32RS0027-01-2022-000108-65
Дело № 2-1965/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 мая 2022 года город Брянск
Советский районный суд города Брянска в составе
председательствующего судьи Сочень Т.Ю.,
при секретаре Нехаевой Ю.А.,
с участием представителя истца, действующего на основании доверенности, заместителя прокурора Володарского района г. Брянска Рожкова С.А.,
представителя ответчика, действующего на основании доверенности № 5-Д от 14.01.2022 г., Шаповалова А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Гордеевского района Брянской области в защиту неопределенного круга лиц к Государственному казенному учреждению «Управление автомобильных дорог Брянской области» о понуждении к совершению действий,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Гордеевского района Брянской области обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что в результате проведенной прокуратурой Гордеевского района Брянской области проверки соблюдения законодательства в сфере безопасности дорожного движения на автомобильной дороге регионального значения «Гордеевка - Медведовка» выявлены нарушения, связанные с ненадлежащим содержанием автомобильных дорог, а именно: на участке 0+300 м автодороги «Гордеевка-Медведовка» (ул. Калинина с. Гордеевка, Гордеевского р-на Брянской области) в нарушение требований п. 4.6.1.1. ГОСТ Р № Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие правила» на данном участке дороги, проходящей в границах населенного пункта с. Гордеевка, отсутствует стационарное искусственное освещение. Тем самым создается угроза жизни и здоровью граждан и несовершеннолетних со стороны движущихся по данным дорогам транспортных средств, которые в силу действующего гражданского законодательства относятся к категории источников повышенной опасности, что является недопустимым. На основании изложенного, истец просил суд обязать ГКУ «Управление автомобильных дорог Брянской области» обустроить стационарное искусственное освещение на участке региональной автомобильной дороги 0+300 м «Гордеевка-Медведовка» (ул. Калинина, с. Гордеевка, Гордеевского р-на Брянской области) в соответствие с п. 4.6.1.1. ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие правила».
Определением суда от 14.01.2022 г. в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, были привлечены МО МВД России «Клинцовский», Департамент финансов Брянской области, Правительство Брянской области, Администрация Гордеевского муниципального района Брянской области.
Определением суда от 08.04.2022 г. из числа третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, был исключен ОГИБДД МО МВД России Клинцовский.
Дело рассмотрено в порядке ст. 167 ГПК РФ, без участия неявившихся в судебное заседание представителей третьих лиц МО МВД России «Клинцовский», Департамента финансов Брянской области, Правительства Брянской области, Администрации Гордеевского муниципального района Брянской области, надлежащим образом извещенных о дате и месте проведения судебного заседания, не сообщивших суду об уважительных причинах своей неявки.
Представитель истца Рожков С.А. заявленные исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просил суд иск удовлетворить.
Представитель ответчика Шаповалов А.В. исковые требования не признал, суду пояснил, что выполнение работ по устройству линии стационарного наружного освещения на автодороге «Гордеевка–Медведовка» в с. Гордеевка Брянской области запланировано на 2029 г. При удовлетворении требований истца, просил суд установить срок исполнения решения суда до 31.12.2029 г.
Выслушав представителей сторон, изучив и оценив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно статье 3 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
В силу статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
В соответствии с частями 1, 5 статьи 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон) автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
К элементам обустройства автомобильных дорог относятся элементы обустройства автомобильных дорог - сооружения, к которым относятся дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры и другие устройства для регулирования дорожного движения, места отдыха, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, пункты весового и габаритного контроля транспортных средств, пункты взимания платы, стоянки (парковки) транспортных средств, сооружения, предназначенные для охраны автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений, тротуары, другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения, за исключением объектов дорожного сервиса.
В соответствии со статьей 12 указанного Федерального закона ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Согласно частьи 1 статьи 17 Федерального закона от 08 ноября 2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.
Федеральным законом от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании» урегулированы отношения, возникающие при разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, в том числе зданиям и сооружениям (далее - продукция), или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.
Техническое регулирование осуществляется, в том числе, в соответствии с принципом применения единых правил установления требований к процессам проектирования, производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ (статья 3 Федерального закона № 184-ФЗ).
Требования к обустройству автомобильных дорог общего пользования, предназначенных для повышения удобства и безопасности дорожного движения, регламентируются ГОСТом Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», утвержденным Приказом Ростехрегулирования № 270-ст от 23 октября 2007 года.
Согласно пункту 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007г. «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» усматривается, что стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах устраивают на участках, проходящих по населенным пунктам и за их пределами на расстоянии от них не менее 100 м.
В соответствии с постановлением Правительства Брянской области от 04 июня 2018 года № 286-п «Об утверждении перечней автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Брянской области» автомобильная дорога регионального значения «Гордеевка – Медведовка» Гордеевского района Брянской области (ул. Калинина, с. Гордеевка, Брянской области) является автомобильной дорогой общего пользования регионального значения, относится к 4 технической категории.
Как установлено судом, прокуратурой Гордеевского района Брянской области в результате проверки соблюдения законодательства в сфере безопасности дорожного движения на автомобильной дороге регионального значения «Гордеевка - Медведовка» выявлены нарушения, связанные с ненадлежащим содержанием автомобильных дорог, а именно: на участке 0+300 м автодороги «Гордеевка-Медведовка» (ул. Калинина с. Гордеевка, Гордеевского р-на Брянской области) в нарушение требований п. 4.6.1.1. ГОСТ Р № Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие правила», проходящей в границах населенного пункта с. Гордеевка, отсутствует стационарное искусственное освещение. Указанное обстоятельство подтверждается актом проверки.
При отсутствии стационарного электрического освещения создается угроза жизни и здоровью граждан и несовершеннолетних со стороны движущихся по данным дорогам транспортных средств, которые в силу действующего гражданского законодательства относятся к категории источников повышенной опасности, что является недопустимым.
01.10.2021 года прокуратурой Гордеевского района Брянской области в адрес начальника ГКУ «Управление автомобильных дорог Брянской области» было направлено представление об устранении выявленных нарушений законодательства о безопасности дорожного движения. Однако, выявленные нарушения до настоящего времени не устранены.
Согласно части 5 статьи 6 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к собственности субъекта Российской Федерации относятся автомобильные дороги, которые включены в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения либо перечень автомобильных дорог необщего пользования регионального или межмуниципального значения, утверждаемые высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1.5 Устава ГКУ «Управление автомобильных дорог Брянской области» от 31 декабря 2010 года, данное учреждение является государственным учреждением, созданным в целях реализации областной государственной политики в сфере автомобильных дорог общего пользования и дорожной деятельности, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств областного бюджета на основании бюджетной сметы.
Согласно пункту 2.1.2 Устава учреждение осуществляет свою деятельность в целях обеспечения контроля за поддержанием автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения в состоянии обеспечивающем эффективную работу транспортных средств и безопасность движения.
При этом, учреждение осуществляет свою деятельность, в том числе, по следующим основным направлениям: анализ состояния областной дорожной сети с использованием различных форм контроля, технического обслуживания и испытания дорог и сооружений на них, стратегическое долгосрочное и текущее планирование развития сети автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения (пункт 2.2.1 Устава); анализ состояния искусственных сооружений на автомобильных дорогах общего пользования регионального и межмуниципального значения с использованием различных форм контроля, технического обслуживания, их испытания (пункт 2.2.2 Устава); реализация мер по совершенствованию материально-технической базы дорожной отрасли области (пункт 2.2.4 Устава); разработка и осуществление мер по обеспечению безопасности и бесперебойного движения транспортных средств, повышению пропускной способности и благоустройству автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения и сооружений на них, разработка и осуществление мер по охране окружающей среды, организации движения и информации пользователей об условиях движения по автомобильным дорогам (пункт 2.2.6 Устава).
Соответственно, содержание автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения отнесено к обязанности ГКУ «Управление автомобильных дорог Брянской области».
Согласно п. 1.3. Устава, функции и полномочия учредителя учреждения от имени Брянской области осуществляет Департамент строительства и архитектуры Брянской области (в настоящее время Департамент строительства Брянской области). Данный департамент выполняет также функции и полномочия главного распорядителя финансовых средств учреждения.
В соответствие с пунктом 3.41. Положения о Департаменте строительства Брянской области, утвержденного указом Губернатора Брянской области от 17 августа 2017 года № 139, Департамент является главным распорядителем средств областного бюджета в сфере дорожного хозяйства. Также он в пределах компетенции участвует в осуществлении мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения (пункт 3.42).
Таким образом, ответчики в пределах своей компетенции и уставных целей обязаны организовать работы по устранению выявленных нарушений законодательства о безопасности дорожного движения.
В соответствии с частью 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований либо возражений.
Доказательств, свидетельствующих о выполнении требований истца, суду не представлено.
Учитывая приведенные требования закона, изложенные обстоятельства, суд находит заявленные прокурором Гордеевского района Брянской области требования в защиту неопределенного круга лиц к ГКУ «Управление автомобильных дорог Брянской области» о понуждении установить стационарное электрическое освещение (автодорога Гордеевка-Медведовка), ввиду того, что указанные нарушения законодательства в области дорожного движения могут повлечь дорожно-транспортные происшествия, увеличивают риск аварийной ситуации на автодороге, угрожают здоровью и жизни неопределенного круга лиц – населению Гордеевского района Брянской области, а также безопасности иных участников дорожного движения, подлежащими удовлетворению.
При этом суд, в порядке статьи 204 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с учетом мнения представителя прокуратуры Гордеевского района Брянской области, учитывая объем финансовых затрат, а также работ, необходимых для устранения указанных нарушений законодательства, считает необходимым установить срок исполнения решения суда до 19.05.2023 г.
На основании изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора Гордеевского района Брянской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц о понуждении к совершению действий.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Гордеевского района Брянской области в защиту неопределенного круга лиц к Государственному казенному учреждению «Управление автомобильных дорог Брянской области» о понуждении к совершению действий удовлетворить.
Обязать Государственное казенное учреждение «Управление автомобильных дорог Брянской области» в пределах своей компетенции в срок до 19.05.2023 года обустроить стационарное искусственное освещение на участке региональной автомобильной дороги 0+300 м «Гордеевка-Медведовка» (ул. Калинина, с. Гордеевка Гордеевского р-на Брянской области) в соответствие с п. 4.6.1.1. ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие правила».
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд через Советский районный суд г. Брянска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Советского районного суда г. Брянска Т.Ю. Сочень
Мотивированное решение суда изготовлено 26.05.2022 г.