Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1221/2022 ~ М-971/2022 от 20.05.2022

Дело № 2-1221/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

22 августа 2022 г. г. Вязьма Смоленской области

Вяземский районный суд Смоленской области в составе:

председательствующего судьи Воронкова Р.Е.,

при секретаре Петровой А.В.,

с участием представителя третьего лица Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Брянской, Смоленской и Калужской областям Бабушкина Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области к Шелехову М. С. об изъятии земельного участка,

У С Т А Н О В И Л:

Истец обратился в суд с вышеназванным иском, указав в обоснование заявленных требований, что в соответствии с Положением о Департаменте имущественных и земельных отношений Смоленской области (далее – Положение), утвержденным постановлением Администрации Смоленской области от 20.02.2009 № 86, Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области (далее по тексту - Департамент) является уполномоченным органом исполнительной власти Смоленской области, осуществляющим исполнительно-распорядительные функции в сфере управления и распоряжения государственной собственностью Смоленской области.

Согласно пункту 1.1.1 Положения Департамент является органом исполнительной власти Смоленской области, уполномоченным на обращение в суд с требованиями об изъятии земельных участков и об их продаже с публичных торгов в связи с их ненадлежащим использованием по одному из оснований, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 6 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», в соответствии с пунктом 7 статьи 6 «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее – Закон № 101-ФЗ).

В соответствии с частью 3 статьей 6 Закона № 101-ФЗ земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земельного участка, являющегося предметом ипотеки, земельного участка, в отношении собственника которого судом возбуждено дело о банкротстве, принудительно может быть изъят у его собственника в судебном порядке в случае, если в течение трех и более лет подряд с момента выявления в рамках федерального государственного земельного надзора факта неиспользования земельного участка по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации, такой земельный участок не используется для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности. Признаки неиспользования земельных участков по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации с учетом особенностей ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В срок, указанный в пункте 3 статьей 6 Закона № 101-ФЗ, не включается срок, в течение которого земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения не мог быть использован по целевому назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование. Срок освоения земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения включается в срок, указанный в пункте 3 настоящей статьи.

Принудительное изъятие земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения у его собственника по основаниям, предусмотренным статьей 6 Закона № 101-ФЗ, может осуществляться при условии неустранения указанных в пункте 3 настоящей статьи нарушений после назначения административного наказания.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 02.01.2015 № 1 «Об утверждении положения о государственном земельном надзоре» уполномоченным органом по осуществлению государственного земельного надзора в отношении земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения является Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (далее также – Россельхознадзор).

Согласно материалам административного производства, представленным Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Брянской, Смоленской и Калужской областям (далее по тексту также – Россельхознадзор), в соответствии с приказом Россельхознадзора от 24.04.2017 № 217-к/н, в отношении земельного участка с кадастровым номером ХХХ, площадью 422 000 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: <адрес>, осуществлен государственный земельный надзор.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 19.05.2021 Шелехов М.С. с 2012 года является собственником вышеуказанного земельного участка.

14.06.2017 в результате проведенного Россельхознадзором осмотра земельного участка установлен факт неиспользования собственником земельного участка для сельскохозяйственного производства (земельный участок по всей площади покрыт однолетней и многолетней сорной травянистой растительностью (полынь, осот и др.) высотой до 1 метра (площадь зарастания 100 % от площади земельного участка) и древесно-кустарниковой растительностью (береза, ива и др.), высотой более 2 метров, (залесенность и закустаренность составляет 50 % от площади земельного участка)). Следов ведения сельскохозяйственного производства или использования земельного участка для целей, связанных с сельскохозяйственным производством, не обнаружено. Следов проведения агротехнических мероприятий по возделыванию сельскохозяйственных культур и обработке почвы (вспашка, боронование, посев сельскохозяйственных культур, скашивание растительности, работы по уходу и уборке урожая многолетних насаждений, раскорчевка списанных многолетних насаждений и прочее) не обнаружено. Земельный участок на всей площади задернован и закочкарен.

03.08.2017 в отношении Шелехова М.С. составлен протокол об административном правонарушении. 08.11.2017 в отношении Шелехова М.С. вынесено постановление о назначении административного наказания, собственник земельного участка привлечен к административной ответственности по части 2 статьи 8.7 КоАП РФ. 20.06.2017 Шелехову М.С. выдано предписание об устранении допущенных нарушений земельного законодательства до 03.10.2017. Кроме того, собственник земельного участка предупрежден об административной ответственности по статье 19.5 КоАП РФ «невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства».

