дело № 2-348/2021
55RS0017-01-2021-000622-14
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Крутинский районный суд в составе председательствующего судьи Свита Э.М.,
при секретаре Приходько О.А.,
с участием помощника прокурора Сарыгиной Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 07.09.2021 года в р.п.Крутинка дело по иску прокурора Крутинского района к муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Шипуновская средняя общеобразовательная школа» об обязательстве прохождения специального обучения и получения дополнительного образования лицами, ответственными за обращение с отходами,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Крутинского района, обратившись с рассматриваемым иском, в обоснование заявленных требований указал, что по итогам проведенной прокуратурой района в марте 2021 года проверки исполнения требований законодательства об отходах производства и потребления, в деятельности образовательного учреждения выявлено, что в нарушение федерального законодательства ответчиком не организовано обучение лиц, ответственных за обращение с отходами I - IV классов опасности, документы, подтверждающие наличие квалификации для работы с этими отходами, отсутствуют. По указанным фактам прокуратурой района ответчику внесено представление, на которое дан ответ об осуществлении мероприятий для устранения выявленных нарушений. В ходе контрольной проверки, проведенной прокуратурой района в июле 2021 года, установлено, что лицо, ответственное за обращение с отходами, в образовательном учреждении назначено, но в установленном порядке не обучалось, тем самым возложенная на образовательное учреждение законом обязанность до настоящего времени не исполнена.
В связи с изложенным просит суд обязать ответчика обеспечить прохождение профессионального обучения и получение дополнительного образования лицами из числа сотрудников образовательного учреждения, ответственных за обращение с отходами производства и потребления I – IV классов опасности, с обязательным подтверждением квалификации для работы с указанным отходами, соответствующими документами.
В судебном заседании помощник прокурора Крутинского района Сарыгина Н.С. заявленные требования подтвердила в полном объеме, по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представители ответчика и третьего лица в судебное заседание не явились, о месте и времени его проведения были извещены надлежащим образом.
Заслушав помощника прокурора Крутинского района, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Статьей 45 Гражданского процессуального кодекса РФ предусмотрено, что, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Пунктом вторым части. 6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» на образовательную организацию возложена обязанность осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В соответствии с п. 8 ч. 1, п. 3 ч. 4 ст. 41 Федерального закона № 273-ФЗ, охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность, обеспечение соблюдения государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определены правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
В соответствии со ст. 4.1 названного Федерального закона № 89-ФЗ, отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности: I класс - чрезвычайно опасные отходы; II класс - высокоопасные отходы; III класс - умеренно опасные отходы; IV класс - малоопасные отходы; V класс - практически неопасные отходы.
При этом в силу ч.1 ст. 15 Федерального закона № 89-ФЗ, лица, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, обязаны иметь документы о квалификации, выданные по результатам прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, необходимых для работы с отходами I - IV классов опасности.
Ответственность за допуск работников к работе с отходами I - IV класса опасности несет соответствующее должностное лицо организации (ч.2 ст.15).
Профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование лиц, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, осуществляются в соответствии с законодательством об образовании (ч.3 ст.15).
Согласно пунктам 1, 9 Порядка ведения государственного кадастра отходов, утвержденного Приказом Минприроды России от 30.09.2011 № 792, данный нормативный правовой акт устанавливает процедуры сбора, обработки, систематизации и представления информации о видах отходов, их происхождении, химическом и (или) компонентном составе, агрегатном состоянии и физической форме, классе опасности, условиях и конкретных объектах размещения отходов, технологиях использования и обезвреживания отходов различных видов.
Конкретные виды отходов представлены в ФККО по наименованиям, а их классификационные признаки и классы опасности - в кодифицированной форме по 11-значной системе.
Одиннадцатый знак 11-значного кода используется для кодирования класса опасности вида отходов в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду: 0 - для блоков, типов, подтипов, групп, подгрупп и позиций классификации отходов; 1 - I-й класс опасности; 2 - II-й класс опасности; 3 - III-й класс опасности; 4 - IV-й класс опасности; 5 - V-й класс опасности.
Конкретные виды отходов в зависимости от их класса определены Федеральным классификационным каталогом отходов, который утвержден приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242.
К числу отходов IV класса опасности, в том числе относится мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (код 7 33 100 01 72 4), к числу отходов I класса опасности - лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства (код отхода 4 71 101 01 52 1), бой стеклянных ртутных ламп и термометров с остатками ртути (код отхода 4 71 311 11 49 1).
В ходе рассмотрения дела установлено, что названные отходы образуются в результате деятельности ответчика, но при этом, вопреки требованиям федерального законодательства, руководителем указанного учреждения обучение лиц, ответственных за обращение с отходами I – IV классов опасности, не проводится, документы, подтверждающие наличие квалификации для работы с указанными отходами, у ответчика отсутствуют.
По выявленным нарушениям прокуратурой района в адрес ответчика внесено представление, на которое получен ответ, что осуществляются необходимые мероприятия по обучению лиц, ответственных за обращение с отходами I – IV классов опасности, с получением документов, подтверждающих наличие квалификации для работы с указанными отходами.
Вместе с тем, в ходе контрольной проверки, проведенной прокуратурой района в июле 2021 года, установлено, что несмотря на то, что лицо, ответственное за обращение с отходами, в образовательном учреждении назначено, однако в установленном порядке не обучалось.
Неисполнение требований законодательства об отходах производства и потребления влечет за собой нарушение прав граждан на благоприятную окружающую среду, создает угрозу их здоровью и безопасности, при этом количество лиц, чьи интересы затрагивает поданное прокурором исковое заявление многочисленно, эта категория лиц непостоянна и персонально изменчива, поэтому настоящее исковое заявление направляется в интересах неопределенного круга лиц
Анализируя вышеизложенное, суд приходит к выводу, что поскольку представление прокурора не исполнено, заявленные требования подлежат удовлетворению.
Согласно ст.ст. 89-90, 103 ГПК РФ, суд полагает необходимым взыскать с ответчика в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 рублей, от уплаты которой истец освобожден в соответствии с действующим законодательством.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Крутинского района Омской области в защиту интересов неопределенного круга лиц удовлетворить.
Обязать муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Шипуновская средняя общеобразовательная школа» обеспечить прохождение профессионального обучения и получение дополнительного образования лицами из числа сотрудников образовательного учреждения, ответственных за обращение с отходами производства и потребления I – IV классов опасности, с обязательным подтверждением квалификации для работы с указанным отходами, соответствующими документами.
Взыскать с ответчика государственную пошлину в сумме 300 (триста) рублей в доход бюджета Крутинского муниципального района Омской области.
Решение может быть обжаловано сторонами в судебную коллегию по гражданским делам Омского областного суда путем подачи апелляционной жалобы в Крутинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения
Судья: