Дело № 12-1098/2023
УИД 21RS0023-01-2023-004099-41
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу
об административном правонарушении
20 октября 2023 года г. Чебоксары
Судья Ленинского районного суда г. Чебоксары Сидорова И. Н., рассмотрев жалобу Михайлова ------ на постановление Городской административной комиссии от дата ----- по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 10.8 Закона Чувашской Республики «Об административных правонарушениях в Чувашской Республике» от дата -----,
установил:
Постановлением Городской административной комиссии от дата ----- Михайлов В. Г. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 10.8 Закона Чувашской Республики от дата ----- «Об административных правонарушениях в Чувашской Республике», и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере ------
Не согласившись с постановлением Городской административной комиссии, Михайлов В. Г. обжаловал его в суд на предмет отмены, указав, что место, где было припарковано его транспортное средство, не является озелененной территорией.
В судебное заседание Михайлов В. Г. не явился, представил заявление о рассмотрении дела без его участия, просил изменить наказание на предупреждение.
Представитель Городской административной комиссии адрес Ижетников В. В. удовлетворение жалобы об изменении наказания оставил на усмотрение суда.
Выслушав участвующего в деле лица, изучив доводы жалобы, материалы дела, судья приходит к следующему.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Статья 1.1 КоАП РФ определяет, что законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
Частью 1 статьи 10.8 Закона Чувашской Республики от 23 июля 2003 года № 22 «Об административных правонарушениях в Чувашской Республике» установлена административная ответственность за размещение транспортных средств на озелененных территориях (газонах, цветниках и иных территориях, занятых травянистыми растениями), на детских и спортивных площадках, площадках для выгула животных, расположенных в границах населенных пунктов, в нарушение требований, установленных правилами благоустройства территорий муниципальных образований Чувашской Республики, что влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи рублей до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от двух тысяч рублей до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч рублей до двадцати тысяч рублей.
На момент фиксации правонарушения действовали утвержденные в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставом муниципального образования города Чебоксары - столицы Чувашской Республики, решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 28 ноября 2017 года № 1006 Правила благоустройства территории города Чебоксары (действ. до 1 сентября 2023 года).
Пунктом 5.3.1.13 названных Правил был установлен запрет на размещение на озелененных территориях, занятых травянистыми растениями (включая газоны, цветники и иные территории), в том числе на детских и спортивных площадках, площадках для выгула и дрессировки собак, вне зависимости от времени года транспортных средств, в том числе частей разукомплектованных транспортных средств, транспортных средств, имеющих признаки брошенных транспортных средств, за исключением действий юридических лиц и граждан, направленных на предотвращение правонарушений, предотвращения и ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий, иных чрезвычайных ситуаций, выполнение неотложных работ, связанных с обеспечением личной и общественной безопасности граждан либо функционированием объектов жизнеобеспечения населения.
В соответствии с частью 1 ст. 2.6.1 КоАП РФ к административной ответственности за административные правонарушения в области дорожного движения и административные правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренные законами субъектов Российской Федерации, совершенные с использованием транспортных средств, в случае фиксации этих административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото - и киносъемки, видеозаписи привлекаются собственники (владельцы) транспортных средств.
Таким образом, размещение транспортного средства на озелененных территориях в городе Чебоксары с нарушением требований пункта 5.дата Правил является основанием для привлечения собственника (владельца) транспортного средства к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 10.8 Закона Чувашской Республики от дата ----- «Об административных правонарушениях в Чувашской Республике», путем вынесения постановления в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 28.6 КоАП РФ.
При этом по смыслу названных норм к озелененным территориям отнесены не только газоны и цветники, но и иные территории, занятые травянистыми растениями вне зависимости от характера их произрастания (естественного или искусственного насаждения).
Согласно части 2 статьи 26.2 КоАП РФ фактические данные, являющиеся доказательствами по делу об административном правонарушении, устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Как следует из материалов дела, по результатам рассмотрения материалов средств фотосъемки, изготовленных при помощи средства автоматической фиксации правонарушений Дозор М идентификатор А688 (поверка действительна до дата) постановлением Городской административной комиссии, вынесенным в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 28.6 КоАП РФ, Михайлов В. Г. привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 10.8 Закона Чувашской Республики от дата ----- «Об административных правонарушениях в Чувашской Республике», по тем основаниям, что в нарушение пункта 5.дата Правил благоустройства территории адрес от дата ----- он, являясь собственником транспортного средства с государственным регистрационным знаком -----, дата в ------. разместил по адресу: адрес Б, транспортное средство на озелененной территории.
Факт размещения автомобиля, принадлежащего на праве собственности Михайлову В. Г. в не отведенном на то месте, подтвержден материалами дела, в том числе, фотоматериалом.
Доводы заявителя том, что место, где было припарковано транспортное средство, не является озелененной территорией, несостоятельны.
Согласно пункту 1.6.1 Правил благоустройства озеленение - элемент благоустройства и ландшафтной организации территории, обеспечивающий формирование среды города Чебоксары с активным использованием растительных компонентов, а также поддержание ранее созданной или изначально существующей природной среды на территории города Чебоксары.
Отсутствие в месте парковки автомобиля зелени не свидетельствует об изменении функционального назначения участка как озелененной территории.
Из представленного фотоматериала (цветной фотографии), явившегося основанием для привлечения лица к административной ответственности, следует, что автомобиль с гос. рег. знаком ----- НР 21 находится на участке местности с грунтовым покрытием, имеющем естественно произрастающую травянистую растительность.
Таким образом, событие административного правонарушения установлено. В обжалуемом постановлении Городской административной комиссией сделан обоснованный вывод о виновности Михайлова В. Г. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 10.8 Закона Чувашской Республики ----- от дата «Об административных правонарушениях в Чувашской Республике».
Вместе с тем, назначенное административное наказание в виде административного штрафа в размере ------ судья находит не соответствующим характеру и степени общественной опасности правонарушения с учетом данных о личности.
Общие правила назначения административного наказания закреплены в ст. 4.1 КоАП РФ, частью 1 которой предусмотрено, что административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом. При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлениях от дата ------П, от дата ------П и от дата ------П отметил, что санкции должны отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям справедливости и соразмерности.
Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, компенсационного характера применяемых санкций, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств.
Законодатель, установив названные положения в Кодексе об административных правонарушениях, тем самым предоставил возможность, в том числе органу, должностному лицу, рассматривающим дело об административном правонарушении, индивидуализировать наказание в каждом конкретном случае.
Санкцией ч. 1 ст. 10.8 Закона Чувашской Республики от дата ----- «Об административных правонарушениях в Чувашской Республике» за совершение административного правонарушения предусмотрено административное наказание в виде предупреждения или наложения административного штрафа на граждан.
С учетом того, что в ч. 1 ст. 10.8 Закона Чувашской Республики от дата ----- штраф определен в качестве наказания, альтернативного менее строгому наказанию в виде предупреждения, то необходимость его применения во всяком случае должна была быть мотивирована при разрешении дела.
Назначение административного наказания в виде административного штрафа не является единственно возможным способом достижения целей административного наказания при наличии признаков состава правонарушения, оценке подлежит вопрос о целесообразности привлечения нарушителя к данному виду административной ответственности.
Понятие предупреждения содержится в ч. 1 ст. 3.4 КоАП РФ под ним подразумевается мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме. Частью 2 статьи 3.4 указанного Кодекса предусмотрено, что предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Поскольку постановление Городской административной комиссии в части назначения наказания в виде административного штрафа основано на данных, не подтверждающих необходимость применения к указанному лицу названной меры ответственности и ее соразмерность предусмотренным ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ целям административного наказания, а также при назначении наказания не были учтены принципы, на которых основаны общие правила назначения административного наказания, постановление подлежит изменению в части назначенного наказания.
Учитывая отсутствие в деле сведений об отягчающих административную ответственность обстоятельствах, перечень которых приведен в статье 4.3 КоАП РФ, данные о личности виновного, которые не учитывались административным органом, и его имущественное положение, в том числе отсутствие сведений о фактах привлечения к административной ответственности ранее, отсутствие причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, имущественного ущерба, характер совершенного административного правонарушения, считаю возможным изменить постановление в части назначенного наказания в виде административного штрафа в размере ------ и назначить наказание в виде предупреждения, что будет соответствовать требованиям ст. ст. 3.1, 4.1 КоАП РФ и отвечать принципу справедливости.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.
На основании изложенного, постановление Городской административной комиссии города Чебоксары подлежит изменению в части назначенного административного наказания.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ,
решил:
Постановление Городской административной комиссии от дата ----- о привлечении Михайлова ------ к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 10.8 Закона Чувашской Республики «Об административных правонарушениях в Чувашской Республике» от дата -----, изменить в части назначения наказания в виде административного штрафа в размере ------ и назначить Михайлову Василию Георгиевичу наказание в виде предупреждения.
В остальной части постановление Городской административной комиссии от дата ----- оставить без изменения.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики в течение 10 суток со дня получения его копии.
Судья И. Н. Сидорова