№ 2-4453/2023
26RS0002-01-2023-006513-92
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 ноября 2023 года город Ставрополь
Ленинский районный суд города Ставрополя Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Романенко Ю.С.,
при секретаре Поповой С.А.,
рассмотрев в судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению Евдокимовой С. С. к Акционерному обществу «Ипотечное инвестиционное агентство Ставропольского края», Акционерному обществу «ДОМ.РФ», об обязании повторно подать заявление о погашении задолженности по ипотечному займу и возложении обязанности направить денежные средства на погашение задолженности по ипотечному займу, взыскании процентов и судебных расходов,
установил:
Евдокимова С.С. обратилась в суд с иском к Акционерному обществу «Ипотечное инвестиционное агентство Ставропольского края», Акционерному обществу «ДОМ.РФ», об обязании повторно подать заявление о погашении задолженности по ипотечному займу и возложении обязанности направить денежные средства на погашение задолженности по ипотечному займу, взыскании процентов и судебных расходов.
В обоснование исковых требований указано, что между Евдокимовой С.С. и АО «Ипотечное инвестиционное агентство Ставропольского края» заключен договор займа № <номер обезличен> от 30.01.2023. По условиям, которого Агентство предоставило Евдокимовой С.С. заемные денежные средства в размере 500000 рублей на приобретение земельного участка, по адресу: <номер обезличен> площадью: 1000,0 кв.м., имеющего кадастровый номер: <номер обезличен> категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуальной жилой застройки и расположенного на нем жилого дома, общей площадью: 58,6 кв.м., кадастровый номер: <номер обезличен> После чего 30.01.2023 истец заключила договор купли-продажи с продавцом вышеуказанного недвижимого имущества. На основании этого произведена государственная регистрация права собственности земельного участка и расположенного на нем жилого дома. Истец рассчиталась с продавцом за недвижимое имущество по договору купли-продажи недвижимого имущества от 30.01.2023, претензией по расчету у продавца нет. В соответствии с п.1 табличной части договора займа от 30.01.2023 сумма заемных средств составила 500 000 рублей. Ипотека на указанную недвижимость в пользу займодавца возникла на основании договора о предоставлении целевого займа №<номер обезличен> от 30.01.2023. Направленный пакет документов сформирован в соответствии с п.п. 3 и 7 Правил утвержденных Постановление Правительства РФ от 07.09.2019 №1170 «Об утверждении Правил предоставления субсидий АО «ДОМ.РФ» недополученных доходов и затрат в связи с реализацией мер государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий для погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) и Положения о реализации мер государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий для погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам)». Данный пакет документов зарегистрирован АО «ДОМ.РФ» за номером <номер обезличен>. АО «ДОМ.РФ» не имея законных оснований отклонило заявление за номером <номер обезличен>. По состоянию на 21.09.2023 денежные средства не поступали на расчетный счет Агентства с целью погашения основного долга по договору займа №<номер обезличен> от 30.01.2023. На основании изложенного, просит суд: признать за Евдокимовой С.С. право на меры государственной поддержки, установленные Федеральным законом № 157-ФЗ от 03.07.2019 «О мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, в части погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) и о внесении изменений в статью 13.2 Федерального закона «Об актах гражданского состояния» в виде погашения задолженности по договору займа № <номер обезличен> от 30.01.2023, заключенному с АО «Ипотечное инвестиционное агентство Ставропольского края»; обязать АО «Ипотечное инвестиционное агентство Ставропольского края» в течение 15 календарных дней со дня вступления настоящего решения суда в законную силу передать в АО «ДОМ.РФ» заявление Евдокимовой С.С. о погашении задолженности по ипотечному займу средствами государственной поддержки и полный комплект документов, представленный в АО «Ипотечное инвестиционное агентство Ставропольского края»; признать незаконным решение АО «ДОМ.РФ» об отказе Евдокимовой С. С. в направлении средств государственной поддержки семей, имеющих детей, предусмотренных Федеральным законом № 157-ФЗ от 03.07.2019г. «О мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, в части погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) и о внесении изменений в статью 13.2 Федерального закона «Об актах гражданского состояния», на погашение задолженности по договору займа № <номер обезличен> от 30.01.2023, заключенному между Евдокимовой С.С. и АО «Ипотечное инвестиционное агентство Ставропольского края»; возложить обязанность на АО «ДОМ.РФ» устранить допущенные нарушения законодательства путем повторного рассмотрения заявления Евдокимовой С.С. о погашении задолженности по договору целевого, ипотечного займа № <номер обезличен> от 30.01.2023 в рамках Федерального закона от 03.07.2019 № 157-ФЗ «О мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, в части погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам)» и направить денежные средства в размере 450 000 рублей на погашение задолженности по договору целевого, ипотечного займа № <номер обезличен> от 30.01.2023.
