Дело № 2-20/2024
УИД 41RS0009-01-2023-000345-02
(стр.№2.116)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 января 2024 года п. Усть-Камчатск Камчатского края
Усть-Камчатский районный суд Камчатского края в составе председательствующего судьи Валеева М.Р., при секретаре Анкудиновой Т.Е., с участием представителя истца ФИО5, ответчика ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску акционерного общества «Корякэнерго» к ФИО1 о взыскании задолженности за потребленные коммунальные услуги, пени,
установил:
истец акционерное общество «Корякэнерго» (далее по тексту АО «Корякэнерго», Общество) обратился в суд с названным иском к ФИО1, в обоснование которого указывает, что на основании концессионного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ АО «Корякэнерго», являясь ресурсоснабжающей организацией, поставляет тепловую энергию и горячее водоснабжение в многоквартирные и жилые дома Усть-Камчатского сельского поселения, в том числе по адресу: <адрес>. Собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, является ФИО1 В связи с невнесением платы за поставленные коммунальные услуги, у ответчика перед АО «Корякэнерго» образовалась задолженность за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 47 912 руб. 07 коп. Определением мирового судьи судебного участка № Усть-Камчатского судебного района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ судебный приказ о взыскании с ответчика в пользу истца задолженности по оплате коммунальных услуг отменен. В связи с просрочкой исполнения обязательств по оплате коммунальных услуг за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ начислена пеня в размере 7 217 руб. 07 коп. Просит взыскать с ФИО1 в пользу АО «Корякэнерго» задолженность за потребленные коммунальные услуги за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 47 912 руб. 07 коп., пени за просрочку исполнения обязательства по оплате коммунальных услуг, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 7217 руб. 07 коп., расходы по оплате государственной пошлины в размере 1 854 руб.
До начала рассмотрения дела от истца поступило заявление об уменьшении исковых требований в части взыскания пени, в связи с некорректным расчетом данной задолженности, поскольку пеня за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не подлежит начислению в силу действия моратория на начисление финансовых и штрафных санкций в указанный период. С учетом изложенного истец просит взыскать с ответчика в пользу АО «Корякэнерго» задолженность за потребленные коммунальные услуги за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 47 912 руб. 07 коп., пеню за просрочку исполнения обязательства по оплате коммунальных услуг, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 4 719 руб. 78 коп., расходы по оплате государственной пошлины в размере 1 779 руб., вернуть государственную пошлину в размере, пропорциональном уменьшению цены иска.
В судебном заседании представитель истца АО «Корякэнерго» ФИО5, действующая на основании доверенности, иск поддержала по изложенным в нем доводам, с учетом заявления об уменьшении исковых требований в части взыскания пени.
Ответчик ФИО1 в судебном заседании, не оспаривая наличие задолженности, пояснил, что собственником жилого помещения по адресу: <адрес> период образования задолженности являлся он, однако в этой квартире не проживал, а сдавал ее в аренду на безвозмездной основе своему сыну, который оплачивал все коммунальные услуги. Сын ФИО3 умер ДД.ММ.ГГГГ. В июне 2022 года указанную квартиру он продал. Доказательств производства сыном оплаты коммунальных услуг в спорный период у него не имеется. Просит отказать в удовлетворении иска в части взыскания пени, поскольку он не знал о существовании задолженности, истец об этом его своевременно не уведомлял. В настоящее время он является пенсионером по старости, размер его пенсии составляет около 33 000 руб.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, а также гражданское дело №, суд приходит к следующему.
В силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно ч. 3 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме.
В соответствии с ч. 1, п. 5 ч. 2 ст. 153 ЖК РФ граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
Согласно п. 3 ч. 2, ч. 4 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за коммунальные услуги. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с ч. 1 ст. 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе.
Согласно ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Частью 2 ст. 157 ЖК РФ установлено, что размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
В силу ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требования закона, или иных нормативных актов.
Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, согласно заключенному 27 августа 2019 года между Усть-Камчатским сельским поселением в лице Управления имущественных и земельных отношений администрации Усть-Камчатского муниципального района и АО «Корякэнерго» концессионному соглашению в отношении объектов теплоснабжения и централизованной системы горячего водоснабжения, находящихся в муниципальной собственности Усть-Камчатского сельского поселения Усть-Камчатского муниципального района Камчатского края, АО «Корякэнерго» осуществляет поставку тепловой энергии и горячего водоснабжения в многоквартирные жилые дома Усть-Камчатского сельского поселения (л.д. 25-26).
Приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края от 30 августа 2016 года № 520 утверждены нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению при отсутствии приборов учета в Усть-Камчатском сельском поселении Усть-Камчатского муниципального района Камчатского края из расчета на отопительный период (л.д. 33).
Приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края от 16 ноября 2015 № 556 утверждены нормативы расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в муниципальных образованиях, расположенных в границах Усть-Камчатского муниципального района Камчатского края (л.д. 34).
Приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края от 10 августа 2017 № 566 утверждены нормативы потребления коммунальных услуг по холодному (горячему) водоснабжению в жилых помещениях в муниципальных образованиях, расположенных в границах Усть-Камчатского муниципального района Камчатского края (л.д. 35).
Постановлением региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края от 18.12.2019 № 362, с последующими изменениями, внесенными постановлением от 19.12.2019 № 427 и постановлением от 06.08.2021 №109 утверждены тарифы в сфере теплоснабжения, поставляемых АО «Корякэнерго» потребителям Усть-Камчатского сельского поселения Усть-Камчатского муниципального района на 2020-2024 год (л.д. 27-29, 30-31, 32).
Собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ являлся ФИО1, что подтверждается выпиской из ЕГРН (л.д. 54-55).
Согласно копии поквартирной карточки, в спорном жилом помещении по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ зарегистрированных лиц не значится (л.д. 58).
Общим собранием собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирном <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ принято решение о заключении прямых договоров о предоставлении коммунальных услуг: электроснабжение, водоснабжение, водоотведение, отопление, горячее водоснабжение между собственником помещения в указанном многоквартирном доме и ресурсоснабжающей организацией (л.д. 12).
Определением мирового судьи судебного участка № Усть-Камчатского судебного района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ отменен судебный приказ от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании с ФИО1 в пользу АО «Корякэнерго» задолженности по оплате коммунальных услуг за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 47 912 руб. 07 коп., пени за просрочку исполнения обязательства по оплате коммунальных услуг за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 7 217 руб. 07 коп., расходов по уплате государственной пошлины (л.д. 17).
АО «Корякэнерго» является юридическим лицом, осуществляет, в том числе деятельность по производству, передаче, распределению пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными, что следует из выписки из ЕГРЮЛ (л.д. 18, 20-24).
Согласно представленному расчету, задолженность ответчика по оплате коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составляет 47 912 руб. 07 коп.
Проверив расчёт истца о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг в спорный период в указанном размере, суд с ним соглашается, поскольку он произведен исходя из нормативов потребления коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению, в соответствии с установленными тарифами.
Поскольку ответчик доказательств, подтверждающих погашение задолженности, либо о наличии задолженности в меньшем размере не представил, суд удовлетворяет требования истца о взыскании с ответчика задолженности по оплате коммунальных услуг за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 47 912 руб. 07 коп.
Довод ФИО1 о том, что в указанном жилом помещении он не проживал, а сдавал на безвозмездной основе сыну, не является основанием для освобождения ответчика от уплаты коммунальных платежей, поскольку ответчик в период образовавшейся задолженности являлся собственником жилого помещения и в силу приведенных норм законодательства, именно на собственника жилого помещения возложена обязанность по оплате коммунальных услуг. При этом в силу ч. 11 ст. 155 ЖК РФ неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно ч. 14 ст. 155 ЖК РФ, лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.
В силу ч. 1 ст. 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
Как установлено в судебном заседании, обязательства ответчика по оплате коммунальных услуг не исполнены.
Истцом представлен расчет пени на указанную выше задолженность, с учетом уменьшения исковых требований, произведенный в соответствии с требованиями ст. 155 ЖК РФ, согласно которому размер пени на указанную задолженность за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составляет 4 719 руб. 78 коп. (л.д. 60).
Поскольку в установленный законом срок ответчик не производил оплату коммунальных услуг, требование истца о взыскании с ответчика пени за несвоевременную оплату коммунальных услуг, подлежит удовлетворению.
Вместе с тем, при определении размера пени, подлежащей взысканию с ответчика, суд исходит из следующего.
Статья 333 ГК РФ устанавливает, что если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку.
В пункте 39 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности" разъяснено, что пеня, установленная ч. 14 ст. 155 ЖК РФ, в случае ее явной несоразмерности последствиям нарушения обязательства, может быть уменьшена по инициативе суда, разрешающего спор.
Таким образом, гражданское и жилищное законодательство предусматривают неустойку, пеню в качестве способа обеспечения исполнения обязательств и меры имущественной ответственности за их неисполнение или ненадлежащее исполнение, а право снижения неустойки предоставлено суду в целях устранения явной несоразмерности размера неустойки, пени последствиям нарушенного права.
Учитывая обстоятельства дела, материальное положение ответчика, являющегося пенсионером по старости, возражения ответчика, суд приходит к выводу о снижении размера пени в соответствии со ст. 333 ГК РФ до 2500 руб., что будет способствовать восстановлению баланса между нарушенными правами истца и мерой ответственности, применяемой к ответчику.
Оценив в совокупности установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что исковые требования АО «Корякэнерго» к ФИО1 о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг и пени являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению, с учётом определенного судом размера взыскиваемой пени.
Согласно ст. 98 ГПК РФ стороне в пользу, которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
При подаче иска в суд, истцом была уплачена государственная пошлина в размере 927 руб. (л.д. 7).
В силу п. 13 ч. 1 ст. 333.20 Налогового кодекса РФ государственная пошлина в размере 924 руб., уплаченная истцом при подаче заявления о вынесении судебного приказа, который был отменен, подлежит зачету в счет подлежащей уплате государственной пошлины (л.д. 38, 39-40).
В связи с уменьшением исковых требований размер государственной пошлины, подлежащий уплате истцом, составляет 1 778 руб. 96 коп.
При таких обстоятельствах с ответчика в пользу истца подлежат взысканию судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 1 778 руб. 96 коп.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 333.40 Налогового кодекса РФ, уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью в случае уплаты государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено настоящей главой.
Поскольку АО «Корякэнерго» при подаче искового заявления в суд уплатило государственную пошлину в размере 1854 руб., исходя из цены иска 55 129 руб. 14 коп., при этом размер исковых требований истцом уменьшен, то государственная пошлина в размере 75 руб. 04 коп. (1854 – 1778,96) подлежит возврату истцу, как излишне уплаченная.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
иск акционерного общества «Корякэнерго» удовлетворить частично.
Взыскать с ФИО1 (ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ИНН №) в пользу акционерного общества «Корякэнерго» (ИНН 8202010020) задолженность по оплате коммунальных услуг за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 47 912 руб. 07 коп., пеню за просрочку исполнения обязательства по оплате коммунальных услуг за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 2500 руб., расходы по уплате государственной пошлины в размере 1778 руб. 96 коп., а всего взыскать 52 191 руб. 03 коп.
В удовлетворении остальной части исковых требований о взыскании пени акционерному обществу «Корякэнерго» - отказать.
Возвратить акционерному обществу «Корякэнерго» (ИНН 8202010020) государственную пошлину в размере 75 (семьдесят пять) руб. 04 коп., оплаченную ДД.ММ.ГГГГ (чек-ордер ПАО Сбербанк, отделение 8556/140, операция 4992), ДД.ММ.ГГГГ в ПАО Сбербанк по платежному поручению №.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Камчатский краевой суд через Усть-Камчатский районный суд Камчатского края в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий М.Р. Валеев
В окончательной форме решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.