Копия
№2-623/2024
70RS0004-01-2023-006521-26
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
04 апреля 2024 года Советский районный суд г. Томска в составе:
председательствующего судьи Перелыгиной И.В.
при секретаре Вернер В.В.,
при участии представителя ответчика ФКУ «Военный комиссариат Томской области» Изотовой С.С., представителя ответчика Департамента по управлению государственной собственностью Томской области Лугина И.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Томске гражданское дело по иску Чуркина ФИО9 к ФКУ «Военный комиссариат Томской области», Департаменту по управлению государственной собственностью Томской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности предоставить жилое помещение,
УСТАНОВИЛ:
Чуркин С.С. обратился в суд с исковым заявлением к ФКУ «Военный комиссариат Томской области» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности предоставить жилое помещение.
В обоснование иска указано, что истец является инвалидом II группы, в связи с чем, обратился в ОГБУ «ДИМ Каргасокского района» за социальной услугой. С ДД.ММ.ГГГГ до настоящего времени зарегистрирован по адресу: <адрес> по месту нахождения социального учреждения. По указанному адресу до момента ликвидации ДД.ММ.ГГГГ находилось ОГБУ «ДИМ Каргасокского района» с основным видом деятельности по уходу за престарелыми и инвалидами с обеспечением проживания. Ввиду ликвидации учреждения социальные услуги истцу данным учреждением не предоставляются. Помещение, расположенное по адресу: <адрес>, передано в безвозмездное пользование ФКУ «Военный комиссариат Томской области». Полагает, что бездействие ФКУ «Военный комиссариат Томской области», выразившееся в непредоставлении иного жилого помещения, свидетельствует о нарушении жилищных прав истца. С учетом вышеизложенного, просит на основании ст. 87 ЖК РФ обязать ответчика предоставить истцу благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным требованиям и находящееся в черте с.Каргасок.
Департамент по управлению государственной собственностью Томской области привлечен в качестве соответчика определением суда от 19.01.2024 на основании абз.2 ч.3 ст. 40 ГПК РФ.
Истец Чуркин С.С., надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения гражданского дела, в судебное заседание не явился, об отложении судебного разбирательства не просил.
Участвуя в судебном заседании 18.03.2024, истец пояснил суду, что с 2014 до 2018 года проживал доме-интернате, проживал в комнате с 2-3 соседями, пользовался социальными услугами по уходу на общем основании, весной 2018 года в связи с закрытием социального учреждения его выселили из занимаемого помещения, иное жилое помещение предоставлено не было. В органы местного самоуправления с заявлением о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий, признании малоимущим не обращался, не обращался в органы социальной защиты с заявлением о помещении в учреждение социальной защиты, также не обращался в военный комиссариат с требованием о предоставлении иного жилого помещения. Обращался к должностным лицам в устном порядке, но защиты прав не получил. От матери и дяди остались жилые помещения, однако, оформлены ли они на него, истца, и в каком состоянии находятся, пояснить не смог. Отметил, что последние полгода проживает в гостинице ввиду отсутствия жилья. Считает, что ему должно быть предоставлено отдельное жилое помещение на основании договора социального найма.
В судебном заседании представитель ответчика ФКУ «Военный комиссариат Томской области» Изотова С.С. просила в удовлетворении исковых требований отказать, поддержала позицию, изложенную в отзыве на исковое заявление, суть которой сводится к следующему. ФКУ «Военный комиссариат Томской области» осуществляет свою деятельность на основании Указа Президента Российской Федерации от 07.12.2012 № 1609 «Об утверждении Положения о военных комиссариатах». На основании постановления Законодательной Думы Томской области от 27.09.2018 № 1273 и Договора безвозмездного пользования недвижимым имуществом, находящимся в государственной собственности Томской области № от ДД.ММ.ГГГГ, Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Томской области» предоставлено в безвозмездное пользование недвижимое имущество, расположенное по адресу: <адрес>. К деятельности Военного комиссариата Томской области не относится социальное обслуживание и обеспечение жилым помещением нуждающихся граждан. Гражданину следует обратится в органы местного самоуправления по месту жительства для постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий на основании ст.3 Закона Томской области от 08.06.2005 №91-ОЗ.
В судебном заседании представитель ответчика Департамента управления государственной собственностью Томской области Лугин И.Е. возражал против удовлетворения заявленных требований, поддержал позицию, изложенную в отзыве на исковое заявление, суть которой сводится к следующему. Чуркин С.С. признан нуждающимся в стационарном социальном обслуживании и находился в ОГБУ «Дом-интернат» с ДД.ММ.ГГГГ с оформлением регистрации по месту нахождения в ОГБУ «Дом-интернат» по адресу: <адрес>. Договор о предоставлении социальных услуг с Чуркиным С.С. расторгнут ДД.ММ.ГГГГ с прекращением стационарного социального обслуживания в жилом помещении ввиду неоднократного нарушения условий договора о предоставлении социальных услуг, в связи с чем полагает, что основания для предоставления благоустроенного жилого помещения и сохранения за ответчиком регистрации в жилом здании отсутствуют. Согласно сведениям ОГКУ “Центр социальной поддержки населения Каргасокского района” Чуркин С.С. уклонялся от добровольного прекращения регистрации по адресу: <адрес>, в связи с чем, его регистрация сохранена до настоящего времени. Данные обстоятельства выявлены департаментов в ходе рассмотрения настоящего дела, в Каргасокский районный суд Томской области подан иск о признании Чуркина С.С. утратившим право пользования помещением и снятии с регистрационного учета.
Третье лицо администрация Каргасокского сельского поселения, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения гражданского дела, в судебное заседание не явилась, представила заявление с просьбой рассмотреть дело в отсутствие представителя. Ранее представителем третьего лица Сорокиной Г.В. представлен письменный отзыв на исковое заявление, согласно которому исковые требования не подлежат удовлетворению. Третье лицо полагает, что истец вправе реализовать свое право на жилье путем обращения в орган местного самоуправления по месту жительства для принятия на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма.
Третье лицо администрация Каргасокского района Томской области, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения гражданского дела, в судебное заседание не явилась, представила заявление с просьбой рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Третье лицо ОГКУ “Центр социальной поддержки населения Каргасокского района”, надлежащим образом извещенное о месте и времени рассмотрении дела, в суд своего представителя не направило.
Суд на основании ст. 167 ГПК РФ определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав пояснения представителей ответчиков, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Право на жилище и охрану здоровья относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется статьями 40, 41 Конституции Российской Федерации. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.
В силу ч.3 ст.40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.
Согласно ст. 10 ЖК РФ жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают:
1) из договоров и иных сделок, предусмотренных федеральным законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных федеральным законом, но не противоречащих ему;
2) из актов государственных органов и актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей;
3) из судебных решений, установивших жилищные права и обязанности;
4) в результате приобретения в собственность жилых помещений по основаниям, допускаемым федеральным законом;
5) из членства в жилищных или жилищно-строительных кооперативах;
6) вследствие действий (бездействия) участников жилищных отношений или наступления событий, с которыми федеральный закон или иной нормативный правовой акт связывает возникновение жилищных прав и обязанностей.
В соответствии со ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В силу положений ст.52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии.
В силу ст. 87 ЖК РФ если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
Судом установлено, Чуркин С.С. зарегистрирован по адресу <адрес> ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ от ДД.ММ.ГГГГ в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес> находилось Областное государственное бюджетное учреждение «Дом-интернат милосердия Каргасокского района» (ОГБУ ДИМ Каргасокского района).
На основании Распоряжения Администрации Томской области № от ДД.ММ.ГГГГ данное учреждение ликвидировано (запись ГРН ... от ...). Основным видом деятельности являлась деятельность по уходу за престарелыми и инвалидами с обеспечением проживания.
Согласно выписке из Реестра государственного имущества Томской области от ДД.ММ.ГГГГ и распоряжения Департамента по управлению государственной собственностью Томской области от ДД.ММ.ГГГГ № жилое здание по адресу: <адрес>, площадью ... кв.м. входит в перечень государственного имущества Томской области.
Постановлением Законодательной Думы Томской области от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении государственного имущества Томской области в безвозмездное пользование Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Томской области» жилое здание по адресу: <адрес>, площадью ... кв.м., условный № передано в безвозмездное пользование ФКУ «Военный комиссариат Томской области».
Согласно договору безвозмездного пользования недвижимым имуществом, находящимся в государственной собственности Томской области от ДД.ММ.ГГГГ жилое здание по адресу: <адрес>, площадью ... кв.м., условный № передано ФКУ «Военный комиссариат Томской области» на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно ответа ОГКУ «Центр социальной поддержки населения Каргасокского района» от ДД.ММ.ГГГГ, предоставленной по запросу суда следует, что истец был признан нуждающимся в стационарном социальном обслуживании согласно ФЗ №442-ФЗ “Об основах социального обслуживания граждан в РФ”, закону Томской области №127-ОЗ “Об организации социального обслуживания граждан в Томской области” и находился в ОГБУ Дом-интернат милосердия Каргасокского района по адресу: <адрес> период с ДД.ММ.ГГГГ до момента расторжения договора по проживанию и социальному обслуживанию - ДД.ММ.ГГГГ, после чего Чуркин С.С. утратил право пользование помещением по адресу: <адрес>. Основанием для расторжения договора по проживанию и социальному обслуживанию послужило неоднократное нарушение условий договора и правил внутреннего распорядка учреждения.
Согласно ответа ОГКУ «Центр социальной поддержки населения Каргасокского района» от ДД.ММ.ГГГГ, предоставленного по запросу суда, ДД.ММ.ГГГГ Чуркин С.С. обращался в ОГКУ «Центр социальной поддержки населения Каргасокского района» с заявлением о предоставлении социальной услуги в виде стационарного социального обслуживания.
Распоряжением Департамента социальной защиты населения Томской области от ДД.ММ.ГГГГ № истцу отказано в предоставлении социального обслуживания в связи с отсутствием обстоятельств, указанных в ст.15 Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации».
Из ответа администрации Каргасокского района Томской области от ДД.ММ.ГГГГ следует, что сведения о признании Чуркина С.С. малоимущим, нуждающимся в улучшении жилищных условий в администрации отсутствуют. Ранее Чуркину С.С. на основании договора передачи квартир в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ была передана квартира по адресу: <адрес>, где он проживал с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Решением Каргасокского районного суда Томской области от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, установлен факт принятия Чуркиным С.С. наследства, открывшегося после смерти Чуркина Геннадия ФИО10. Решением суда установлено, что ФИО2 приходился дядей ФИО3, с мая ... по октябрь ... года Чуркин С.С. проживал по адресу: <адрес>, в жилом доме, владельцем которого являлся его родственник, умерший ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно данных сайта Каргасоксого районного суда Томской области, а также представленной копии искового заявления в производстве суда находится дело по иску Департамента управления государственной собственностью Томской области к Чуркину ФИО11 о признании утратившим права пользования жилым помещением в доме системы социального обслуживания граждан и снятии с регистрационного учета по адресу: <адрес>.
Полномочия и компетенция Департамента управления государственной собственностью Томской области предусмотрены Положением, утверждённым Постановлением Губернатора Томской области от 11.06.2013 N 68.
В соответствии с п.п.1,2 Положения департамент является исполнительным органом Томской области, целью деятельности которого является организация эффективного управления и распоряжения государственным имуществом Томской области.
Федеральное казенное учреждение “Военный комиссариат Томской области” осуществляет свою деятельность на основании Указа Президента РФ от 07.12.2012 №1609 “Об утверждении Положения о военных комиссариатах”.
Военный комиссариат создается в субъекте Российской Федерации в целях обеспечения исполнения гражданами воинской обязанности, организации и проведения мобилизационной подготовки и мобилизации, реализации права граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, членов семей погибших (умерших) военнослужащих на социальные гарантии, включая пенсионное обеспечение, а также в целях реализации гарантий погребения погибших (умерших) военнослужащих и иных категорий граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч.2 Положения о военных комиссариатах).
Судом установлено, что Чуркин ФИО12 в установленном порядке нуждающимся в предоставлении жилого помещения не признан, на соответствующем учете не состоит, жилые помещения, находившиеся (находящиеся) в пользовании (владении) истца в установленном порядке непригодными для проживания не признавались, истец также не состоял и не состоит в трудовых, служебных, договорных (деликтных) отношениях с ответчиками.
Регистрация по месту пребывания в социальном учреждении (Дом-интернат милосердия с.Каргасок) возникла у Чуркина С.С. на основании положений Федерального Закона от 28.12.2013 №442-ФЗ “Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации”, которые не предусматривают право получателей социальных услуг на приобретение жилого помещения на праве социального найма (либо ином праве) после прекращения (расторжения) договора о предоставлении социальных услуг в стационарной форме.
Таким образом, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований о признании незаконным бездействия и возложении на ФКУ «Военный комиссариат Томской области» и Департамент по управлению государственным имуществом Томской области обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным требованиям и находящееся в черте с.Каргасок.
Суд отмечает, что истец не лишен возможности на реализацию своих законных интересов путем обращения в органы местного самоуправления Каргасокского района с заявлениями о защите жилищных прав (например, о признании нуждающимся в предоставлении жилого помещения), путем обращения в органы социальной защиты о предоставлении социальных услуг, а также иными способами.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Чуркина ФИО13, ДД.ММ.ГГГГ г.р., к ФКУ «Военный комиссариат Томской области», Департаменту управления государственной собственностью Томской области о признании незаконным бездействия по непредоставлению жилого помещения, возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным требованиям и находящееся в черте с.Каргасок, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд г. Томска в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья И.В. Перелыгина
Мотивированный текст изготовлен 11.04.2024.