Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1648/2023 ~ М-1445/2023 от 04.10.2023

Дело № 2-1648/2023 (УИД: 51RS0021-01-2023-001904-65)

                        ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 октября 2023 года      ЗАТО г.Североморск

Североморский районный суд Мурманской области в составе:

председательствующего судьи    Роговой Т.В.,

при помощнике судьи Рахметовой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению войсковой части 03123 к Бейна Сергею Евгеньевичу, Бейна Ольге Петровне, Бейна Елизавете Сергеевне о признании утратившими право на регистрацию по месту жительства,

УСТАНОВИЛ:

Истец – войсковая часть 03123- обратилась в суд с иском к ответчикам Бейна о признании утратившими право на регистрацию по месту жительства по адресу дислокации воинской части.

В обоснование исковых требований указано, что в связи с прохождением военной службы в войсковой части 03123 военнослужащий Бейна Сергей Евгеньевич в соответствии с положениями Федерального закона «О статусе военнослужащих» и члены его семьи (супруга, дочь) зарегистрированы по месту жительства при *** с 16 мая 2012 года.

В соответствии с приказом командира в/ч 03123 (по личному составу) № 65 от 25 октября 2018 года Бейна С.Е. уволен с военной службы с зачислением в запас в связи с окончанием срока контракта и исключен из списков личного состава войсковой части с 24 ноября 2018 года на основании приказа № 608-Д от 07 ноября 2018 года.

Таким образом, ответчик Бейна С.Е. служебную связь с в/ч 03123 утратил, соответственно он и члены его семьи утратили право на регистрацию по месту жительства по адресу дислокации войсковой части в силу требований Федерального закона «О статусе военнослужащих».

Однако до настоящего времени без законных к тому оснований необоснованно с регистрационного учета не снимаются.

Незаконная регистрация ответчиков возлагает на командование войсковой части необоснованные обязанности, связанные с обеспечением прав и обязанностей лиц, находящихся на учете при войсковой части, в том числе связанные с предоставлением данных о зарегистрированных избирателях в участковые избирательные комиссии.

Со ссылками на положения Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 года № 713, просит признать ответчиков утратившими право на регистрацию по адресу: 184606 Мурманская область. г.Североморск, войсковая часть 03123.

Представитель истца ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие, на иске настаивал. Не возражал против рассмотрения дела в порядке заочного производства.

Ответчики Бейна в судебное заседание не явились, мнение по иску не представили, о дне и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом путем направления судебных повесток по месту фактического проживания - *** (данный адрес указан истцом в качестве места жительства ответчиков) и адресу регистрации (в/ч 03123).

Судебные повестки возвращены в суд как невостребованные адресатом.

С учетом изложенного, на основании абз.2 п.1ст.165.1 Гражданского кодекса РФ, с учетом положений, изложенных в абз.2 п.67 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 года № 25, суд приходит к выводу о надлежащем извещении ответчиков о месте и времени судебного заседания и с учетом положений ст.233 Гражданского процессуального кодекса РФ суд рассматривает дело в отсутствие ответчиков в порядке заочного производств, против чего сторона истца не возражала.

Третье лицо – Отдел по вопросам миграции МО МВД России по ЗАТО г.Североморск и г. Островной просил рассмотреть дело в отсутствие представителя, в разрешении спора полагался на усмотрение суда.

Исследовав материалы дела, суд находит иск не обоснованным и не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

    Согласно положений части 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.

    Общий порядок регистрации военнослужащих и членов их семей по месту дислокации воинских частей (до 09 июля 2022 года в соответствии с Федеральным законом от 28 июня 2022 N 199-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих") был установлен пунктом 3 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», в соответствии с которым военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей. Указанным военнослужащим – гражданам и членам их семей до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития.

    Аналогичный порядок в настоящее время предусмотрен положениями п.16 ст. 15.2 Федерального закона «О статусе военнослужащих».

На основании п. 23 постановления Правительства РФ от 17 июля 1995 года № 713 «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию» регистрация военнослужащих - граждан, проходящих военную службу по контракту, не обеспеченных жилыми помещениями в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части (организации, учреждения, органы), или в близлежащих населенных пунктах, и проживающих совместно с ними членов их семей до получения жилых помещений, в том числе служебных жилых помещений, жилых помещений в общежитиях, по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, по месту жительства осуществляется по их желанию по адресам воинских частей (организаций, учреждений, органов), в которых указанные военнослужащие-граждане проходят военную службу, на основании заявления установленной формы о регистрации по месту жительства и документа, удостоверяющего личность.

Согласно положениям пункта «е» статьи 31 данных Правил снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства производится органами регистрационного учета в случае выселения из занимаемого жилого помещения или признания утратившим право пользования жилым помещением – на основании вступившего в законную силу решения суда.

Из материалов дела установлено, что в порядке, определенном с положениями ранее действующей редакции п. 3 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащий в/ч 03123 Бейна Сергей Евгеньевич в соответствии с положениями Федерального закона «О статусе военнослужащих» и члены его семьи (супруга Бейна Ольга Петровна, дочь Бейна Елизавета Сергеевна) зарегистрированы по месту жительства при в/ч 03123 с 16 мая 2012 года, что подтверждается выпиской из домовой книги войсковой части.

В соответствии с приказом командира 1 дивизии противовоздушной обороны (по личному составу) № 65 от 25 октября 2018 года Бейна С.Е. уволен с военной службы с зачислением в запас в связи с окончанием срока контракта, исключен из списков личного состава войсковой части с 24 ноября 2018 года на основании приказа командира в/ч 03123 (по строевой части) № 608-ДД от 07 ноября 2018 года.

Истец полагает, что в связи с утратой служебной связи с в/ч 03123, Бейна С.Е. и члены его семьи утратили право на регистрацию по месту жительства по адресу дислокации войсковой части, в связи с чем обратился в суд.

Однако, суд находит позицию истца ошибочной ввиду следующего.

Как следует из приказа командира 1 дивизии противовоздушной обороны (по личному составу) № 65 от 25 октября 2018 года выслуга лет Бейна С.Е. к моменту увольнения составила 21 год 7 месяцев, жилым помещением по нормам жилищного законодательства, субсидией для приобретения или строительства жилого помещения не обеспечен; увольняется с военной службы с оставлением на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Таким образом, установлено, что основания увольнения и имеющаяся выслуга лет предоставляли Бейна С.Е. право на обеспечение жилым помещением по избранному месту жительства после увольнения с военной службы.

В соответствии с п.1 ст.15 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует предоставление военнослужащим жилых помещений в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законам и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Для каждого военнослужащего исходя из положений статьи 15 указанного Федерального закона гарантирована возможность быть обеспеченным жильем по месту военной службы, а также при увольнении с военной службы при определенных условиях (по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, с учетом продолжительности военной службы) по месту увольнения с военной службы либо по избранному месту постоянного жительства за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения.

В соответствии с п. 3 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих - граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей. Указанным военнослужащим - гражданам и членам их семей до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития.

Исходя из смысла приведенной нормы, военнослужащий и члены его семьи могут быть по его просьбе зарегистрированы по адресу воинской части по месту прохождения военной службы до получения жилого помещения в порядке, предусмотренном Законом.

На основании указанных положений Закона ответчики осуществили регистрацию по месту жительства при в/ч 03123 в 2012 году.

Как полагает суд из исследованных доказательств, в период прохождения военной службы в в/ч 03123 и вплоть до своего увольнения Бейна С.Е. не был обеспечен служебным жилым помещением для постоянного проживания, до предоставления которого у него и членов семьи имелась гарантия реализации права на осуществление регистрации по месту жительства по адресу дислокации воинской части, что сторонами по делу не подвергалось сомнению.

Из сообщения ФГАУ «Росжилкомплекс» (филиал «Северный») следует, что Бейна С.Е. принят на учет нуждающегося в жилом помещении, с формой обеспечения жилищная субсидия, с составом семьи 3 человека, с датой признания – 22 октября 2018 года, статус – очередник, в подтверждение чего представлена копия решения № ?-3/160 от 15 ноября 2018 года.

Следовательно, компетентными органами, ведающими вопросами реализации жилищных прав лиц, уволенных с военной службы, признано право ответчиков на получения жилья по избранному месту жительства после увольнения Бейна С.Е. с военной службы.

Сведений об обеспечении Бейна С.Е. жилищной субсидией на момент рассмотрения спора в суде не представлено, соответственно статус «очередник» им сохраняется.

Таким образом, судом установлено, что до настоящего времени Бейна С.Е. и члены его семьи в соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих» жилым помещением по избранному месту жительства не обеспечены, следовательно, его право на получения жилья по избранному после увольнения с военной службы месту жительства с составом семьи не реализовано.

В связи с чем, исходя из правовых положений, закрепленных в ч.3 ст.15 указанного Закона, оснований для признания ответчиков утратившими право на регистрацию по месту жительства при в/ч 03123 не имеется.

    При этом, суд также принимает во внимание следующее.

Регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, согласно Закону РФ № 1541-1 от 25.06.1993 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» и Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 № 713, введен в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином РФ его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей. Каждому гражданину Российской Федерации гарантировано право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации, ограничение которого допускается только на основании закона.

Регистрация по месту пребывания или месту жительства является не только правом, но и обязанностью гражданина РФ. Вместе с тем, сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и, согласно ч.2 ст.3 Закона РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ, федеральными законами и законодательными актами субъектов РФ. Согласно указанному Закону регистрационный учет является актом свободного волеизъявления гражданина при выборе им места пребывания и жительства, он не носит разрешительного характера и не приводит к ограничению конституционного права гражданина выбирать место пребывания и жительства.

Следовательно, регистрация является лишь предусмотренным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства.

Согласно п. 31 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию» снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства производится органами регистрационного учета в случае:

а) изменения места жительства - на основании заявления гражданина о регистрации по новому месту жительства или заявления о снятии его с регистрационного учета по месту жительства (в письменной форме или в форме электронного документа). При регистрации по новому месту жительства, если гражданин не снялся с регистрационного учета по прежнему месту жительства, орган регистрационного учета в 3-дневный срок обязан направить соответствующее уведомление в орган регистрационного учета по прежнему месту жительства гражданина для снятия его с регистрационного учета;

г) признания безвестно отсутствующим - на основании вступившего в законную силу решения суда;

д) смерти или объявления решением суда умершим - на основании свидетельства о смерти, оформленного в установленном законодательством порядке;

е) выселения из занимаемого жилого помещения или признания утратившим право пользования жилым помещением - на основании вступившего в законную силу решения суда;

ж) обнаружения не соответствующих действительности сведений или документов, послуживших основанием для регистрации, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о регистрации - на основании вступившего в законную силу решения суда;

з) изменения гражданином, указанным в пункте 26(1) настоящих Правил, маршрутов кочевий, в результате которого такие маршруты стали проходить за границами муниципального района, по адресу местной администрации поселения которого он зарегистрирован по месту жительства, - на основании заявления гражданина в письменной форме с приложением документа, подтверждающего ведение гражданином кочевого и (или) полукочевого образа жизни;

и) прекращения гражданином, указанным в пункте 26(1) настоящих Правил, кочевого и (или) полукочевого образа жизни - на основании заявления гражданина в письменной форме;

к) выявления факта фиктивной регистрации гражданина по месту жительства в жилом помещении, в котором этот гражданин зарегистрирован, - на основании решения органа регистрационного учета в порядке, установленном Министерством внутренних дел Российской Федерации.

Подобных оснований судом не установлено.

Также при разрешении спора суд учитывает правовую позицию Конституционного Суда РФ, высказанную в Постановлении от 02.02.1998 № 4-П, о проверке конституционности пунктов 10, 12 и 21 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 N 713.

На основании вышеизложенного, суд отказывает в удовлетворении исковых требований за необоснованностью.

Суд рассматривает спор на основании представленных сторонами доказательств, с учетом положений ст.56 ГПК РФ и в пределах заявленных требований.

Руководствуясь статьями 194-199, 235 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Войсковой части 03123 в удовлетворении иска к Бейна Сергею Евгеньевичу, Бейна Ольге Петровне, Бейна Елизавете Сергеевне о признании утратившими право на регистрацию по месту жительства – отказать.

Заявление об отмене заочного решения должно содержать обстоятельства, свидетельствующие об уважительности причин неявки ответчика в судебное заседание, о которых он не имели возможности своевременно сообщить суду, и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства, а также обстоятельства и доказательства, которые могут повлиять на содержание решения.

Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.

Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, – в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Председательствующий                 Т.В. Роговая

2-1648/2023 ~ М-1445/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Войсковая часть 03123
Ответчики
Бейна Сергей Евгеньевич
Бейна Елизавета Сергеевна
Бейна Ольга Петровна
Другие
Отдел по вопросам миграции МО МВД России по ЗАТО г. Североморск и г. Островной
Мамедов Эльнур Романович
Суд
Североморский районный суд Мурманской области
Судья
Роговая Т.В.
Дело на сайте суда
sevrs--mrm.sudrf.ru
04.10.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.10.2023Передача материалов судье
04.10.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
04.10.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.10.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.10.2023Судебное заседание
25.10.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.10.2023Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
27.10.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.11.2023Копия заочного решения возвратилась невручённой
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее