Дело № 5-181/2023
УИД: 39RS0001-01-2023-001329-46
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
24 мая 2023 года г. Калининград
Судья Ленинградского районного суда г. Калининграда Кузовлева И.С., рассмотрев дело об административном правонарушении в отношении гражданки Российской Федерации Кузнецовой Н.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, паспорт №, зарегистрированной по месту жительства по адресу: <адрес>, по факту совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Калининградская областная таможня направила в суд материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ, в отношении Кузнецовой Н.Н.
Как следует из представленных материалов, 21.01.2023 в зону таможенного контроля таможенного поста МАПП Чернышевское Калининградской областной таможни, следуя с территории Калининградской области Российской Федерации в направлении Литовской Республики прибыл рейсовый автобус марки «<данные изъяты>», государственный регистрационный знак №, в котором в качестве пассажира следовала гражданка РФ Кузнецова Н.Н., которая для прохождения таможенного контроля пассажирскую таможенную декларацию не заполняла, таможенному инспектору не подавала.
При проведении таможенного контроля в ходе таможенного досмотра багажа пассажирки автобуса Кузнецовой Н.Н. (АТД № 10012160/210123/Ф00024 от 21.01.2023) установлено, что в сумке «черного» цвета, в сумке цвета «хаки» обнаружены табачные изделия, принадлежащие гражданке Кузнецовой Н.Н., а именно:
1. сигареты марки «QUEEN SUPERSLIM» в количестве 220 пачек, по 20 сигарет в каждой пачке. Всего 4400 штук сигарет с акцизными марками Республики Беларусь. Страна производитель Республика Беларусь;
2. сигареты марки «QUEEN MENTHOL» в количестве 20 пачек, по 20 сигарет в каждой пачке. Всего 400 штук сигарет с акцизными марками Республики Беларусь. Страна производитель Республика Беларусь;
3. сигареты марки DAVE SUPERSLIM PLATINUM в количестве 110 пачек, по 20 сигарет в каждой пачке. Всего 2200 штук сигарет с акцизными марками Республики Беларусь. Страна производитель Республика Беларусь.
Всего 350 пачек (7000 штук) сигарет, общим весом брутто 6,74 кг.
Исходя из объяснений Кузнецовой Н.Н. от 21.01.2023, она следовала на пассажирском автобусе Калининград-Минск в Литву. В сопровождаемом багаже провозила сигареты в двух сумках, с целью продажи в Литве, приобретенные на рынке в г. Калининграде, чеков о стоимости указанных сигарет у нее нет, пассажирскую таможенную декларацию не подавала, о намерении декларировать что-либо не заявляла.
Принимая во внимание объяснения Кузнецовой Н.Н., должностным лицом таможенного поста МАПП Чернышевское принято решение о неотнесении товаров к товарам для личного пользования от 21.01.2023 № 10012160/210123/0003.
Товар, являющийся предметом административного правонарушения, изъят протоколом изъятия вещей и документов от 21.01.2023 и помещен в камеру хранения вещественных доказательств таможенного поста МАПП Чернышевское Калининградской областной таможни по адресу: Калининградская область, Нестеровский район, пос. Чернышевское, ул. Калининградская, д. 1.
Согласно заключению эксперта экспертно-криминалистической службы – регионального филиала ЦЭКТУ г. Калининград № 12401001/0001809 от 02.02.2023 рыночная стоимость товара, являющего предметом административного правонарушения, по состоянию на 21.01.2023 на территории Российской Федерации составляла 40950 рублей.
21.01.2023 года таможенным органом по данному факту было вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования по ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ, по окончании административного расследования 21.02.2023 года составлен протокол об административном правонарушении и материалы дела поступили на рассмотрение в Ленинградский районный суд г. Калининграда.
Кузнецова Н.Н. в судебное заседание не явилась, защитника не направила, извещалась о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении надлежащим образом.
Исследовав материалы дела, прихожу к следующим выводам.
Согласно п. 1 ст. 1 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) в Евразийском экономическом союзе (далее - Союз) осуществляется единое таможенное регулирование, включающее в себя установление порядка и условий перемещения товаров через таможенную границу Союза, их нахождения и использования на таможенной территории Союза или за ее пределами, порядка совершения таможенных операций, связанных с прибытием товаров на таможенную территорию Союза, их убытием с таможенной территории Союза, временным хранением товаров, их таможенным декларированием и выпуском, иных таможенных операций, порядка уплаты таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин и проведения таможенного контроля, а также регламентацию властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и (или) распоряжения товарами на таможенной территории Союза или за ее пределами.
В силу ст. 9 ТК ЕАЭС все лица на равных основаниях имеют право на перемещение товаров через таможенную границу Союза в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом или в соответствии с настоящим Кодексом.
Товары, перемещаемые через таможенную границу Союза, подлежат таможенному контролю в соответствии с настоящим Кодексом (п. 2 ст. 9 ТК ЕАЭС).
Согласно пп. 46 п. 1 ст. 2 ТК ЕАЭС товары для личного пользования - товары, предназначенные для личных, семейных, домашних и иных, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, нужд физических лиц, перемещаемые через таможенную границу в сопровождаемом или несопровождаемом багаже, путем пересылки в международных почтовых отправлениях либо иным способом.
Отнесение товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, к товарам для личного пользования осуществляется таможенным органом исходя из: заявления физического лица о перемещаемых через таможенную границу Союза товаров в устной или письменной форме с использованием пассажирской таможенной декларации; характера и количества товаров; частоты пресечения физическим лицом таможенной границу Союза и (или) перемещения товаров через таможенную границу Союза этим физическим лицом или в его адрес (п. 3 ст. 256 ТК ЕАЭС).
В отношении данного товара, перемещаемого физическим лицом не для личного пользования, применяется общий порядок таможенного декларирования, предусматривающий помещение товаров под таможенную процедуру.
Согласно п. 4 ст. 256 ТК ЕАЭС отнесение товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, к товарам для личного пользования осуществляется таможенным органом исходя из:
1) заявления физического лица о перемещаемых через таможенную границу Союза товарах в устной форме или в письменной форме с использованием пассажирской таможенной декларации;
2) характера и количества товаров;
3) частоты пересечения физическим лицом таможенной границы Союза и (или) перемещения товаров через таможенную границу Союза этим физическим лицом или в его адрес.
Исходя из объяснений Кузнецовой Н.Н. о том, что сигареты провозились ею с целью продажи, принимая во внимание решение о неотнесении товаров к товарам для личного пользования от 21.01.2023 № 10012160/210123/0003, вынесенное должностным лицом таможенного органа, перевозимым товар не относится к товарам для личного пользования.
Поскольку перемещаемый Кузнецовой Н.Н. товар не относится к категории товаров для личного пользования, положения главы 37 ТК ЕАЭС не применяются, а совершение таможенных операций осуществляется в общем порядке путем помещения товара под таможенные процедуры.
Согласно п. 1 ст. 127 ТК ЕАЭС товары, перемещаемые через таможенную границу Союза, для нахождения и использования на таможенной территории Союза, вывоза с таможенной территории Союза и (или) нахождения использования за пределами таможенной территории Союза подлежат помещению под таможенные процедуры.
Согласно пп. 35 п. 1 ст. 2 ТК ЕАЭС таможенное декларирование – заявление таможенному органу с использованием таможенной декларации сведений о товарах, об избранной таможенной процедуре и (или) иных сведений, необходимых для выпуска товаров.
На основании п. 1 ст. 104 ТК ЕАЭС товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 258, пунктом 4 статьи 272 и пунктом 2 статьи 281 ТК ЕАЭС. Таможенное декларирование осуществляется декларантом либо таможенным представителем в электронной и (или) письменной формах (п.п. 2, 3, 4 ст. 104 ТК ЕАЭС).
В соответствии с пп. 7 п. 1 ст. 2 ТК ЕАЭС декларант - лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары.
В соответствии с п. 2 ст. 84 ТК ЕАЭС декларант обязан:
1) произвести таможенное декларирование товаров;
2) представить таможенному органу в случаях, предусмотренных ТК ЕАЭС, документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации;
3) предъявить декларируемые товары в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, либо по требованию таможенного органа;
4) уплатить таможенные платежи, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины и (или) обеспечить исполнение обязанности по их уплате в соответствии с ТК ЕАЭС;
5) соблюдать условия использования товаров в соответствии с таможенной процедурой или условия, установленные для использования отдельных категорий товаров, не подлежащих в соответствии с ТК ЕАЭС помещению под таможенные процедуры;
6) выполнять иные требования, предусмотренные ТК ЕАЭС.
Декларант несет ответственность в соответствии с законодательством государств-членов за неисполнение обязанностей, предусмотренных пунктом 2 статьи 84 ТК ЕАЭС, за заявление в таможенной декларации недостоверных сведений, а также за представление таможенному представителю недействительных документов, в том числе поддельных и (или) содержащих заведомо недостоверные (ложные) сведения (п. 3 ст. 84 ТК ЕАЭС).
Пунктом 1 статьи 105 ТК ЕАЭС определены виды таможенных деклараций, применяемых при таможенном декларировании товаров в зависимости от заявляемых таможенных процедур и лиц, перемещающих товары. Перечень сведений, подлежащих указанию в таможенной декларации, ограничивается только сведениями, которые необходимы для исчисления и уплаты таможенных платежей, применения мер защиты внутреннего рынка, формирования таможенной статистики, контроля соблюдения запретов и ограничений, принятия таможенными органами мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, а также для контроля соблюдения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов (п. 4 ст. 105 ТКЕАЭС).
