Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33-5226/2021 от 14.05.2021

Судья: Сизова С.К. гр. дело № 33 - 5226/2021

(номер дела суда первой инстанции 2а – 1060/2021)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

(резолютивная часть)

22 июня 2021 года судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда, в составе:

председательствующего судьи – Евдокименко А.А.

судей – Чирковой И.Н., Ромадановой И.А.

при секретаре - Клёнкиной А.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Визгалина А.А. на решение Кировского районного суда г.Самары от 09 февраля 2021 года,

Руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Кировского районного суда г.Самары от 09 февраля 2021 года отменить и постановить по делу новое решение, которым:

Исковые требования Визгалина А.А. удовлетворить частично.

Признать незаконным приказ ГКУ Самарской области «Центр занятости населения городского округа Самара» от ДД.ММ.ГГГГ в части установления размер минимальной величины пособия по безработице в размере 1 500 рублей в месяц, назначенного Визгалину А.А. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

Обязать ГКУ Самарской области «Центр занятости населения городского округа Самара» назначить Визгалину А.А. пособие по безработице с ДД.ММ.ГГГГ исходя из средней заработной платы за последние 3 календарных месяца, предшествующих месяцу увольнения.

В удовлетворении остальной части иска отказать.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение трех месяцев.

Председательствующий:

Судьи:

Судья: Сизова С.К. гр. дело № 33 - 5226/2021

(номер дела суда первой инстанции 2а – 1060/2021)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

22 июня 2021 года судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда, в составе:

председательствующего судьи – Евдокименко А.А.

судей – Чирковой И.Н., Ромадановой И.А.

при секретаре - Клёнкиной А.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Визгалина А.А. на решение Кировского районного суда г.Самары от 09 февраля 2021 года, которым постановлено:

«В удовлетворении административного искового заявления Визгалинина А.А. к ГКУ Самарской области «Центр занятости населения г.о. Самара» об оспаривании приказа отказать.».

Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Чирковой И.Н., пояснения представителя Визгалина А.А. – Визгалина Е.А. в поддержание апелляционной жалобы, возражения представителя ГКУ Самарской области «Центр занятости населения г.о. Самара» - Слеповой Н.В. относительно доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия,

УСТАНОВИЛА:

Истец Визгалин А.А. обратился в суд с административным иском к ГКУ Самарской области «Центр занятости населения г.о. Самара» (далее – ГКУСО ЦЗН г.о. Самара) об оспаривании приказа.

В обоснование требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ для регистрации в целях поиска подходящей работы и в качестве безработного, а также осуществления социальных выплат гражданину, признанному в установленном порядке безработным, (пособия по безработице) Визгалин А.А. обратился к ответчику с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении ему государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы независимо от места его жительства в Российской Федерации, а также пребывания на территории Российской Федерации в электронной форме. ДД.ММ.ГГГГ г. на основании приказа ГКУСО ЦЗН г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ Визгалин А.А. был признан безработным с ДД.ММ.ГГГГ. На основании приказа ГКУСО ЦЗН г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ Визгалину А.А. было назначено пособие по безработице в размере
минимальной величины пособия по безработице в размере 1 500 рублей в месяц за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Однако назначенный Визгалину А.А. размер пособия по безработице за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере минимальной величины пособия по безработице (1 500 рублей в месяц) не соответствует среднему заработку Визгалина А.А. за последние 3 месяца по последнему месту работы, а также требованиям Закона Российской Федерации от 19.04.1991 №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», Постановлений Правительства Российской Федерации от 27.03.2020 № 346 «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2020 год» и от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными» и нарушает права и законные интересы Визгалина А.А.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец, уточнив в ходе рассмотрения дела исковые требования, просил суд признать незаконным приказ Государственного казенного учреждения Самарской области «Центр занятости населения городского округа Самара» от ДД.ММ.ГГГГ в части установления размера минимальной величины пособия по безработице в размере 1500 рублей в месяц, назначенного Визгалину А.А. за период с ДД.ММ.ГГГГ по 24.03.2021, как не соответствующий требованиям пункта 1 статьи 28, пункта 1 статьи 30, пунктов 1 - 4, 6, 8 статьи 31, пунктов 1, 3 статьи 33 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», абзацев 1, 3 пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 27.03.2020 № 346 «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2020 год» и пунктов 4, 11 - 13 Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2020 № 460 «Об утверждении Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными» и нарушающий права и законные интересы Визгалина А.А. в сфере социальной поддержки безработных в части гарантированного государством права безработного на выплату пособия по безработице в размере его максимальной величины. Обязать Государственного казенного учреждения Самарской области «Центр занятости населения городского округа Самара» устранить нарушения прав и законных интересов Визгалина А.А. или препятствия к их осуществлению путем немедленного начисления и выплаты Визгалину А.А. незаконно недоначисленной суммы пособия по безработице исходя из максимальной величины пособия по безработице в размере 12 130 рублей в месяц с ДД.ММ.ГГГГ

Судом принято вышеуказанное решение, с которым не согласился Визгалин А.А., в апелляционной жалобе просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований истца в полном объеме.

Определением от 11 мая 2021 г. судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда перешла к рассмотрению апелляционной жалобы по правилам гражданского судопроизводства и данное дело передано на рассмотрение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда.

Проверив материалы дела, и обсудив доводы апелляционной жалобы – Визгалина А.А., судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 года №23 «О судебном решении», решение должно быть законным и обоснованным (п.1 ст.195 ГПК РФ). Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.

Решение является обоснованным, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 – 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Между тем, решение суда не отвечает данным требованиям.

Из материалов дела следует, что Визгалин А.А. обратился в ГКУСО ЦЗН г.о. Самара с заявлением о признании его безработным и назначения ему пособия по безработице посредством портала «Работа в России» ДД.ММ.ГГГГ

Приказом Центра занятости от ДД.ММ.ГГГГ Визгалин А.А. признан безработным с ДД.ММ.ГГГГ и ему назначено пособие по безработице в размере 1 500 рублей с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в связи с отсутствием сведений о его заработке за 3 месяца предшествующему календарному кварталу перед месяцем подачи заявления.

ДД.ММ.ГГГГ Центром занятости издан приказ , которым Визгалину А.А. изменен приказ о назначении пособия по безработице с ДД.ММ.ГГГГ г. Установлен порядок и размер суммы выплаты: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 1 500,00 руб. в месяц, с ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ г. - 12 130,00 руб. в месяц, с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ г. – 12 130,00 руб. в месяц, с ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ. – 5 000,00 руб. в месяц.

В ходе судебного разбирательства было установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Визгалиным А.А. на электронную почту были представлены сведения (справка) за период ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ г.г. предшествующий безработице.

ДД.ММ.ГГГГ. приказом Центра занятости изменен приказ о назначении пособия по безработице с ДД.ММ.ГГГГ. Установлен порядок и размер суммы выплаты: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 1500,00 руб. в месяц, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. - 12 130,00 руб. в месяц, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 12 130,00 руб. в месяц, с ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ г. – 5 000,00 руб. в месяц.

Кроме того, в материалах дела имеется оспариваемый приказ от ДД.ММ.ГГГГ года , согласно которому Визгалин А.А. признан безработным с ДД.ММ.ГГГГ и ему назначено пособие по безработице с ДД.ММ.ГГГГ. Установлен следующий размер и сроки выплаты пособия по безработице: с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ – 1 500,00 руб. в месяц, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. - 12 130,00 руб. в месяц, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 12 130,00 руб. в месяц, с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ – 5 000,00 руб. в месяц.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что истцом не представлено доказательств нарушения его прав и законных интересов оспариваемым приказом от ДД.ММ.ГГГГ

Судебная коллегия не соглашается с данными выводами суда в связи со следующим.

В соответствии со ст. 15 Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" на Центр занятости возложены обязанности по содействию занятости населения и полномочие по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными.

С ДД.ММ.ГГГГ действуют Временные правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными", утвержденные Постановление Правительства РФ от 08.04.2020 № 460.

С ДД.ММ.ГГГГ Центром занятости применяются «Методические рекомендации по организации работы государственных учреждений службы занятости населения, в период действия Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными».

