Дело № 5-75/2021 (10RS0016-01-2021-000049-98)
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
02 марта 2021 года г. Сегежа
Судья Сегежского городского суда Республики Карелия Тугорева А.В.,
при секретаре Шленской А.А., с участием Уварова С.В.,
рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отношении:
Уварова С.В., ХХ.ХХ.ХХ. года рождения, уроженца г. Сегежи КАССР, гражданина РФ, зарегистрированного по адресу: <...>, проживающего по адресу: <...>
у с т а н о в и л:
Уваров С.В. 27.12.2020 в 15 час 00 минут, находясь в ОМВД России по Сегежскому ра йону, расположенном по адресу: Республика Карелия, г. Сегежа, ул. Гражданская, д. 1а, допустил невыполнение правил поведения, установленных Распоряжением Главы Республики Карелия от 12 марта 2020 года № 127-р «О введении с 12 марта 2020 года на территории Республики Карелия режима повышенной готовности для органов управления и сил территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Республики Карелия», принятых в соответствии с пп.«б» п.6, пп.«в» п.8 ст.4.1, пп.«м» и «у» п.1 ст.11, абз.5 ст.19 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее – Закон № 68-ФЗ), при введении режима повышенной готовности на территории Республики Карелия, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, а именно: находился в помещении ОМВД России по Сегежскому району без использования средства индивидуальной защиты - маски, закрывающей нос, рот и подбородок, что является нарушением п. 8.41 Распоряжения № 127-р, и не влечет ответственность, предусмотренную ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ.
В судебном заседании Уваров С.В. вину в совершении правонарушения не признал. Пояснил, что сотрудники полиции забрали его с дома по заявлению супруги. После чего он был доставлен в ОМВД России по Сегежсому району сотрудником Дорофеевым В.М., проведен им через турникет в кабинет № 4. Маски с собой у него не было, в ОМВД маску ему не предлагали.
Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, - УУП Дорофеев В.М. в судебное заседание не явился. В предыдущем заседании пояснил, что Уваров был доставлен им с места жительства по заявлению супруги. Уваров находился в состоянии сильного алкогольного опьянения. Пока они ехали в отдел, он сказал Уварову, что нужно будет надеть маску, на что Уваров ответил, что маски у него с собой нет. Он завел Уварова в отдел без маски, проходя через дежурную часть, Уварову была предложена маска, на что он ответил, что не нуждается в ней. После этого, Уваров был проведен в кабинет, где на него был составлен протокол по ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, прихожу к следующим выводам.
Часть 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса.
В соответствии с п.п. а 2 п. «а» ст. 10 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ (в редакции Федерального закона от 01.04.2020 № 98) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Правила поведения, обязательные для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 № 417 (далее – Правила поведения).
Согласно п.п. «б» п. 3, п.п. «в», «г» п. 4 Правил поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации граждане обязаны выполнять законные требования (указания) руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации, представителей экстренных оперативных служб и иных должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации (далее - уполномоченные должностные лица); при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации гражданам запрещается: осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни, здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом «а.2» пункта «а» статьи 10 названного федерального закона, могут предусматривать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункт «б» пункта 6 статьи 4.1, пункты «а», «у», «ф» части 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ (в редакции от 1 апреля 2020 г.) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).
В связи с угрозой распространения на территории Республики Карелия новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в соответствии с указанными положениями законодательства, распоряжением Главы Республики Карелия от 12.03.2020 № 127-р на территории Республики Карелия введен режим повышенной готовности.
В соответствии со ст. 19 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (в редакции ФЗ от 01.04.2020 № 98) граждане Российской Федерации обязаны соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, выполнять установленные правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Акты высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и акты высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, принятые в пределах их полномочий, обязательны к исполнению в субъекте Российской Федерации (ч. 2 ст. 22 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»).
Таким образом, граждане подлежат привлечению к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ за нарушение обязательных и дополнительных обязательных для исполнения гражданами правил поведения при введении на территории субъекта РФ режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
В соответствии с пунктом 8.41 распоряжения Главы Республики Карелия от 12.03.2020 № 127-р (в актуальной на дату совершения правонарушения редакции) с 12 мая 2020 года на территории Республики Карелия введено обязательное использование средств индивидуальной защиты - масок, при этом маска должна закрывать нос, рот и подбородок, при посещении торговых центров, магазинов, аптек, медицинских организаций, мест размещения иных организаций независимо от форм собственности, индивидуальных предпринимателей, органов государственной власти, органов местного самоуправления.
Уварову С.В. вменен факт неисполнения положений п. 8.41 распоряжения Главы Республики Карелия от 12.03.2020 № 127-р в части использования средства индивидуальной защиты – маски при нахождении в помещении ОМВД России по Сегежскоу району.
Из пояснений должностного лица и Уварова С.В., данных ими в ходе рассмотрения дела, следует, что Уваров С.В. был доставлен в отдел полиции принудительно. При этом, им, до осуществления входа в здание ОМВД России по Сегежскому району было сообщено должностному лицу, осуществляющему доставление, о том, что у него отсутствует маска.
В соответствии со ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье.
Распоряжение Главы РК от 12.03.2020 № 127-р, помимо обязанности использовать при посещении организаций, органов государственной власти средства индивидуальной защиты, рекомендует данным органам и организациям предпринимать меры для предупреждения на территории Республики Карелия распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в том числе, обеспечить возможность приобретения (предоставления) посетителями (потребителями) средств индивидуальной защиты при входе.
Административным органом не представлено доказательств того, что Уварову С.В. была обеспечена возможность приобретения либо предоставлено средство индивидуальной защиты (маска) при входе в здание ОМВД России по Сегежскому району РК, исходя из тех обстоятельств, что он был доставлен в отдел полиции принудительно, сообщив заранее должностному лицу об отсутствии у него маски.
Все неустранимые сомнения в виновности Уварова С.В. подлежат толкованию в его пользу.
Административный орган, обладая достаточными административными полномочиями, имел возможность обеспечить предоставление доказательств виновности Уварова С.В., однако, несмотря на запросы судьи, данным правом не воспользовался.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Поскольку вина Уварова С.В. в совершении вмененного административного правонарушения в ходе рассмотрения дела не установлена, производство по делу об административном правонарушении в отношении Уварова С.В. подлежит прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.
Руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
п о с т а н о в и л:
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Уварова С.В. прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Сегежский городской суд Республики Карелия в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья А.В. Тугорева