УИД: 16RS0012-01-2021-001965-38
Дело № 2-56/2022
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
село Верхний Услон 15 июня 2022 года
Республики Татарстан
Верхнеуслонский районный суд Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Тюфтиной О.М.,
при секретаре судебного заседания Мардегалимовой А.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Костеникова С.Б, к Исполнительному комитету Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан, Исполнительному комитету Вахитовского сельского поселения Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан, Костениковой Л.З. о признании права собственности на недвижимое имущество,
установил:
Костеников С.Б. в лице представителя по доверенности Мякишева В.Н. обратился в суд с иском к Исполнительному комитету Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан, Исполнительному комитету Вахитовского сельского поселения Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан о признании права собственности на имущество, в обосновании указав, что ДД.ММ.ГГГГ умерла мать истца - Костеникова И.Г. После ее смерти открылось наследство, состоящее из земельного участка с кадастровым номером №, площадью 2414 кв.м. и дачного дома с кадастровым номером № по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ умер Костеников Б.С. - отец истца. После его смерти истец обратился к нотариусу, однако в выдаче наследства на земельный участок и дачным дом было отказано, ввиду того что наследственное имущество не зарегистрировано в установленном законом порядке. Иных наследников не имеется.
В связи с чем истец просит признать за ним право собственности на указанные земельный участок и дачный дом в порядке наследования.
Протокольным определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве ответчика привлечен Костеников Р.Б.
Протокольным определением суда от ДД.ММ.ГГГГ по ходатайству представителя истца произведена замена ответчика с Костеникова Р.Б. на Костеникову Л.З., являющейся наследником после смерти Костеникова Р.Б.
В последующем представитель истца изменил и увеличил исковые требования, просил признать земельный участок с кадастровым номером №, площадью 2414 кв.м. и дачный дом с кадастровым номером № совместно нажитым в браке Костениковой И.Г. и Костениковым Б.С., признать Костеникова С.Б. принявшим наследство после смерти Костеникова Р.Б. и признать за Костениковым С.Б. право собственности на 11/12 долей на земельный участок с кадастровым номером №, площадью 2414 кв.м. и дачный дом с кадастровым номером № в порядке наследования.
Истец Костеников С.Б. и его представитель по доверенности Мякишев В.Н. увеличенные изменённые исковые требования поддержали, просили их удовлетворить.
Представитель ответчика Исполнительного комитета Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан по доверенности Салихов Е.М. в судебном заседании исковые требования признал.
Ответчик Костеникова Л.З. в судебное заседание не явилась, о месте и времени судебного заседания извещена, суд считает возможным рассмотреть дело в ее отсутствие.
Представитель ответчика Исполнительного комитета Вахитовского сельского поселения Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 34 СК РФ имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью.
К имуществу, нажитому супругами во время брака (общему имуществу супругов), относятся доходы каждого из супругов от трудовой деятельности, предпринимательской деятельности и результатов интеллектуальной деятельности, полученные ими пенсии, пособия, а также иные денежные выплаты, не имеющие специального целевого назначения (суммы материальной помощи, суммы, выплаченные в возмещение ущерба в связи с утратой трудоспособности вследствие увечья либо иного повреждения здоровья, и другие). Общим имуществом супругов являются также приобретенные за счет общих доходов супругов движимые и недвижимые вещи, ценные бумаги, паи, вклады, доли в капитале, внесенные в кредитные учреждения или в иные коммерческие организации, и любое другое нажитое супругами в период брака имущество независимо от того, на имя кого из супругов оно приобретено либо на имя кого или кем из супругов внесены денежные средства.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ между отцом истца Костениковым Б.С. и матерью Костениковой (ранее Аникиной) И.Г. был заключен брак.
Согласно архивной справке Исполнительного комитета Вахитовского сельского поселения Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан № от ДД.ММ.ГГГГ, Костениковой И.Г., умершей ДД.ММ.ГГГГ. на праве постоянного бессрочного пользования принадлежит земельный участок, площадью 0,2414 га, расположенный по адресу: <адрес> о чем в похозяйственной книге № Вахитовского с/Совета ДД.ММ.ГГГГ сделана запись на основании открытия лицевого счета № (Д) Вахитовского с/Совета на 2007 год (л.д.27).
Право собственности Костениковой И.Г. на земельный участок, площадью 2412,2 кв.м. также подтверждается выпиской из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок № от ДД.ММ.ГГГГ.
Из справки Вахитовского сельского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Костениковой И.Г. принадлежит садовый домик, площадью 60 кв.м. и баня, расположенные по адресу: <адрес>
Постановлением Исполнительного комитета Вахитовского сельского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ земельному участку, расположенному по адресу: <адрес> присвоен кадастровый номер № (л.д.30-32).
ДД.ММ.ГГГГ умерла мать истца Костеникова И.Г., что подтверждается свидетельством о смерти (л.д. 13).
ДД.ММ.ГГГГ умер отец истца Костеников Б.С., что подтверждается свидетельством о смерти (л.д.12).
В состав имущества, подлежащего разделу, включается общее имущество супругов, имеющееся у них в наличии на время рассмотрения дела либо находящееся у третьих лиц. При разделе имущества учитываются также общие долги супругов (п. 3 ст. 39 СК РФ) и право требования по обязательствам, возникшим в интересах семьи.
Из приведенных выше положений следует, что юридически значимым обстоятельством при решении вопроса об отнесении имущества к общей собственности супругов является то, на какие средства (личные, общие) и по каким сделкам (возмездным или безвозмездным) приобреталось имущество одним из супругов во время брака. Имущество, приобретенное одним из супругов в браке по безвозмездным гражданско-правовым сделкам (например, в порядке наследования, дарения, приватизации), не является общим имуществом супругов. Приобретение имущества в период брака, но на средства, принадлежавшие одному из супругов лично, также исключает такое имущество из режима общей совместной собственности, подлежащей разделу между супругами.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.
Поскольку в силу ст. 8 ГК РФ акты государственных органов местного самоуправления не относятся к сделкам и являются самостоятельным основанием для возникновения гражданских прав, следует считать, что в данном случае земельный участок, выделенный супругам во время брака местным органом исполнительной власти, ни ранее действовавшее, ни действующее в настоящее время семейное законодательство не рассматривает в качестве личной собственностью получившего их супруга.
При таких обстоятельствах вышеуказанный земельный участок и садовый домик являлся общей совместной собственностью родителей истца, поскольку приобретен ими в браке, а значит, принадлежал им в равных долях. Иного в судебном заседании не установлено, доказательств обратного не представлено.
Статьей 131 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что право собственности на недвижимое имущество подлежит государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В соответствии с пунктом 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В соответствии со статьей 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации, в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
В соответствии со статьей 1142 Гражданского кодекса Российской Федерации, наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
В силу пункта 4 статьи 1152 Гражданского Кодекса Российской Федерации, принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
Согласно пункту 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 года № 9 «О судебной практике по делам о наследовании», при отсутствии надлежаще оформленных документов, подтверждающих право собственности наследодателя на имущество, судами до истечения срока принятия наследства (статья 1154 ГК РФ) рассматриваются требования наследников о включении этого имущества в состав наследства, а если в указанный срок решение не было вынесено, - также требования о признании права собственности в порядке наследования.
Из материалов наследственного дела №, открытого на имя Костениковой И.Г., умершей ДД.ММ.ГГГГ, следует, что наследниками, принявшими наследство после смерти Костениковой И.Г.. по 1/3 доли за каждым являются супруг Костеников Б.С., сын Костеников С.Б., сын Костеников Р.Б.. Наследственное имущество представлено ? долей в праве общей долевой собственности на две комнаты, общей площадью 39,6 кв.м., в квартире, находящейся по адресу: <адрес> и денежных вкладов (л.д.80-90).
В ходе судебного разбирательства установлено, что ДД.ММ.ГГГГ умер Костеников Р.Б., что подтверждается свидетельством о смерти (л.д. 159 оборот).
Согласно материалам наследственного дела №, открытого на имя Костеникова Р.Б., умершего ДД.ММ.ГГГГ, наследником, принявшим наследство, является супруга ответчик Костеникова Л.З. Наследственное имущество, на которые выданы свидетельства о праве на наследство по закону и свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов, выдаваемое пережившему супругу, состоит из земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес> и жилого строения по адресу: <адрес> гаража, площадью 25,0 кв.м. по адресу: <адрес>», автомобиля Volkswagen Polo, 2002 года выпуска, госномер № (л.д.162-167).
Из материалов наследственного дела №, открытого на имя Костеникова Б.С., умершего ДД.ММ.ГГГГ, следует, что наследниками, принявшими наследство после смерти Костеникова Б.С., является сын Костеников С.Б.
Согласно свидетельству о праве на наследство по завещанию, Костеников С.Б. принял наследство после смерти своего отца Костеникова Б.С., умершего ДД.ММ.ГГГГ, которое состоит из 1/3 доли в праве общей долевой собственности на комнаты, находящиеся по адресу: <адрес> (1 (один) и 2 (два)) (л.д.15).
Как следует из материалов дела, после смерти отца и брата истца открылось наследство, состоящее из земельного участка с кадастровым номером №, площадью 2414 кв.м. и дачного дома с кадастровым номером № по адресу: <адрес>. В установленном законом порядке право собственности за наследодателями зарегистрировано не было.
В похозяйственных книгах Вахитовского сельского поселения содержится информация о наличии к Костениковой И.Г. земельного участка и садового домика по адресу: <адрес>
В сведениях кадастра содержатся сведения о наличии земельного участка с кадастровым номером №, площадью 214 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> и дачного дома, с кадастровым номером №, площадью 77 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> сведения о правообладателях отсутствуют (л.д.23-26).
Согласно техническому паспорту, составленному Межрайонным филиалом № РГУП БТИ МСАЖКХ РТ ДД.ММ.ГГГГ, дачный дом, инвентарный номер №, кадастровый номер №, площадью 77 кв.м., 1993 года постройки, расположен по адресу: <адрес>
Согласно заключению кадастрового инженера ООО ИНЖ-ГЕО" Жукова Е.М. от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что в ходе выезда на место по адресу: <адрес>, выявлено, что на данном земельном участке с кадастровым номером № расположен объект капитального строительства (1 этажный с мансардой), имеющий кадастровый номер №, что соответствует сведениям технического паспорта РГУП БТИ от ДД.ММ.ГГГГ объекту с инвентарным номером №, 1993 года постройки.
Таким образом, после смерти Костениковой И.Г. Костеникову Б.С. принадлежала ? доля в праве в общем совместном имуществе (земельный участок и дом) супругов, приобретенном в период брака, другая ? доля в праве на указанное имущество подлежит наследованию наследникам первой очереди - Костеникову С.Б., Костеникову Б.С., Костеникову Р.Б. по 1/3, то есть по 1/6 за Костениковым С.Б., Костениковым Б.С. от общего имущества соответственно.
Учитывая, что ДД.ММ.ГГГГ Костеников Р.Б. умер, наследниками первой очереди являются Костеникова Л.З. –супруга, Костеников Б.С. – отец (обязательная доля, как пенсионер).
В данном случае предмет наследования – 1/6 доли в праве на земельный участок и дом, подлежит наследованию в равных долях, а именно по 1/12 доли за Костениковым Б.С. и Костениковой Л.З.
Таким образом, после смерти Костеникова Р.Б. земельный участок и дом принадлежат наследникам в следующих долях: Костеников Б.С.: 9/12 (1/2 (совместно нажитое имущество) + 1/6 (после смерти супруги) + 1/12 (после смерти сына), Костеникова С.Б. – 2/12 доли (1/6 после смерти матери), Костеникова Л.З. – 1/12 доли. После смерти Костеникова Б.С. единственным наследником по завещанию является Костеников С.Б.. Следовательно, земельный участок и дом подлежат наследованию в следующих долях: 9/12+2/12=11/12 –Костениковым С.Б., 1/12 – Костениковой Л.З.
В судебном заседании представитель ответчика Исполнительного комитета Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан исковые требования признали.
В соответствии со статьей 173 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований. Последствия признания иска ответчику разъяснены и понятны, суд считает возможным принять его.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, о том, что поскольку спорные объекта недвижимости являлись совместной собственностью родителей истца, у отца истца и брата истца при жизни отсутствовали документы о государственной регистрации прав на земельный участок и дачный дом, а истец фактически принял наследство после смерти отца и брата, и с учетом признания иска ответчиком, суд считает возможным признать истца принявшим наследство после смерти отца и брата, признать за истцом право собственности на объекты недвижимости в порядке наследования.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить.
Признать за Костениковым С.Б. право собственности в порядке наследования на 11/12 долей земельного участка с кадастровым номером №, площадью 2414 кв.м. и 11/12 долей дачного дома с кадастровым номером №, расположенных по адресу: <адрес>
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Татарстан путем подачи апелляционной жалобы в Верхнеуслонский районный суд Республики Татарстан.
Решение в окончательной форме изготовлено 21 июня 2022 года.
Председательствующий: О.М. Тюфтина