Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1226/2016 ~ М-902/2016 от 06.04.2016

Дело

                    

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

28 апреля 2016 года      пос. Кугеси

Чебоксарский районный суд Чувашской Республики в составе: председательствующего судьи Афанасьева Э.В., при секретаре ФИО2,, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Хаймуллина В.Ю. к Администрации Большекатрасьского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики об обязании вынести постановление о выделении в собственность дополнительного земельного участка к ранее выделенному,

У С Т А Н О В И Л :

Истец Хаймуллин В.Ю. обратился в суд с иском к ответчику Большекатраському сельскому поселению Чебоксарского района Чувашской Республики, в котором просит обязать их вынести дополнительное постановление о выделении в его собственность дополнительного земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. из категорий земель сельскохозяйственного назначения, для индивидуального жилищного строительства, в дополнении к ранее выделенному земельному участку, площадью <данные изъяты> кв.м. <адрес>, на основании постановления главы <данные изъяты> сельской администрации Чебоксарского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ для доведении общей площади участка до <данные изъяты> кв.м. Исковые требования мотивированы тем, что на основании постановления главы <данные изъяты> сельской администрации Чебоксарского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ (ответчика), истцу был выделен в собственность земельный участок из категорий земель сельскохозяйственного назначения, для индивидуального жилищного строительства, площадью <данные изъяты> га, в д<адрес>, что подтверждается выпиской из постановления главы Большекатрасьской сельской администрации Чебоксарского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ, а также свидетельством о государственной регистрации права серия от ДД.ММ.ГГГГ, выданное взамен ранее выданного свидетельства серии от ДД.ММ.ГГГГ. Далее указано, что данный земельный участок был поставлен на кадастровый учет и ему был присвоен кадастровый , что подтверждается кадастровым паспортом от ДД.ММ.ГГГГ, сведения в реестре за . Далее истец указывает, что ДД.ММ.ГГГГ на основании его заявления был подготовлен межевой организацией ООО «<данные изъяты>», расположенный по адресу: <адрес> межевой план на вышеуказанный земельный участок, и в процессе измерения было установлено, что площадь его земельного участка составляет <данные изъяты> кв.м., то есть расхождение с площадью имеющегося в собственности земельного участка по сведениям государственного кадастра недвижимости с реальным, составляет: <данные изъяты>. Таким образом, как указывает далее истец в иске, фактически ответчиком ему был предоставлен земельный участок меньшей площади, чем был выделен в собственность, площадью <данные изъяты> га, в д<адрес> постановления главы <данные изъяты> сельской администрации Чебоксарского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ и отличается от свидетельства о государственной регистрации права серия <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, выданное взамен ранее выданного свидетельства серии от ДД.ММ.ГГГГ, где также указанно его право собственности на земельный участок площадью - <данные изъяты> кв.м. Также истец ссылается на следующие нормы права, на п. 4 ст. 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», согласно которого предусмотрено, что граждане РФ, имеющие в фактическом пользовании земельные участки с расположенными на них жилыми домами, приобретенные ими в результате сделок, которые были совершены до вступления в силу Закона СССР от ДД.ММ.ГГГГ «О собственности в СССР», но которые не были надлежаще оформлены и зарегистрированы, имеют право бесплатно приобрести право собственности на указанные земельные участки в соответствии с правилами, установленными ст. 36 ЗК РФ, на п. 2 ст. 28 и п. 6 ст. 36 Земельного кодекса РФ, согласно которого исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность граждан бесплатно в случаях, предусмотренных Земельным кодексом РФ, федеральными законами и законами субъектов РФ, на ст. ст. 36 Земельного кодекса РФ, согласно которого граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом, на ст. 6 Конституции РФ, которая предусматривает неприкосновенность частной собственности, на ст. 209 Гражданского кодекса РФ, согласно положениям которого собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом, и владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (статья 129), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц, на ст. 301 Гражданского кодекса РФ, согласно которого собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения, на ст. 30 Земельного кодекса РФ, предусматривающий порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, согласно ч. 2 которого предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах) в соответствии со статьей 38 настоящего Кодекса. Также в иске указано, что учитывая, что в настоящее время земельное законодательство предусматривает обязательное проведение торгов, при выделении в собственность земельных участков, то ответчик самостоятельно не может вынести постановления о выделении дополнительного земельного участка к ранее выделенному, поэтому необходимо обязать его это сделать в судебном порядке.

