Судебный акт #1 (Решение) по делу № 21-91/2023 от 07.04.2023

Судья Яшкова И.С. №21-91/2023

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

РЕШЕНИЕ

25.04.2023 г. Петрозаводск

Судья Верховного Суда Республики Карелия Щепалов С.В., рассмотрев жалобу ГБУ СО "КЦСОН РК" на постановление заместителя начальника ТО Управления Роспотребнадзора по Республике Карелия в Сегежском, Беломорском, Кемском и Лоухском районах от 21.11.2022, решение судьи Сегежского городского суда Республики Карелия от 21.02.2023 по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 6.3 и ст. 6.6 КоАП РФ, в отношении ГБУ СО "КЦСОН РК",

установил:

постановлением заместителя начальника ТО Управления Роспотребнадзора по Республике Карелия в Сегежском, Беломорском, Кемском и Лоухском районах от 21.11.2022, оставленным без изменения решением судьи Сегежского городского суда Республики Карелия от 21.02.2023, ГБУ СО "КЦСОН РК" (далее - Учреждение) признано виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 6.3 и ст. 6.6 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 30000 руб.

С постановлением не согласно Учреждение, в поданной жалобе просит его отменить и прекратить производство по делу. Мотивирует тем, что в постановлении не указано, к какому виду организаций, указанных в диспозиции ст. 6.6 КоАП РФ, относится Учреждение. СанПиН 2.3/2.4.3590-20 (далее - Правила) на его деятельность не распространяются, поскольку Учреждение не оказывает услуги общественного питания. В данных целях заключен договор с ООО (...) которое является арендатором помещения и оборудования пищеблока, и согласно договору аренды обязано соблюдать санитарные требования при эксплуатации оборудования. Здание построено в 1954 г. для иных целей с учетом ранее действовавших требований, в то время как пункт 2.5 Правил распространяется только на планировку помещений предприятий общественного питания. Нарушение санитарных требований к качеству воды вызвано действиями ресурсоснабжающей организации - (...) допущено в зоне ее ответственности и в границах ее балансовой принадлежности. Данному предприятию утверждена производственная программа по питьевому водоснабжению. Кроме того, поставляемая им вода не используется в питьевых целях. Питьевой режим Учреждения организован в соответствии с п. 9.36 СП 2.1.3678-20, вода подвергается кипячению. Во исполнение п. 2.1 тех же санитарных правил организован производственный контроль в соответствии с утвержденной 21.03.2022 программой. Законодательством не установлен перечень обязательных мероприятий, подлежащих проведению в ходе производственного контроля. Кроме того, порядок производственного контроля за исполнением ООО (...) своих обязательств предусмотрен п. 12.5 Технического задания к заключенному с ним контракту и п. 2 раздела 16 приказа от 21.03.2022. Данный порядок включает, в том числе, дератизационные, дезинфекционные мероприятия, лабораторные исследования, бракераж и др. Судья вопреки доводам Учреждения не вынес в адрес его контрагентов представление об устранении причин и условий совершения правонарушения.

Заслушав защитника (...) поддержавшего жалобу, представителя административного органа (...) возражавшую по доводам жалобы, проверив дело, прихожу к следующему.

В силу ч. 1 ст. 6.3 КоАП РФ нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц 10000 до 20000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Согласно ст. 6.6 КоАП РФ нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения в специально оборудованных местах (столовых, ресторанах, кафе, барах и других местах), в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 30000 до 50000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

В силу ст.ст. 11, 19, 39 Федерального закона от 30.03.1999 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон) юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Согласно п. 2.5 Правил в предприятиях общественного питания, оказывающих услуги общественного питания без выпуска пищевой продукции в свободное обращение, должна обеспечиваться последовательность (поточность) технологических процессов, исключающих встречные потоки сырья, сырых полуфабрикатов и готовой продукции, использованной и продезинфицированной посуды, а также встречного движения посетителей и участвующего в приготовлении продукции общественного питания персонала.

Согласно п. 2.10 Правил холодная и горячая вода, используемая для производственных целей, мытья посуды и оборудования, соблюдения правил личной гигиены должна отвечать требованиям, предъявляемым к питьевой воде.

В соответствии с п. 101 СанПиН 3.3686-21 кратность плановых обследований на заселенность членистоногими объектов, имеющих особое эпидемиологическое значение, должна составлять не менее 2 раз в месяц, для других объектов - 1 раз в месяц (в местах общего пользования многоквартирных домов, общежитий), в очагах инфекционных и паразитарных заболеваний, а также анофелогенных водоемов - 1 раз в неделю, открытых территорий - 1 раз в месяц.