Истец Евдокимова С.С., извещенная надлежащим образом о дате, месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Представитель ответчика АО «Ипотечное инвестиционное агентство Ставропольского края», извещенный надлежащим образом о дате, месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. Ранее представил отзыв, согласно которому считает, что исковые требования подлежат удовлетворению. Просил суд: принять признание иска АО «Ипотечное инвестиционное агентство Ставропольского края» в части требований об обязании повторно подать в АО «ДОМ.РФ» заявление о погашении задолженности по ипотечному займу №<номер обезличен> от 30.01.2023 средствами государственной поддержки; исковые требования истца к АО «ДОМ.РФ» удовлетворить в полном объеме. Кроме того сообщил, что 14.11.2023 АО «ДОМ.РФ» произвел выплату денежных средств в рамках 157-ФЗ в размере 450 000 рублей. Полный текст письменного отзыва приобщен к материалам дела.
Представитель ответчика АО «ДОМ.РФ», извещенный надлежащим образом о дате, месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. Ранее представил возражения, в которых указано, что в ходе реализации программы АО «ДОМ.РФ» неоднократно сталкивалось с наличием признаков совершения фиктивных (мнимых) сделок по предоставлению гражданам ипотечных жилищных кредитов (займов) на цели приобретения недвижимости, направленных на обеспечение возможности получения средств государственной поддержки без фактического улучшения жилищных условий граждан. В 2023 году указанные признаки совершения фиктивных (мнимых) сделок по приобретению недвижимости с привлечением заемных средств по ипотечным кредитам (займам) были выявлены в отношении 28 организаций, в том числе АО «ИИАСК», по результатам проведения выборочной проверки заявлений на выплату средств государственной поддержки и прилагаемых к ним подтверждающих документов. Таким образом, выплаты по заявлениям данных организаций в настоящее время приостановлены, АО «ДОМ.РФ» направлены в адрес компетентных ведомств письма с просьбой об осуществлении проверки деятельности таких организаций в целях пресечения возможности совершения противоправных действий, направленных на получение средств государственной поддержки по мнимым (притворным) основаниям (письма от 07.03.2023 № 2759-АН, от 07.03.2023 №2857-АН, содержащие соответствующую информацию о ряде займодавцев, в частности АО «ИИАСК»). Учитывая изложенное, по результатам рассмотрения заявление было направлено на доработку кредитору по причине приостановления рассмотрения заявлений АО «ИИАСК» и осуществления выплат по таким заявлениям в связи с высоким риском нецелевого использования средств государственной поддержки, обусловленным наличием признаков фиктивности (мнимости) кредитных сделок по предоставлению ипотечных жилищных кредитов. Изменение порядка рассмотрения заявлений на выплату средств государственной поддержки организаций, в отношении которых выявлены признаки сомнительности (притворности), возможно после получения подтверждения компетентных органов о соответствии осуществляемой такими организациями деятельности требованиям закона. Соответственно АО «ДОМ.РФ» обоснованно приостановлено перечисление средств в отношении заемщиков АО «ИИАСК». На основании изложенного, просил суд в удовлетворении требований истца отказать. Полный текст письменных возражений приобщен к материалам дела.
Суд с учетом положений ст. 167 Гражданского процессуального кодекса российской Федерации (далее - ГПК РФ) считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Согласно ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация - социальное государство, в РФ обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства.
В соответствии с ч. 2 ст. 40 Конституции Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
Положениями ч. 1 ст. 45 Конституции Российской Федерации установлено, что государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.
В силу ст. 35 ГПК РФ лица, участвующие в деле, имеют право представлять доказательства и участвовать в их исследовании, задавать вопросы другим лицам, участвующим в деле, свидетелям, экспертам и специалистам; заявлять ходатайства, в том числе об истребовании доказательств; давать объяснения суду в устной и письменной форме; приводить свои доводы по всем возникающим в ходе судебного разбирательства вопросам, возражать относительно доводов других лиц, участвующих в деле; использовать другие процессуальные права, а также несут процессуальные обязанности, установленные процессуальным законодательством.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основании своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу ст. 59 ГПК РФ суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
В соответствии с Постановлением Пленума ВС РФ от 19.12.2003 № 23 «О судебном решении» решение суда является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Как установлено в судебном заседании из представленных материалов дела, согласно свидетельству о рождении серии <номер обезличен> от 12.08.2016, Евдокимов П.И. родился 03.06.2016, мать – Евдокимова С.С., в графе отец стоит прочерк (Т.1 л.д. 20).
Согласно свидетельству о рождении серии <номер обезличен> от 12.03.2021, Евдокимов А.Д. родился 20.02.2021, мать – Евдокимова С.С., в графе отец стоит прочерк (Т.1 л.д. 21).
Согласно свидетельству о рождении серии <номер обезличен> от 29.04.2022, Евдокимова А.Д. родилась 27.04.2022, мать – Евдокимова С.С., в графе отец стоит прочерк (Т.1 л.д. 22).
Судом установлено, что 30.01.2023 между АО «Ипотечное инвестиционное агентство Ставропольского края» и Евдокимовой С.С. заключен договор займа № <номер обезличен> по условиям которого агентство предоставил денежные средства в размере 500 000 руб. под 11,00% годовых.
Согласно п.11.1 договора заемщик предоставляет (обеспечивает предоставление) заимодавцу обеспечение исполнения обязательств по договору займа в виде залога предмета ипотеки.
Согласно п.11.2 договора предмет ипотеки – жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: <номер обезличен>
Согласно п. 12.1 договора приобретение предмета ипотеки стоимостью 680000 рублей путем заключения между залогодателем и продавцом договора купли-продажи.
30.01.2023 между Петраковой Н.Ф., Тимофеевым С.М. и Евдокимовой С.С. заключен договор купли-продажи недвижимого имущества, по условиям которого продавец продает покупателю, а покупатель приобретает жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: <номер обезличен>
Согласно п. 2.1 оплата цены договора производится в сумме 180000 рублей за счет собственных средств покупателя, в сумме 500 000 рублей за счет заемных средств предоставляемых по договору займа №<номер обезличен> от 30.01.2023.
30.08.2023 Евдокимова С.С. обратилась в АО «Ипотечное инвестиционное агентство Ставропольского края» с заявлением о погашении задолженности по ипотечному кредиту средствами государственной поддержки семей, имеющих детей, в соответствии с требованиями Федерального закона от 03.07.2019 № 157-ФЗ «О мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, в части погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) и внесении изменений в статью 13.2 Федерального закона «Об актах гражданского состояния».
Президентом Российской Федерации В.В. Путиным 03.07.2019 подписан Федеральный закон №157-ФЗ «О мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, в части погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) и о внесении изменений в статью 13.2 Федерального закона «Об актах гражданского состояния».
03.07.2019 вступил в силу Федеральный закон от 03.07.2019 № 157-ФЗ «О мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, в части погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) и о внесении изменений в ст. 13.2 Федерального закона «Об актах гражданского состояния».
Согласно п. 1 ст. 1 Федерального закона № 157-ФЗ «О мерах государственной поддержки семей имеющих детей, в части погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) и о внесении изменений в статью 13.2 ФЗ «Об актах гражданского состояния» настоящий Федеральный закон устанавливает основания для реализации мер государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий для погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам).
