Дело № 2-3308/2022
70RS0004-01-2022-004621-84
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 октября 2022 года Советский районный суд г. Томска в составе:
председательствующего Куц Е.В.,
при секретаре Меденцеве А.С.,
с участием помощника прокурора Советского района г. Томска Соломиной В.В.,
при участии истца Колмакова В.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по иску Колмакова В.Н. муниципальному образованию «Город Томск» в лице администрации Города Томска о предоставлении в собственность жилого помещения взамен аварийного, прекращении права собственности на жилое помещение,
УСТАНОВИЛ:
Колмаков В.Н. обратился в суд с иском к муниципальному образованию «Город Томск» в лице администрации Города Томска, в котором просит:
- предоставить вне очереди в собственность благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее 25 кв.м, в черте муниципального образования «<адрес>», отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, взамен жилого помещения по адресу: <адрес>, пер. Целинный, <адрес> зачетом стоимости изымаемого жилого помещения в выкупную цену, с прекращением права собственности на указанное жилое помещение;
- взыскать судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей, расходы по оплате справки о предварительной выкупной стоимости квартиры в размере 3500 рублей.
В обоснование иска указано, что истец является собственником жилого помещения квартиры № общей площадью 25 кв.м., в многоквартирном доме по адресу: <адрес> Согласно заключению Межведомственной комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда от ДД.ММ.ГГГГ № и постановлению администрацию города Томска от ДД.ММ.ГГГГ №, жилой дом по адресу<адрес>признан аварийным и подлежащим сносу. Аварийное состояние многоквартирного дома создает угрозу жизни и здоровья, проживать там невозможно. До настоящего времени указанный многоквартирный дом не расселен, помещения в доме администрацией для муниципальных нужд не изъяты.
Истец в судебном заседании исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске.
Ответчик муниципальное образование «Город Томск» в лице администрации Города Томска, получивший судебное извещение о времени и месте рассмотрения дела путем курьерской доставки, в судебное заседание своего представителя не направил.
На основаниист.167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика.
Заслушав истца, исследовав письменные доказательства, заслушав заключение прокурора, полагавшей, что исковые требования подлежат уджовлетворению, суд приходит к следующим выводам.
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным правовым государством, в котором гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ч.1ст.1, ч.1 ст.7, ст. 18, ч. 1 и 2 ст.19 Конституции Российской Федерации).
Как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, провозглашенные в Конституции Российской Федерации цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования (Постановление от 16.12.1997 №20-П, Определение от 15.02.2005 №17-0). В свою очередь, человек, если он в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества.
Эти конституционные начала взаимоотношений личности, общества и государства в социальной сфере распространяются и на отношения, связанные с осуществлением права на жилище, которое получило, в том числе, международно-правовое признание в качестве одного из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень (статья 25 Всеобщей декларации прав человека, статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах).Закрепляя в соответствии с этим право каждого на жилище и предполагая, прежде всего, ответственное отношение самих граждан к его осуществлению, Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище, при этом она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40).
Из данных конституционных предписаний, реализуемых во взаимосвязи с конституционными принципами справедливости и уважения достоинства личности (преамбула, ст.2, ч.1 ст.21 Конституции Российской Федерации) и с учетом юридически значимых для Российской Федерации норм международного права, вытекает обязанность государства в лице органов государственной и муниципальной власти оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся единственного жилища в результате наступления обстоятельств, находящихся вне сферы их контроля, и не имеющим возможности преодолеть сложившуюся трудную жизненную ситуацию самостоятельно.
Реализуя эту конституционную обязанность, федеральный законодатель предусмотрел для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (п.1 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации) при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма малоимущим гражданам и подтверждения их объективной нуждаемости в жилом помещении (ч.2 ст.49, ч.1 ст.52 Жилищного кодекса РФ).
Судом установлено, что Колмаков В.Н. является собственником жилого помещения – квартиры №, общей площадью 25 кв.м, расположенной в жилом доме по адресу: <адрес>. Данное обстоятельство подтверждается выпиской ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ.
