Дело № 2-604/2022
УИД 18RS0016-01-2022-000842-57
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
31 августа 2022 года село Дебесы Удмуртской Республики
Кезский районный суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Сабрековой Е.А.,
при секретаре Ивановой О.П.,
с участием истца - заместителя прокурора Дебесского района УР Богомолова С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Дебесского района Удмуртской Республики, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации МО «Муниципальный округ Дебесский район Удмуртской Республики» о возложении обязанности оборудовать контейнерные площадки,
у с т а н о в и л:
Прокурор Дебесского района УР, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Администрации МО «Муниципальный округ Дебесский район Удмуртской Республики» о возложении обязанности оборудовать контейнерные площадки.
Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой Дебесского района в рамках осуществления надзора за исполнением законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами проведена проверка, в результате которой выявлены нарушения закона.
В соответствии со ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы природопользования, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Федеральный закон от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, включая вопросы ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды. В соответствии с ч,1 ст.51 Закона отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Согласно ст.22 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется Федеральным законом от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.
Согласно ч. 3 ст. 8 Закона № 89-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Согласно ч.24 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения муниципального округа относится, в том числе участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
В соответствии со ст. 13 Закона № 89-ФЗ территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно ст. 13.4 Закона № 89-ФЗ накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований. Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов. Накопление твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации, и порядком накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов, утвержденным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с Правилами обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 года № 1039 места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно- эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований. Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов. Реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (далее - реестр) представляет собой базу данных о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов. Реестр ведется на бумажном носителе и в электронном виде уполномоченным органом.
Исходя из положений п. 3 Санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3 (далее по тексту - СанПиН 2.1.3684-21), на территориях городских и сельских поселений (далее по тексту - населенные пункты) в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов (далее по тексту - ТКО) или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров (далее по тексту - контейнерные площадки) и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов (далее - специальные площадки).
Контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами (далее по тексту - заинтересованные лица), независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
Специальные площадки должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение с трех сторон высотой не менее 1 метра.
В силу приведенных выше положений нормативно-правовых актов в обязанность муниципального образования «Муниципальный округ Дебесский район Удмуртской Республики» входит организация мероприятий по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Постановлением Правительства УР от 22.05.2017 года № 213 утверждена «Территориальная схема обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в Удмуртской Республике) (далее по тексту - Схема)
В соответствии с разделом IV в Схеме под местами накопления ТКО понимаются контейнерные площадки, бункеры для крупногабаритных отходов или способ сбора мешками для мусора непосредственно в мусоровозы в соответствии с графиком обслуживания (так называемый «мешочный сбор»), расположение которых установлено в соответствии с законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Система сбора, накопления, транспортирования и хранения отходов в районных центрах аналогична системе обращения с отходами в городских округах, за исключением обязательного устройства собственного полигона отходов.
Таким образом, система обращения с отходами для таких населенных пунктов включает централизованный сбор отходов посредством установки контейнерных площадок (с организацией площадки для сбора крупногабаритных отходов), их транспортировку на кустовой полигон ТКО. В сельских поселениях, имеющих постоянное транспортное сообщение с районными центрами, частично организован регулярный сбор и вывоз отходов по схеме, принятой в близлежащих населенных пунктах, - контейнерный или безконтейнерный сбор, с вывозом отходов по утвержденному графику, с обустройством площадок временного складирования отходов.
Администрацией МО «МО Дебесский район УР» утверждено место сбора ТКО: <адрес>.
Вместе с тем, в ходе проверки установлено, что по состоянию на 17.06.2022 по указанному адресу площадка временного складирования отходов не оборудована, водонепроницаемое покрытие отсутствует.
По факту допущенных нарушений 24.06.2022 главе МО «МО Дебесский район УР» внесено представление №46-2022/243-22, которое рассмотрено и удовлетворено. Однако до настоящего времени нарушения законодательства не устранены, что явилось основанием для обращения в суд с настоящим исковым заявлением.
Непринятие мер по установлению (обустройства) площадки временного складирования отходов, отвечающих требованиям действующего законодательства, приводит к невозможности организации надлежащего накопления твердых коммунальных отходов (в том числе раздельного), что нарушает законодательство об отходах производства и потребления, а также санитарно-эпидемиологическое законодательство, что приводит к загрязнению окружающей среды, созданию антисанитарных условий, способствующих распространению различных видов заболеваний, загрязнению среды обитания объектов животного мира, и нарушению прав граждан (неопределенного круга лиц) на благоприятную окружающую среду, закрепленных в ст. 42 Конституции Российской Федерации и ст.11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
В соответствии с ч.1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации.
На основании изложенного, прокурор просит обязать Администрацию МО «Муниципальный округ Дебесский район Удмуртской Республики» в срок до 30 ноября 2022 года оборудовать место накопления и сбора твердых коммунальных отходов на территории Дебесского района по адресу: <адрес>, путем установки площадки для сбора твердых коммунальных отходов.
В ходе рассмотрения дела истец исковые требования поддержал в полном объеме.
Ответчик – Администрация МО «Муниципальный округ Дебесский район Удмуртской Республики» в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания должным образом были извещены, представили заявление, в котором указали о том, что исковые требования прокурора Дебесского района признают в полном объеме. Последствия признания иска, предусмотренные ст.ст.39, 173 ГПК РФ, ответчику разъяснены и понятны.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ, судом вынесено определение о рассмотрении дела в отсутствии представителя ответчика.
В силу части 1 статьи 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск.
Частью 2 указанной статьи закреплено, что суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
В соответствии с частью 4 статьи 198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
Оснований для непринятия признания иска ответчиком в настоящем случае суд не усматривает, поскольку это не противоречит закону и не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц. Признание иска принято ответчиком самостоятельно и добровольно, после разъяснения ему последствий совершения данного юридически значимого действия.
При указанных обстоятельствах, суд считает необходимым принять признание иска ответчиком, и в соответствии с ч.3 ст.173 ГПК РФ удовлетворить исковые требования в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 39, 173, 194, 198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования прокурора Дебесского района Удмуртской Республики, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МО «Муниципальный округ Дебесский район Удмуртской Республики» о возложении обязанности оборудовать контейнерные площадки, удовлетворить.
Обязать Администрацию МО «Муниципальный округ Дебесский район Удмуртской Республики» оборудовать место накопления и сбора твердых коммунальных отходов на территории Дебесского района по адресу: <адрес>, путем установки площадки для сбора твердых коммунальных отходов, в срок до 30 ноября 2022 года.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд УР через Кезский районный суд УР в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 31 августа 2022 года.
Судья Е.А. Сабрекова