Согласно п. 110 тех же правил на объектах, имеющих особое эпидемиологическое значение, дератизация осуществляется по результатам ежемесячной оценки. На территории городских и сельских поселений и в природных очагах инфекционных антропозоонозных заболеваний дератизация осуществляется по эпидемиологическим и санитарно-гигиеническими показаниям.

В соответствии с п. 2.1 СП 2.1.3678-20 хозяйствующий субъект в соответствии с осуществляемой им деятельностью по предоставлению услуг населению должен осуществлять производственный контроль за соблюдением санитарных правил и гигиенических нормативов, санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, с проведением лабораторных исследований и измерений с привлечением испытательных лабораторных центров, аккредитованных в национальной системе аккредитации в соответствии с законодательством РФ.

Основанием привлечения Учреждения к административной ответственности послужили выявленные 19.05.2022 в ходе плановой выездной проверки, проведенной на основании решения в отделении временного проживания граждан пожилого возраста и инвалидов по адресу: Республика Карелия, Сегежский район, пгт Надвоицы, ул. Ленина, д. 12, следующие нарушения ст. 11, п. 3 ст. 39 Закона.

1. В нарушение п. 2.5 Правил объемно-планировочные и конструктивные решения помещений пищеблока не исключают встречные потоки использованной и продезинфицированной посуды (помещение моечной столовой посуды имеет один вход);

2. в нарушение п. 2.10 Правил проба питьевой воды централизованного водоснабжения, отобранная на пищеблоке, не соответствует СанПиН 1.2.3685-21 по показателям цветность (50 град. при нормативе -20), окисляемость перманганатная (7,44 г/л при нормативе - 5) и железо (0,63 г/л при нормативе - 0,3).

Указанные нарушения квалифицированы по ст. 6.6 КоАП РФ.

3. В нарушение п.п. 101 и 110 СанПиН 3.3686-21 документы о проведении мероприятий по дератизации и дезинсекции за период с января по март 2022 г. не представлены, в связи чем нарушена периодичность проведения таких мероприятий;

4. в нарушение п. 2.1 СП 2.1.3678-20 документы, подтверждающие проведение лабораторных исследований готовых блюд, смывов на соответствие санитарному законодательству не представлены, в связи с чем соответствующий производственный контроль не осуществляется.

Данные эпизоды квалифицированы по ч. 1 ст. 6.3 КоАП РФ.

Нарушения, квалифицированные по ч. 1 ст. 6.3 КоАП РФ, и вина Учреждения в их совершении подтверждаются протоколом об административном правонарушении с соответствующей квалификацией содеянного, решением о проведении контрольного мероприятия, протоколами осмотра и составленными в ходе осмотра видеозаписями, проверочным листом, актом проверки, программой производственного контроля, договором на оказание услуг по проведению дезинсекционных и дератизационных мероприятий, иными материалами дела.

Из материалов дела, действительно, усматривается, что в Учреждении имеется программа производственного контроля, также заключен договор на проведение дезинсекционных и дератизационных мероприятий. Вместе с тем, в период проверки органу Роспотребнадзора не были представлены документы, подтверждающие фактическое проведение соответствующих мероприятий с января по март 2022 г. в нарушение установленной кратности, также не представлены документы, подтверждающие проведение лабораторных исследований готовых блюд и смывов. При обжаловании постановления представлены лишь акты обследования на наличие членистоногих от 06.04.2022 и 20.04.2022 (л.д. 90).

При таких обстоятельствах действия Учреждения обоснованно квалифицированы по ч. 1 ст. 6.3 КоАП РФ.

Вопреки доводам жалобы, возложение на организацию, оказывающую услуги по предоставлению питания, обязанности по проведению дератизации, дезинфекции, лабораторных исследований и бракеража, не освобождает Учреждение от обязанности по выполнению требований утвержденной программы производственного контроля. Внесение представлений об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, по смыслу ст. 29.13 КоАП РФ, входит в полномочия судьи, реализация которых не зависит от инициативы заинтересованных лиц.

Нарушений процессуальных требований, влекущих отмену обжалуемых актов органов административной юрисдикции, не допущено.

Вместе с тем, при пересмотре постановления судьей признано наличие в действиях Учреждения также состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.6 КоАП РФ, по тем мотивам, что в объем оказываемых гражданам социально-бытовых услуг включена, в том числе, услуга по обеспечению питанием.

С обоснованностью данного вывода согласиться нельзя.

