УИД 10RS0011-01-2023-014110-19
№ 12-34/2024 (№12-848/2023)
РЕШЕНИЕ
22 января 2024 года г. Петрозаводск
Судья Петрозаводского городского суда Республики Карелия (Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Красная, д. 33) Нуриева Анна Валерьевна, при секретаре Ординой В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Топурия М. А. на постановление старшего государственного инспектора труда отдела охраны труда Государственной инспекции труда в Республике Карелия Б. № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отношении
Топурия М. А., <данные изъяты>
установил:
постановлением старшего государственного инспектора труда отдела охраны труда Государственной инспекции труда в Республике Карелия Б. № от ДД.ММ.ГГГГ Топурия М.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.15.2 КоАП РФ, с назначением ей административного наказания в виде административного штрафа в размере 300 руб.
С таким постановлением не согласна Топурия М.А., в жалобе просит его отменить, производство по делу прекратить. В обоснование заявленных требований указывает, что оспариваемое постановление нарушает ее права и законные интересы, поскольку согласно должностной инструкции обязанность по подготовке и сдаче в контролирующие органы отчетности возложена на специалиста по кадрам А., которая была уволена ДД.ММ.ГГГГ, при этом каких-либо замечаний по предоставлению отчетности в адрес предприятия не поступало, Топурия М.А. были предприняты все меры для организации работы по предоставлению отчетности. Отмечает, что в нарушение ч.3 ст.30.1 КоАП РФ в постановлении не разъяснено право на обжалование постановления в районный суд по месту рассмотрения дела. Поясняет, что согласно протоколу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ информация о правонарушении поступила из Фонда пенсионного и социального страхования РФ на основании акта о выявленном правонарушении. Согласно полученному из Фонда пенсионного и социального страхования РФ сообщению о выявленных нарушениях, контролируемым органом ДД.ММ.ГГГГ составлены протоколы об административных правонарушениях и ДД.ММ.ГГГГ вынесены постановления о назначении административного наказания за нарушение сроков предоставления отчетности в отношении С. (постановление № от ДД.ММ.ГГГГ), Н. (постановление № от ДД.ММ.ГГГГ), Ф. (постановление № от ДД.ММ.ГГГГ), С. (постановление № от ДД.ММ.ГГГГ), Л. (постановление № от ДД.ММ.ГГГГ). При этом правонарушения по факту нарушения срока сдачи отчетности выявлены в рамках одной проверки, постановления о назначении административного наказания вынесены в отношении одного юридического лица, и нарушения образуют единый состав правонарушения. В случае признания судом оспариваемого постановления законным заявитель просит признать правонарушение малозначительным, поскольку оно совершено впервые, отсутствуют негативные последствия, срок нарушения сдачи отчетности незначительный.
В судебное заседание Топурия М.А. не явилась, извещена о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении и вынесшее оспариваемое постановление, старший государственный инспектор труда отдела охраны труда Государственной инспекции труда в Республике Карелия Б. полагал оспариваемое постановление законным и обоснованным, а жалобу - не подлежащей удовлетворению. Обстоятельства, изложенные в протоколе об административном правонарушении и оспариваемом постановлении, поддержал.
Заслушав пояснения участвующего в деле лица, изучив доводы жалобы, исследовав письменные материалы дела об административном правонарушении, проверив дело в соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ в полном объеме, учитывая, что жалоба подана в суд в соответствии с требованиями ст.30.3 КоАП РФ и срок обжалования не пропущен, судья приходит к следующим выводам.
Частью 2 статьи 15.33.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за непредставление в установленный Федеральным законом от 01.04.1996 №27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования" срок либо представление неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.1 статьи 6 указанного Федерального закона, что влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трехсот до пятисот рублей.
Федеральным законом №27-ФЗ от 01.04.1996 «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - Федеральный закон №27-ФЗ от 01.04.1996) обязанность по предоставлению необходимой информации возложена на страхователя, то есть на соответствующее юридическое лицо.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона №27-ФЗ от 01.04.1996 на территории Российской Федерации на каждого гражданина Российской Федерации, а также на иностранного гражданина и лицо без гражданства Фонд открывает индивидуальный лицевой счет, имеющий постоянный страховой номер. Индивидуальный лицевой счет состоит из общей, специальной и профессиональной частей, а также раздела "Сведения о трудовой деятельности". В разделе "Сведения о трудовой деятельности" указываются: 1) место работы: наименование страхователя, сведения об изменении наименования страхователя, основание изменения его наименования (реквизиты приказов (распоряжений), иных решений или документов, подтверждающих изменение наименования страхователя); регистрационный номер страхователя; 2) сведения о выполняемой работе и периодах работы: сведения о приеме на работу с указанием (при наличии) структурного подразделения страхователя, в которое принят работник; трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы); сведения о переводах на другую постоянную работу; сведения о приостановлении и возобновлении действия трудового договора; сведения об увольнении, основаниях и о причинах прекращения трудовых отношений; реквизиты приказов (распоряжений), иных решений или документов, подтверждающих оформление трудовых отношений; 3) информация о подаче зарегистрированным лицом заявления о продолжении ведения страхователем трудовой книжки в соответствии со статьей 66 Трудового кодекса Российской Федерации либо о предоставлении страхователем ему сведений о трудовой деятельности в соответствии со статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации (пункт 2.1).
Согласно пп.1, 2, 3, 4 п.2 ст.11 Федерального закона №27-ФЗ от 01.04.1996 страхователь представляет о каждом работающем у него лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения и документы: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) периоды работы (деятельности), в том числе периоды работы (деятельности), включаемые в стаж для определения права на досрочное назначение пенсии или на повышение фиксированной выплаты к пенсии; 4) сведения о трудовой деятельности, предусмотренные пунктом 2.1 статьи 6 указанного Федерального закона.
В соответствии с пп.2 п.5 ст.11 Федерального закона №27-ФЗ от 01.04.1996 сведения, указанные в пп.4 п.2 указанной статьи, представляются: в случаях приема на работу, приостановления и возобновления действия трудового договора в соответствии со статьей 351.7 Трудового кодекса Российской Федерации, увольнения зарегистрированного лица - не позднее рабочего дня, следующего за днем издания приказа (распоряжения), иного документа, принятия решения, которые подтверждают оформление, приостановление, возобновление или прекращение трудовых отношений.
Статьей 66.1 Трудового кодекса РФ установлено, что работодатель формирует в электронном виде основную информацию о трудовой деятельности и трудовом стаже каждого работника (далее - сведения о трудовой деятельности) и представляет ее в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования, для хранения в информационных ресурсах Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации.
Протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ составлен и оспариваемое постановление вынесено по тем основаниям, что ДД.ММ.ГГГГ в 00 час. 01 мин. Топурия М.А., являясь исполняющим обязанности директора МУП «ПетроГИЦ», расположенного по адресу: <адрес>, нарушила сроки представления отчетности в отношении С. (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ), дата фактического представления соответствующих сведений превышает дату издания соответствующего приказа (распоряжения) более, чем на один день, что является нарушением п. 2.1 ст. 6, п. 5 ст. 11 Федерального закона №27-ФЗ от 01.04.1996.
Установив указанные обстоятельства, старший государственный инспектор труда отдела охраны труда Государственной инспекции труда в Республике Карелия Б. рассмотрел настоящее дело по существу и пришел к выводу о привлечении Топурия М.А. к административной ответственности по ч.2 ст.15.33.2 КоАП РФ.
Вместе с тем, состоявшееся по делу постановление законным признать нельзя по следующим основаниям.В силу положений ч.1 ст.1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению правонарушений.
Статья 26.1 КоАП РФ предусматривает, что по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в том числе: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Согласно ст.26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (часть 1).
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2).
Протокол об административном правонарушении относится к числу доказательств по делу об административном правонарушении и является процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение, за пределы которого должностное лицо при вынесении постановления выходить не вправе.
Сведения, которые должны быть указаны в протоколе об административном правонарушении, указаны в ч.2 ст.28.2 КоАП РФ.
В соответствии с данной нормой в протоколе об административном правонарушении указывается, в том числе событие административного правонарушения.
Событие административного правонарушения характеризует его внешнее проявление и состоит из деяния (действия или бездействия), предусмотренного особенной частью Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, посягающего на охраняемые действующим административным законодательством общественные отношения, наступившие в результате негативных (вредных) последствий и причинно-следственной связи между ними. Элементами события административного правонарушения признаются место, время, способ и другие обстоятельства совершения правонарушения, которые подлежат выяснению и доказыванию.
Следовательно, установление события административного правонарушения является обязательным условием при привлечении к административной ответственности лица, и отсутствие данного обстоятельства или его неверное указание свидетельствует о несоответствии как протокола об административном правонарушении, так и постановления по делу об административном правонарушении установленным требованиям закона.
Административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена ч.2 ст.15.33.2 КоАП РФ, признается непредставление в установленный Федеральным законом от 01.04.1996 №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования» срок либо представление неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.1 статьи 6 указанного Федерального закона.
Данная норма является бланкетной и не конкретизирует надлежащим образом существо вменяемого правонарушения.
Вместе с тем событие инкриминируемого Топурия М.А. административного правонарушения в протоколе об административном правонарушении должным образом не описано.
При описании события административного правонарушения, совершение которого вменено Топурия М.А., должностное лицо административного органа в протоколе об административном правонарушении, приводя в полном объеме содержание диспозиции ч.2 ст.15.33.2 КоАП РФ, не отразило конкретные обстоятельства, при которых совершено данное административное правонарушение, объективная сторона инкриминируемого Топурия М.А. правонарушения в протоколе надлежащим образом не раскрыта, в частности, не указано, какие именно сведения, предусмотренные п.2.1 ст.6 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ, не были представлены в установленный законом срок, когда они были представлены, что свидетельствовало бы о нарушении срока представления, а также основания возникновения обязанности по предоставлению отчетности.
Подобное описание события административного правонарушения не отвечает требованиям ст.28.2 КоАП РФ.
Таким образом, протокол об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ не содержит в себе достаточных сведений, позволяющих установить событие вменяемого в вину Топурия М.А. административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.15.33.2 КоАП РФ.
Постановление о привлечении к Топурия М.А. к административной ответственности содержит описание события нарушения аналогичное, изложенному в протоколе.
Имеющаяся неполнота протокола об административном правонарушении является существенной, т.к. воспрепятствовала реализации права привлекаемого лица на защиту против предъявленного обвинения.
Исходя из смысла и содержания ст.28.2, ч.1 ст.25.1 КоАП РФ, лицу, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность реализовать гарантии защиты, знакомиться с протоколом об административном правонарушении, давать объяснения по существу вменяемого административного правонарушения, квалифицированно возражать относительно его существа и обстоятельств, в том числе с представлением доказательств в подтверждение своей позиции.
Несоблюдение требований, предъявляемых ст.28.2 КоАП РФ к содержанию протокола об административном правонарушении, ненадлежащее описание события административного правонарушения могут повлечь нарушение права на защиту лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, лишить его возможности объективно возражать и представлять соответствующие доказательства по существу правонарушения.
Поскольку протокол об административном правонарушении является итоговым процессуальным документом на стадии, предшествующей рассмотрению дела, в котором сформулировано существо и правовая оценка обвинения, то признание его недопустимым доказательством не позволяет установить виновность привлекаемого лица посредством иных материалов дела.
На основании изложенного, судья приходит к выводу, что при осуществлении производства по делу об административном правонарушении должностным лицом административного органа были допущены существенные нарушения процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, которые в нарушение ст.24.1 КоАП РФ не позволили всесторонне, полно, объективно и в соответствии с законом рассмотреть дело, в связи с чем, оспариваемое постановление не может быть признано законным и обоснованным.
При проверке законности оспариваемого постановления судья принимает во внимание, что Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях с учетом правовой позиции Верховного Суда РФ, изложенной в п.4 постановления Пленума от 24.03.2005 №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ», не допускает устранения недостатков протокола об административном правонарушении после рассмотрения дела по существу, а тем более при пересмотре вынесенного должностным лицом постановления.
В соответствии с п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст.ст.2.9, 24.5 указанного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Поскольку вина Топурия М.А. в совершении вменяемого административного правонарушения установлена на основании недопустимого доказательства (протокола об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ), обжалуемое постановление от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 15.33.2 КоАП РФ, в отношении Топурия М.А. подлежит отмене, а производство по настоящему делу - прекращению за недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Руководствуясь ст.ст. 30.1 - 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
Постановление старшего государственного инспектора труда отдела охраны труда Государственной инспекции труда в Республике Карелия Б. № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Топурия М. А. отменить.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Топурия М. А. прекратить в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Вступившее в законную силу решение может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции (г.Санкт-Петербург, ул.Садовая, д.26).
Судья А.В.Нуриева