Дело №12-6-29/2023
УИД 53RS0011-01-2022-001455-33
Решение
п.Крестцы 26 июня 2023 года
Судья Окуловского районного суда Новгородской области Беспалова Ольга Васильевна, с участием защитника ООО «Белгранкорм-Великий Новгород» Семидоцкой Н.А., представителя Северо-Западного территориального управления Федерального агентства по рыболовству Ковальской Ю.А., рассмотрев жалобу защитника ООО «Белгранкорм-Великий Новгород» Семидоцкой Н.А. на постановление № заместителя начальника отдела государственного контроля, надзора и рыбоохраны по Новгородской области ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГг.,
установил:
Постановлением № заместителя начальника отдела государственного контроля, надзора и рыбоохраны по Новгородской области Северо-Западного территориального управления Федерального агентства по рыболовству ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГг. юридическое лицо - ООО «Белгранкорм-Великий Новгород», признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.48 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Защитник ООО «Белгранкорм-Великий Новгород» (далее – Общество) Семидоцкая Н.А. обратилась в суд с жалобой на указанное постановление, просила производство по делу прекратить за отсутствием состава правонарушения, указывая, что материалы дела не содержат документов, подтверждающих, что Общество оказало неблагоприятное воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, считает, что процедура исчисления размера вреда, причиненного водным биологическим ресурсам должна быть выполнена согласно приказа Минсельхоза РФ от 31.03.2020 №167. Так, в целях резервного водоснабжения структурного подразделения ООО «Белгранкорм-Великий Новгород» - Молочно-товарный комплекс «Ракушино» был проработан вариант строительства линейного объекта «Водопровод от озера Грабиловское до пожарного резервуара объемом 10м3 МТК «Ракушино» с обустройством площадки насосной станции из профлиста с ограждением, состоящей из блок-модуля управления, в нем установлен дизельный генератор (на бетонной площадке), насосная станция (в колодце). В целях соблюдения законодательства РФ Обществом разработан проект планировки и проект межевания территории, согласованный в Министерстве природных ресурсов Новгородской области и утвержденный 19.08.2022г. постановлением администрации Крестецкого муниципального района Новгородской области, а также проект рекультивации нарушенных земель по всей протяженности водопровода, включая земли лесного фонда. Согласно Постановлений Правительства РФ №1816 от 12 ноября 2020г. и №87 от 16 февраля 2008г. разрешение на строительство линейного объекта не требуется. Заключен договор аренды части лесного участка и договор водопользования. Согласно ст.21 ВК РФ договор водопользования является документом, на основании которого у Общества возникает право пользования водным объектом, а договор аренды лесного участка позволяет полноправно в пределах вида разрешенного использования пользоваться этим участком.
Законный представитель ООО «Белгранкорм-Великий Новгород» в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
В силу ст. 30.6 КоАП РФ, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, судья обязан проверить законность и обоснованность вынесенного постановления, не связан с доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Защитник ООО «Белгранкорм-Великий Новгород» (далее – Общество) Семидоцкая Н.А. при рассмотрении дела жалобу поддержала по изложенным в ней доводом, при это также пояснила, что о начале строительства водопровода Общество уведомило территориальное управление. Полагает, что направив уведомление в территориальное управление Федерального агентства по рыболовству о строительстве водопровода, Общество таким образом минимизировало риски в необходимости соответствующих согласований.
Представитель Северо-Западного территориального управления Федерального агентства по рыболовству Ковальская Ю.А. считала оспариваемое постановление законным, а доводы жалобы, по ее мнению, не свидетельствуют об отсутствии в действиях ООО «Белгранкорм-Великий Новгород» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.48 КоАП РФ. Представила возражения на жалобу, согласно которым забор воды из рыбохозяйственного водоема для нужд предприятия может производиться только при условии установки специальных рыбопропускных и рыбозащитных сооружений, согласованных с органами рыбоохраны. В настоящее время функции по контролю (надзору) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов во внутренних водах РФ осуществляет Федеральное агентство по рыболовству и его территориальные управления. Такого согласования Обществом не представлено.
В силу ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, судья обязан проверить законность и обоснованность вынесенного постановления, не связан с доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Проверив дело в полном объеме, выслушав защитника ООО «Белгранкорм-Великий Новгород» Семидоцкую Н.А. и представителя Рыбоохраны Ковальскую Ю.А., прихожу к следующему.
Административная ответственность по ч. 2 ст. 8.48 КоАП РФ наступает за территориальное планирование, градостроительное зонирование, планировку территории, архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, внедрение новых технологических процессов или осуществление иной деятельности, оказывающей неблагоприятное воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, без согласования с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Согласно ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II настоящего Кодекса или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях (ч. 1 ст. 2.10 КоАП РФ).
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу ст. 26.1 КоАП РФ об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении, помимо прочего, подлежат выяснению следующие обстоятельства: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.
Как следует из обжалуемого постановления, заместителем начальника отдела государственного контроля, надзора и рыбоохраны по Новгородской области Северо-Западного территориального управления Федерального агентства по рыболовству ФИО4 установлено, что ООО «Белгранкорм-Великий Новгород» на озере Грабиловское д.Озерки Крестецкого района ДД.ММ.ГГГГг. осуществило деятельность, оказывающую неблагоприятное воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания без согласования с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства, а именно: осуществило забор водных ресурсов путем установки водозаборного сооружения для нужд молочно-товарного комплекса ООО «Белгранкорм-Великий Новгород», с целью расширения и увеличения глубины озера для прокладывания под водой труб водоприемника с применением строительной техники проведены работы по выемке почвенно-растительного грунта береговой полосы и дноуглубительные работы, в результате чего изменены донная поверхность и береговая линия водоема.
Озеро Грабиловское является глухим, впадающих ручьев и рек, а также истоков не имеет, указанное озеро имеет рыбохозяйственное значение.
На момент осмотра территории и к моменту рассмотрения дела заключение СЗТУ ФАР о согласовании хозяйственной деятельности, предусмотренной проектной документацией, ООО «Белгранкорм-Великий Новгород» не представлено.
Согласно ст. 22 Федерального закона от 24 апреля 1995 года N 52-ФЗ "О животном мире" любая деятельность, влекущая за собой изменение среды обитания объектов животного мира и ухудшение условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, должна осуществляться с соблюдением требований, обеспечивающих охрану животного мира. Хозяйственная деятельность, связанная с использованием объектов животного мира, должна осуществляться таким образом, чтобы разрешенные к использованию объекты животного мира не ухудшали собственную среду обитания и не причиняли вреда сельскому, водному и лесному хозяйству.
В ст. 3 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон "Об охране окружающей среды") указаны основные принципы охраны окружающей среды. К указанным принципам относятся: обязательность проведения в соответствии с законодательством РФ проверки проектов и иной документации, обосновывающей хозяйственную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности.
В силу ч. 1 ст. 34 Закона "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24 апреля 1995 года N 52-ФЗ "О животном мире" под средой обитания животных понимается природная среда, в которой объекты животного мира обитают в состоянии естественной свободы. Под объектом животного мира понимаются организмы животного происхождения или их популяция.
Согласно ст. 50 Федерального закона от 20 декабря 2004 года N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания. Указанная деятельность осуществляется только по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания, порядок их осуществления определяются Правительством Российской Федерации.
Правила согласования федеральным агентством по рыболовству строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, утверждены Постановлением Правительства РФ от 30 апреля 2013 года N 384 (далее - Правила N 384).
Названными правилами установлен порядок согласования федеральным агентством по рыболовству (его территориальными органами) строительства и реконструкции объектов капитального строительства, а также внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания (п. 1 Правил N 384).
Согласно п. 4 Правил N 384 юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели (далее - заявители), для согласования строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности представляют в Федеральное агентство по рыболовству (его территориальные органы) заявку о согласовании.
Таким образом, субъекты хозяйственной деятельности, независимо от организационно-правовых форм собственности, до начала осуществления хозяйственной деятельности на водных объектах или в пределах водоохраной зоны, прибрежной защитной полосы водного объекта обязаны согласовывать проведение работ с территориальным органом Росрыболовства. Такое согласование является обязательной превентивной мерой охраны окружающей среды, предшествующей принятию хозяйствующим субъектом решения, осуществление которого может вызвать вредное воздействие на окружающую среду.
Как установлено в ходе проведенного ДД.ММ.ГГГГ. внепланового инспекционного визита, забор водных ресурсов путем установки водозаборного сооружения для нужд молочно-товарного комплекса осуществляется ООО «Белгранкорм-Великий Новгород» с нарушением действующего законодательства Российской Федерации в области охраны среды обитания водных биоресурсов, а именно без согласования с федеральным органом исполнительной власти Российской Федерации в области рыболовства – с Северо-Западным территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству.
Доказательств того, что ООО «Белгранкорм-Великий Новгород» получало согласование с Северо-Западного территориального управления Федерального агентства по рыболовству на проведение водозабора из озера Грабиловское материалы дела не содержат, что подателем жалобы не опровергнуто.
Без получения такого согласования ООО «Белгранкорм-Великий Новгород» не имело права осуществлять забор водных ресурсов из озера Грабиловское в д.Озерки Крестецкого района путем установки водозаборного сооружения для нужд молочно-товарного комплекса.
Факт нарушения ООО «Белгранкорм-Великий Новгород» законодательства Российской Федерации в области охраны среды обитания водных биоресурсов подтверждается протоколом об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГг., актом внепланового инспекционного визита и протоколом осмотра от ДД.ММ.ГГГГг. с фототаблицей, актом обследования водного объекта № от ДД.ММ.ГГГГг., актами отборов проб от ДД.ММ.ГГГГг., фототаблицей, протоколами обработки проб от ДД.ММ.ГГГГг., экспертным заключением № от ДД.ММ.ГГГГг., согласно которому определение размера вреда водным биологическим ресурсам проведено в соответствии с Методикой исчисления размера вреда, причиненного водным биологическим ресурсам, утвержденной Приказом Минсельхоза России от 31 марта 2020г. №167, и составляет <данные изъяты>., договором водопользования от ДД.ММ.ГГГГг., заключенным между Министерством природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Новгородской области и ООО «Белгранкорм-Великий Новгород».
По факту выявленных нарушений ООО «Белгранкорм-Великий Новгород» выдано предписание, срок исполнения – ДД.ММ.ГГГГг.
Вопреки доводам жалобы при рассмотрении дела об административном правонарушении должностным лицом в соответствии с требованиями ст. ст. 24.1, 26.1 КоАП РФ выяснены фактические обстоятельства административного правонарушения, установлены наличие события и состава административного правонарушения, вина юридического лица в совершении административного правонарушения, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
По существу в жалобе защитника юридического лица не содержится каких-либо новых данных, не учтенных при рассмотрении дела, не содержится обстоятельств, которые могут служить основанием для отмены постановления.
Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в совокупности в соответствии с требованиями ст. ст. 26.2, 26.11 КоАП РФ, должностное лицо пришло к обоснованному выводу о наличии события административного правонарушении, предусмотренного ч. 2 ст. 8.48 КоАП РФ, и виновности ООО «Белгранкорм-Великий Новгород» в его совершении.
Обстоятельств, смягчающих или отягчающих административную ответственность и исключающих производство по делу, не установлено.
Административное наказание юридическому лицу с соблюдением общих правил назначения наказания юридическому лицу, установленных ст. ст. 4.1 - 4.3 КоАП РФ, является минимальным для юридических лиц в пределах санкции ч. 2 ст.8.48 КоАП РФ.
Постановление вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, для данной категории дел, а также в соответствии с установленными обстоятельствами и в рамках процедуры, установленной КоАП РФ, надлежащим образом мотивировано и отвечает требованиям статьи 29.10 КоАП РФ. Нарушений норм материального и процессуального права при рассмотрении дела не допущено, оснований для отмены постановления не имеется.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья
решил:
Постановление № заместителя начальника отдела государственного контроля, надзора и рыбоохраны по Новгородской области ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГг., вынесенное в отношении ООО «Белгранкорм-Великий Новгород» о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.48 КоАП РФ, и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 руб., оставить без изменения, а жалобу защитника ООО «Белгранкорм-Великий Новгород» Семидоцкой Н.А. - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано лицами, указанными в ст. ст. 25.1 - 25.5.1 КоАП РФ, должностным лицом, вынесшим постановление, в Новгородский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения путем подачи жалобы через Окуловский районный суд Новгородской области или непосредственно в Новгородский областной суд.
Судья О.В.Беспалова