19.10.2017 в целях проверки выполнения собственником земельного участка предписания об устранении выявленных нарушений земельного законодательства Российской Федерации Россельхознадзор провел осмотр земельного участка, в ходе которого установил, что земельный участок по-прежнему не используется. 06.12.2017 составил протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 25 статьи 19.5 КоАП РФ - невыполнение в установленный срок предписаний федеральных органов, осуществляющих государственный земельный надзор, в том числе в отношении земель сельскохозяйственного назначения, или их территориальных органов об устранении нарушений земельного законодательства, 20.10.2017 выдал предписание об устранении допущенного нарушения до 28.05.2018.

31.05.2018 в целях проверки выполнения собственником земельного участка предписания об устранении выявленных нарушений земельного законодательства Российской Федерации Россельхознадзор провел осмотр земельного участка, в ходе которого установил, что земельный участок по-прежнему не используется, 11.07.2018 составил протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 25 статьи 19.5 КоАП РФ, 15.06.2018 выдал предписание об устранении допущенного нарушения до 27.03.2019.

Постановлением и.о. мирового судьи судебного участка № 155 Одинцовского судебного района Московский области от 28.08.2018 ответчик привлечен к административной ответственности по части 25 статьи 19.5 КоАП РФ.

28.03.2019 в целях проверки выполнения собственником земельного участка предписания об устранении выявленных нарушений земельного законодательства Российской Федерации Россельхознадзор провел осмотр земельного участка, в ходе которого установил, что земельный участок по-прежнему не используется, 14.05.2019 составил протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 25 статьи 19.5 КоАП РФ, 16.04.2019 выдал предписание об устранении допущенного нарушения до 11.09.2019.

16.09.2019 в целях проверки выполнения собственником земельного участка предписания об устранении выявленных нарушений земельного законодательства Российской Федерации Россельхознадзор провел осмотр земельного участка, в ходе которого установил, что земельный участок по-прежнему не используется, 05.11.2019 составил протокол об административном правонарушении, предусмотренным частью 25 статьи 19.5 КоАП РФ, 01.10.2019 выдал предписание об устранении допущенного нарушения до 15.06.2020.

Постановлением мирового судьи судебного участка № 176 района Митино города Москвы от 28.11.2019 Шелехов М.С. привлечен к административной ответственности по части 25 статьи 19.5 КоАП РФ.

Решением Россельхознадзора от 04.06.2020 Шелехову М.С. продлен срок выполнения предписания от 01.10.2019 до 15.06.2021.

16.06.2021 в целях проверки выполнения собственником земельного участка предписания об устранении выявленных нарушений земельного законодательства Российской Федерации Россельхознадзор провел осмотр земельного участка, в ходе которого установил, что земельный участок по-прежнему не используется, 14.07.2021 составил протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 25 статьи 19.5 КоАП РФ, 30.06.2021 выдал предписание об устранении допущенного нарушения до 01.11.2021.

Постановлением мирового судьи судебного участка № 172 района Митино города Москвы от 03.09.2021 собственник объекта недвижимости привлечен к административной ответственности по части 25 статьи 19.5 КоАП РФ.

Таким образом, с учетом того, что в течение более трех лет подряд с момента выявления в рамках государственного земельного надзора факта неиспользования земельного участка по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации, земельный участок с кадастровым номером ХХХ не используется для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности, считает, что имеются основания в силу статьи 6 Закона № 101-ФЗ для изъятия земельного участка и его продажи с публичных торгов в связи с неиспользованием.

Просит суд изъять у ответчика земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером ХХХ, площадью 422 000 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, путем продажи с публичных торгов. Определить начальную цену изъятого земельного участка с кадастровым номером ХХХ, площадью 422 000 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, на публичных торгах в размере рыночной стоимости такого земельного участка.

В судебное заседание представитель истца Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие, заявленные требования поддерживает в полном объеме по доводам, изложенным в иске.

Ответчик Шелехов М.С., надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, ходатайства об отложении судебного заседания не представил, возражений относительно заявленных требований суду также не представил.

Представитель третьего лица Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Брянской, Смоленской и Калужской областям Бабушкин Д.А. в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований не возражал, дополнительно пояснив, что нарушения ответчиком до настоящего времени не устранены.

Представитель третьего лица администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленско области, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явился.

Заслушав представителя третьего лица Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Брянской, Смоленской и Калужской областям Бабушкина Д.А., исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.

В силу статей 208, 260 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Лица, имеющие в собственности земельный участок, вправе продавать его, дарить, отдавать в залог или сдавать в аренду и распоряжаться им иным образом (ст. 209) постольку, поскольку соответствующие земли на основании закона не исключены из оборота или не ограничены в обороте.

На основании закона и в установленном им порядке определяются земли сельскохозяйственного и иного целевого назначения, использование которых для других целей не допускается или ограничивается. Пользование земельным участком, отнесенным к таким землям, может осуществляться в пределах, определяемых его целевым назначением.

Пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на ряд категорий, в том числе, могут быть отнесены к землям сельскохозяйственного назначения.

Земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 1 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

Согласно пункту 1 статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей.

Судом установлено и следует из письменных материалов дела, что Шелехов М.С. с 27.08.2012 является собственником земельного участка с кадастровым номером ХХХ, площадью 422000 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, относящегося к категории земель сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования – для сельскохозяйственного использования (л.д. 190-193).

На основании приказа Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзора) Управления по Брянской и Смоленской областям от 24.04.2017 № 217-к/н проведена проверка соблюдения ответчиком требований земельного законодательства относительно принадлежащего ему участка с кадастровым номером ХХХ, площадью 422000 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> (л.д. 12-19), в ходе которой 14.06.2017 установлен факт неиспользования собственником земельного участка для сельскохозяйственного производства. Так, участок по всей площади – 42,2 га (100 %) покрыт плотной однолетней и многолетней сорной травянистой растительностью естественного происхождения (полынь, осот и др.) высотой до 1 метра и древесно-кустарниковой растительностью (береза, ива и др.), высотой более 2 метров, залесенность и закустаренность составляет 21,1 га (50 %) от площади земельного участка. Следов проведения агротехнических мероприятий по возделыванию сельскохозяйственных культур и обработке почвы (вспашка, боронование, посев сельскохозяйственных культур, скашивание растительности, работы по уходу и уборке урожая многолетних насаждений, раскорчевка списанных многолетних насаждений и прочее), выпаса скота не обнаружено. Земельный участок на всей площади задернован и закочкарен (л.д. 20-22, 23-24).

20.06.2017 Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзора) Управления по Брянской и Смоленской областям Шелехову М.С. внесено предписание об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации в срок до 03.10.2017. Также собственник земельного участка предупрежден об административной ответственности по статье 19.5 КоАП РФ за невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства (л.д. 25-27).

Государственным инспектором отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Брянской и Смоленской областям 03.08.2017 в отношении Шелехова М.С. составлен протокол № СМ-ГР-ЗН-0794-083/17 об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д. 30-31, 32).

Постановлением Управления Россельхознадзора по Брянской и Смоленской областям от 08.11.2017 № СМ-ГР-ЗН-0915-150/17 Шелехов М.С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, - невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей (л.д. 39-42, 43, 44).

Также 19.10.2017, 31.05.2018, 28.03.2019, 16.09.2019, 16.06.2021 в целях проверки выполнения собственником земельного участка предписаний от 20.10.2017, 15.06.2018, 16.04.2019, 01.10.2019, 30.06.2021 об устранении выявленных нарушений земельного законодательства Российской Федерации, которыми были установлены сроки до 28.05.2018, 27.03.2019, 11.09.2019, 15.06.2020 (15.06.2021) и 01.11.2021 соответственно, Управлением Россельхознадзора по Брянской и Смоленской областям были произведены осмотры спорного объекта недвижимости, в ходе которых установлено, что земельный участок по-прежнему не используется (л.д. 55-57, 58-59, 60, 61, 62, 78-80, 81-82, 83, 84, 103-105, 106-107, 108, 109, 128-130, 131-132, 133, 134, 148, 149, 157-159, 160-164, 165, 166).

В связи с данными обстоятельствами Управлением Россельхознадзора по Брянской и Смоленской областям 06.12.2017, 11.07.2018, 14.05.2019, 05.11.2019, 14.07.2021 в отношении Шелехова М.С. составлены протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 25 статьи 19.5 КоАП РФ - невыполнение в установленный срок предписаний федеральных органов, осуществляющих государственный земельный надзор, в том числе в отношении земель сельскохозяйственного назначения, или их территориальных органов об устранении нарушений земельного законодательства (л.д. 65, 88, 113, 138-140, 170-171).

В соответствии с постановлением и.о. мирового судьи судебного участка № 155 – мирового судьи судебного участка № 163 Одинцовского судебного района Московской области от 28.08.2018 Шелехов М.С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 25 статьи 19.5 КоАП РФ, и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей (л.д. 94-95).

На основании постановления мирового судьи судебного участка № 176 района Митино города Москвы от 28.11.2019 Шелехов М.С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 25 статьи 19.5 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей (л.д. 145-147).

Постановлением и.о. мирового судьи судебного участка № 176 района Митино города Москвы – мирового судьи судебного участка № 172 района Митино города Москвы от 03.09.2021 Шелехов М.С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 25 статьи 19.5 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей (л.д. 181-182).

В соответствии с пунктами 2 и 3 части 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по: защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия; защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению мелиоративных защитных лесных насаждений, сохранению достигнутого уровня мелиорации.

Положениями статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в частности: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.

Таким образом, в силу прямого указания закона собственник земельного участка обязан использовать объект недвижимого имущества в соответствии с его целевым назначением и не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

Согласно ст. 284 ГК РФ земельный участок может быть изъят у собственника в случаях, когда участок предназначен для ведения сельского хозяйства либо жилищного или иного строительства и не используется по целевому назначению в течение трех лет, если более длительный срок не установлен законом. В этот период не включается время, необходимое для освоения участка, за исключением случаев, когда земельный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», а также время, в течение которого участок не мог быть использован по целевому назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование.

Применительно к земельным участкам из земель сельскохозяйственного назначения порядок принудительного изъятия данных земельных участков предусмотрен статьей 6 Федерального закона № 101-ФЗ.

В силу пункта 3 статьи 6 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земельного участка, являющегося предметом ипотеки, земельного участка, в отношении собственника которого судом возбуждено дело о банкротстве, принудительно может быть изъят у его собственника в судебном порядке в случае, если в течение трех и более лет подряд с момента выявления в рамках федерального государственного земельного надзора факта неиспользования земельного участка по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации, такой земельный участок не используется для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности. Признаки неиспользования земельных участков по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации с учетом особенностей ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В срок, указанный в пункте 3 настоящей статьи, не включается срок, в течение которого земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения не мог быть использован по целевому назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование. Срок освоения земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения включается в срок, указанный в пункте 3 настоящей статьи (пункт 4 статьи 6 вышеприведенного Федерального закона).

Как указано в пункте 5 статьи 6 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» принудительное изъятие земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения у его собственника по основаниям, предусмотренным настоящей статьей, может осуществляться при условии неустранения указанных в пунктах 2 и 3 настоящей статьи нарушений после назначения административного наказания.

Пунктом 8 статьи 6 Федерального закона № 101-ФЗ предусмотрено, что в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда об изъятии земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения и о его продаже с публичных торгов по одному из оснований, предусмотренных пунктами 2 и 3 настоящей статьи, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в отношении такого земельного участка обеспечивает при необходимости проведение кадастровых работ и устанавливает вид разрешенного использования (при его отсутствии) земельного участка, а также проводит публичные торги по его продаже в порядке, установленном земельным законодательством, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

В соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 18.09.2020 № 1482 «О признаках неиспользования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации», признаками неиспользования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения по целевому назначению являются:

- наличие на 50 и более процентах площади земельного участка зарастания сорными растениями по перечню согласно приложению и (или) древесно-кустарниковой растительностью (за исключением поле- и лесозащитных насаждений, плодовых и ягодных насаждений), и (или) наличие дерна, характеризующегося переплетением корней, побегов, корневищ многолетних сорных растений, глубина которого достигает 15 и более сантиметров (за исключением наличия дерна на земельных участках, предназначенных и используемых для выпаса сельскохозяйственных животных), и (или) распространение деградации земель;

- наличие признаков, указанных в абзаце втором настоящего пункта, на 20 и более процентах площади земельного участка, отнесенного в установленном порядке к особо ценным продуктивным сельскохозяйственным угодьям.

При этом признаки, указанные в настоящем пункте, считаются признаками неиспользования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения по целевому назначению, если одновременно с ними отсутствует ведение сельскохозяйственной деятельности на оставшейся площади земельного участка либо ведение такой деятельности менее чем на 25 процентах площади земельного участка, предусмотренной подпунктами «а-е».

Из вышеприведенных норм закона следует, что основаниями для принудительного изъятия земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения у его собственника являются неиспользование в течение трех и более лет подряд с момента выявления в рамках государственного земельного надзора земельного участка по целевому назначению и неустранение собственником земельного участка фактов неиспользования земельного участка по целевому назначению после назначения ему административного наказания.

Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу, что впервые факт неиспользования земельного участка по целевому назначению выявлен Управлением Россельхознадзора по Брянской и Смоленской областям 14.06.2017, при этом внесенные предписания об устранении нарушений в установленные сроки ответчиком не выполнены, в связи с чем он неоднократно привлекался к административной ответственности.

Кроме того, последующими проводимыми Управлением Россельхознадзора по Брянской и Смоленской областям проверками установлено, что спорный объект недвижимости в сельскохозяйственный оборот не введен, доказательств в подтверждение устранения нарушений требований земельного законодательства Шелеховым М.С. не представлено, равно как и не представлено обоснованных доказательств того, что имеющаяся на его земельном участке растительность естественного происхождения и древесно-кустарниковая растительность препятствует деградации земельного участка и выводу земли из сельскохозяйственного оборота, соответствует ее сельскохозяйственному назначению, способствует сельскохозяйственному использованию.

Таким образом, суд находит, что земельный участок не используется в соответствии с его целевым назначением более трех лет подряд с момента выявления данного факта.

Принимая во внимание, что спорный земельный участок, имеющий категорию земель сельскохозяйственного назначения и вид разрешенного использования – для сельскохозяйственного использования, в течение трех и более лет подряд не используется ответчиком по целевому назначению, выявленные признаки неиспользования земельного участка в полном объеме соответствуют перечню признаков, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2020 № 1482 «О признаках неиспользования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации», а также учитывая неоднократное привлечение Шелехова М.С. к административной ответственности за невыполнение требований земельного законодательства и неустранение допущенных нарушений после назначения административного наказания, суд приходит к выводу о наличии оснований для принудительного изъятия земельного участка и его продаже с публичных торгов.

В соответствии с пунктом 1 статьи 54.1 Земельного кодекса Российской Федерации отчуждение земельного участка, находящегося в частной собственности, в случае его изъятия в связи с неиспользованием такого земельного участка по целевому назначению или использованием такого земельного участка с нарушением законодательства Российской Федерации осуществляется путем продажи такого земельного участка с публичных торгов в соответствии с гражданским законодательством с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

Из пункта 4 статьи 54.1 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что начальной ценой изъятого земельного участка на публичных торгах является рыночная стоимость такого земельного участка, определенная в соответствии с Федеральным законом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

В силу пункта 13 статьи 54.1 Земельного кодекса Российской Федерации особенности отчуждения земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в связи с их неиспользованием по целевому назначению или использованием с нарушением требований законодательства Российской Федерации устанавливаются Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

На основании пункта 10 статьи 6 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» начальной ценой изъятого земельного участка на публичных торгах является рыночная стоимость такого земельного участка, определенная в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», или кадастровая стоимость такого земельного участка, если результаты государственной кадастровой оценки утверждены не ранее чем за пять лет до даты принятия решения о проведении публичных торгов. Способ определения начальной цены изъятого земельного участка на публичных торгах указывается в решении суда об изъятии земельного участка и о его продаже с публичных торгов по одному из оснований, предусмотренных пунктами 2 и 3 настоящей статьи.

Учитывая вышеприведенные правовые нормы и исходя из заявленных истцом требований, суд определяет способ и начальную цену изъятия земельного участка на публичных торгах с установлением рыночной стоимости.

В связи с тем, что истец в силу пп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ освобожден от уплаты государственной пошлины, учитывая требования пп. 3 п. 1 ст. 333.19 НК РФ и ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, суд взыскивает с ответчика в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации, государственную пошлину в размере 300 рублей.

Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░. ░. ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░.

░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░. ░. (░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>) ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░ 422 000 ░░.░., ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░.

░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░ 422 000 ░░.░., ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░. ░. (░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>) ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 (░░░░░░) ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ 29 ░░░░░░░ 2022 ░░░░.

░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ 30 ░░░░░░░░ 2022 ░░░░.

2-1221/2022 ~ М-971/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области
Ответчики
Шелехов Максим Сергеевич
Другие
Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Брянской, Смоленской и Калужской областям
Писарев Андрей Викторович, представитель ответчика
Администрация МО "Вяземский район" Смоленской области
Суд
Вяземский районный суд Смоленской области
Судья
Воронков Роман Евгеньевич
Дело на сайте суда
vyazma--sml.sudrf.ru
20.05.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.05.2022Передача материалов судье
25.05.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.05.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.05.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.08.2022Судебное заседание
29.08.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.11.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.11.2022Дело оформлено
28.04.2023Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее