УИД: 91RS0009-01-2023-004012-70
Дело № 2-2551/2023
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
05 декабря 2023 года г. Евпатория
Евпаторийский городской суд Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Лантратовой А.И.
при секретаре судебного заседания Хайбердыевой Л.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Оразовой Лейлы Эюповны к Администрации города Евпатории Республики Крым, Департаменту имущественных и земельных отношений администрации города Евпатории Республики Крым, Департаменту городского хозяйства администрации города Евпатории Республики Крым о признании права на приватизацию жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Оразова Лейла Эюповна обратилась в Евпаторийский городской суд Республики Крым с исковым заявлением к Администрации города Евпатории Республики Крым, Департаменту имущественных и земельных отношений администрации города Евпатории Республики Крым, Департаменту городского хозяйства администрации города Евпатории Республики Крым о признании права на приватизацию жилого помещения.
Требования мотивированы тем, что в соответствии с договором социального найма жилого помещения № от 11.07.2016 года истцу было передано в бессрочное владение и пользование жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности по адресу: <адрес>. Указанное жилое помещение состоит из 1 комнаты в коммунальной квартире (доме), общей площадью 25,0 кв.м., жилой площадью 18,3 кв.м., что соответствует данным, внесенным в технический паспорт по состоянию на 29.11.1986 года и сведениям об объекте недвижимости внесенным в ЕГРН. Квартира № в <адрес> в <адрес> принадлежит администрации г. Евпатории в соответствии с Постановлением Государственного Совета Республики Крым от 03.09.2017 г. № 2479/14 «О некоторых вопросах национализации имущества», распоряжением Совета министров Республики Крым от 11.11.2014 года № 1177-р «О передаче имущества». В соответствии с постановлением администрации г. Евпатории Республики Крым от 12.02.2015 года № 53-п «О приеме имущества из собственности Республики Крым и закреплении его за муниципальными унитарными предприятиями» и актом приема-передачи от 16.03.2015 года, национализированное в государственную собственность Республики Крым имущество по <адрес> принято в собственность муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым со статусом - общежитие, за исключением жилых и нежилых помещений, принадлежащих физическим лицам на правах частной собственности. На основании указанных нормативно-правовых актов муниципальным образованием городской округ Евпатория Республики Крым в Едином государственном реестре недвижимости зарегистрировано - 775/1000 доли от нежилого здания - общежития по адресу <адрес>.
Указанное жилое помещение является для меня единственным жильем. В данном помещении я проживаю с 2002 года, до заключения договора социального найма. Данное обстоятельство подтверждается копией договора социального найма, справкой о составе семьи. Кроме того, указанное обстоятельство будет подтверждено свидетельскими показаниями.
Указывает, что в сентябре 2023 года истец обратилась в Департамент земельных и имущественных отношений администрации г. Евпатории с заявлением о получении услуги «Приватизация (деприватизация) жилых помещений муниципального образования г. Евпатории» и предоставила следующий пакет документов: копию договора социального найма, технический паспорт, копию паспорта, копию выписки ЕГРН, справку ГУП РК БТИ о том, что за ней не зарегистрировано право собственности. 09.10.2023 года истцом было получено уведомление № об отказе в предоставлении муниципальной услуги «Приватизация (деприватизация) жилых помещений муниципального образования г. Евпатории». Отказ был мотивирован тем, что истец не имеет права приватизировать спорное жилое помещение с отсылкой на ст. 4 ФЗ от 04.07.1991 года № 1541-1-ФЗ « О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации, т.к. общежитие, в котором находится спорное помещение является нежилым и находится в аварийном состоянии в соответствии с заключением об оценке соответствия помещения № 389-МВК от 15.11.2016 года, которым определен класс помещения - ограничено-работоспособное, подлежащее ремонту без выселения жильцов. Кроме того, было разъяснено, что администрация г. Евпатории после проведения соответствующих ремонтных работ планирует перевести нежилое здание из статуса общежития в статус жилого дома, после чего она сможет получить право на приватизацию.
Считает, что жилой дом <адрес> утратил свой статус общежития в связи с ликвидацией собственника «Евпаторияжилстрой» после принятия Федерального Конституционного закона от 21.03.2014 г. № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов Республики Крым и города федерального значения Севастополя». В связи с этим у истца возникло право на приватизацию квартиры и это право не зависит от смены собственника. Кроме того, спорное помещение не относится к объектам, приватизация которых не допускается законом.
Считаю, что позиция администрации г. Евпатории противоречит нормам действующего жилищного законодательства и нарушает ее законное право на жилье, поскольку она на законных основаниях занимает спорное жилое помещение, приобрела право пользования жилым помещением на условиях договора социального найма, ранее своего права на приватизацию жилья не использовала, квартира не относится к числу жилых помещений, приватизация которых не допускается законом. При таких обстоятельствах, в соответствии с положениями статьи 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» С. у истца возникло право приобрести его в собственность.
Просит суд признать за Оразовой Лейлой Эюповной, право на приватизацию жилого помещения - квартиры <адрес>, общей площадью 25,0 кв.м., жилой площадью 18,3 кв.м.
В судебное заседание истец Оразова Л.Э., не явилась, извещалась надлежащим образом, направила в адрес суда заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, заявленные исковые требования поддерживает в полном объеме, просит их удовлетворить.
Представитель ответчика Администрации г. Евпатории в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, направил в адрес суда ходатайство, согласно которого просил рассмотреть дело в его отсутствие, принять решение в соответствии с действующим законодательством.
Представители ответчиков Департамента имущественных и земельных отношений администрации города Евпатории Республики Крым, Департамента городского хозяйства администрации города Евпатории Республики Крым в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом, причины неявки суду не известны.
Изучив материалы дела, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
На основании ст. ст. 35 и 40 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Каждый имеет право на жилище, и никто не может быть произвольно лишен жилища.
Согласно ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
В соответствии со ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему (пп. 1 п. 1); из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности (пп. 3 п. 1); в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом (пп. 4 п. 1).
Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем признания права, признание судом принадлежности права конкретному лицу, служит основанием для разрешения возникших спорных ситуаций.
Из материалов дела следует, что 11.07.2016г. между администрацией г. Евпатории Республики Крым и Оразовой Л.Э. заключен договор социального найма жилого помещения №, предметом которого является передача нанимателю в бессрочное владение и пользование изолированного жилого помещения, находящегося в муниципальной собственности, состоящего из 1 комнаты в коммунальной квартире (доме), общей площадью 25,0 кв.м., в том числе жилой площадью 18,3 кв.м. по адресу: <адрес>, для проживания в нем. (л.д. 7-8)
Из справки № от 14.11.2017г., выданной филиалом ГУП РК «Крым БТИ» в г. Евпатории следует, что исходя из архивных данных материалов инвентарного дела, право собственности на объект недвижимого имущества, расположенного по адресу: <адрес> за Оразовой Лейлой Эюповной не зарегистрировано. (л.д. 10)
Из справки о составе семьи и регистрации № от 03.10.2023г. следует, что Оразова Лейла Эюповна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, прописана по адресу: <адрес> 12.07.2016г. и является нанимателем. (л.д. 18)
О регистрации истца по указанному адресу свидетельствуют и сведения, содержащиеся в ее паспорте гражданина Российской Федерации. (л.д. 44)
В соответствии со ст. 10 ЖК РФ, жилищные права и обязанности возникают из оснований предусмотренных Жилищным Кодексом, другими федеральными законами и иными актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности.
В силу ч. 3 ст. 11 ЖК РФ, защита жилищных прав осуществляется путем признания жилищного права, восстановления положения, существовавшего до нарушения жилищного права, и пресечения действий, нарушающих это право или создающих угрозу его нарушения, прекращения или изменения жилищного правоотношения.
Статья 49 ЖК РФ предусматривает, что основанием для занятия жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде, является договор социального найма.
Согласно ст. 15 ЖК РФ объектами жилищных прав являются жилые помещения. Жилым помещением признается изолированное жилое помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
Статьей 62 ч. 1 ЖК РФ разъяснено, что предметом договора социального найма жилого помещения должно быть жилое помещение (жилой дом, квартира, часть жилого дома или квартиры).
В силу ст. 16 ЖК РФ – К жилым помещениям относятся: жилой дом, часть жилого дома; квартира, часть квартиры; комната. Комнатой признается часть жилого дома или квартиры, предназначенная для использования в качестве места непосредственного проживания граждан в жилом доме или квартире.
В соответствии со ст. 60 ЖК РФ, по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.
Из материалов дела следует, что сентябре 2023 года истец обратилась в Департамент имущественных и земельных отношений администрации г. Евпатории с заявлением о получении услуги «Приватизация (деприватизация) жилых помещений муниципального образования г. Евпатории» предоставив следующий пакет документов: копию договора социального найма, технический паспорт, копию паспорта гражданина РФ, копию выписки ЕГРН, справку ГУП РК «Крым БТИ» в г. Евпатории о том, что за истцом не зарегистрировано право собственности.
В уведомлении Департамента имущественных и земельных отношений от 09.10.2023г. об отказе в предоставлении муниципальной услуги «Передача в собственность граждан занимаемых ими жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности (приватизация жилого фонда), муниципального образования», истцу отказано в передаче в собственность в порядке приватизации жилого помещения муниципального жилищного фонда муниципального образования городской округ Евпатория, расположенного по адресу: <адрес> на основании того, что в соответствии с п.13, пп.13.2 административного регламента предоставления муниципальной услуги «Передача в собственность граждан занимаемых ими жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности (приватизация жилого фонда), муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым», к исчерпывающему перечню оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги, относится - «жилое помещение находится в аварийном состоянии, в общежитии, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящихся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения». Истцу разъяснено, что Постановлением Государственного Совета Республики Крым от 03.09.2017г. №2479-6/14 «О некоторых вопросах национализации имущества», распоряжением Совета Министров Республики Крым от 11.11.2014г. №1177-р «О передаче имущества», актом приема-передачи от 16.03.2015г., национализированное в государственную собственность Республики Крым имущество по <адрес> принято в собственность муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым со статусом - общежитие, за исключение жилых и нежилых помещений, принадлежащих физическим лицам на правах частной собственности. На основании указанных нормативно-правовых актов муниципальным образованием городской округ Евпатория Республики Крым в Едином государственном реестре недвижимости зарегистрировано - 775/1000 доли от нежилого здания - общежития по адресу: <адрес>.
Для дальнейшего изменения статуса на многоквартирный дом администрацией <адрес> Республики Крым была разработана дорожная карта, создана рабочая группа, а также проведена инвентаризация муниципального имущества, расположенного в общежитиях, в том числе муниципального имущества по <адрес>.
Сведения о проведенной инвентаризации муниципального имущества внесены в ведомости инвентаризации муниципальных помещений, которые будут утверждаться правовым актом администрации города Евпатории Республики Крым, для дальнейшего выдела муниципальных помещений из состава общей долевой собственности в судебном порядке.
В настоящее время согласована и утверждена постановлением администрации города Евпатории Республики Крым только ведомость инвентаризации по муниципальному имуществу, расположенному в нежилом здании - общежитии по <адрес>, на основании которой отдел юридического обеспечения администрации города Евпатории Республики Крым подготавливает материалы для подачи соответствующего искового заявления.
Результаты рассмотрения инвентаризации завершенной по <адрес> планировалось взять за основу при завершении инвентаризации по остальным общежитиям, в том числе по <адрес>. После завершения всех пунктов дорожной карты гражданам, занимающим на законных основаниях жилые муниципальные помещения, а также заключившим договоры социального найма, будет предоставляться муниципальная услуга «Передача в собственность граждан занимаемых ими жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности (приватизация жилого фонда), муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым».
Кроме того, после изменения статуса объекта с нежилого здания - общежития, на статус - многоквартирный дом и выдела муниципальных объектов в отдельные индивидуально - определенные объекты учета в судебном порядке будет предоставляться муниципальная услуга «Передача в собственность граждан занимаемых ими жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности (приватизация жилого фонда), муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым» на общих основаниях. (л.д. 9)
В соответствии со ст.1 Федерального конституционного закона Российской Федерации от 21 марта 2014 года №6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» Республика Крым принята в Российскую Федерацию.
Согласно ст. 23 Федерального Конституционного закона «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.
В соответствии со ст. 10 Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов» настоящий Договор временно применяется с даты подписания (18 марта 2014 года) и вступает в силу с даты ратификации.
Согласно Постановления Государственного Совета Республики Крым от 03.09.2014 № 2479-6/14 «О некоторых вопросах национализации имущества» - домовладение <адрес> общей площадью 5921,6 кв.м., являющееся общежитием, расположенное на территории муниципального образования городской округ Евпатория, за исключением жилых и нежилых помещений, принадлежащих физическим лицам на праве частной собственности путем изъятия национализировано в собственность Республики Крым.
Общежитие, расположенное по адресу <адрес>, по распоряжению Совета Министров Республики Крым от 11.11.2014 года №1177-р, передано из собственности Республики Крым в муниципальную собственность городского округа Евпатория.
Согласно Постановления Администрации города Евпатория от 06.04.2017 года №854-п «О реорганизации муниципальных унитарных предприятий» спорное домовладение принято из собственности Республики Крым и закреплено на праве хозяйственного ведения за муниципальным унитарным предприятием «Управком «Уют».
Согласно выписке из ЕГРН за муниципальным образованием городской округ Евпатория Республики Крым зарегистрировано право собственности на 775/1000 долей недвижимого имущества, расположенного по адресу: <адрес>.
В соответствии с п. 1 ст. 92 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся жилые помещения в общежитиях.
В силу ст. 94 ЖК РФ жилые помещения в общежитиях предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения. Под общежития предоставляются специально построенные или переоборудованные для этих целей дома либо части домов.
Документы, а также дата и основания включения данного жилого дома в состав специализированного жилищного фонда как общежитие муниципального образования г. Евпатория не представлены суду. Предыдущий собственник общежития - трест «Евпаториястрой» ликвидирован.
Требованиями ст. 7 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Согласно статье 2 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» - Граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
В силу статьи 11 указанного Закона - каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
В соответствии со статьей 6 данного Закона передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которым передан жилищный фонд.
Согласно статье 18 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» - При переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений.
В соответствии с пунктом 4 разъяснений, содержащихся в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 августа 1993 года № 8 «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» - решая вопрос о правомерности отказа в приватизации жилого помещения, находящегося в ведомственном жилищном фонде, необходимо учитывать, что в соответствии со ст. 18 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (в редакции Закона Российской Федерации от 23 декабря 1992 г.) переход государственных и муниципальных предприятий в иную форму собственности либо их ликвидация не влияют на жилищные права граждан, проживающих в домах таких предприятий и учреждений, в том числе и на право бесплатной приватизации жилья.
Таким образом, судом достоверно установлено, что жилой <адрес>, утратил свой статус как общежитие в связи с ликвидацией собственника треста «Евпаторияжилстрой» и передачей его в муниципальную собственность. В результате чего у истца возникло право на приватизацию и это право не зависит от смены собственника.
В соответствии со ст. 16 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» -приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с настоящим Законом. При этом за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда в порядке, установленном жилищным законодательством Российской Федерации.
В силу статьи 8 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» - решение вопроса о приватизации жилых помещений должно приниматься по заявлениям граждан в двухмесячный срок со дня подачи документов.
Как следует из разъяснений, приведенных в пункте 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 августа 1993 года № 8 «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим законом условиях, если они обратились с таким требованием.
Как усматривается из технического паспорта жилого помещения <адрес>, расположенного по адресу: <адрес>, жилое помещение имеет общую площадь 25,0 кв.м., состоит из комнаты <адрес>, жилой площадью 18,3 кв.м. и является изолированным. (л.д. 11-14)
Согласно выписке из ЕГРН от 23.01.2018г. <адрес>, расположенная в <адрес> в <адрес>, жилой площадью 18,3 кв.м. имеет назначение – жилое и ей присвоен кадастровый номер №, сведения о зарегистрированных правах отсутствуют. То есть спорный объект недвижимости идентифицирован в установленном порядке. (л.д. 16)
Из представленных суду доказательств следует, что истцом были соблюдены все предусмотренные законом условия, дающие право на приватизацию жилого помещения, поскольку она занимает его на основании договора социального найма, ранее участия в приватизации не принимала, комната не относится к числу жилых помещений, приватизация которых не допускается законом.
При таких обстоятельствах исковые требования Оразовой Л.Э. о признании права на приватизацию жилого помещения – <адрес>, общей площадью 25,0 кв.м., жилой площадью 18,3 кв.м., расположенную по адресу: <адрес> подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Оразовой Лейлы Эюповны к Администрации города Евпатории Республики Крым, Департаменту имущественных и земельных отношений администрации города Евпатории Республики Крым, Департаменту городского хозяйства администрации города Евпатории Республики Крым о признании права на приватизацию жилого помещения – удовлетворить.
Признать за Оразовой Лейлой Эюповной, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право на приватизацию жилого помещения - квартиры № №, кадастровый №, расположенной по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым путем подачи апелляционной жалобы через Евпаторийский городской суд Республики Крым в течение месяца.
Судья А.И. Лантратова