В соответствии с п. 4 ст. 1 Федерального закона № 157-ФЗ «О мерах государственной поддержки семей имеющих детей, в части погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) и о внесении изменений в статью 13.2 ФЗ «Об актах гражданского состояния» меры государственной поддержки реализуются однократно (в отношении только одного ипотечного жилищного кредита и независимо от рождения детей после реализации мер государственной поддержки) путем полного или частичного погашения обязательств по ипотечному жилищному кредиту (займу) гражданина в размере его задолженности, но не более 450 тысяч рублей. Указанные средства направляются на погашение задолженности по основному долгу, а в случае, если такая задолженность меньше 450 тысяч рублей, оставшиеся средства направляются на погашение процентов, начисленных за пользование этим кредитом (займом).
Согласно п. 6 ст. 1 Федерального закона № 157-ФЗ «О мерах государственной поддержки семей имеющих детей, в части погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) и о внесении изменений в статью 13.2 ФЗ «Об актах гражданского состояния» реализация мер государственной поддержки осуществляется единым институтом развития в жилищной сфере, определенным Федеральным законом от 13.07.2015 № 225-ФЗ «О содействии развитию и повышению эффективности управления в жилищной сфере и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», являющимся в соответствии с настоящим Федеральным законом агентом Правительства Российской Федерации по вопросам реализации мер государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий для погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам).
Как установлено судом, 27.04.2022 у Евдокимовой С.С. родился третий ребенок, ранее спорная мера государственной поддержки истцу не предоставлялась, договор займа, согласно которому денежные средства в размере 500 000 рублей предоставлены заимодавцу в обеспечение исполнения обязательств по договору займа в виде залога предмета ипотеки - жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: <номер обезличен>
Следовательно, истец в полной мере соответствует требованиям, указанным в Федеральном законе № 157-ФЗ «О мерах государственной поддержки семей имеющих детей, в части погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) и о внесении изменений в статью 13.2 ФЗ «Об актах гражданского состояния», Положении о реализации мер государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий для погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам).
В связи, с чем требования истца о признании за Евдокимовой С.С. право на меры государственной поддержки, установленные Федеральным законом № 157-З от 03.07.2019 «О мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, в части погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) и о внесении изменений в статью 13.2 Федерального закона «Об актах гражданского состояния» в виде погашения задолженности по договору займа № <номер обезличен> от 30.01.2023, заключенному с Акционерным обществом «Ипотечное инвестиционное агентство Ставропольского края», подлежат удовлетворению.
АО «ДОМ.РФ» является агентом Правительства Российской Федерации по реализации мер государственной поддержки граждан, имеющих детей.
Так, АО «ДОМ.РФ» создано в соответствии с постановлением Правительства РФ от 26.08.1996 № 1010 «Об Агентстве по ипотечному жилищному кредитованию», и являясь Единым институтом развития в жилищной сфере (в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 225-ФЗ «О содействии развитию и повышению эффективности управления в жилищной сфере и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»), реализует задачи и функции, возложенные Правительством РФ, а также Федеральными законами.
Минфину России ежегодно из резервного фонда Правительства Российской Федерации выделяются бюджетные ассигнования для предоставления акционерному обществу «ДОМ.РФ» субсидий на возмещение недополученных доходов и затрат в связи с реализацией мер государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий для погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам), имея в виду достижение результата - обеспечение реализации указанных мер государственной поддержки.
Исходя из приведенных положений, субсидии на возмещение недополученных доходов и затрат в связи с реализацией мер государственной поддержки семей, выделяются из резервного фонда Правительства Российской Федерации, которым осуществляется контроль за целевым и эффективным использованием бюджетных ассигнований.
В соответствии с ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 03.07.2019 № 157-ФЗ «О мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, в части погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) и внесении изменений в статью 13.2 Федерального закона «Об актах гражданского состояния» право на получение указанной меры государственной поддержки имеет гражданин РФ - мать или отец, у которых в период с 01.01.2019 по 31.12.2023 родились третий ребенок или последующие дети и которые являются заемщиками по ипотечному кредиту.
В соответствии с п. 5 ст. 1 Федерального закона от 03.07.2019 № 157-ФЗ «О мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, в части погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) и внесении изменений в статью 13.2 Федерального закона «Об актах гражданского состояния» полное или частичное погашение обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) в соответствии с настоящим Федеральным законом осуществляется в случае, если гражданином, указанным в части 2 настоящей статьи, до 01.07.2024 заключен кредитный договор (договор займа), целью которого является: приобретение по договору купли-продажи на территории Российской Федерации у юридического или физического лица жилого помещения, в том числе объекта индивидуального жилищного строительства, или земельного участка, предоставленного для индивидуального жилищного строительства, либо приобретение жилого помещения по договору участия в долевом строительстве или соглашению (договору) об уступке прав требований по указанному договору в соответствии с положениями Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»; полное погашение ипотечных жилищных кредитов (займов), указанных в пункте 1 настоящей части; полное погашение ипотечных кредитов (займов), ранее выданных в целях, указанных в пункте 2 настоящей части.
Постановлением Правительства РФ от 07.09.2019 № 1170 утверждены Правила предоставления субсидий акционерному обществу «ДОМ.РФ» на возмещение недополученных доходов и затрат в связи с реализацией мер государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий для погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) и Положения о реализации мер государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий для погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам).
В п. 20 Положения определено, что обмен информацией между кредиторами и обществом осуществляется с использованием единой информационной системы жилищного строительства в порядке и на условиях, которые определяются обществом. Указанные порядок и условия информационного обмена публикуются обществом на его официальном сайте в сети «Интернет».
Согласно п.2 Положения меры государственной поддержки реализуются однократно путем направления акционерным обществом «ДОМ.РФ» (далее - общество) собственных денежных средств с последующим возмещением обществу недополученных доходов и затрат из федерального бюджета на цели полного или частичного погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) граждан Российской Федерации, указанных в п.3 настоящего Положения (далее - погашение кредита (займа), в размере их задолженности, но не более 450 тыс. рублей. Указанные средства направляются на погашение задолженности по основному долгу, а в случае, если такая задолженность меньше 450 тыс. рублей, оставшиеся средства направляются на погашение процентов, начисленных за пользование кредитом (займом).
Согласно п. 3 Положения меры государственной поддержки реализуются в отношении гражданина Российской Федерации (матери или отца), являющегося заемщиком по ипотечному жилищному кредиту (займу), при рождении у него в период с 1 января 2019 г. по 31 декабря 2023 г. третьего ребенка или последующих детей (далее - заемщик) либо поручителем по ипотечному жилищному кредиту (займу), но не заемщиком по такому кредиту (займу), при рождении у него в период с 1 января 2019 г. по 31 декабря 2023 г. третьего ребенка или последующих детей, при условии, что договор поручительства заключен до дня вступления в силу Федерального закона от 30.04.2021 № 118-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и такому гражданину принадлежит право собственности (доля в праве общей собственности) на объект недвижимости, который указан в ч. 5 ст. 1 Федерального закона «О мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, в части погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) и о внесении изменений в статью 13.2 Федерального закона «Об актах гражданского состояния» и является обеспечением по соответствующему ипотечному жилищному кредиту (займу) заемщика (далее соответственно - поручитель, заемщик, обязательства которого обеспечены поручительством). При определении права на меры государственной поддержки не учитываются дети, не являющиеся гражданами Российской Федерации, а также дети, в отношении которых заемщик либо поручитель был лишен родительских прав или в отношении которого было отменено усыновление. Состав заемщиков (солидарных должников) по кредиту (займу) определяется кредитным договором (договором займа), в который могут быть включены дополнительно третьи лица, на которых требование настоящего Положения к наличию детей не распространяется.
Согласно п. 4 Положения направление средств на погашение кредита (займа) в соответствии с настоящим Положением осуществляется на основании заявления заемщика либо в случае, предусмотренном ч. 4 ст. 3 Федерального закона от 30.04.2021 № 118-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», заемщика, обязательства которого обеспечены поручительством, совместно с поручителем (далее соответственно - заявитель, заявление о погашении кредита (займа). К заявлению о погашении кредита (займа) прилагаются документы, предусмотренные п. 5 настоящего Положения. Представление заявителем (заявителями) не в полном объеме и (или) содержащих недостоверные сведения таких документов является основанием для отказа в направлении средств на погашение кредита (займа).
Согласно п. 4(1) Положения заявление о погашении кредита (займа) и прилагаемые к нему документы, предусмотренные п. 5 настоящего Положения, представляются заявителем (заявителями) в общество в форме электронного документа посредством федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее - единый портал) либо направляются заявителем (заявителями) кредитору (займодавцу) (далее - кредитор) на бумажном носителе или в форме электронного документа с последующим представлением полученных кредитором заявления о погашении кредита (займа) и прилагаемых к нему документов, предусмотренных п. 5 настоящего Положения, в общество вместе с соответствующим обращением кредитора.
Заявление о погашении кредита (займа), представляемое заявителем (заявителями) в общество в форме электронного документа посредством единого портала либо направляемое заявителем (заявителями) кредитору (займодавцу) в форме электронного документа, подписывается усиленной неквалифицированной электронной подписью заявителя (заявителей), сертификат ключа проверки которой создан и используется в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, в установленном Правительством Российской Федерации порядке, или простой электронной подписью заявителя, ключ которой получен в соответствии с установленными Правительством Российской Федерации правилами использования простых электронных подписей при оказании государственных и муниципальных услуг.
Как следует из п. 7 Положения № 1170 кредитор не позднее 7 рабочих дней со дня получения от заемщика заявления о погашении кредита (займа) и документов, указанных в пункте 5 настоящего Положения, направляет их в общество.
Согласно п. 7 Положения, по состоянию на дату подачи заявления о погашении кредита (займа) должны быть одновременно соблюдены следующие условия:
а) заемщик соответствует положениям п. 3 настоящего Положения. Для подтверждения соблюдения указанного условия общество не позднее 4 рабочих дней со дня поступления заявления о погашении кредита (займа) и документов, указанных в п. 4 и 5 настоящего Положения, запрашивает сведения о государственной регистрации рождения детей заемщика, содержащиеся в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния, в соответствии со статьей 13.2 Федерального закона «Об актах гражданского состояния». В случае отсутствия в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния сведений о детях, рожденных до 01.10.2018, соответствие положениям пункта 3 настоящего Положения устанавливается на основании полученных от кредитора либо полученных от заемщика в случае, если общество является займодавцем, документов;
б) заемщик до 01.07.2024 заключил кредитный договор (договор займа) на цели:
приобретения по договору купли-продажи на адрес у юридического или физического лица жилого помещения, в том числе объекта индивидуального жилищного строительства, или земельного участка, предоставленного для индивидуального жилищного строительства, либо приобретения жилого помещения по договору участия в долевом строительстве или соглашению (договору) об уступке прав требований по указанному договору в соответствии с положениями Федерального закона «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»;
полного погашения кредитов (займов), указанных в абзаце втором настоящего подпункта;
полного погашения кредитов (займов), ранее выданных в целях, указанных в абзаце третьем настоящего подпункта;
в) обеспечением исполнения обязательств заемщика по кредитному договору (договору займа) является ипотека жилого помещения, расположенного на адрес, или залог прав требований по договору участия в долевом строительстве, или ипотека земельного участка, предоставленного для индивидуального жилищного строительства.
Согласно п. 10 Положения полученные от кредитора и (или) заявителя (заявителей) документы, указанные в п. 4, 5, 7(2) и 8 настоящего Положения, и содержащиеся в них сведения общество проверяет на предмет соблюдения условий, предусмотренных п.7 настоящего Положения
Для подтверждения соблюдения условий, указанных в п. 3 (в части наличия у поручителя права собственности (доли в праве общей собственности) на объект недвижимости, являющийся обеспечением по соответствующему ипотечному жилищному кредиту (займу) заемщика), в абзацах втором - десятом подп. «б», в подп. «в» п. 7 и п. 7(1) настоящего Положения, представление сведений из Единого государственного реестра недвижимости не требуется. Общество запрашивает указанные сведения самостоятельно не позднее 4 рабочих дней со дня поступления заявления о погашении кредита (займа) и документов, указанных в п. 4 и 5 настоящего Положения.
Общество не позднее 7 рабочих дней со дня получения заявления о погашении кредита (займа) и документов, указанных в п. 4 и 5 настоящего Положения, принимает решение о направлении средств на погашение кредита (займа), если указанными документами, а в случаях, предусмотренных п. 7(2) и 8 настоящего Положения, - также документами, направленными в общество кредитором, подтверждается соблюдение заемщиком условий, предусмотренных п. 7 настоящего Положения.
В случае неподтверждения соблюдения таких условий общество принимает решение об отказе в направлении средств на погашение кредита (займа).
При поступлении в общество сведений, предусмотренных подп. «а» п. 7, или документов и информации, предусмотренных п. 7(2) и 8 настоящего Положения и абзацем вторым настоящего пункта, позже установленного абзацем третьим настоящего пункта срока общество принимает решение о направлении средств на погашение кредита (займа) или решение об отказе в направлении средств на погашение кредита (займа) не позднее 2 рабочих дней, следующих за днем поступления таких сведений или документов и информации.
Согласно п. 10(1) Положения в случае установления факта наличия в заявлении о погашении кредита (займа) и (или) документах (сведениях) недостоверной и (или) неполной информации общество вправе вернуть такие заявление и (или) документы кредитору либо заемщику на доработку с указанием информации, подлежащей корректировке.
Сроки, предусмотренные п. 10 настоящего Положения, исчисляются заново со дня поступления в общество доработанного заявления о погашении кредита (займа) и (или) документов (сведений).
Таким образом, из указанных норм прямо следует, что с целью реализации мер государственной поддержки необходимо предоставление документов, подтверждающих предоставление заемщику ипотечного жилищного кредита, и документы, подтверждающие приобретение заемщиком жилого помещения на кредитные (заемные) денежные средства.
При этом в случае установления факта наличия в заявлении о погашении кредита (займа) и (или) документах (сведениях) недостоверной и (или) неполной информации общество вправе вернуть такие заявление и (или) документы кредитору либо заемщику на доработку с указанием информации, подлежащей корректировке.
Таким образом, суд приходит к выводу, что требования истца о признании незаконным решения АО «ДОМ.РФ» об отказе Евдокимовой С.С. в направлении средств государственной поддержки семей, на погашение задолженности по договору займа № <номер обезличен> от 30.01.2023, заключенному между Евдокимовой С.С. и АО «Ипотечное инвестиционное агентство Ставропольского края», не подлежат удовлетворению, поскольку АО «ДОМ.РФ» в соответствии с Положением о реализации мер государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий для погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 07.09.2019 № 1170 должно проводить проверку соответствия поданных истцом документов требованиям закона, что и было сделано АО «ДОМ.РФ» в рамках возложенных на него полномочий.
Кроме того, из вышеуказанных норм следует, что АО «ДОМ.РФ» вправе вернуть заявление и документы кредитору либо заемщику на доработку с указанием информации, подлежащей корректировке. Соответственно после корректировки указанные лица не ограничены в праве неоднократного последующего направления заявлений.
В связи с чем требования истца о возложении обязанности на АО «ДОМ.РФ» устранить допущенные нарушения законодательства, как вытекающие требования о признании незаконным решения АО «ДОМ.РФ» об отказе Евдокимовой С.С. в направлении средств государственной поддержки семей, на погашение задолженности по договору займа № <номер обезличен> от 30.01.2023, не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, суд считает необходимым удовлетворить требования истца и обязать АО «Ипотечное инвестиционное агентство Ставропольского края» повторно подать в АО «ДОМ.РФ» заявление Евдокимовой С.С. о погашении задолженности по ипотечному займу №<номер обезличен> от 30.01.2023 средствами государственной поддержки и полный комплект документов, представленный в АО «Ипотечное инвестиционное агентство Ставропольского края».