Положениями ГОСТ 30389-2013 "Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания. Предприятия общественного питания. Классификация и общие требования", введенного в действие приказом Росстандарта от 22.11.2013 № 1676-ст, установлены следующие типы предприятий (объектов) общественного питания: ресторан, кафе, бар, столовая, предприятие быстрого обслуживания, буфет, кафетерий, магазин (отдел) кулинарии.

Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.6 КоАП РФ в случае, если оно допущено в специально оборудованных местах (столовых, ресторанах, барах и других местах). Если учреждение согласно уставу создано в иных целях и не является специализированной организацией, оказывающей услуги питания населению, то имеющаяся в нем столовая не относится к специально оборудованным местам, указанным в диспозиции ст. 6.6 КоАП РФ (постановление Верховного Суда РФ от 21.02.2019 № 11-АД-19-4, постановление Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 07.04.2022 № 16-614/2022).

ГБУ СО "КЦСОН РК" (полное наименование - Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания Республики Карелия "Комплексный центр социального обслуживания Республики Карелия") в соответствии с уставом является некоммерческой организацией. Она создана в целях осуществления полномочий органов государственной власти субъектов РФ в сфере социального обслуживания населения и предоставляет социальные услуги гражданам в полустационарной форме, стационарной форме и в форме социального обслуживания на дому.

Материалами дела подтверждается и не оспаривается, что в целях организации питания граждан, являющихся получателями социальных услуг, Учреждением заключен гражданско-правовой договор со специализированной организацией, предусматривающий аренду соответствующих помещений и технологического оборудования (л.д. 16, 32).

В связи с этим нарушения под №№ 1 и 2 не могут быть квалифицированы по ст. 6.6 КоАП РФ. Возможности соответствующей переквалификации действий Учреждения не имеется, поскольку нарушение санитарных требований к планировке помещений и к качеству воды мотивировано несоблюдением именно положений Правил, требования которых на деятельность Учреждения не распространяются.

При таких обстоятельствах нарушения под №№ 1 и 2, выразившиеся в несоблюдении п.п. 2.5 и 2.10 Правил, подлежат исключению из объема вмененных Учреждению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства.

Соответственно, обжалуемые акты органов административной юрисдикции подлежат изменению с квалификацией содеянного исключительно по ч. 1 ст. 6.3 КоАП РФ.

Поскольку допущенные Учреждением нарушения выражены в отсутствии надлежащего контроля в течение нескольких месяцев за проведением дератизационных, дезинсекционных мероприятий и лабораторных исследований, данные нарушения могут представлять определенную угрозу для здоровья получателей социальных услуг. В связи с этим, несмотря на отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, оснований для назначения наиболее мягкого вида административного наказания не усматривается.

Учитывая обстоятельства дела, объем и характер допущенных нарушений, полагаю необходимым применить к Учреждению наказание в виде административного штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией статьи.

Руководствуясь п. 2 ч. 1 ст.30.7, ст. 30.9 КоАП РФ, судья

решил:

постановление заместителя начальника ТО Управления Роспотребнадзора по Республике Карелия в Сегежском, Беломорском, Кемском и Лоухском районах от 21.11.2022, решение судьи Сегежского городского суда Республики Карелия от 21.02.2023 по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 6.3 и ст. 6.6 КоАП РФ, в отношении ГБУ СО "КЦСОН РК" изменить.

Исключить из постановления заместителя начальника ТО Управления Роспотребнадзора по Республике Карелия в Сегежском, Беломорском, Кемском и Лоухском районах от 21.11.2022, решения судьи Сегежского городского суда Республики Карелия от 21.02.2023 по настоящим делам выводы о нарушении ГБУ СО "КЦСОН РК" п.п. 2.5 и 2.10 СанПиН 2.3/2.4.3590-20.

Квалифицировать действия ГБУ СО "КЦСОН РК" по ч. 1 ст. 6.3 КоАП РФ; назначить ГБУ СО "КЦСОН РК" административное наказание за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.3 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 10000 руб.

Решение вступает в законную силу со дня его вынесения, но может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции.

Судья С.В. Щепалов

21-91/2023

Категория:
Административные
Статус:
Вынесено решение по существу
Ответчики
ГБУ СО "КЦСОН РК"
Суд
Верховный Суд Республики Карелия
Судья
Щепалов Станислав Владимирович
Статьи

ст. 6.3 ч.1

ст. 6.6 КоАП РФ

Дело на странице суда
vs--kar.sudrf.ru
10.04.2023Материалы переданы в производство судье
25.04.2023Судебное заседание
02.05.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.05.2023Дело оформлено
02.05.2023Дело передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее