Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Самара 6 декабря 2022 года
Самарский областной суд в составе:
председательствующего судьи Калинниковой О.А.,
при секретаре Филатовой К.П.,
с участием прокурора Пижамовой О.И., представителя административных истцов Бабанова А.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-1984/2022 по административному исковому заявлению Пиманова Максима Валерьевича, Батршиной Марьям Гумаровны, Коваленко Олега Юрьевича, Дроновой Ольги Юрьевны о признании недействующим в части нормативного правового акта представительного органа муниципального образования,
у с т а н о в и л :
Пиманов М.В., Батршина М.Г., Коваленко О.Ю., Дронова О.Ю. обратились в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором, с учетом уточнения требований, просили признать недействующей со дня вступления решения суда в законную силу Карту градостроительного зонирования сельского поселения Курумоч муниципального района Волжский Самарской области к Правилам землепользования и застройки сельского поселения Курумоч муниципального района Волжский Самарской области, утверждённым решением Собрания представителей сельского поселения Курумоч муниципального района Волжский Самарской области от 25 декабря 2013 года №107/47 в редакции решения от 30 января 2020 № 251/1/69, в части установления подзоны Ж7* с параметром «Максимальная высота зданий, строений, сооружений - 0 м» в территориальной зоне Ж7 «Зона садового строительства» в отношении земельных участков с кадастровыми номерами №, №, №, №, №, №, №, №.
Требования обоснованы тем, что административные истцы являются собственниками вышеуказанных земельных участков с видом разрешенного использования «ведение дачного хозяйства». В связи с принятием оспариваемого нормативного правового акта в отношении этих земельных участков установлена подзона Ж7* с параметром «Максимальная высота зданий, строений, сооружений – 0 м», поскольку участки отнесены к территории, подверженной затоплению и подтоплению. Полагают, что нормативный правой акт в оспариваемой части противоречит пункту 4 статьи 1 ГрК РФ, ч. 5 ст. 67.1 Водного кодекса РФ пунктам 3, 5 Положения о зонах затопления, подтопления, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2014 года № 360, поскольку границы зон затопления и подтопления на территории сельского поселения в предусмотренном порядке не устанавливались и, соответственно, не могли быть отображены на Карте градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки сельского поселения Курумоч. Считают, что оспариваемым нормативным правовым актом нарушаются их права и законные интересы на использование земельных участков в соответствии с разрешенным видом использования, предоставляющего возможность возведения дачных и жилых домов.
В судебном заседании представитель административных истцов Бабанов А.Ю., действующий на основании доверенностей, отказался от административного иска в части признания недействующим оспариваемого нормативного правового акта в отношении земельного участка с кадастровым номером №, поскольку к моменту обращения с административным иском данный участок был отчужден прежним собственником Батршиной М.Г. иному лицу. В остальной части поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении и уточнениях к нему.
Определением суда от 06.12.2022 административное дело в части требований Батршиной М.Г. о признании недействующей Карты градостроительного зонирования сельского поселения Курумоч к Правилам землепользования и застройки сельского поселения Курумоч муниципального района Волжский Самарской области, утверждённым решением Собрания представителей сельского поселения Курумоч от 25 декабря 2013 года №107/47 в редакции решения от 30 января 2020 № 251/1/69, в части установления подзоны Ж7* с параметром «Максимальная высота зданий, строений, сооружений - 0 м» в территориальной зоне Ж7 «Зона садового строительства» в отношении земельного участка с кадастровым номером № прекращено, в связи с отказом от иска.
Административный ответчик - Собрание представителей сельского поселения Курумоч муниципального района Волжский Самарской области, а также заинтересованные лица - администрация и глава сельского поселения Курумоч муниципального района Волжский Самарской области, администрация муниципального района Волжский Самарской области, министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, Нижне-Волжское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов в лице Отдела водных ресурсов по Самарской области не направили в суд своих представителей, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области в письменном отзыве просит рассматривать дело без участия министерства, оставляет разрешение требований на усмотрение суда.
Иными участвующими в деле лицами, относительно заявленных требований возражений и отзывов не представлено.
Выслушав объяснения представителя административного истца, заключение прокурора, полагавшего заявленные требования подлежащими удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно пунктам 1 и 3 части 1 статьи 8, части 1 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункту 20 части 1 статьи 14, части 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Правила землепользования и застройки утверждаются муниципальным правовым актом представительного органа местного самоуправления поселения. Муниципальные правовые акты, принятые по вопросам градостроительной деятельности, не должны противоречить Градостроительному кодексу Российской Федерации (часть 4 статьи 3 ГрК РФ).
Правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений (пункт 8 статьи 1 ГрК РФ).
Составной частью правил землепользования и застройки является карта градостроительного зонирования (пункт 2 части 2 статьи 30 ГрК РФ), содержащая границы территориальных зон (часть 4 статьи 30 ГрК РФ), границы зон с особыми условиями использования территорий (часть 5 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации). К зонам с особыми условиями использования территорий относятся зоны затопления, подтопления ( часть 4 статьи 1 Градостроительного кодекса).
В рамках предоставленных полномочий решением Собрания представителей сельского поселения Курумоч муниципального района Волжский от 25 декабря 2013 года № 107/47 утверждены Правила землепользования и застройки сельского поселения Курумоч муниципального района Волжский Самарской области (далее также Правила землепользования и застройки).
Данный нормативный правовой акт официально опубликован в ежемесячном информационном вестнике «Вести сельского поселения Курумоч» от 27 декабря 2013 года № 32 (74).
Решением Собрания представителей сельского поселения Курумоч муниципального района Волжский Самарской области от 30 января 2020 года № 251/1/69 в Правила землепользования и застройки внесены изменения. В частности, статья 22 «Перечень видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства в жилых зонах» изложена в новой редакции. В зоне Ж7 «Зона садового строительства» установлена подзона Ж7* с параметром «Максимальная высота зданий, строений, сооружений – 0 м».
Решение официально опубликовано в информационном вестнике «Вести сельского поселения Курумоч» от 30 января 2020 года № 2.1(214).
Нормативный правовой акт по основаниям нарушения компетенции, процедуры его принятия и порядка опубликования не оспаривается.
Установлено, что Пиманов М.В. с 01.02.2022 является собственником земельного участка с кадастровым номером №, площадью 974 кв.м, категории земель – земли населенных пунктов с видом разрешенного использования «ведение дачного хозяйства», расположенного по адресу ориентира: <адрес>.
Батршиной М.Г. с 22.08.2019 на праве собственности принадлежат земельные участки:
- с кадастровым номером №, площадью 641 кв.м, №, площадью 1076 кв.м, №, площадью 1269 кв.м, №, площадью 1506 кв.м, №, площадью 2 233 кв.м, категории земель – земли населенных пунктов с видом разрешенного использования «ведение дачного хозяйства», расположенные по адресу ориентира: <адрес>, соответственно.
Административным истцам Дронову О.Ю. и Коваленко О.Ю. с 27.07.2022 на праве долевой собственности (по ? доле) принадлежит земельный участок с кадастровым номером №, площадью 1377 кв.м, категории земель – земли населенных пунктов с видом разрешенного использования «для ведения гражданами садоводства и огородничества», расположенный по адресу ориентира: <адрес>.
Указанные обстоятельства подтверждаются выписками из Единого государственного реестра недвижимости от 22.10.2022.
В соответствии с пунктом 7 части 3 статьи 6 Устава муниципального района Волжский Самарской области, в соответствии с Законом Самарской области от 25.02.2005 N 41-ГД «Об образовании городских и сельских поселений в пределах муниципального района Волжский Самарской области, наделении их соответствующим статусом и установлении их границ», поселок Власть Труда входит в состав сельского поселения Курумоч муниципального района Волжский Самарской области.
Как следует из объяснений представителя административных истцов, на спорных земельных участках, в соответствии с видом их разрешенного использования, административные истцы намерены осуществлять строительство жилых домов. Однако, установление оспариваемым нормативным актом зоны затопления (подтопления) в границах земельных участков, в соответствии с градостроительным регламентом подзоны Ж7*, создает препятствия в их использовании по назначению.
Согласно Правилам землепользования и застройки сельского поселения Курумоч (в редакции решения Собрания представителей от 30.01.2020), в зоне Ж7 «Зона садового строительства» установлена подзона Ж7* с целью соблюдения требований, установленных земельным, водным законодательством Российской Федерации, Региональными нормативами градостроительного проектирования Самарской области об ограничении размещения населенных пунктов, строительства объектов капитального строительства на территориях, подверженных затоплению и подтоплению, с параметром «Максимальная высота зданий, строений, сооружений – 0м».
Границы подзоны Ж7* нанесены на Карту градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки сельского поселения Курумоч муниципального района Волжский Самарской области.
При этом, в территориальной зоне Ж7 на земельных участках с видом разрешенного использования «ведение садоводства» в числе основных видов использования поименовано «размещение для собственных нужд садового дома, жилого дома».
Из ответов администрации сельского поселения Курумоч на обращения административных истцов от 29.04.2022 следует, что согласно Правилам землепользования и застройки сельского поселения Курумоч, принадлежащие административным истцам земельные участки расположены в границах подзоны «Ж7* Подзона садового строительства № 1» территориальной зоны «Ж7 Зона садового строительства».
На основании пункта 16 статьи 1, части 3, пункта 8 части 4 статьи 31 Водного кодекса Российской Федерации затопление и подтопление относятся к негативному воздействию вод, в целях планирования и разработки мероприятий по предотвращению которого и ликвидации его последствий определяются границы зон затопления, подтопления; документированные сведения о таких зонах включаются в государственный водный реестр.
Решение об установлении, изменении зон затопления, подтопления принимается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с участием заинтересованных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Положение о зонах затопления, подтопления утверждается Правительством Российской Федерации (часть 5 статьи 67.1 Водного кодекса Российской Федерации).
Пунктами 3, 5 Положения о зонах затопления, подтопления, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2014 г. N 360, предусмотрено, что зоны затопления, подтопления устанавливаются или изменяются решением Федерального агентства водных ресурсов (его территориальных органов) на основании предложений органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, подготовленных совместно с органами местного самоуправления, об установлении границ зон затопления, подтопления (далее - предложения) и сведений о границах этих зон, которые должны содержать графическое описание местоположения границ этих зон, перечень координат характерных границ таких зон в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости.
Зоны затопления, подтопления считаются установленными, измененными со дня внесения сведений о зонах затопления, подтопления, соответствующих изменений в сведения о таких зонах в Единый государственный реестр недвижимости. Зоны затопления, подтопления считаются прекратившими существование со дня исключения сведений о них из Единого государственного реестра недвижимости.
Согласно представленным в материалы административного дела выпискам, в Едином государственном реестре недвижимости в отношении принадлежащих административным истцам земельных участков с кадастровыми номерами №, №, №, №, №, №, № не зарегистрировано такого ограничения (обременения) в использовании, как установление (наличие) в границах земельных участков зон затопления и/или подтопления.
Выполнение работ по подготовке предложений по определению границ зон затопления и подтопления на территории Самарской области осуществляет министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области. Указанные зоны устанавливаются решением территориальных органов Федерального агентства водных ресурсов.
По сообщению Отдела водных ресурсов по Самарской области Нижне-Волжского Бассейнового водного управления от 25.10.2022 по состоянию на указанную дату карт (планов) объектов землеустройства и предложений по водным объектам на территории муниципального района Волжский, с.п. Курумоч, в адрес отдела от министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области не поступало. Сведения о границах зон затопления, подтопления для внесения в Государственный водный реестр и в Единый государственный реестр недвижимости отделом не направлялись.
Как указывает министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области в письменном отзыве, а также в ответе на запрос суда от 21.10.2022, на основании предложений городских округов и муниципальных районов Самарской области министерством составлен перечень объектов, требующих установления зон затопления, подтопления. Вместе с тем, выполнение работ по определению зон затопления, подтопления водных объектов на территории сельского поселения Курумоч муниципального района Волжский Самарской области, в частности, вблизи земельных участков с кадастровыми номерами №, №, №, №, №, № и № в настоящее время не предусмотрено.
Принимая во внимание представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что поскольку зоны затопления и подтопления в границах земельных участков с кадастровыми номерами №, №, №, №, №, № и № уполномоченными органами в предусмотренном федеральным законодательством порядке не разработаны и не установлены, а сведения о них не внесены в Единый государственный реестр недвижимости, оспариваемый нормативный правовой акт - Карта градостроительного зонирования к Правилам землепользования и застройки сельского поселения Курумоч муниципального района Волжский Самарской области в части установления подзоны Ж7* в отношении указанных земельных участков противоречит пункту 16 статьи 1, части 3, пункту 8 части 4 статьи 31, части 5 статьи 67.1 Водного кодекса Российской Федерации, Положению о зонах затопления, подтопления, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации № 360 от 18 апреля 2014 года (пунктам 3, 5), и нарушает права административных истцов на использование земельных участков в соответствии с видом их разрешенного использования.
В связи с изложенным, административный иск подлежит удовлетворению.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
В силу пункта 38 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации № 50 от 25 декабря 2018 года «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о признании оспариваемого в части нормативного правового акта недействующим с даты вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь статьями 208-215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л :
административный иск Пиманова Максима Валерьевича, Батршиной Марьям Гумаровны, Коваленко Олега Юрьевича, Дроновой Ольги Юрьевны удовлетворить.
Признать недействующими со дня вступления решения суда в законную силу Правила землепользования и застройки сельского поселения Курумоч муниципального района Волжский Самарской области, утверждённые решением Собрания представителей сельского поселения Курумоч муниципального района Волжский Самарской области от 25 декабря 2013 года №107/47 в редакции решения Собрания представителей сельского поселения Курумоч муниципального района Волжский Самарской области от 30 января 2020 № 251/1/69, в части установления на Карте градостроительного зонирования сельского поселения Курумоч муниципального района Волжский Самарской области подзоны Ж7* с параметром «Максимальная высота зданий, строений, сооружений - 0 м» в территориальной зоне Ж7 «Зона садового строительства» в отношении земельных участков с кадастровыми номерами №, №, №, №, №, № и №.
Сообщение о решении суда подлежит опубликованию в официальном печатном издании «Вести сельского поселения Курумоч» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья подпись О.А.Калинникова
Решение суда в окончательной форме изготовлено 12.12.2022.
Копия верна. Решение не вступило в законную силу.
Судья –
Секретарь –