Согласно пп. 25 п. 1 ст. 2 ТК ЕАЭС незаконное перемещение товаров через таможенную границу Союза" - перемещение товаров через таможенную границу Союза вне мест, через которые в соответствии со статьей 10 настоящего Кодекса должно или может осуществляться перемещение товаров через таможенную границу Союза, или вне времени работы таможенных органов, находящихся в этих местах, либо с сокрытием от таможенного контроля, либо с недостоверным таможенным декларированием или недекларированием товаров, либо с использованием документов, содержащих недостоверные сведения о товарах, и (или) с использованием поддельных либо относящихся к другим товарам средств идентификации.
Согласно ст. 109 ТК ЕАЭС таможенная декларация подается таможенному органу, правомочному в соответствии с законодательством государств-членов о таможенном регулировании регистрировать таможенные декларации.
Указанные требования не были соблюдены Кузнецовой Н.Н., которая обязана была заявить таможенному органу по установленной форме таможенной декларации сведения о перемещаемых ею товарах.
В соответствии со ст. 15 Конституции РФ любое лицо должно соблюдать установленные законом обязанности. То есть, вступая в таможенные правоотношения, лицо должно не только знать о существовании обязанностей, отдельно установленных для каждого вида правоотношений, но и обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований закона.
На основании ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность.
Каких-либо объективных обстоятельств, препятствующих выполнению Кузнецовой Н.Н. требований, предусмотренных таможенным законодательством, в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении не установлено. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, имело правовую и реальную возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, однако не предприняло необходимых и достаточных мер для соблюдения закона, что повлекло совершение административного правонарушения.
Недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию, образует объективную сторону административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию, влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до двукратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
Факт совершения Кузнецовой Н.Н. административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ, подтверждается следующими материалами дела об административном правонарушении:
- актом таможенного досмотра от 21.01.2023;
- объяснением Кузнецовой Н.Н. от 21.01.2023;
- решением о неотнесении товаров к товарам для личного пользования от 21.01.2023;
- протоколом опроса лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, от 21.01.2023;
- протоколом изъятия вещей и документов от 21.01.2023;
- заключением эксперта № 12401001/0001809 от 02.02.2023;
- протоколом об административном правонарушении от 21.02.2023, а также другими материалами дела об административном правонарушении.
Прихожу к выводу, что виновность Кузнецовой Н.Н. в совершении правонарушения подтверждена вышеизложенными, согласующимися между собой доказательствами, и квалифицирую ее деяние по ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ, как недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих декларированию.
Оснований для освобождения от административной ответственности не усматриваю, совершенное Кузнецовой Н.Н. административное правонарушение, с учетом конкретных обстоятельств дела, не может быть признано судьей малозначительным.
Обстоятельством, смягчающим административную ответственность, является признание своей вины, отягчающим административную ответственность обстоятельством - повторное совершение однородного правонарушения.
Давая оценку характеру совершенного правонарушения, обстоятельствам его совершения, с учетом смягчающих и отягчающих административную ответственность обстоятельств, считаю необходимым назначить Кузнецовой Н.Н. наказание в виде административного штрафа в размере одной второй стоимости товара, являющегося предметом административного правонарушения, то есть в размере 20475 рублей, с конфискацией товара, являющегося предметом административного правонарушения поскольку данное наказание соответствует целям административного наказания, является справедливым и соразмерным. Применение более мягкого административного наказания не будет отвечать целям административного наказания.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Признать Кузнецову Н.Н. виновной в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ, и назначить ей административное наказание в виде административного штрафа в размере 20475 рублей с конфискацией товара, являющегося предметом административного правонарушения, изъятого протоколом изъятия вещей и документов от 21 января 2023 года и находящегося на хранении в камере хранения вещественных доказательств Калининградской областной таможни по адресу: Калининградская область, Нестеровский район, пос. Чернышевское, ул. Калининградская 1.
Реквизиты для уплаты штрафа:
Банка получателя - Операционный департамент Банка России, г. Москва 701
БИК - 024501901
счет - 40102810045370000002
получатель – Межрегиональное операционное УФК (ФТС России)
ИНН - 7730176610
КПП – 7730176610
ОКТМО - 45328000
КБК 15311601161010000140
уникальный идентификатор начисления для оплаты штрафа – 15310100120000046233.
Разъяснить Кузнецовой Н.Н., что в соответствии со статьей 32.2 КоАП РФ она должна уплатить административный штраф через банк не позднее 60 дней со дня вступления настоящего постановления в законную силу, после чего незамедлительно представить в Ленинградский районный суд г. Калининграда документ, свидетельствующий об уплате штрафа. В случае невыполнения этих требований соответствующие материалы будут переданы для принудительного исполнения судебному приставу-исполнителю с одновременным привлечением к административной ответственности по части 1 статьи 20.25 КоАП РФ.
Постановление может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Ленинградский районный суд г. Калининграда в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья: И.С. Кузовлева