31RS0020-01-2024-002513-68 Дело № 2-2342/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 июня 2024 года г. Старый Оскол
Старооскольский городской суд Белгородской области в составе:
председательствующего судьи Темниковой А.А.,
при секретаре судебного заседания Базаровой О.А.,
с участием представителя истца Старооскольского городского прокурора – старшего помощника Чекановой Е.Н.,
в отсутствие представителя ответчика СНТ «60 лет Октября», представителя 3-го лица ООО «ЦЭБ»,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Старооскольского городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к садоводческому некоммерческому товариществу «60 лет Октября» о возложении обязанности заключить договор на вывоз твердых коммунальных отходов, оборудовать контейнерную площадку для сбора отходов в соответствии с требованиями санитарных и строительных норм,
установил:
Старооскольский городской прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц, в котором просил обязать ответчика в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу заключить с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами - договор на вывоз твердых коммунальных отходов и оборудовать контейнерную площадку для сбора отходов на территории садового товарищества в соответствии с требованиями природоохранного и санитарного законодательства, в том числе, в соответствии с СанПиН 2.1.3684-21, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.10.2021 № 3; приказом Минстроя России от 14.10.2019 N 618/пр «Об утверждении СП 53.13330.2019 «Планировка и застройка территории ведения гражданами садоводства. Здания и сооружения" (СНиП 30-02-97* Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения)».
В обоснование требований сторона истца указала, что по результатам проведенной Старооскольской городской прокуратурой проверки установлено, что ответчиком не исполняются требования федерального законодательства в сфере осуществления деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Старооскольского городского округа, выразившиеся в отсутствии договора с региональным оператором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, а также в отсутствии на территории товарищества оборудованных мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов и соответствующих контейнеров, что приводит к нарушению экологической безопасности неопределенного круга лиц.
В судебном заседании старший помощник Старооскольского городского прокурора Чеканова Е.Н. поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика СНТ «60 лет Октября», о дате, времени и месте судебного заседания извещенный своевременно и надлежащим образом, в судебное заседание не явился, представил суду заявление о рассмотрении дела в его отсутствие и признании исковых требований в полном объеме.
Представитель 3-го лица ООО «ЦЭБ», извещенный своевременно и надлежащим образом, в судебное заседание не явился, причину неявки не сообщил.
Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Исследовав в судебном заседании обстоятельства по представленным доказательствам, суд признает требования Старооскольского городского прокурора законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Право предъявления Старооскольским городским прокурором иска в интересах неопределенного круга лиц предусмотрено ст. 45 ГПК РФ.
В силу ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В силу ст. ст. 8, 11 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Закон № 52-ФЗ) граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства.
Нормами ст. ст. 4, 22 Закона № 52-ФЗ установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ст.3 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» одним из основных принципов государственной политики в области обращения с отходами является принцип охраны здоровья человека, поддержания или восстановления благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия.
В соответствии со ст.13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Положения действующего законодательства направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
В соответствии со ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.
По договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Согласно п. 3 ст. 4, п. 1 ст. 7 Федерального закона от 29.07.2017 № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее ФЗ № 217-ФЗ) садоводческое или огородническое некоммерческое товарищество создается с целью обеспечения благоприятных условий для ведения гражданами садоводства и огородничества, в том числе в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с п. 5 ст. 3 Закона № 217-ФЗ имущество общего пользования - расположенные в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд объекты капитального строительства и земельные участки общего назначения, использование которых может осуществляться исключительно для удовлетворения потребностей граждан, ведущих садоводство и огородничество (проход, проезд, снабжение тепловой и электрической энергией, водой, газом, водоотведение, охрана, сбор твердых коммунальных отходов и иные потребности), а также движимые вещи, созданные (создаваемые) или приобретенные для деятельности садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества.
Из положений статьи 18 Закона № 217-ФЗ усматривается, что правление товарищества в соответствии с его уставом имеет право принимать решения, необходимые для достижения целей деятельности товарищества, за исключением решений, отнесенных настоящим Федеральным законом и уставом товарищества к полномочиям иных органов товарищества.
Подпунктами 5,6 п. 7 ст. 18 Закона № 217-ФЗ установлено, что к полномочиям правления товарищества относятся в том числе принятие решений о заключении договоров с организациями, осуществляющими снабжение тепловой и электрической энергией, водой, газом, водоотведение, благоустройство и охрану территории садоводства или огородничества, обеспечение пожарной безопасности и иную деятельность, направленную на достижение целей товарищества, а также о заключении договоров с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Таки образом, садовые и дачные товарищества как собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг с региональным оператором и организовать у себя обращение с твердыми коммунальными отходами.
СНТ «60 лет Октября», зарегистрированное в качестве юридического лица, договор с региональным оператором, действующим на территории Белгородской области (ООО «Центр Экологической безопасности»), не заключало, в ООО «ЦЭБ» за заключением такого договора не обращалось.
В соответствии со ст.10 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» при архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте зданий, сооружений и иных объектов, в процессе эксплуатации которых образуются отходы, индивидуальные предприниматели, юридические лица обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами (п.1). При архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте зданий, сооружений и иных объектов, в процессе эксплуатации которых образуются отходы, необходимо предусматривать места (площадки) накопления таких отходов в соответствии с установленными федеральными нормами и правилами, и иными требованиями в области обращения с отходами (п.2).
Согласно п.2 ст.11 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.
В силу ст.13.4 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (п.1).
Места (площадки) накопления твёрдых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований (п.3).
В силу п.3 раздела 2 Правил обустройства мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов и ведения их реестра, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 №1039 места (площадки) накопления твёрдых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твёрдых коммунальных отходов путём принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твёрдых коммунальных отходов.
В силу п.4 раздела 2 Правил обустройства мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов и ведения их реестра, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 №1039 в случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления твёрдых коммунальных отходов лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления твёрдых коммунальных отходов с органом местного самоуправления (далее соответственно - заявитель, уполномоченный орган) на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом (далее - заявка).
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (далее - СанПиН 2.1.3684-21) утверждены санитарные правила и нормы, которые являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями.
Согласно п. 3 СанПиН 2.1.3684-21 на территориях городских и сельских поселений в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров (далее - контейнерные площадки) и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов (далее - специальные площадки).
Контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами, независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
Специальные площадки должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение с трех сторон высотой не менее 1 метра.
Кроме того, согласно п.5.10 Свода правил СП 53.13330.2019 «Планировка и застройка территории ведения гражданами садоводства», утвержденных Приказом Минстроя России от 14.10.2019 № 618/пр, на территории ведения садоводства и за её пределами запрещается организовывать свалки отходов. Органические отходы должны утилизироваться на садовых земельных участках. Для не утилизируемых отходов (стекло, металл, полиэтилен и др.) на земельных участках общего назначения должны быть предусмотрены площадки для установки контейнеров твёрдых коммунальных отходов. Также площадки должны иметь глухое ограждение с трёх сторон высотой не менее 1,5 м, иметь твёрдое покрытие и размещаться на расстоянии не менее 20 и не более 500 м от границ участков.
Таким образом, бремя создания, организации и содержания мест накопления и сбора твердых коммунальных отходов, в том числе контейнерных площадок на территории садоводческих и (или) огороднических некоммерческих товариществ, лежит на данных некоммерческих товариществах.
На территории СНТ «60 лет Октября» отсутствуют контейнерные площадки для накопления и сбора твердых коммунальных отходов.
При таких обстоятельствах сбор и вывоз твердых бытовых отходов с территории садового товарищества не организован, в частности отсутствует место сбора бытовых отходов и мусора.
Указанное свидетельствует, что невыполнение СНТ «60 лет Октября» вышеуказанных требований действующего законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды может повлечь за собой наступление негативных последствий, а также приводит к нарушению прав и законных интересов неопределенного круга лиц на охрану здоровья, благоприятную окружающую среду
Стороной ответчика представлено заявление о признании иска.
В соответствии со ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом выносится решение об удовлетворении заявленных требований.
Суд принимает признание иска стороной ответчика по правилам ст. ст. 39, 173 ГПК РФ, поскольку оно не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.
В этой связи исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,
решил:
иск Старооскольского городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к садоводческому некоммерческому товариществу «60 лет Октября» о возложении обязанности заключить договор на вывоз твердых коммунальных отходов, оборудовать контейнерную площадку для сбора отходов в соответствии с требованиями санитарных и строительных норм удовлетворить.
Возложить на садоводческое некоммерческое товарищество «60 лет Октября» (ИНН 3128048354, ОГРН 1043109212277) в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу заключить с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами - договор на вывоз твердых коммунальных отходов.
Обязать Садоводческое некоммерческое товарищество «60 лет Октября» в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу оборудовать контейнерную площадку для сбора отходов на территории садового товарищества в соответствии с требованиями природоохранного и санитарного законодательства, в том числе, в соответствии с СанПиН 2.1.3684-21, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.10.2021 № 3; приказом Минстроя России от 14.10.2019 № 618/пр «Об утверждении СП 53.13330.2019 «Планировка и застройка территории ведения гражданами садоводства. Здания и сооружения" (СНиП 30-02-97* Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения)».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Белгородского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Старооскольский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья А.А. Темникова
Решение в окончательной форме принято 01.07. 2024.