Согласно п. 8 Правил № 460, решение о признании зарегистрированного в целях поиска подходящей работы трудоспособного гражданина, который не имеет работы и заработка, безработным принимается центром занятости населения по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня представления заявления в электронной форме.

В соответствии с п. 2 Методических рекомендаций, в период Временных правил ст. 3 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", Постановление Правительства Российской Федерации от 07.09.2012 г. № 891 «О порядке регистрации граждан в целях поиска подходящей работы», федеральный государственный стандарт государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников, утверждённый приказом Минтруда России от 13.11.2012 г. № 524н, и Правил в соответствии, с которыми органы службы занятости осуществляют социальные выплаты гражданам признанными в установленном порядке безработными, и выдачу предложений о досрочном назначении пенсии таким гражданам, утверждение приказом Минтруда России от 22.02.2019 г. № 116н, применяются с учетом особенностей, установленными Временными правилами.

Согласно п. 2 Правил № 460 регистрации в целях поиска подходящей работы подлежат граждане, представившие в электронной форме в центр занятости населения заявление о предоставлении им государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы независимо от места их жительства в Российской Федерации, а также пребывания на территории Российской Федерации

Заявление в электронной форме заполняется гражданином в личном кабинете информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий "Работа в России" либо в личном кабинете федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" по форме, утвержденной Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

В соответствие с п. 4 Правил № 460, центры занятости населения запрашивают с использованием информационно-аналитической системы через единую систему межведомственного электронного взаимодействия у Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о заработке (доходе) гражданина, заполнившего заявление в электронной форме, на который начислялись страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, за 3 месяца, предшествующих календарному кварталу перед месяцем подачи заявления в электронной форме в информационно-аналитической системе, о страховом стаже, последнем месте работы, а также другие сведения, необходимые для предоставления государственных услуг в области содействия занятости населения, назначения и начисления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, находящиеся в распоряжении Пенсионного фонда Российской Федерации.

Для целей настоящих Временных правил указанные сведения о заработке (доходе) гражданина приравниваются к сведениям, содержащимся в справке о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месяцу работы (службы).

В соответствии с п. 26-27 Методических рекомендаций, центр занятости в электронной форме в автоматическом режиме ИАС ОБВ «Работа в России» направляет в Пенсионный фонд Российской Федерации через единую систему межведомственного электронного взаимодействия запросы на получение следующих сведений в отношение гражданина:

а) сведения о трудовой деятельности застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования (за период с начала календарного года и до даты предоставления сведений в электронной форме);

б) сведения о факте осуществления трудовой деятельности (за 12 месяцев до месяца предшествующему месяцу представления заявления в электронной форме);

в) сведения, о заработной плате или доходе на которые начислены страховые взносы (за 12 месяцев до календарного квартала, предшествующему месяцу представления заявления в электронной форме).

Отказывая в иске, суд первой инстанции указал, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ сведений о заработной плате или доходе, на которые начислены страховые взносы (за период в 3 месяца предшествующих календарному кварталу перед месяцем подачи заявления) в ИАС ОБВ «Работа в России» не имелись.

При этом выводы суда материалами дела не подтверждены.

В материалах дела имеется скриншот страницы из ИАС ОБВ «Работа в России» (л.д. 66), согласно которой ответчиком ДД.ММ.ГГГГ получены сведения о заработной плате или доходе, на которые начислены страховые взносы за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ поскольку только за этот период ответчиком были запрошены сведения из пенсионного органа.

Доказательств того, что ГКУСО ЦЗН г.о. Самара запрашивались через единую систему межведомственного электронного взаимодействия у Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о заработке Визгалина А.А. за 3 месяца, предшествующих календарному кварталу перед месяцем подачи заявления в электронной форме в информационно-аналитической системе, не представлено, материалы дела не содержат.

При таких обстоятельствах, стороной ответчика не представлено относимых и допустимых доказательств надлежащего исполнения обязанностей, предусмотренных п. 4 Временных правил по запросу сведений о заработной плате истца за последние 3 календарных месяца, предшествующих месяцу увольнения, чем нарушил право Визгалина А.А. на получение соответствующего пособия по безработице, исходя из его последнего заработка, предшествовавшего увольнению.

