) компенсацию морального вреда в размере 10000 (десять тысяч) рублей, которые подлежат зачислению на расчетный счет несовершеннолетнего, открытый в кредитной организации.
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Взыскать с Роднова Виктора Анатольевича <данные изъяты>) в доход бюджета муниципального образования «Кудымкарский муниципальный округ Пермского края» государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Кудымкарский городской суд Пермского края в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Судья Т.А. Щипицина