На судебном заседании истец Хаумуллин В.Ю. исковые требования поддержал и просит их удовлетворить по изложенным в иске основаниям, пояснив, что просит выделить ему эту землю бесплатно в собственность.

Также пояснил, что в 2000 году, когда ему выделялся земельный участок, он сам на местности измерил его длину и ширину шагами и эти границы примерно составили как в акте, 30 м на 50 м, однако в данное время длина земельного участка составляет примерно также 50 м, но ширина его намного меньше 30 м, то есть земельный участок уменьшился в ширине. Далее указал, что его соседи до него отмежевали уже свои участки и поэтому при межевании его земельного участка границы с ними не согласовывались.

На судебном заседании представитель ответчика – Большекатраського сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики, ФИО4 исковые требования не признал и пояснил, что почему так случилось, сказать не может, и если суд вынесет такое решение, но они должны будут его исполнять, но только не знает, где именно будет этот участок.

На судебное заседание третье лицо – филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Чувашской Республике, надлежаще и своевременно извещённый, своего представителя не направил, имеется заявление о рассмотрении дела в их отсутствии.

На судебное заседание третье лицо – Администрация Чебоксарского района Чувашской Республики, надлежаще и своевременно извещённая, своего представителя не направила, о причинах не известила.

Выслушав пояснения истца и представителя ответчика, изучив представленные письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему выводу.

При рассмотрении данного гражданского дела суд, принимая во внимание положения ст. ст. 56, 59, 67 Гражданско-процессуального кодекса РФ определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне их надлежит доказывать, принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, и никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Также при этом суд учитывает, что в силу положений ст. 56 Гражданско-процессуального кодекса РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 Гражданско-процессуального кодекса РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Таким образом, в гражданском процессе в силу действия принципа состязательности исключается активная роль суда, когда суд по собственной инициативе собирает доказательства и расширяет их круг, при этом данный принцип не включает в себя судейского усмотрения.

Также суд учитывает положения ст. 196 Гражданско-процессуального кодекса РФ, согласно которых суд принимает решение по заявленным истцом требованиям, и положения ст. 39 Гражданско-процессуального кодекса РФ, согласно которых основание и предмет иска определяет истец и суд не обладает правом без согласия истца изменять основания или предмет исковых требований, заявленных истцом, так как право выбора способа защиты своих нарушенных прав предоставлено истцу, то есть лицу, которое считает, что нарушены его права и законные интересы, в соответствии с положениями ст. ст. 3 и 4 Гражданско-процессуального кодекса РФ. В п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ за «О судебном решении» также обращено внимание судов на то, что заявленные требования рассматриваются и разрешаются по основаниям, указанным истцом, а также по обстоятельствам, вынесенным судом на обсуждение в соответствии с ч. 2 ст. 56 Гражданско-процессуального кодекса РФ.

Как следует из материалов дела, истец обосновывает свои требования, что также подтверждается материалами дела, тем, что согласно постановления главы <данные изъяты> сельской администрации Чебоксарского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ ему был выделен в собственность земельный участок из категорий земель сельскохозяйственного назначения, для индивидуального жилищного строительства, площадью <данные изъяты> кв.м. в <адрес>, который был за ним зарегистрирован на праве собственности в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ площадью <данные изъяты> кв.м., а также данный земельный участок был поставлен на кадастровый учет и ему был присвоен кадастровый , однако ДД.ММ.ГГГГ на основании его заявления был подготовлен межевой организацией ООО «<данные изъяты>», расположенный по адресу: Чувашская Республикап, <адрес>, межевой план на вышеуказанный земельный участок, и в процессе измерения было установлено, что площадь его земельного участка составляет <данные изъяты> кв.м., то есть расхождение с площадью имеющегося в собственности земельного участка по сведениям государственного кадастра недвижимости с реальным, составляет: <данные изъяты> кв.м., и таким образом, как указывает истец, фактически ответчиком ему был предоставлен земельный участок меньшей площади, чем был выделен постановлением главы <данные изъяты> сельской администрации Чебоксарского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ

Также истец обосновывает свои требования тем, что в настоящее время земельное законодательство предусматривает обязательное проведение торгов, при выделении в собственность земельных участков, и таким образом ответчик самостоятельно не может вынести постановления о выделении дополнительного земельного участка к ранее выделенному, поэтому необходимо обязать его это сделать в судебном порядке.

В соответствии со ст. 35 Конституции РФ, право частной собственности охраняется законом и каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

Также согласно ст. 36 Конституции РФ, граждане вправе иметь в частной собственности землю.

В ст. 8 Гражданского кодекса РФ указывается, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают: 1) из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему; 2) из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей;.. . 4) в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом.

Как следует из положений ст. 15 Земельного кодекса РФ, собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации, а из положений ст. 25 Земельного кодекса РФ следует, что права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

При этом права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV Земельного кодекса РФ, на основании ст. 26 Земельного кодекса РФ, удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Согласно ст. 60 Земельного кодекса РФ нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях: 1) признания судом недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, повлекших за собой нарушение права на земельный участок; 2) самовольного занятия земельного участка; 3) в иных предусмотренных федеральными законами случаях (ч. 1). Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем: 1) признания недействительными в судебном порядке в соответствии со статьей 61 настоящего Кодекса не соответствующих законодательству актов исполнительных органов государственной власти или актов органов местного самоуправления; 2) приостановления исполнения не соответствующих законодательству актов исполнительных органов государственной власти или актов органов местного самоуправления; 3) приостановления промышленного, гражданско-жилищного и другого строительства, разработки месторождений полезных ископаемых и торфа, эксплуатации объектов, проведения агрохимических, лесомелиоративных, геолого-разведочных, поисковых, геодезических и иных работ в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; 4) восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения (ч.2).

Как следует из исковых требований, поддержанных представителями истца на судебном заседании, истец просит восстановить его нарушенные права на землю путём обязания ответчика вынести постановление о выделении в его собственность бесплатно дополнительного земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. из категорий земель сельскохозяйственного назначения, для индивидуального жилищного строительства, в дополнении к ранее выделенному земельному участку, площадью <данные изъяты> кв.м. в <адрес>, что в силу вышеуказанных норм права и ст. 131 Гражданского кодекса РФ влечёт регистрацию права собственности на этот земельный участок в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

Так, согласно ст. 17 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются – акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки; акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения; свидетельства о праве на наследство; вступившие в законную силу судебные акты; акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения; иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.

Согласно ст. 39.1 Земельного кодекса РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании, в том числе, решения органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;

Также согласно ст. 39.2 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).

Из положений ст. 39.5 Земельного кодекса РФ следует, что предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления: 1) земельного участка, образованного в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о ее развитии, лицу, с которым заключен этот договор; 2) земельного участка религиозной организации, имеющей в собственности здания или сооружения религиозного или благотворительного назначения, расположенные на таком земельном участке; 3) земельного участка, образованного в результате раздела земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества и относящегося к имуществу общего пользования, данной некоммерческой организации или в случаях, предусмотренных федеральным законом, в общую собственность членов данной некоммерческой организации; 4) земельного участка гражданину по истечении пяти лет со дня предоставления ему земельного участка в безвозмездное пользование в соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса при условии, что этот гражданин использовал такой земельный участок в указанный период в соответствии с установленным разрешенным использованием; 5) земельного участка гражданину по истечении пяти лет со дня предоставления ему земельного участка в безвозмездное пользование в соответствии с подпунктом 7 пункта 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса при условии, что этот гражданин использовал такой земельный участок в указанный период в соответствии с установленным разрешенным использованием и работал по основному месту работы в муниципальном образовании и по специальности, которые определены законом субъекта Российской Федерации; 6) земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно; 7) земельного участка иным не указанным в подпункте 6 настоящей статьи отдельным категориям граждан и (или) некоммерческим организациям, созданным гражданами, в случаях, предусмотренных федеральными законами, отдельным категориям граждан в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации; 8) земельного участка, предоставленного религиозной организации на праве постоянного (бессрочного) пользования и предназначенного для сельскохозяйственного производства, этой организации в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.

Таким образом действующим законодательством установлен ограниченный перечень оснований для предоставления земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, гражданину в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа.

Также ст. 39.16 Земельного кодекса РФ установлены основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, согласно которого уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из следующих оснований, в том числе, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов; в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, не установлен вид разрешенного использования; указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок не отнесен к определенной категории земель; границы земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».

Исходя из смысла ст. 38 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости», межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках (ч. 1). В межевом плане указываются сведения об образуемых земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления о постановке на учет земельного участка или земельных участков, сведения о части или частях земельного участка в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете части или частей земельного участка, новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете изменений земельного участка или земельных участков (ч. 2). Если в соответствии со статьей 39 настоящего Федерального закона местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования (ч. 3). В межевом плане, подготовленном в отношении земельного участка, право собственности на который считается возникшим в силу федерального закона вне зависимости от момента государственной регистрации этого права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, приводятся сведения, позволяющие отнести такой земельный участок к имуществу, право на которое возникает в силу федерального закона вне зависимости от момента государственной регистрации данного права. Особенности подготовки межевого плана в отношении такого земельного участка устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений (ч. 3.1). В графической части межевого плана воспроизводятся сведения кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке, а также указываются местоположение границ образуемых земельного участка или земельных участков, либо границ части или частей земельного участка, либо уточняемых границ земельных участков, доступ к образуемым или измененным земельным участкам (проход или проезд от земельных участков общего пользования), в том числе путем установления сервитута (ч. 5). В текстовой части межевого плана указываются необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в объеме, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, сведения об использованной при подготовке межевого плана геодезической основе кадастра, а также в установленном частью 1 статьи 39 настоящего Федерального закона случае сведения о согласовании местоположения границ земельных участков в форме акта согласования местоположения таких границ (далее - акт согласования местоположения границ) (ч. 6). В случае образования земельного участка в соответствии с утвержденными схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, проектом межевания территории, проектной документацией о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков обязательным приложением к межевому плану является данная схема, этот проект или эта проектная документация, за исключением случая, если проект межевания территории уже представлялся в орган кадастрового учета (ч. 6.1). Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Местоположение отдельных частей границ земельного участка также может устанавливаться в порядке, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, посредством указания на природные объекты и (или) объекты искусственного происхождения, в том числе линейные объекты, если сведения о таких объектах содержатся в государственном кадастре недвижимости и местоположение указанных отдельных частей границ земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов. Требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений (ч. 7). Площадью земельного участка, определенной с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, является площадь геометрической фигуры, образованной проекцией границ земельного участка на горизонтальную плоскость (ч. 8). При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка (ч. 9). Образуемые земельные участки должны соответствовать требованиям гражданского законодательства, земельного законодательства, лесного законодательства, водного законодательства, градостроительного законодательства и иным установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации требованиям к земельным участкам. Если в соответствии с федеральным законом образование земельных участков должно осуществляться с учетом проекта межевания территории, проекта межевания земельного участка или земельных участков или иного предусмотренного федеральным законом документа, местоположение границ данных земельных участков определяется с учетом такого документа (ч. 10).

Также в соответствии со ст. 39 вышеуказанного закона местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (далее - заинтересованные лица), в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете изменений одного из указанных земельных участков в связи с уточнением местоположения его границ (ч. 1).

Предметом указанного в части 1 настоящей статьи согласования с заинтересованным лицом при выполнении кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете соответствующих изменений земельного участка, является определение местоположения границы такого земельного участка, одновременно являющейся границей другого принадлежащего этому заинтересованному лицу земельного участка. Заинтересованное лицо не вправе представлять возражения относительно местоположения частей границ, не являющихся одновременно частями границ принадлежащего ему земельного участка, или согласовывать местоположение границ на возмездной основе (ч. 2).

Согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве: 1) собственности (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование либо юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями либо казенными предприятиями, в постоянное (бессрочное) пользование); 2) пожизненного наследуемого владения; 3) постоянного (бессрочного) пользования (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки предоставлены государственным или муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, органам государственной власти или органам местного самоуправления в постоянное (бессрочное) пользование); 4) аренды (если такие смежные земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет) (ч. 3).

Согласно ч. ч. 1, 2 и 5 ст. 40 данного Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана. Местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей, за исключением предусмотренного частью 3 настоящей статьи случая. Споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, после оформления акта согласования границ разрешаются в установленном Земельным кодексом Российской Федерации порядке.

Таким образом, межевой план земельного участка должен содержать сведения о местоположении границ земельного участка, которое определяется координатами их характерных точек, а также о согласовании границ со смежными землепользователями.

В силу ч. 1 ст. 22 данного Федерального закона межевой план является одним из документов, необходимых для кадастрового учета.

Соответственно, недействительность межевого плана может повлечь изменения в сведениях кадастрового учета.

Разрешая заявленные исковые требования и оценивая представленные доказательства по правилам ст. 67 Гражданско-процессуального кодекса РФ, суд приходит к выводу о необходимости отказа в удовлетворении заявленных исковых требований, по следующим основаниям.

Так, не имеется законных оснований для вынесения ответчиком как уполномоченным органом решения о предоставлении истцу испрашиваемого им в иске земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, в собственность бесплатно, ввиду отсутствия для этого оснований, указанных в ст. 39.5 Земельного кодекса РФ, а также в связи с тем, что имеются основания, предусмотренные ст. 39.16 Земельного кодекса РФ, для отказа в предоставлении истцу данного земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, без проведения торгов, а именно – так как истец, как указано выше, в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов, также в отношении земельного участка, испрашиваемого истцом, не установлен вид разрешенного использования и он не отнесен к определенной категории земель, также границы земельного участка, испрашиваемого истцом, подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».

Также при этом суд исходит из того, что истцом избран ненадлежащий способ защиты своих гражданских прав, что также влечет отказ в удовлетворении заявленных требований. Так, как следует из пояснений истца и представленных материалов, при предоставлении истцу в ДД.ММ.ГГГГ году земельного участка согласно вышеуказанного постановления от ДД.ММ.ГГГГ под площадью <данные изъяты> кв.м. площадь данного земельного участка составляла примерно указанный размер и его границы также соответствовали границам, указанным в акте инвентаризации (л.д. 9), то есть данный земельный участок представлял собой прямоугольник шириной 30 м и длиной 50 м. Впоследствии соседи до ДД.ММ.ГГГГ года отмежевали свои земельные участки и при межевании его земельного участка в <данные изъяты> году выяснилось, что размер его земельного участка уже составляет не <данные изъяты> кв.м., а только <данные изъяты> кв.м., в частности ширина его уменьшилась намного при такой же длине. Данное обстоятельство означает, что изначально истцу предоставлялся земельный участок именно площадью <данные изъяты> кв.м., а площадь его уменьшилась до <данные изъяты> кв.м. после того, как его соседи отмежевали свои участки до него.

При этом суд исходит из того, что удовлетворение данных заявленных исковых требований к этому ответчику само по себе не привело бы к восстановлению нарушенных его прав как собственника земельного участка, так как данный вопрос может быть рассмотрен судом при рассмотрении спора об установлении границ земельного участка истца. При этом также необходимо учитывать то, что защита гражданских прав осуществляется перечисленными в ст. 12 Гражданского кодекса РФ способами, а также иными способами, предусмотренными законом. Под способами защиты гражданских прав понимаются закрепленные законом материально-правовые меры принудительного характера, посредством которых производится восстановление (признание) нарушенных (оспариваемых) прав и воздействие на правонарушителя. Следовательно, избираемый способ защиты в случае удовлетворения требований истца должен привести к восстановлению его нарушенных или оспариваемых прав.

Также при этом суд исходит из того, что истцом согласно ст. 56 Гражданско-процессуального кодекса РФ не представлено соответствующих относимых и допустимых доказательств, обосновывающих доводы истца о том, что фактически ему ответчиком в 2000 году был предоставлен земельный участок меньшей площади, чем был указан в данном постановлении, а именно менее 0,15 га, то есть доводы истца о нарушении именно ответчиком в этом случае его прав и законных интересов, не доказаны.

Также при вынесении решения об отказе в удовлетворении исковых требований суд исходит из следующего.

В соответствии с п. 3 ст. 6 Земельного кодекса РФ земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.

Исходя из положений п. 3 ч. 1 ст. 7 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» границы являются главным индивидуализирующим признаком земельного участка и определяются межеванием.

Таким образом, юридически значимым обстоятельством для разрешения заявленного истцом искового требования является также существование спорного испрашиваемого истцом в иске земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. как объекта земельных отношений.

Однако, как следует из материалов дела, данный земельный участок не сформирован и не поставлен на кадастровый учет.

Так, доказательств, свидетельствующих о выполнении работ по индивидуализации спорного земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. и постановки его на кадастровый учет, стороной истца суду в нарушение требований ст. 56 Гражданско-процессуального кодекса РФ не представлено.

Индивидуализация земельного участка осуществляется посредством его государственного кадастрового учета, поэтому до тех пор, пока земельный участок не прошел государственный кадастровый учет, он не может являться объектом земельных отношений и не может быть допущен в гражданский оборот, то есть когда спорный земельный участок не прошел кадастровый учет, не сформирован, не определены его границы в соответствии с требованиями действующего земельного законодательства, такой земельный участок не может являться объектом земельно-правовых отношений, поскольку в отношении земельных участков под индивидуализацией понимается установление уникальных характеристик земельного участка, вносимых в его кадастровый паспорт.

Как указано выше, удовлетворение данных исковых требований об обязании ответчика вынести постановление о выделении в собственность истца дополнительного земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м., в силу вышеуказанных норм права и ст. 131 Гражданского кодекса РФ, влечёт регистрацию права собственности на этот земельный участок в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней, однако согласно п. 1.2 ст. 20 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» не допускается осуществление государственной регистрации права на объект недвижимого имущества, который не считается учтенным в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости», за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом, однако данные исключения касаются лишь регистрации права собственности на соответствующий создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, расположенный на земельном участке, и таким образом к рассматриваемому случаю не относятся (п. 2 ст. 25.3 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Иных доказательств, обосновывающих доводы истца, на основании которых возможно удовлетворение заявленных им исковых требований, суду не предоставлено.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.196-198 Гражданско-процессуального кодекса РФ, суд,

РЕШИЛ :

В удовлетворении исковых требований Хаймуллина В.Ю. к Администрации Большекатрасьского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики об обязании вынести дополнительное постановление о выделении в его собственность дополнительного земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. из категорий земель сельскохозяйственного назначения, для индивидуального жилищного строительства, в дополнении к ранее выделенному земельному участку, площадью <данные изъяты> кв.м. в д<адрес>, на основании постановления главы <данные изъяты> сельской администрации Чебоксарского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ для доведении общей площади участка до <данные изъяты> кв.м., отказать.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Чувашской Республики в течение 1 (одного) месяца со дня принятия решения через Чебоксарский районный суд Чувашской Республики.

    

Председательствующий: Афанасьев Э.В.

2-1226/2016 ~ М-902/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Хаймуллин Вадим Юсимович
Ответчики
Администрация Большекатрасьского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики
Другие
Филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по ЧР - Чувашии
Администрация Чебоксарского района Чувашской Республики
Суд
Чебоксарский районный суд Чувашской Республики
Судья
Афанасьев Эдуард Викторинович
Дело на странице суда
cheboksarsky--chv.sudrf.ru
06.04.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.04.2016Передача материалов судье
08.04.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.04.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.04.2016Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
25.04.2016Предварительное судебное заседание
28.04.2016Судебное заседание
28.04.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.04.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.02.2017Дело оформлено
28.02.2017Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее