Дело № 2-271/2023
21RS0007-01-2023-000273-48
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
05 июля 2023 года г. Козловка
Козловский районный суд Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Степановой Т.И., при секретаре Даниловой О.В., с участием помощника прокурора Козловского района Чувашской Республики Горбаченок В.С., представителя ответчика Марковой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению прокурора Козловского района Чувашской Республики в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Козловского муниципального округа Чувашской Республики о возложении обязанности поставить на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию права на недвижимое имущество, бесхозяйной недвижимой вещи - объект газового снабжения,
установил:
Прокурор Козловского района Чувашской Республики обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с исковым заявлением к администрации Козловского муниципального округа Чувашской Республики о возложении обязанности поставить на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию права на недвижимое имущество, бесхозяйной недвижимой вещи - объект газового снабжения.
Иск прокурора мотивирован тем, что по результатам проведения проверки исполнения администрацией Козловского муниципального округа Чувашской Республики законодательства по распоряжению муниципальным имуществом, установлено, что на территории Козловского муниципального округа Чувашской Республики расположен 1 объект газоснабжения (газопровод), согласно представленным данным Филиал АО «Газпром газораспределение Чебоксары» в <адрес> - «Техническое перевооружение газораспределительной сети в связи с переводом группы жилых домов по <адрес>, Чкалова, Рабочая, К.Маркса и Комсомольская на систему поквартирного теплоснабжения по адресу: <адрес>, ЧР», общей протяженностью 216,7 м., введенного в эксплуатацию <дата>. По состоянию на <дата> вышеуказанный объект газового хозяйства на кадастровый учет и на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимого имущества в едином государственном реестре недвижимости не поставлен, отсутствует в муниципальной собственности администрации Козловского муниципального округа Чувашской Республики. Ссылаясь на нормы законодательства, просит возложить на администрацию Козловского муниципального округа Чувашской Республики обязанность поставить на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию права на недвижимое имущество, бесхозяйной недвижимой вещи - объект газового снабжения «Техническое перевооружение газораспределительной сети в связи с переводом группы жилых домов по <адрес>, Чкалова, Рабочая, К.Маркса и Комсомольская на систему поквартирного теплоснабжения по адресу: <адрес>, ЧР», общей протяженностью 216,7 м., введенного в эксплуатацию <дата>, в течение 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании помощник прокурора Козловского района Чувашской Республики Горбаченок В.С. исковое заявление поддержала и просила его удовлетворить.
Представитель ответчика администрации Козловского муниципального округа Чувашской Республики Маркова А.А., действующая на основании доверенности, разрешение исковых требования оставила на усмотрение суда.
Третьи лица - Филиал АО «Газпром газораспределение Чебоксары» и Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, ходатайство об отложении судебного заседания не заявили.
В соответствии с требованиями ст. 167 ГПК РФ, с согласия лиц, участвующих в деле, суд рассмотрел дело при имеющейся явке.
Выслушав участников процесса, исследовав представленные письменные доказательства по делу, суд приходит к следующим выводам.
Статьей 130 Конституции Российской Федерации установлено, что местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
В соответствии с абз. 4 ст. 7 Федеральный закон от 31.03.1999 N 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» организация газоснабжения поселений в границах муниципального района, а также организация газоснабжения населения сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, и межселенной территории является полномочием органов местного самоуправления муниципального района и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами.
В силу п.п. 3, 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского, сельского поселения относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 32 Федерального закона от 31.03.1999 г. № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации», организация - собственник системы газоснабжения кроме мер, предусмотренных законодательством РФ в области промышленной безопасности, обязан обеспечить на стадиях проектирования, строительства и эксплуатации объектов системы газоснабжения выполнение комплекса специальных мер по безопасному функционированию таких объектов, локализации и уменьшению последствий аварий, катастроф. Юридические и физические лица, виновные в возникновении аварий, катастроф на объектах систем газоснабжения, в том числе аварий, катастроф, возникших в связи со скрытыми дефектами материалов, оборудования, с некачественным выполнением строительно-монтажных работ, несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.
Пунктом 5 постановления Правительства РФ от 20.11.2000 г. № 878 «Об утверждении Правил охраны газораспределительных сетей» закреплено в частности, что в соответствии с законодательством Российской Федерации газораспределительные сети относятся к категории опасных производственных объектов, что обусловлено взрыво- и пожароопасными свойствами транспортируемого по ним газа. Основы безопасной эксплуатации газораспределительных сетей определены Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
В соответствии с п. 1 ст. 225 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ), бесхозяйной вещью является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой не известен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
На основании п. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные образования владеют, пользуются и распоряжаются только тем имуществом, которое является муниципальной собственностью.
Поскольку в отношении иного имущества, не являющегося муниципальной собственностью, органы местного самоуправления не имеют прав владения, пользования и распоряжения, то на них не может быть возложена обязанность по обращению этого имущества в свою собственность.