Судом установлено, что 14.11.2023 АО «ДОМ.РФ» произвел выплату денежных средств в рамках Федерального закона от 03.07.2019 № 157-ФЗ «О мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, в части погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) и внесении изменений в статью 13.2 Федерального закона «Об актах гражданского состояния» в размере 450 000 рублей, что подтверждается платежным поручением №238768 от 14.11.2023.
При этом, установление судом того факта, что в процессе рассмотрения дела до вынесения судом решения АО «ДОМ.РФ» перечислил на счет истца требуемые денежные средства в размере 450 000 в рамках поданного заявления о погашении задолженности по ипотечному займу №<номер обезличен> от 30.01.2023, а именно платеж был осуществлен 14.11.2023, не свидетельствует о необоснованности иска и не может служить основанием для отказа в удовлетворении исковых требований в данной части.
Данное обстоятельство может служить основанием для указания о том, что решение суда в части повторного направления в АО «ДОМ.РФ» заявления Евдокимовой С.С. о погашении задолженности по ипотечному займу не подлежит принудительному исполнению в связи исполнением ответчиком АО «Ипотечное инвестиционное агентство Ставропольского края» до вынесения решения по настоящему спору.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Евдокимовой С. С., - удовлетворить частично.
Признать за Евдокимовой С. С. право на меры государственной поддержки, установленные Федеральным законом № 157-З от 03.07.2019 «О мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, в части погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) и о внесении изменений в статью 13.2 Федерального закона «Об актах гражданского состояния» в виде погашения задолженности по договору займа № <номер обезличен> от 30.01.2023, заключенному с Акционерным обществом «Ипотечное инвестиционное агентство Ставропольского края».
Обязать Акционерное общество «Ипотечное инвестиционное агентство Ставропольского края» повторно подать в Акционерное общество «ДОМ.РФ» заявление Евдокимовой С. С. о погашении задолженности по ипотечному займу средствами государственной поддержки и полный комплект документов, представленный в Акционерное общество «Ипотечное инвестиционное агентство Ставропольского края».
Решение суда в части повторного направления в Акционерное общество «ДОМ.РФ» заявления Евдокимовой С. С. о погашении задолженности по ипотечному займу не подлежит принудительному исполнению в связи исполнением ответчиком Акционерное общество «Ипотечное инвестиционное агентство Ставропольского края» до вынесения решения по настоящему спору.
В удовлетворении исковых требований Евдокимовой С. С.: признании незаконным решение Акционерного общества «ДОМ.РФ» об отказе Евдокимовой С. С. в направлении средств государственной поддержки семей, имеющих детей, предусмотренных Федеральным законом №157-ФЗ от 03.07.2019 «О мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, в части погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) и о внесении изменений в статью 13.2 Федерального закона «Об актах гражданского состояния», на погашение задолженности по договору займа № <номер обезличен> от 30.01.2023, заключенному между Евдокимовой С. С. и Акционерным обществом «Ипотечное инвестиционное агентство Ставропольского края»; возложении обязанности на Акционерное общество «ДОМ.РФ» устранить допущенные нарушения законодательства путем повторного рассмотрения заявления Евдокимовой С. С. о погашении задолженности по договору целевого, ипотечного займа № <номер обезличен> от 30.01.2023 в рамках Федерального закона от 03.07.2019 № 157-ФЗ «О мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, в части погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам)» и направить денежные средства в размере 450 000 рублей на погашение задолженности по договору целевого, ипотечного займа № <номер обезличен> от 30.01.2023, - отказать.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд путем подачи жалобы через Ленинский районный суд г. Ставрополя в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.
Мотивированное решение суда изготовлено 29.11.2023 года.
Судья Ю.С. Романенко