УИД 11MS0045-01-2022-001888-93 Дело № 12-1382/2022
РЕШЕНИЕ
Судья Сыктывкарского городского суда Республики Коми Койкова Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 26 октября 2022 года жалобу ГБУ РК «Республиканский центр обеспечения функционирования особо охраняемых природных территорий и природопользования» на постановление мирового судьи Петрозаводского судебного участка г.Сыктывкара Республики Коми от ** ** **, вынесенное в отношении Лихошерстова Владимира Ильича по делу об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
у с т а н о в и л :
постановлением мирового судьи Петрозаводского судебного участка г.Сыктывкара Республики Коми от ** ** ** производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Лихошерстова Владимира Ильича прекращено, в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Не согласившись с указанным постановлением, ГБУ РК «Республиканский центр обеспечения функционирования особо охраняемых природных территорий и природопользования» обратилось в суд с жалобой, в которой просят постановление мирового судьи отменить, дело направить на новое рассмотрение.
В судебном заседании представитель ГБУ РК «Республиканский центр обеспечения функционирования особо охраняемых природных территорий и природопользования» Никитин А.П. настаивал на незаконности вынесенного постановления и удовлетворении жалобы по изложенным в ней доводам.
Лихошерстов В.И., будучи надлежаще извещенным о времени, месте и дате рассмотрения жалобы, в судебное заседание не явился, о причинах своей неявки суд в известность не поставил.
Суд определил, рассмотреть дело при имеющейся явке лиц.
Заслушав лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.
Государственными природными заказниками являются территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса (пункт 1 статьи 22 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях").
В соответствии с пунктом 1 статьи 23 названного Закона создание государственных природных заказников федерального значения осуществляется решениями Правительства Российской Федерации, принимаемыми по представлению уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти.
В силу пунктов 1, 2 статьи 24 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ на территориях государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам. Задачи и особенности режима особой охраны конкретного государственного природного заказника регионального значения определяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, принявшими решение о создании этого государственного природного заказника.
Статья 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает административную ответственность за нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах.
Как следует из материалов дела и установлено мировым судьей, Лихошерстов В.И. ** ** ** в 12 часов 15 минут по адресу: ... заказник «...» в месте с координатами ... ..., имел при себе запрещенные орудия лова, а именно искусственные приманки – блесна различной конструкции и размера общим количеством 26 штук. ВБР при этом выполнено не было. Орудия лова изъяты.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении Лихошерстова В.И. протокола об административном правонарушении №... от ** ** **.
Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, мировой судья пришел к выводу об отсутствии в действиях Лихошерстова В.И. события вмененного правонарушения, в связи с чем прекратил производство по делу.
В обоснование выводов указал, что протокол об административном правонарушении содержит исправления в дате совершения правонарушения с ** ** ** на ** ** **, о внесении которых Лихошерстов В.И. не был уведомлен.
Согласно п. 3 ст. 29.1 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в числе прочих вопросов выясняют, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные данным Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.
В соответствии с ч. 1 ст. 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1 и 3 статьи 28.6 указанного Кодекса.
В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья указанного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела (ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ).
В силу ч. 4 ст. 28.2 КоАП РФ физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола (ч. 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ).
Как верно указано мировым судьей, толкование положений частей 4, 4.1 ... ст.28.2 КоАП РФ в их системной взаимосвязи позволяет прийти к выводу о том, что и изменения ранее внесенных в протокол об административном правонарушении сведений производятся в присутствии лица, в отношении которого применены данные меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, составлен протокол об административном правонарушении. В его отсутствие такие изменения могут быть внесены в указанный процессуальный акт только при наличии сведений о надлежащем извещении такого лица.
Иное толкование вышеприведенных норм КоАП РФ означало бы нарушение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Таким образом, указанными выше нормами лицу, привлекаемому к административной ответственности, обеспечивается правовая возможность для защиты прав и законных интересов и непосредственное его участие при составлении протокола по делу об административном правонарушении и внесении изменений в такой процессуальный акт.
В связи с изложенным, административный орган не вправе в одностороннем порядке самовольно вносить изменения в указанный протокол.
Как следует из материалов дела, протокол об административном правонарушении от ** ** ** составлялся в присутствии лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, копия протокола вручена Лихошерстову В.И. о чем свидетельствует его подпись. Дата вручения копии протокола – ** ** **.
Делая выводы о том, что внесением исправлений в протокол об административном правонарушении были нарушены права лица, в отношении которого велось производство по делу, так как они внесены в отсутствии Лихошерстова В.И., который не был надлежаще извещен, суд не истребовал копии протокола, врученного правонарушителю, а также не выяснил данный вопрос в ходе рассмотрения дела, о чем свидетельствует оспариваемое постановление.
Из оспариваемого постановления следует, что Лихошерстов В.И. не согласен с фактом нарушения, каких-либо иных доводов, в том числе о нарушении его права ввиду внесения исправлений в протокол в его отсутствие, судом не указано.
Таким образом, выводы мировым судьей о нарушении требований ст.25.1, 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях сделаны без истребования и исследования доказательств.
В соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Принимая во внимание изложенное, прихожу к выводу, что судом нижестоящей инстанции оценка имеющимся в материалах дела доказательствам дана в отсутствии совокупности доказательств, что не позволило объективно рассмотреть дело.
Учитывая, что в соответствии со ст.4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности по статье 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях составляет 1 год, который в настоящее время не истек, оспариваемое постановление подлежит отмене, а дело направлению в тот же суд на новое рассмотрение.
Руководствуясь ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ, суд
р е ш и л :
постановление мирового судьи Петрозаводского судебного участка г.Сыктывкара Республики Коми от ** ** **, вынесенное в отношении Лихошерстова Владимира Ильича по делу об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях– отменить.
Дело направить на новое рассмотрение мировому судье Петрозаводского судебного участка г. Сыктывкара Республики Коми.
Решение может быть обжаловано в порядке предусмотренном статьями 30.12-30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в Третий кассационный суд общей юрисдикции, расположенный по адресу: 190900 ВОХ № 1413 г. Санкт-Петербург.
Судья Т.А. Койкова