7р-811
Р Е Ш Е Н И Е
5 октября 2023 года город Архангельск
Судья Архангельского областного суда Буряк Ю.В., рассмотрев жалобу защитника Администрации городского округа Архангельской области «Северодвинск» Макарьина А.А. на постановление заместителя начальника отделения судебных приставов по городу Северодвинску УФССП России по Архангельской области и Ненецкому автономному округу С. от 5 июня 2023 года, решение врио начальника отделения – старшего судебного пристава отделения судебных приставов по городу Северодвинску УФССП России по Архангельской области и Ненецкому автономному округу К. от 6 июля 2023 года и решение судьи Северодвинского городского суда Архангельской области от 14 августа 2023 года,
у с т а н о в и л :
постановлением заместителя начальника отделения судебных приставов по городу Северодвинску УФССП России по Архангельской области и Ненецкому автономному округу С. от 5 июня 2023 года, оставленным без изменения решением врио начальника отделения – старшего судебного пристава отделения судебных приставов по городу Северодвинску УФССП России по Архангельской области и Ненецкому автономному округу К. от 6 июля 2023 года, администрация муниципального образования «Северодвинск» (правопреемник Администрация городского округа Архангельской области «Северодвинск» (далее по тексту Администрация Северодвинска) признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 17.15 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Решением судьи Северодвинского городского суда Архангельской области от 14 августа 2023 года состоявшиеся по делу акты должностных лиц оставлены без изменения.
Защитник Администрации Северодвинска Макарьин А.А. в жалобе просит отменить состоявшиеся акты, считая их незаконными, необоснованными, вынесенными с нарушением норм материального и процессуального права. В обоснование указал, что у Администрации Северодвинска отсутствовала возможность исполнения решения суда в установленный срок по объективным, находящимся вне контроля должника причинам. Вина Администрации Северодвинска в неисполнении судебного решения отсутствует.
Администрация Северодвинска извещена о времени и месте рассмотрения жалобы в суд своего защитника или законного представителя не направила, о причинах их неявки не сообщила, ходатайств об отложении не заявила.
Проверив дело в полном объеме, рассмотрев доводы жалобы, не нахожу правовых оснований для ее удовлетворения.
Частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ установлена ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.
В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Частью 1 статьи 6 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» и частью 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации от 14 ноября 2002 года № 138-ФЗ установлено, что вступившее в законную силу решение суда является обязательным для исполнения для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
В силу статьи 2 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Неправомерная задержка исполнения судебного решения должна рассматриваться как нарушение права на справедливое правосудие в разумные сроки (постановление Конституционного Суда РФ от 25 января 2001 года № 1-П и определение Конституционного Суда РФ от 4 октября 2005 года № 338-О).
Пунктом 1 статьи 12 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» определено, что в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом «Об исполнительном производстве», судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 105 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок должностным лицом службы судебных приставов составляется в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливается новый срок для исполнения.
Как усматривается из материалов дела, вступившим в законную силу решением Северодвинского городского суда Архангельской области от <дата> на Администрацию Северодвинска возложена обязанность предоставить О. по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда в виде квартиры, общей площадью не менее 14 кв. м., отвечающее санитарным и техническим требованиям, в пределах муниципального образования «Северодвинск», за счет средств субвенций бюджета Архангельской области, выделяемых на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа.
Исполнительный лист серии ФС № от <дата> поступил в отделение судебных приставов по городу Северодвинску УФССП России по Архангельской области и Ненецкому автономному округу и должностным лицом данного подразделения <дата> возбуждено исполнительное производство №, установлен срок для добровольного исполнения требований неимущественного характера, содержащихся в исполнительном документе.
В установленный срок Администрация Северодвинска решение суда не исполнила, в связи с чем, постановлением судебного пристава исполнителя отделения судебных приставов по городу Северодвинску УФССП России по Архангельской области от <дата> с нее взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей, установлен новый срок до <дата>.
<дата> судебным приставом-исполнителем должнику выставлено новое требование об исполнении решения суда в срок до <дата>.
В связи с неисполнением содержащихся в исполнительном документе требований в установленный судебным приставом-исполнителем срок постановлением заместителя начальника отделения судебных приставов по г. Северодвинску УФССП России по Архангельской области и Ненецкому автономному округу С. от 5 июня 2023 года Администрация Северодвинска привлечена к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ.
В ходе рассмотрения дела должностными лицами и судьей городского суда правильно определены юридически значимые обстоятельства, имеющие значение для дела, исследованы все представленные по делу доказательства, которым дана оценка на предмет относимости, допустимости и достаточности по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.
В оспариваемых актах приведены и нормы закона, которые Администрацией Северодвинска нарушены и образуют состав инкриминированного административного правонарушения.
В материалах дела не содержится доказательств того, что неисполнение требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после взыскания исполнительского сбора, было вызвано чрезвычайными, объективно непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась в целях надлежащего исполнения.
В соответствии со статьей 46 закона Архангельской области от 20 сентября 2005 года N 84-5-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области отдельными государственными полномочиями» органы местного самоуправления муниципальных образований (муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов Архангельской области), к числу которых относится Администрация Северодвинска, наделяются государственными полномочиями по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В целях осуществления государственных полномочий по предоставлению детям-сиротам жилых помещений органы местного самоуправления муниципальных образований вправе приобретать жилые помещения для предоставления их детям-сиротам, а также включать жилые помещения, в том числе переданные из государственной собственности Архангельской области в муниципальную собственность муниципальных образований, в специализированный жилищный фонд.
Постановлением Правительства Архангельской области от 14 января 2014 года N 1-пп утвержден Порядок предоставления и расходования субвенций из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Архангельской области на осуществление государственных полномочий по предоставлению жилых помещений специализированного жилищного фонда детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не обеспеченным жилыми помещениями.
В соответствии с данным Порядком финансовое обеспечение расходов на осуществление государственных полномочий по предоставлению детям-сиротам жилых помещений производится за счет субвенций в объеме средств, предусмотренных на указанные цели в областном бюджете на соответствующий год, которые министерство финансов Архангельской области доводит до министерства образования Архангельской области (пункты 2 и 3).
Из жалобы следует, что в 2021 – 2023 годах должник располагал необходимыми денежными средствами в период исполнения требований судебного пристава-исполнителя (в бюджете на 2021 год на расходы по осуществлению государственных полномочий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей выделено 107 508 262, 42 руб., в 2022 году выделено 124 458 394, 13 руб., в 2023 году – 7 400 031,35 руб., а также на предоставление государственных жилищных сертификатов более 100 000 000 рублей).
Как следует из материалов дела, должник каких-либо мер, направленных на предоставление О. благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда, не предпринимал, в том числе процедуру закупки жилого помещения в соответствии с требованиями Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» не проводил и доказательств обратного материалы дела не содержат.
Предоставление жилых помещений аналогичной категории граждан, правового значения не имеет и не свидетельствует о том, что Администрацией Северодвинска приняты все зависящие от нее меры для исполнения решения Северодвинского городского суда Архангельской области от <дата> в пользу взыскателя О.
Кроме того пунктом 13 Порядка предусмотрено, что при необходимости изменения объема субвенций, выделенных местным бюджетам на текущий финансовый год, органы местного самоуправления не позднее 15 июля текущего финансового года обращаются в министерство с предложением о выделении дополнительных бюджетных ассигнований (при этом предоставляются документы и расчеты, обосновывающие размер дополнительных бюджетных ассигнований).
Сведений о том, что Администрация Северодвинска в случае недостатка бюджетных ассигнований после выставления требования судебного пристава-исполнителя об исполнении судебного акта обращалась в министерство образования Архангельской области с мотивированным предложением о дополнительном финансировании в целях исполнения решения Северодвинского городского суда Архангельской области от <дата> в пользу взыскателя О. в соответствии с пунктом 13 Порядка предоставления и расходования субвенций из областного бюджета, в том числе, представляла документы и расчеты, обосновывающие размер дополнительных бюджетных ассигнований в целях исполнения данного судебного решения, не представлено.
Следует также иметь в виду, что положения части 3 статьи 46 закона Архангельской области от 20 сентября 2005 года N 84-5-ОЗ предоставляют органам местного самоуправления муниципальных образований право использования субвенции, выделенной местному бюджету муниципального образования на осуществление государственных полномочий по предоставлению детям-сиротам жилых помещений, на возмещение стоимости жилых помещений, приобретенных (построенных) за счет средств местных бюджетов муниципальных образований, находящихся в муниципальной собственности муниципальных образований, включенных в специализированный жилищный фонд и предоставленных детям-сиротам по договорам найма специализированных жилых помещений.
Следовательно, Администрация Северодвинска при реализации переданных государственных полномочий вправе использовать собственные ресурсы.
Доказательств того, что у Администрации Северодвинска отсутствовала возможность приобретения за счет средств местного бюджета жилого помещения взыскателю О. с последующим возмещением данных расходов за счет субвенций на осуществление государственных полномочий по предоставлению детям-сиротам жилых помещений, заявителем не представлено.
При таких обстоятельствах должностные лица и суд первой инстанции пришли к правильному выводу о том, что в бездействии Администрации Северодвинска имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ.
Процедура и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Административное наказание назначено в минимальном размере санкции названной нормы закона для юридических лиц.
Порядок пересмотра постановления по делу об административном правонарушении и решения вышестоящего должностного лица, установленный главой 30 КоАП РФ, судьей соблюден, нарушения процессуальных требований не допущено.
Поводов для вмешательства в оспариваемые акты, в том числе по доводам жалобы, не имеется.
Руководствуясь статьями 30.7 и 30.9 КоАП РФ,
р е ш и л :
постановление заместителя начальника отделения судебных приставов по городу Северодвинску УФССП России по Архангельской области и Ненецкому автономному округу С. от 5 июня 2023 года, решение врио начальника отделения – старшего судебного пристава отделения судебных приставов по городу Северодвинску УФССП России по Архангельской области и Ненецкому автономному округу К. от 6 июля 2023 года и решение судьи Северодвинского городского суда Архангельской области от 14 августа 2023 года оставить без изменения, жалобу защитника Администрации Северодвинска М. – без удовлетворения.
Судья Ю.В. Буряк