Заключением межведомственной комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда № от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный жилой дом по <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.
Постановлением администрации Города Томска № от ДД.ММ.ГГГГ «О реализации решений межведомственной комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда и внесении изменений в отдельные постановления администрации Города Томска» жилой дом <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу (пункт 4 постановления); на администрацию Ленинского района Города Томска совместно с комитетом жилищной политики администрации г.Томска возложена обязанность в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ принять меры к отселению физических лиц, проживающих на условиях социального найма в жилых помещениях, расположенных в многоквартирных домах, указных в 4 и 5 постановления; реализовать комплекс мероприятий, предусмотренных Регламентом подготовки решения об изъятии для муниципальных нужд земельных участков и жилых помещений в многоквартирном доме, признанном аварийном и подлежащим сносу (реконструкции).
Администрацией Советского района г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ№, в адрес истца было направлено требование, согласно которому многоквартирный дом, расположенный по адресу <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу в соответствии с заключением Межведомственной комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда от ДД.ММ.ГГГГ № и постановлением администрации Города Томска от ДД.ММ.ГГГГ №. В соответствии с ч.10 ст. 32 ЖК РФ истцу было предложено в течение 6 месяцев со дня получения требования произвести совместно с другими собственниками снос многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>, в котором расположено принадлежащее истцу на праве собственности жилое помещение №.
Администрацией г. Томска ДД.ММ.ГГГГ принято постановление № «Об изъятии для муниципальных нужд жилых помещений в многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим реконструкции по адресу: <адрес>». В Перечне жилых помещений, изымаемых для муниципальных нужд, являющемся Приложением к названному постановлению, квартира № по <адрес> присутствует.
Жилой дом по адресу: <адрес> включен в Региональную адресную программу по расселению граждан из аварийного жилищного фонда Томской области на 2019 - 2024 годы, утвержденную распоряжением Администрации Томской области от 10.04.2019№233-ра «Об утверждении Региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда Томской области на 2019 - 2024 годы».
Изъятие (выкуп) принадлежащего истцу на праве собственности жилого помещения по адресу: <адрес>, ответчиком до настоящего времени не произведено, оценка недвижимого имущества, подлежащего изъятию, не проведена, проект соглашения о размере выкупной цены собственнику не направлялся, доказательств обратного ответчиком в материалы дела не представлено.
Анализ представленных доказательств свидетельствует, что процедура изъятия до настоящего времени не завершена в виду отсутствия объективных причин и обстоятельств к этому, что свидетельствует о наличии бездействия со стороны муниципального органа и как следствие влечет нарушение прав истца.
В «Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014) разъяснено, что по общему правилу жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст.32 ЖК РФ, т.е. вслучае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа.
Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену (ч.8 ст.32 ЖК РФ).
Вместе с тем, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п.3 ст.2, ст.16 Федерального закона от 21.07.2007 №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп. При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов.
Таким образом, включение жилых помещений в региональную адресную программу переселения граждан из аварийного жилищного фонда расценивается в качестве обстоятельства, расширяющего объем жилищных прав собственников помещений при переселении их из аварийного жилищного фонда по сравнению с положениями ч.8 ст.32 ЖК РФ, и возлагающего в силу положений п.3 ст.2, ст.16 Федерального закона от 21.07.2007 №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» на администрацию муниципального образования обязанность предоставить в собственность таким гражданам равнозначное жилое помещение.
Из материалов дела следует, что заявляя исковые требования об обязании муниципального образования «Город Томск» в лице администрации Города Томска предоставить равноценное жилое помещение взамен изымаемого, Колмаков В.Н. тем самым указал на свой выбор способа реализации жилищных прав в связи с признанием дома аварийным и подлежащим сносу.
Согласно техническому паспорту общая площадь жилого помещения – <адрес>, составляет 25 кв.м.
Учитывая, что материалами дела установлено, что истцу на праве собственности принадлежит <адрес>, расположенная в жилом доме признанном аварийным и подлежащим сносу, включенным в региональную адресную программу, в виду отсутствия со стороны ответчика доказательств, что ответчику ранее предоставлялось другое жилое помещение взамен изымаемого, но она от не отказалась, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований.
В силу ст.209 ГК РФ право владения, пользования и распоряжения имуществом принадлежит только собственнику.
Согласно ст.236 ГК РФ гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество.
Отказ от права собственности не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества до приобретения права собственности на него другим лицом.
В силу п.1 ст.235 ГК РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
С учетом вышеприведенных норм права и установленных обстоятельств, право собственности Колмакова В.Н. на жилое помещение – квартиру, расположенную по адресу: <адрес> общей площадью 25 кв.м подлежит прекращению.
Согласно ч.1 ст.98 ГК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
В соответствии со ст.88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Статьей 94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, отнесены в том числе, суммы, подлежащие выплате экспертам, связанные с рассмотрением дела почтовые расходы, понесенные сторонами, и другие признанные судом необходимыми расходы.
Согласно п.1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» судебные расходы, состоящие из государственной пошлины, а также издержек, связанных с рассмотрением дела, представляют собой денежные затраты (потери), распределяемые в порядке, предусмотренном главой 7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. По смыслу названных законоположений, принципом распределения судебных расходов выступает возмещение судебных расходов лицу, которое их понесло, за счет лица, не в пользу которого принят итоговый судебный акт по делу.
В соответствии с разъяснениями, данными в п.10 названного Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 № 1, лицо, заявляющее о взыскании судебных издержек, должно доказать факт их несения, а также связь между понесенными указанным лицом издержками и делом, рассматриваемым в суде с его участием. Недоказанность данных обстоятельств является основанием для отказа в возмещении судебных издержек.
При обращении в суд истцом была уплачена государственная пошлина в сумме 300 руб., что подтверждается чек-ордером от ДД.ММ.ГГГГ.
Истцом также понесены расходы по составлению справки о предварительной выкупной стоимости квартиры в размере 3500 рублей, что подтверждается квитанцией к приходному кассовому ордеру от ДД.ММ.ГГГГ, кассовым чеком от ДД.ММ.ГГГГ, справкой о предварительной выкупной цене.
Расходы по уплате государственной пошлины и составлению справки о предварительной выкупной стоимости квартиры в иначе как необходимые расценены быть не могут, поскольку понесены истцом для защиты своего нарушенного права и явились основанием для инициирования судебного процесса об изъятии жилого помещения для муниципальных нужд, а потому, с учетом удовлетворения судом исковых требований, подлежат возмещению истцу ответчиком в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Колмакова В.Н. муниципальному образованию «Город Томск» в лице администрации Города Томска о предоставлении в собственность жилого помещения взамен аварийного, прекращении права собственности на жилое помещение удовлетворить.
Обязать муниципальное образование «Город Томск» в лице администрации Города Томска предоставить Колмакову В.Н. (паспорт № № №) в собственность благоустроенное жилое помещение, расположенное в границах муниципального образования «Город Томск», отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, общей площадью не менее 25 кв.м взамен признанного аварийным по адресу: <адрес> зачетом стоимости изымаемого жилого помещения в выкупную цену.
Прекратить право собственности Колмакова В.Н. жилое помещение № по <адрес>, общей площадью 25 кв.м.
Взыскать с муниципального образования «Город Томск» в лице администрации Города Томска (ОГРН №) за счет средств муниципальной казны в пользу Колмакова В.Н. по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей, расходы по составлению справки о предварительной выкупной стоимости квартиры в размере 3500 рублей.
Решение является основанием для внесения записи в Единый государственный реестр недвижимости о прекращении права собственности Колмакова В.Н. жилое помещение № по <адрес> общей площадью 25 кв.м.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд г.Томска в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.
Судья