Дело № 2-639/2023
16PS0014-01-2023-000651-88
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
19 июля 2023 года г. Буинск
Буинский городской суд Республики Татарстан в составе: судьи Р.Р. Шамионова, при секретаре ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Территориального отдела ФИО1 Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> (Татарстан) в Буинском, Дрожжановском, Тетюшском, <адрес>х к исполнительному комитету Аксунского сельского поселения Буинского муниципального района Республики Татарстан о понуждении к выполнению обязательных требований санитарного законодательства,
у с т а н о в и л:
Территориальный отдел ФИО1 по <адрес> в Буинском, Дрожжановском, Тетюшском, <адрес>х (далее по тексту) ТО ФИО1) обратился в суд с иском к исполнительному комитету Аксунского сельского поселения Буинского муниципального района Республики Татарстан о понуждении к выполнению обязательных требований санитарного законодательства, указывая, что на основании Распоряжения органа государственного контроля (надзора) о проведении плановой проверки органа местного самоуправления №-п/в-ОМС от ДД.ММ.ГГГГг. была проведена плановая проверка Исполнительного комитета Аксунского сельского поселения Буинского муниципального района Республики Татарстан. В ходе проверки были обнаружены многочисленные нарушения, требований санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно:
на территории сельского поселения не обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов;
на территории сельского кладбища не оборудована контейнерная площадка;
наземная часть колодца рядом с домом по <адрес> (д. Аксу) не оборудована укрытием для предотвращения загрязнения воды, водоисточника, территорию огородить;
не производится производственный контроль за питьевой водой с использованием нецентральных систем водоснабжения, которые включают в себя отбор проб воды, проведение лабораторных исследований и испытаний на соответствие воды установленным требованиям и контроль выполнения санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий в процессе водоснабжения. Не разработана программа производственного контроля за качеством питьевой воды, согласованная с территориальным отделом ФИО1.
С целью устранения выявленных нарушений, обнаруженных в ходе плановой проверки, в отношении Исполнительного комитета Аксунского сельского поселения Буинского муниципального района Республики Татарстан выдано предписание должностного лица, уполномоченного осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор № от ДД.ММ.ГГГГг. сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГг.
Исполнительный комитет представил информацию об устройстве на территории сельского кладбища оборудованной контейнерной площадки; профилактические мероприятия по очистке воды в колодце проводились; укрытие колодца по <адрес>, находится в работе.
Информацию об устройстве на территории сельского поселения контейнерной площадки для накопления твердых коммунальных отходов Исполнительный комитет не представил.
Согласно п. 8 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГг. N 336 (ред. от ДД.ММ.ГГГГг.) "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" (далее -Постановление № от ДД.ММ.ГГГГг.) срок исполнения предписаний, выданных в соответствии с Федеральным законом "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" и Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" до дня вступления в силу настоящего постановления и действующих на день вступления в силу настоящего постановления, продлевается автоматически на 90 календарных дней со дня истечения срока его исполнения без ходатайства (заявления) контролируемого лица.
Контролируемое лицо вправе направить ходатайство (заявление) о дополнительном продлении срока исполнения предписания в контрольный (надзорный) орган, орган контроля не позднее предпоследнего дня срока, указанного в абзаце первом настоящего пункта, которое рассматривается в течение 5 рабочих дней со дня его регистрации.
Данным правом Исполнительный комитет Аксунского сельского поселения Буинского муниципального района Республики Татарстан не воспользовался.
В целях установления исполнения всех пунктов предписания № от ДД.ММ.ГГГГг. в адрес Исполнительного комитета Аксунского сельского поселения Буинского муниципального района Республики Татарстан Буинcким ТО был направлен запрос № от ДД.ММ.ГГГГг. (вх. № от ДД.ММ.ГГГГг.).
В установленный срок Исполнительный комитет информацию об исполнении п. 1, 2 предписания не представил.
Оспариваемые действия Исполнительного комитета Аксунского сельского поселения Буинского муниципального района Республики Татарстан касаются неопределенного круга лиц, а именно - любых лиц, являющихся потребителями питьевой воды не соответствующей требованиям санитарных норм и правил, проживающих в населенном пунктах Аксу Буинского муниципального района; любых лиц, проживающих в населенном пункте Аксу Буинского муниципального района, не имеющих возможность складировать твердые коммунальные отходы в специально отведенных местах (контейнерных площадках для накопления твердых коммунальных отходов).
Указанные выше нарушения санитарно-эпидемиологических правил и норм непосредственно затрагивают права и законные интересы населения, проживающего в населенном пункте Аксу Буинского муниципального района, в связи с чем создается угроза для жизни и здоровья неопределенного круга лиц.
Под неопределенным кругом лиц (потребителей) понимается такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела. Таким образом, определить конкретно каждого потребителя не представляется возможным.
Просит обязать Исполнительный комитет Аксунского сельского поселения Буинского муниципального района Республики Татарстан в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушения санитарного законодательства, а именно,
на территории Аксунского сельского поселения обустроить контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов;
наземную часть колодца рядом с домом по <адрес>. Аксу оборудовать укрытием для предотвращения загрязнения воды, водоисточника, территорию огородить.
ФИО1 в Буинском, Дрожжановском, Тетюшском, <адрес>х ФИО3 на судебное заседание не явилась, однако от нее поступило заявление о рассмотрении иска в ее отсутствие и поддержании его в полном объеме.
ФИО1 Исполнительного комитета Аксунского сельского поселения Буинского муниципального района Республики Татарстан в судебное заседание не явился.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1. ст. 46 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Федеральный закон № 52-ФЗ) федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор осуществляют органы и учреждения, представляющие собой единую федеральную централизованную систему.
В соответствии с ч. 2. ст. 46 Федерального закона № 52-ФЗ система федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора включает в себя: уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор; территориальные органы указанных федеральных органов исполнительной власти, созданные в установленном законодательством Российской Федерации порядке для осуществления федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора в субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях, на транспорте, а также в организациях отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда и на отдельных территориях Российской Федерации по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации.
Согласно ч. 3, 5 ст. 46 Федерального закона № 52-ФЗ организацию федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора осуществляет руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, - Главный государственный санитарный врач Российской Федерации, а также руководители его территориальных органов - главные государственные санитарные врачи по соответствующим территориям и на транспорте, главные государственные санитарные врачи федеральных органов исполнительной власти, указанных в абзаце четвертом пункта 2 настоящей статьи.
Структура, полномочия, функции федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор и порядок осуществления указанного надзора устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно п.3 Положения об осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГг. №, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Российской Федерации, является Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и ее территориальные органы, созданные в установленном законодательством Российской Федерации порядке для осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора в субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях и на транспорте.
Согласно п. 2 ч.1. ст. 51 Федерального закона № 52-ФЗ главные государственные санитарные врачи и их заместители наряду с правами, предусмотренными статьей 50 настоящего Федерального закона, наделяются полномочиями, в том числе, предъявлять иски в суд в случае нарушения санитарного законодательства.
В соответствии со ст.1 Федерального закона № 52-ФЗ федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор - деятельность по предупреждению, обнаружению, пресечению нарушений законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в целях охраны здоровья населения и среды обитания.
В соответствии с частью 2 статьи 2 Федерального закона № 52-ФЗ органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
Статьей 3 Федерального закона №52-ФЗ определено, что законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (далее - санитарное законодательство) основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью в силу ч.1 ст.11 Федерального закона №52-ФЗ обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
Санитарно-эпидемиологические требования - обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровья человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами.
В соответствии с ч.3 ст. 39 Федерального закона № 52-ФЗ соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Качество воды и производственный контроль за питьевой водой.
ДД.ММ.ГГГГг. принят Федеральный закон № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее-Закон № 416-ФЗ), вступивший в силу с ДД.ММ.ГГГГг.
Законом № 416-ФЗ регулируются вопросы водоснабжения населения с использованием централизованных и нецентрализованных систем водоснабжения, также вопросы водоотведения, определены полномочия органов местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
Так, в соответствии со ст.6 Закона № 416-ФЗ, со ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГг. № 485-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам перераспределения полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района относятся, в том числе: организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими холодное водоснабжение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов; утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ; согласование инвестиционных программ и иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом.
На основании ч.2 ст.23 Закона № 416-ФЗ органы местного самоуправления, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям.
Согласно ч.1 ст. 25 Закона № 416-ФЗ производственный контроль качества питьевой воды, горячей воды, подаваемой абонентам с использованием централизованных систем водоснабжения, включает в себя отбор проб воды, проведение лабораторных исследований и испытаний на соответствие воды установленным требованиям и контроль за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе водоснабжения.
Согласно п. 77, 79 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" хозяйствующие субъекты, осуществляющие водоснабжение и эксплуатацию систем водоснабжения, должны осуществлять производственный контроль по программе производственного контроля качества питьевой и горячей воды, разработанной и согласованной в соответствии с Правилами осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГг. N 10 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 2, ст. 523) и приложениями N 2 - N 4 к Санитарным правилам.
Перечень показателей, по которым осуществляется производственный контроль, и требования к установлению частоты отбора проб должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям, приведенным в приложении N 2 к Санитарным правилам.
Согласно п. 3- 5 Правила осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды (утв. постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 10) производственный контроль осуществляется в целях обеспечения качества и безопасности воды в бактериологическом и физическом отношении, безвредности воды по химическому составу, благоприятности органолептических и других свойств воды для человека, в том числе ее температуры, при централизованном водоснабжении и включает в себя:
а) отбор проб воды;
б) проведение лабораторных исследований и испытаний на соответствие воды установленным требованиям;
в) контроль за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе водоснабжения.
Перечень показателей, по которым осуществляется производственный контроль, и требования к установлению частоты отбора проб воды устанавливаются Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Производственный контроль осуществляется в соответствии с программой производственного контроля качества воды (далее - программа производственного контроля), которая разрабатывается организацией, осуществляющей водоснабжение, и согласовывается с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (далее - территориальный орган).
Программа производственного контроля утверждается на срок не более 5 лет.
В соответствии ч. 1, 2 ст.19 Федерального закона N 52-ФЗ питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.
СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания", утвержденный постановлением № Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГг., вступивший в силу с ДД.ММ.ГГГГг., в главе 2 определены нормативы качества и безопасности питьевой воды.
Накопление твердых коммунальных отходов.
Согласно ч. 1 ст. 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с п.3 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" (далее - СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21) на территориях городских и сельских поселений (далее - населенные пункты) в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) 3 или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров (далее - контейнерные площадки) и (или) специальные площадки 4 для накопления крупногабаритных отходов (далее - специальные площадки).
Контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами (далее - заинтересованные лица), независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
Специальные площадки должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение с трех сторон высотой не менее 1 метра.
В соответствии с п.8 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 владелец контейнерной и (или) специальной площадки обеспечивает проведение уборки, дезинсекции и дератизации контейнерной и (или) специальной площадки в зависимости от температуры наружного воздуха, количества контейнеров на площадке, расстояния до нормируемых объектов в соответствии с приложением N 1 к Санитарным правилам.
П.65 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 на кладбище его владельцем должны быть оборудованы контейнерные площадки для накопления ТКО в соответствии с пунктом 3 Санитарных правил.
Не допускается промывка контейнеров и (или) бункеров на контейнерных площадках.
Исследовав материалы дела и совокупность представленных доказательств, суд приходит к выводу о том, что допущенные нарушения, указанные в предписании ответчиком, не были исполнены в установленные сроки, доказательств обратного в соответствии со ст. 56 ГПК РФ ответчиком суду не представлено.
Таким образом, суд считает иск Территориального отдела ФИО1 Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> (Татарстан) в Буинском, Дрожжановском, Тетюшском, <адрес>х к исполнительному комитету Аксунского сельского поселения Буинского муниципального района Республики Татарстан о понуждении к выполнению обязательных требований санитарного законодательства обоснованным и подлежащим удовлетворению, поскольку нарушение ответчиком требований законодательства в области обеспечения условий, необходимых для организации подачи питьевой воды, соответствующей установленным требованиям, по обустройству контейнерных площадок для накопления твердых коммунальных отходов, что является недопустимым.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Иск Территориального отдела ФИО1 по <адрес> в Буинском, Дрожжановском, Тетюшском, <адрес>х удовлетворить.
Обязать Исполнительный комитет Аксунского сельского поселения Буинского муниципального района Республики Татарстан в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушения санитарного законодательства, а именно,
на территории Аксунского сельского поселения обустроить контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов;
наземную часть колодца рядом с домом по <адрес>. Аксу оборудовать укрытием для предотвращения загрязнения воды, водоисточника, территорию огородить.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд РТ в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Буинский городской суд РТ.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Р.Р. Шамионов.
Копия верна:
Судья Р.Р. Шамионов.