Согласно пункту 5 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 10.12.2015 № 931, принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей (приложение № 1 к настоящему Порядку) органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.
Иные органы данным правом не обладают, следовательно, органы местного самоуправления обязаны принимать меры по постановке бесхозяйного имущества на соответствующий учет в органе по государственной регистрации прав на недвижимое имущество.
Из сведений, предоставленных прокурору Козловского района Чувашской Республики главой администрации Козловского муниципального округа Чувашской Республики <число> от <дата> следует, что на территории Козловского муниципального округа Чувашской Республики расположен один объект газоснабжения (газопровод), - «Техническое перевооружение газораспределительной сети группы жилых домов в связи с переводом группы жилых домов» по адресу: Чувашская Республика, <адрес>, Чкалова, Рабочая, К.Маркса и Комсомольская.
Из информации <число> от <дата>, предоставленной филиалом АО «Газпром газораспределение Чебоксары» в <адрес> следует, что на территории Козловского муниципального округа по состоянию на <дата> имеется бесхозяйный газопровод, расположенный по адресу: Чувашская Республика, <адрес>, Чкалова, Рабочая, К.Маркса и Комсомольская, наименование объекта: «Техническое перевооружение газораспределительной сети в связи с переводом группы жилых домов по <адрес>, Чкалова, Рабочая, К.Маркса и Комсомольская на систему поквартирного теплоснабжения по адресу: <адрес>, ЧР (ГРПШ-07-2У1).
Из информации Филиала ФГБУ «ФКП Росреестр» по Чувашской Республике - Чувашии от <дата> <число> следует, что указанный объект газоснабжения – сооружения в Единый государственный реестр недвижимости не поставлен на кадастровый учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимого имущества.
С учетом вышеизложенного суд считает установленным, что на территории Козловского муниципального округа Чувашской Республики расположен 1 (один) объект газоснабжения (газопровод), «Техническое перевооружение газораспределительной сети в связи с переводом группы жилых домов по <адрес>, Чкалова, Рабочая, К.Маркса и Комсомольская на систему поквартирного теплоснабжения по адресу: <адрес>, ЧР(ГРПШ-07-2У1)», общей протяженностью 216,7 м., введенного в эксплуатацию <дата>.
Также суд считает установленным, что вышеуказанный объект газового хозяйства на кадастровый учет и на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимого имущества в Едином государственном реестре недвижимости не поставлен, в муниципальной собственности администрации Козловского муниципального округа Чувашской Республики отсутствует.
Поскольку непринятие мер для постановки вышеуказанного объекта газоснабжения на учет как бесхозяйное создает реальную угрозу наступления тяжелых последствий - разрушение газовой сети и, как следствие, возникновение чрезвычайной ситуации, которая может повлечь за собой человеческие жертвы, причинение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери. Ответственность за надлежащее техническое состояние газовых сетей, своевременное проведение необходимых регламентных работ в процессе их эксплуатации, является важной составляющей мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, исковое требование прокурора к ответчику о возложении обязанности поставить на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию права на недвижимое имущество, бесхозяйной недвижимой вещи - объект газового снабжения, является законным и обоснованным, подлежащим полному удовлетворению.
В соответствии с положениями статьи 206 ГПК РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд устанавливает в решении срок, в течение которого оно должно быть исполнено.
Исходя из комплекса мероприятий, необходимых для совершения действий по восстановлению нарушенного права, суд соглашается с доводами иска и считает, что испрашиваемый прокурором срок проведения мероприятий по постановке на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию права на недвижимое имущество, бесхозяйной недвижимой вещи - объект газового снабжения, в течение 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, является разумным.
Таким образом, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований прокурора района Козловского района Чувашской Республики в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Козловского муниципального округа Чувашской Республики о возложении обязанности поставить на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию права на недвижимое имущество, бесхозяйной недвижимой вещи - объект газового снабжения, в течение 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, исковые требования подлежат полному удовлетворению.
Руководствуясь статьями 196-199 ГПК РФ,
решил:
Иск прокурора Козловского района Чувашской Республики в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Козловского муниципального округа Чувашской Республики, удовлетворить.
Возложить на администрацию Козловского муниципального округа Чувашской Республики (ИНН/КПП 2100001964/210001001) обязанность поставить на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию права на недвижимое имущество, бесхозяйной недвижимой вещи - объект газового снабжения «Техническое перевооружение газораспределительной сети в связи с переводом группы жилых домов по ул. Куйбышева, Чкалова, Рабочая, К.Маркса и Комсомольская на систему поквартирного теплоснабжения по адресу: г. Козловка, ЧР», общей протяженностью 216,7 м., введенного в эксплуатацию 25.12.2014, в течение 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Козловский районный суд Чувашской Республики.
Судья Степанова Т.И.
Решение в окончательной форме принято 06 июля 2023 года.
Судья Степанова Т.И.