Пунктом 3 Методических рекомендаций предусмотрено, что документы, предусмотренные абзацам 1 пунктом 2 статьи 3 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» в центры занятости населения заявителями не предоставляются.

Сведения, содержащиеся в указанных документам, центры занятости населения получают в электронном виде в порядке межведомственного информационного взаимодействия, в том числе с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций), а также ИАС ОБВ «Работа в России».

Некорректная работа программы, на что ссылается ответчик, не может ущемлять права граждан на получение пособия по безработице своевременно и в полном объеме в соответствии с нормами действующего законодательства.

Истец в силу вышеназванных норм не был обязан представлять справку о его среднем заработке за последние 3 месяца работы в день обращения. Обязанность по истребованию данных сведений возложена на центр занятости, поэтому даже в случае не получения центром занятости населения необходимых сведений и представление таких сведений истцом после подачи заявления и принятия решения о признании безработным, ГКУСО ЦЗН г.о. Самара не лишен был права произвести начисление пособия исходя из данных сведений с ДД.ММ.ГГГГ что не противоречит вышеназванным положениям закона, регулирующие спорные правоотношения, однако, этого не сделал, тем самым лишил истца права на меры социальной поддержки, предусмотренные законом как гарантии государства на защиту от безработицы.

В связи с изложенным, выводы суда об отсутствии нарушений прав истца со стороны ответчика ошибочны.

Судебная коллегия отмечает также, что дата оспариваемого приказа от - ДД.ММ.ГГГГ, несмотря на то, что размеры и сроки выплаты пособия по безработице указаны в нем на основании сведений поступивших ДД.ММ.ГГГГ г., то есть после издания данного приказа, что является незаконным. При этом представитель ответчика не смог пояснить в суде апелляционной инстанции наличие двух приказов от ДД.ММ.ГГГГ г. о признании гражданина безработным с разными номерами ( и ) и с разным содержанием.

Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в апелляционном порядке, в соответствии с п. 1 ст. 330 ГПК РФ, являются: 1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; 2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; 3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; 4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Принимая во внимание, что выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, неправильно применены нормы материального права, судебная коллегия полагает решение суда подлежит отмене с принятием нового решения, которым частично удовлетворить требования Визгалина А.А. Признать незаконным приказ ГКУ Самарской области «Центр занятости населения городского округа Самара» от ДД.ММ.ГГГГ. в части установления размер минимальной величины пособия по безработице в размере 1 500 рублей в месяц, назначенного Визгалину А.А. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и обязать ответчика назначить Визгалину А.А. пособие по безработице с ДД.ММ.ГГГГ исходя из средней заработной платы за последние 3 календарных месяца, предшествующих месяцу увольнения, что будет соответствовать восстановлению нарушенного права истца.

На основании вышеуказанного и, руководствуясь ст.ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия,

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Кировского районного суда г.Самары от 09 февраля 2021 года отменить и постановить по делу новое решение, которым:

Исковые требования Визгалина А.А. удовлетворить частично.

Признать незаконным приказ ГКУ Самарской области «Центр занятости населения городского округа Самара» от ДД.ММ.ГГГГ в части установления размер минимальной величины пособия по безработице в размере 1 500 рублей в месяц, назначенного Визгалину А.А. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

Обязать ГКУ Самарской области «Центр занятости населения городского округа Самара» назначить Визгалину А.А. пособие по безработице с ДД.ММ.ГГГГ исходя из средней заработной платы за последние 3 календарных месяца, предшествующих месяцу увольнения.

В удовлетворении остальной части иска отказать.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение трех месяцев.

Председательствующий:

Судьи:

33-5226/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения
Истцы
Визгалин А.А.
Ответчики
ГКУ Центр занятости населения г.о. Самара
Другие
Визгалин Е.А.
Суд
Самарский областной суд
Дело на странице суда
oblsud--sam.sudrf.ru
17.05.2021[Гр.] Передача дела судье
15.06.2021[Гр.] Судебное заседание
22.06.2021[Гр.] Судебное заседание
28.06.2021[Гр.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.06.2021[Гр.] Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее