Дело №2-356/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
16 февраля 2018 года г. Калининград
Ленинградский районный суд г. Калининграда в составе:
председательствующего судьи Чашиной Е.В.,
при секретаре Федосееве Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Саночкина С.В. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Калининграде Калининградской области (межрайонное) о признании незаконным и отмене решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, включении периодов работы в специальный стаж, назначении досрочной страховой пенсии,
третье лицо – Федеральное казенное учреждение «Северо-Западный авиационный поисково-спасательный центр»,
У С Т А Н О В И Л:
Саночкин С.В. обратился в суд с исковым заявлением к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Калининграде Калининградской области (межрайонное) о признании незаконным и отмене решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, включении периодов работы в специальный стаж, назначении досрочной страховой пенсии, указав в обоснование заявленных требований, что он ДД.ММ.ГГГГ обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании п.16 ч.1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», представил необходимые документы, однако решением комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано в назначении данной пенсии по причине отсутствия специального стажа, который вместо требуемого стажа 15 лет составил <данные изъяты>. При этом из подсчета данного стажа необоснованно были исключены периоды его нахождения в командировках во время работы в Поисково-спасательном отряде МЧС России по Калининградской области – филиале ФГКУ «Северо-Западный региональный поисково-спасательный отряд МЧС России» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ до присвоения квалификации спасателя. Кроме того, ответчиком необоснованно было отказано во включении в специальный стаж периода его работы в должности спасателя в Калининградской региональной поисково-спасательной базе Калининградского филиала ФКУ «Северо-Западный авиационный поисково-спасательный центр» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Просил признать незаконным решение пенсионного органа об отказе в назначении пенсии, включить данные периоды работы в его специальный стаж и назначить досрочную страховую пенсию по старости с даты обращения за ней, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных исковых требований, было привлечено ФКУ «Северо-Западный авиационный поисково-спасательный центр».
В судебное заседание истец Саночкин С.В. не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, представил суду заявление о рассмотрении дела без его участия.
В судебном заседании представитель истца Томашевская А.Г. заявленные исковые требования поддержала, просила удовлетворить, дала пояснения аналогичные тем, которые приведены в обоснование поданного иска.
В судебном заседании представитель ответчика Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Калининграде Калининградской области (межрайонное) Юсупова Д.Т. с заявленными исковыми требованиями не согласилась, просила в их удовлетворении отказать, указала, что периоды нахождения в командировках не могут быть учтены, поскольку отсутствуют сведения о выполнении работы по специальности полный рабочий день; период работы до присвоения квалификации спасателя также не может быть учтен, поскольку отсутствует статус спасателя; период работы, начиная с ДД.ММ.ГГГГ года, не может быть учтен, поскольку он осуществляется не в формированиях МЧС России и сам работодатель в льготной справке не относит эту работу к п.16 ч.1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», по которой истец просит назначить ему пенсию.
В судебное заседание представитель третьего лица ФКУ «Северо-Западный авиационный поисково-спасательный центр» не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив собранные по делу доказательства в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), суд находит исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В ходе рассмотрения дела установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Саночкин С.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратился в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном районе с заявлением о назначении ему досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.16 ч.1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях».
Однако решением Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Управления ПФР в городе Калининграде (межрайонного) № от ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании п.16 ч.1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» из-за отсутствия необходимого специального стажа, который вместо требуемых 15 лет составил <данные изъяты>.
Считая такой отказ незаконным, Саночкин С.В. обратился в суд.
В соответствии с п.16 ч.1 ст. 30 Федерального закона №400-ФЗ от 28 декабря 2013 года «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 (для назначения пенсии в 2017 году коэффициент составляет 11,4) лицам, проработавшим не менее 15 лет в качестве спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, и участвовавшим в ликвидации чрезвычайных ситуаций, по достижении возраста 40 лет либо независимо от возраста.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 16 июля 2014 года №665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при досрочном назначении по вышеуказанному пункту 16 применяется перечень должностей и специальностей работников, постоянно работавших спасателями в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях и участвовавших в ликвидации чрезвычайных ситуаций, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда в соответствии с пунктом "л" статьи 12 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации", и перечень должностей и специальностей работников, дающий право на пенсию за выслугу лет в связи с работой спасателями в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях в соответствии со статьей 78.2 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации", утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 01 октября 2001 года №702 "Об утверждении перечней должностей и специальностей работников профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований, дающих право на пенсию в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет".
Положениями данного Постановления Правительства РФ от 01 октября 2001 года №702 предусмотрены следующие должности и специальности работников профессиональных аварийно - спасательных служб, профессиональных аварийно - спасательных формирований, работа в которых дает право на пенсию в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет: спасатель, спасатель 1, 2, 3 классов, спасатель международного класса.
Из имеющихся в материалах дела документов, в том числе трудовой книжки истца, книжки спасателя, льготной справки работодателя, следует, что Саночкин С.В. работал в Поисково-спасательном отряде МЧС России по Калининградской области – филиале Северо-Западного регионального поисково-спасательного отряда МЧС России в качестве спасателя с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Однако при подсчете его специального стажа был исключен период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, то есть с момента приема на работу и до присвоения квалификации спасателя. При этом пенсионный орган исходил из того, что период работы до прохождения аттестации и приобретения статуса спасателя, в льготный стаж учтен быть не может, с чем истец не согласился. Между тем, суд находит решение пенсионного органа в указанной части обоснованным в силу следующего.
Согласно положениям ст. 1 Федерального закона от 22 августа 1995 года №151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" спасатель - это гражданин, подготовленный и аттестованный на проведение аварийно-спасательных работ.
Статьей 23 данного Федерального закона предусмотрено, что граждане Российской Федерации приобретают статус спасателей на основании решения соответствующих аттестационных органов по результатам аттестации после прохождения указанными гражданами медицинского освидетельствования, выполнения нормативов по физической подготовке, профессионального обучения по программе профессиональной подготовки спасателей и аттестации на проведение аварийно-спасательных работ.
Гражданам Российской Федерации при принятии решения о присвоении им статуса спасателей органами аттестации выдаются удостоверение установленного образца, книжка спасателя, жетон с нанесенными на него фамилией, именем и отчеством, группой крови и регистрационным номером спасателя.
Книжка спасателя предназначена для учета участия спасателя в работах по ликвидации чрезвычайных ситуаций. Положение о книжке спасателя утверждается федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
В соответствии со ст. 24 этого же Федерального закона спасатели проходят аттестацию в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Спасатели, не прошедшие аттестацию, утрачивают статус спасателей.
Согласно пункту 21 Постановления Правительства РФ от 22 декабря 2011 года №1091 "О некоторых вопросах аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя" граждане, впервые приобретающие статус спасателя, допускаются к первичной аттестации не позднее чем через 6 месяцев после прохождения медицинского осмотра (обследования), психиатрического освидетельствования и профессионального обучения по программе профессиональной подготовки спасателей.
Периодическая аттестация спасателей проводится 1 раз в 3 года.
Внеочередная аттестация спасателя в случае изменения вида (видов) выполняемых спасателем аварийно-спасательных работ проводится по инициативе руководителя аварийно-спасательной службы (формирования) или спасателя, а также при присвоении спасателю более высокого класса квалификации до проведения периодической аттестации.
Аналогичные положения были предусмотрены и действующим в спорный период времени Постановлением Правительства РФ от 22 ноября 1997 года №1479 "Об аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей".
Между тем, из представленной Саночкин С.В. книжки спасателя и его трудовой книжки следует, что ему квалификация спасателя впервые была присвоена только ДД.ММ.ГГГГ, до указанного времени он такой квалификации не имел, следовательно, статусом спасателя, необходимым для исчисления специального стажа для назначения досрочной страховой пенсии, не обладал.
Вместе с тем, суд находит обоснованными исковые требования о включении в специальный стаж истца периодов нахождения его в командировках.
Из имеющихся в материалах дела документов, в том числе из акта документальной проверки работодателя, следует, что в период работы в Поисково-спасательном отряде МЧС России по Калининградской области – филиале Северо-Западного регионального поисково-спасательного отряда МЧС России в должности спасателя Саночкин С.В. находился в командировках с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516, в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
В соответствии с данными Правилами в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, кроме периодов работы включаются также периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
В соответствии со ст. 112 ранее действовавшего Кодекса законов о труде при направлении работников для повышения квалификации с отрывом от производства за ними сохраняется место работы (должность) и производятся выплаты, предусмотренные законодательством.
Согласно ст. 167 Трудового Кодекса Российской Федерации при направлении работника в служебную командировку ему гарантируются сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных со служебной командировкой.
В ходе рассмотрения было установлено и не оспаривалось сторонами, что на время вышеуказанных командировок за истцом сохранялось рабочее место, и ему выплачивалась заработная плата, производились пенсионные отчисления.
Таким образом, суд приходит к выводу об обязании ответчика зачесть в специальный стаж истца периоды его нахождения в командировках с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Из имеющихся в материалах дела документов, в том числе трудовой книжки истца, льготной справки работодателя, следует, что Саночкин С.В. с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время работает в Калининградской региональной поисково-спасательной базе Калининградского филиала ФКУ «Северо-Западный авиационный поисково-спасательный центр» в должности спасателя.
Однако данный период работы был полностью исключен пенсионным органом из специального стажа истца, с чем суд соглашается в силу следующего.
Как выше уже указывалось, Саночкин С.В. обратился за назначением пенсии по п.16 ч.1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях».
Законодателем четко определен круг лиц, имеющих право на льготное пенсионное обеспечение по указанному основанию. Такими лицами являются спасатели (по Перечню должностей и специальностей, утверждаемых Правительством Российской Федерации) профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований, которые входят в организационную структуру МЧС России.
Между тем, Калининградская региональная поисково-спасательная база Калининградского филиала ФКУ «Северо-Западный авиационный поисково-спасательный центр» не относится к структуре МЧС России.
Из полученного по запросу суда Устава ФКУ «Северо-Западный авиационный поисково-спасательный центр» следует, что учреждение находится в ведении Федерального агентства воздушного транспорта; из полученного Положения о Калининградском филиале данного учреждения следует, что в его состав входит, в том числе, Калининградская региональная поисково-спасательная база (где работает истец); Калининградский КЦПС является региональным оперативным органом управления единой системы авиационно-космического поиска и спасения, свою деятельность осуществляет в границах ответственности Калининградского районного центра единой системы организации воздушного движения и подчиняется Санкт-Петербургскому КЦПС.
Из представленной льготной справки Калининградской региональной поисково-спасательная базы Калининградского филиала ФКУ «Северо-Западный авиационный поисково-спасательный центр» № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что работодатель подтверждает работу Саночкин С.В. в должности спасателя с ДД.ММ.ГГГГ, однако указывает, что работа в этой должности дает право на назначение досрочной страховой пенсии по старости на основании п.13 ч.1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», а не на основании пункта 16, как хочет истец.
По пункту 13 ч.1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» досрочная страхования пенсия по старости назначается мужчинам, проработавшим в летном составе гражданской авиации не менее 25 лет (тогда как по пункту 16 специальный стаж составляет 15 лет). При назначении пенсии по указанному основанию применяется Список должностей работников летного состава авиации, утвержденный Советом Министров РСФСР от 04 сентября 1991 года №459, пунктом 4 которого предусмотрены парашютисты, спасатели, инструкторы авиапожарной службы и др.
Таким образом, вопреки доводам истца, сам по себе факт работы в должности спасателя не означает, что он имеет право на назначение досрочной страховой пенсии на основании пункта 16 ч.1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», поскольку по указанному основанию пенсия может быть назначена только при условии работы в аварийно-спасательных службах МЧС России.
В данном же случае работа истца в должности спасателя, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, которая осуществляется в Калининградской региональной поисково-спасательной базе Калининградского филиала ФКУ «Северо-Западный авиационный поисково-спасательный центр», может служить основанием для назначения ему досрочной страховой пенсии, но только по другому основанию – по пункту 13. Вместе с тем, для назначения пенсии по указанному основанию необходимо 25 лет специального стажа. Пенсионным органом была произведена оценка пенсионных прав истца по указанному основанию, данный период был учтен в специальный стаж Саночкин С.В., а также другие периоды работы, в связи с чем специальный стаж составил <данные изъяты> дней, что является недостаточным для назначения пенсии по указанному основанию.
Поскольку даже с зачетом вышеуказанных периодов нахождения истца в командировках у него все равно отсутствует необходимый специальный стаж на дату обращения – 15 лет, то правовых оснований для назначения ему досрочной страховой пенсии по старости с даты обращения – ДД.ММ.ГГГГ не усматривается.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Саночкина С.В. удовлетворить частично.
Признать незаконным решение Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Управления ПФР в городе Калининграде (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ № в части отказа во включении в специальный стаж Саночкина С.В. нижеперечисленных периодов нахождения в командировках.
Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Калининграде Калининградской области (межрайонное) зачесть в специальный стаж Саночкина С.В. периоды его нахождения в командировках во время работы в Поисково-спасательном отряде МЧС России по Калининградской области – филиале ФГКУ «Северо-Западный региональный поисково-спасательный отряд МЧС России»:
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ,
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ,
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ,
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ,
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ,
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В остальной части исковых требований Саночкина С.В. оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Ленинградский районный суд г. Калининграда в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 21 февраля 2018 года.
Судья: Е.В. Чашина