Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-639/2023 ~ М-486/2023 от 15.06.2023

Дело № 2-639/2023

16PS0014-01-2023-000651-88

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

    19 июля 2023 года                             г. Буинск

Буинский городской суд Республики Татарстан в составе: судьи Р.Р. Шамионова, при секретаре ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Территориального отдела ФИО1 Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> (Татарстан) в Буинском, Дрожжановском, Тетюшском, <адрес>х к исполнительному комитету Аксунского сельского поселения Буинского муниципального района Республики Татарстан о понуждении к выполнению обязательных требований санитарного законодательства,

у с т а н о в и л:

Территориальный отдел ФИО1 по <адрес> в Буинском, Дрожжановском, Тетюшском, <адрес>х (далее по тексту) ТО ФИО1) обратился в суд с иском к исполнительному комитету Аксунского сельского поселения Буинского муниципального района Республики Татарстан о понуждении к выполнению обязательных требований санитарного законодательства, указывая, что на основании Распоряжения органа государственного контроля (надзора) о проведении плановой проверки органа местного самоуправления -п/в-ОМС от ДД.ММ.ГГГГг. была проведена плановая проверка Исполнительного комитета Аксунского сельского поселения Буинского муниципального района Республики Татарстан. В ходе проверки были обнаружены многочисленные нарушения, требований санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно:

на территории сельского поселения не обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов;

на территории сельского кладбища не оборудована контейнерная площадка;

наземная часть колодца рядом с домом по <адрес> (д. Аксу) не оборудована укрытием для предотвращения загрязнения воды, водоисточника, территорию огородить;

не производится производственный контроль за питьевой водой с использованием нецентральных систем водоснабжения, которые включают в себя отбор проб воды, проведение лабораторных исследований и испытаний на соответствие воды установленным требованиям и контроль выполнения санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий в процессе водоснабжения. Не разработана программа производственного контроля за качеством питьевой воды, согласованная с территориальным отделом ФИО1.

С целью устранения выявленных нарушений, обнаруженных в ходе плановой проверки, в отношении Исполнительного комитета Аксунского сельского поселения Буинского муниципального района Республики Татарстан выдано предписание должностного лица, уполномоченного осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор от ДД.ММ.ГГГГг. сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГг.

Исполнительный комитет представил информацию об устройстве на территории сельского кладбища оборудованной контейнерной площадки; профилактические мероприятия по очистке воды в колодце проводились; укрытие колодца по <адрес>, находится в работе.

Информацию об устройстве на территории сельского поселения контейнерной площадки для накопления твердых коммунальных отходов Исполнительный комитет не представил.

Согласно п. 8 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГг. N 336 (ред. от ДД.ММ.ГГГГг.) "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" (далее -Постановление от ДД.ММ.ГГГГг.) срок исполнения предписаний, выданных в соответствии с Федеральным законом "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" и Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" до дня вступления в силу настоящего постановления и действующих на день вступления в силу настоящего постановления, продлевается автоматически на 90 календарных дней со дня истечения срока его исполнения без ходатайства (заявления) контролируемого лица.

Контролируемое лицо вправе направить ходатайство (заявление) о дополнительном продлении срока исполнения предписания в контрольный (надзорный) орган, орган контроля не позднее предпоследнего дня срока, указанного в абзаце первом настоящего пункта, которое рассматривается в течение 5 рабочих дней со дня его регистрации.

Данным правом Исполнительный комитет Аксунского сельского поселения Буинского муниципального района Республики Татарстан не воспользовался.

В целях установления исполнения всех пунктов предписания от ДД.ММ.ГГГГг. в адрес Исполнительного комитета Аксунского сельского поселения Буинского муниципального района Республики Татарстан Буинcким ТО был направлен запрос от ДД.ММ.ГГГГг. (вх. от ДД.ММ.ГГГГг.).

В установленный срок Исполнительный комитет информацию об исполнении п. 1, 2 предписания не представил.

Оспариваемые действия Исполнительного комитета Аксунского сельского поселения Буинского муниципального района Республики Татарстан касаются неопределенного круга лиц, а именно - любых лиц, являющихся потребителями питьевой воды не соответствующей требованиям санитарных норм и правил, проживающих в населенном пунктах Аксу Буинского муниципального района; любых лиц, проживающих в населенном пункте Аксу Буинского муниципального района, не имеющих возможность складировать твердые коммунальные отходы в специально отведенных местах (контейнерных площадках для накопления твердых коммунальных отходов).

Указанные выше нарушения санитарно-эпидемиологических правил и норм непосредственно затрагивают права и законные интересы населения, проживающего в населенном пункте Аксу Буинского муниципального района, в связи с чем создается угроза для жизни и здоровья неопределенного круга лиц.

Под неопределенным кругом лиц (потребителей) понимается такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела. Таким образом, определить конкретно каждого потребителя не представляется возможным.

Просит обязать Исполнительный комитет Аксунского сельского поселения Буинского муниципального района Республики Татарстан в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушения санитарного законодательства, а именно,

на территории Аксунского сельского поселения обустроить контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов;

наземную часть колодца рядом с домом по <адрес>. Аксу оборудовать укрытием для предотвращения загрязнения воды, водоисточника, территорию огородить.

ФИО1 в Буинском, Дрожжановском, Тетюшском, <адрес>х ФИО3 на судебное заседание не явилась, однако от нее поступило заявление о рассмотрении иска в ее отсутствие и поддержании его в полном объеме.

ФИО1 Исполнительного комитета Аксунского сельского поселения Буинского муниципального района Республики Татарстан в судебное заседание не явился.

Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1. ст. 46 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Федеральный закон № 52-ФЗ) федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор осуществляют органы и учреждения, представляющие собой единую федеральную централизованную систему.

В соответствии с ч. 2. ст. 46 Федерального закона № 52-ФЗ система федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора включает в себя: уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор; территориальные органы указанных федеральных органов исполнительной власти, созданные в установленном законодательством Российской Федерации порядке для осуществления федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора в субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях, на транспорте, а также в организациях отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда и на отдельных территориях Российской Федерации по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации.

Согласно ч. 3, 5 ст. 46 Федерального закона № 52-ФЗ организацию федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора осуществляет руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, - Главный государственный санитарный врач Российской Федерации, а также руководители его территориальных органов - главные государственные санитарные врачи по соответствующим территориям и на транспорте, главные государственные санитарные врачи федеральных органов исполнительной власти, указанных в абзаце четвертом пункта 2 настоящей статьи.

Структура, полномочия, функции федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор и порядок осуществления указанного надзора устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно п.3 Положения об осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГг. , федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Российской Федерации, является Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и ее территориальные органы, созданные в установленном законодательством Российской Федерации порядке для осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора в субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях и на транспорте.

Согласно п. 2 ч.1. ст. 51 Федерального закона № 52-ФЗ главные государственные санитарные врачи и их заместители наряду с правами, предусмотренными статьей 50 настоящего Федерального закона, наделяются полномочиями, в том числе, предъявлять иски в суд в случае нарушения санитарного законодательства.

В соответствии со ст.1 Федерального закона № 52-ФЗ федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор - деятельность по предупреждению, обнаружению, пресечению нарушений законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в целях охраны здоровья населения и среды обитания.

В соответствии с частью 2 статьи 2 Федерального закона № 52-ФЗ органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

Статьей 3 Федерального закона №52-ФЗ определено, что законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (далее - санитарное законодательство) основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью в силу ч.1 ст.11 Федерального закона №52-ФЗ обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.

Санитарно-эпидемиологические требования - обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровья человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами.

В соответствии с ч.3 ст. 39 Федерального закона № 52-ФЗ соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Качество воды и производственный контроль за питьевой водой.

ДД.ММ.ГГГГг. принят Федеральный закон № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее-Закон № 416-ФЗ), вступивший в силу с ДД.ММ.ГГГГг.

Законом № 416-ФЗ регулируются вопросы водоснабжения населения с использованием централизованных и нецентрализованных систем водоснабжения, также вопросы водоотведения, определены полномочия органов местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.

Так, в соответствии со ст.6 Закона № 416-ФЗ, со ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГг. № 485-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам перераспределения полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района относятся, в том числе: организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими холодное водоснабжение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов; утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ; согласование инвестиционных программ и иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом.

На основании ч.2 ст.23 Закона № 416-ФЗ органы местного самоуправления, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям.

Согласно ч.1 ст. 25 Закона № 416-ФЗ производственный контроль качества питьевой воды, горячей воды, подаваемой абонентам с использованием централизованных систем водоснабжения, включает в себя отбор проб воды, проведение лабораторных исследований и испытаний на соответствие воды установленным требованиям и контроль за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе водоснабжения.

Согласно п. 77, 79 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" хозяйствующие субъекты, осуществляющие водоснабжение и эксплуатацию систем водоснабжения, должны осуществлять производственный контроль по программе производственного контроля качества питьевой и горячей воды, разработанной и согласованной в соответствии с Правилами осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГг. N 10 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 2, ст. 523) и приложениями N 2 - N 4 к Санитарным правилам.

Перечень показателей, по которым осуществляется производственный контроль, и требования к установлению частоты отбора проб должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям, приведенным в приложении N 2 к Санитарным правилам.

Согласно п. 3- 5 Правила осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды (утв. постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 10) производственный контроль осуществляется в целях обеспечения качества и безопасности воды в бактериологическом и физическом отношении, безвредности воды по химическому составу, благоприятности органолептических и других свойств воды для человека, в том числе ее температуры, при централизованном водоснабжении и включает в себя:

а) отбор проб воды;

б) проведение лабораторных исследований и испытаний на соответствие воды установленным требованиям;

в) контроль за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе водоснабжения.

Перечень показателей, по которым осуществляется производственный контроль, и требования к установлению частоты отбора проб воды устанавливаются Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Производственный контроль осуществляется в соответствии с программой производственного контроля качества воды (далее - программа производственного контроля), которая разрабатывается организацией, осуществляющей водоснабжение, и согласовывается с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (далее - территориальный орган).

Программа производственного контроля утверждается на срок не более 5 лет.

В соответствии ч. 1, 2 ст.19 Федерального закона N 52-ФЗ питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.

СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания", утвержденный постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГг., вступивший в силу с ДД.ММ.ГГГГг., в главе 2 определены нормативы качества и безопасности питьевой воды.

Накопление твердых коммунальных отходов.

Согласно ч. 1 ст. 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с п.3 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" (далее - СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21) на территориях городских и сельских поселений (далее - населенные пункты) в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) 3 или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров (далее - контейнерные площадки) и (или) специальные площадки 4 для накопления крупногабаритных отходов (далее - специальные площадки).

Контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами (далее - заинтересованные лица), независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.

Специальные площадки должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение с трех сторон высотой не менее 1 метра.

В соответствии с п.8 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 владелец контейнерной и (или) специальной площадки обеспечивает проведение уборки, дезинсекции и дератизации контейнерной и (или) специальной площадки в зависимости от температуры наружного воздуха, количества контейнеров на площадке, расстояния до нормируемых объектов в соответствии с приложением N 1 к Санитарным правилам.

П.65 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 на кладбище его владельцем должны быть оборудованы контейнерные площадки для накопления ТКО в соответствии с пунктом 3 Санитарных правил.

Не допускается промывка контейнеров и (или) бункеров на контейнерных площадках.

Исследовав материалы дела и совокупность представленных доказательств, суд приходит к выводу о том, что допущенные нарушения, указанные в предписании ответчиком, не были исполнены в установленные сроки, доказательств обратного в соответствии со ст. 56 ГПК РФ ответчиком суду не представлено.

Таким образом, суд считает иск Территориального отдела ФИО1 Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> (Татарстан) в Буинском, Дрожжановском, Тетюшском, <адрес>х к исполнительному комитету Аксунского сельского поселения Буинского муниципального района Республики Татарстан о понуждении к выполнению обязательных требований санитарного законодательства обоснованным и подлежащим удовлетворению, поскольку нарушение ответчиком требований законодательства в области обеспечения условий, необходимых для организации подачи питьевой воды, соответствующей установленным требованиям, по обустройству контейнерных площадок для накопления твердых коммунальных отходов, что является недопустимым.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Иск Территориального отдела ФИО1 по <адрес> в Буинском, Дрожжановском, Тетюшском, <адрес>х удовлетворить.

Обязать Исполнительный комитет Аксунского сельского поселения Буинского муниципального района Республики Татарстан в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушения санитарного законодательства, а именно,

на территории Аксунского сельского поселения обустроить контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов;

наземную часть колодца рядом с домом по <адрес>. Аксу оборудовать укрытием для предотвращения загрязнения воды, водоисточника, территорию огородить.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд РТ в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Буинский городской суд РТ.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья                                    Р.Р. Шамионов.

Копия верна:

Судья                                     Р.Р. Шамионов.

2-639/2023 ~ М-486/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан
Ответчики
Исполнительный комитет Аксунского сельского поселения Буинского муниципального района Республики Татарстан
Суд
Буинский городской суд Республики Татарстан
Судья
Шамионов Рафаэль Рачетдинович
Дело на странице суда
buinsky--tat.sudrf.ru
15.06.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.06.2023Передача материалов судье
20.06.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.06.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.06.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.07.2023Судебное заседание
19.07.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
31.07.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее