Дело № 2-1524/24
18RS0023-01-2024-001685-02
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
07 июня 2024 года г. Сарапул УР
Сарапульский городской суд УР в составе:
председательствующего судьи Голубева В.Ю.,
при секретаре Кузнецовой Н.В.
с участием
прокурора Котышевой А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г.Сарапула УР в интересах неопределенного круга лиц к МУ «Управление благоустройства» о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о безопасности дорожного движения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Сарапула обратился в суд с административным иском в интересах неопределенного круга лиц к МУ «Управление благоустройства» о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о безопасности дорожного движения.
Заявленные требования обосновывает тем, что прокуратурой города совместно с ОГИБДД Межмуниципального отдела МВД России «Сарапульский» проведена проверка исполнения требований законодательства о безопасности дорожного движения при обслуживании автомобильных дорог г. Сарапула, в ходе которой выявлены нарушения закона. В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них относится к вопросам местного значения городского округа. Под дорожной деятельностью понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Содержанием автомобильной дороги является комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (статья 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"). Согласно части 2 статьи 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог. Согласно п. 6 ст. 35 Устава муниципального образования «Город Сарапул», утвержденного решением Сарапульской городской Думы № 12-605 от 16.06.2005, к полномочиям Администрации г. Сарапула относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города Сарапула и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах города Сарапула, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно п. 2.4 Устава муниципального учреждения «Управление благоустройства», утвержденного постановлением Администрации города Сарапула от 01.02.2021 № 159, основным видом деятельности учреждения является дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города Сарапула и обеспечение безопасности дорожного движения. В соответствии п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденного приказом Росстандарта от 26.09.2017 № 1245-ст (далее - ГОСТ Р 50597-2017) покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений. По результатам проведенной прокуратурой города 04.04.2024 проверки с привлечением специалистов ОГИБДД Межмуниципального отдела МВД России «Сарапульский» выявлены факты ненадлежащего содержания автомобильных дорог общего пользования муниципального образования «Город Сарапул» и их элементов, выразившиеся в следующем: УР, г, Сарапул, проезд Западный, на проезжей части дороги наличие множественных выбоин длиной 80 см, глубиной 12 см, площадью 0,34 кв.м., что не соответствует требованию п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017. Несоответствие организации дорожного движения на указанных участках автодороги требованиям действующего законодательства нарушает права и законные интересы неопределённого круга лиц (автовладельцы, пешеходы), пользующихся данными участками дорог, поскольку имеющиеся нарушения могут привести к дорожно-транспортным происшествиям, в результате которых могут пострадать как жизнь, здоровье людей, так и их имущество. В соответствии со ст. 1065 ГК РФ, опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор наделен правом обращения в суд с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц. Реализуя свои полномочия, прокурор обращается в суд в защиту прав и свобод неопределенного круга лиц, а именно граждан, индивидуализировать которых не представляется возможным, жизнь и здоровье, которых могут пострадать в результате бездействия муниципального учреждения «Управление благоустройства» к содержанию и ремонту улично-дорожной сети города Сарапул.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец просит обязать Муниципальное учреждение «Управление благоустройства» в течение четырех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу привести в соответствии с п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 автомобильную дорогу общего пользования муниципального образования «Город Сарапул» по адресу: УР, г. Сарапул, проезд Западный.
В судебном заседании помощник прокурора Котышева А.А. требования поддержала.
Представитель ответчика МУ «Управление благоустройства», представители третьих лиц Администрации г. Сарапула, Управления ГИБДД МВД по УР, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Согласно ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.
Суд, выслушав помощника прокурора, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно статье 1 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" задачами настоящего Федерального закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
В соответствии со статьей 2 Закона N 196-ФЗ обеспечение безопасности дорожного движения - это деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.
Статьей 3 Закона N 196-ФЗ предусмотрено, что основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
Согласно пункту 1 статьи 12 Закона N 196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее по тексту -Федеральный закон от 08.11.2007 N 257-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
В соответствии с пунктом 6 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ к дорожной деятельности относится деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Содержанием автомобильной дороги признается комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (пункт 12 статьи 3 Федерального закона N 257-ФЗ).
Анализ вышеприведенных норм свидетельствует о том, что положения действующего законодательства направлены на обеспечение защищенности жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану жизни и здоровья.
Как установлено судом и следует из материалов дела, прокуратурой г. Сарапула проведена проверка соблюдения требований законодательства по обеспечению безопасности дорожного движения и дорожной деятельности, в ходе которой 04.04.2024 выявлены нарушения автомобильных дорог местного значения г. Сарапула, а именно, в том числе: по адресу: УР, г. Сарапул, проезд Западный, на проезжей части дороги наличие множественных выбоин длиной 80 см, глубиной 12 см, площадью 0,34 кв.м., что не соответствует требованию п. 5.2.4 ГОСТ 50597-2017, что подтверждается ответом МО МВД России «Сарапульский» от 05.04.2024, фототаблицей (л.д.7-17).
Выявленные нарушения отражены в обобщенном представлении прокурора г. Сарапула, направленном в адрес МУ Управление благоустройства» от 09.04.2024, в котором указано на необходимость устранить нарушения закона (л.д. 19-20).
По результатам рассмотрения представления МУ «Управление благоустройства» 26.04.2024 дан ответ о частичном устранении недостатков в части ненадлежащего содержания автомобильных дорог и наличия выбоин на проезжих частях. Также указано, что на участках улиц Чистякова, Молодежная, Пугачева проведен ямочный ремонт. В текущее время проводится ямочный ремонт на ул. Гончарова. На остальных участках ямочный ремонт планируется провести в период до 30.05.2024 (л.д. 19).
Исходя из требований пункта 2 статьи 12 Закона N 196-ФЗ обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Согласно сведениям, содержащимся в открытом доступе на официальном сайте муниципального образования «Город Сарапул» на МУ «Управление благоустройство» возложены полномочия в сфере использования автомобильных дорог, осуществления дорожной деятельности и обеспечения безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе:
- организация и контроль за осуществлением мероприятий по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог местного значения, включая конструктивные элементы и дорожные сооружения, являющихся их технологической частью, иных объектов дорожного хозяйства в границах города;
- контроль за целевым использованием средств, выделенных из бюджета города для выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог местного значения, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах города;
- осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах города.
Согласно п. 2.1. Устава МУ «Управление благоустройство» (л.д. 31-36), Учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными законодательством и настоящим Уставом, путем выполнения работ, оказания услуг в сфере дорожной деятельности.
Предметом деятельности Учреждения является благоустройство и дорожное хозяйство на территории МО «Город Сарапул» (п. 2.2. Устава).
Для достижения целей, предусмотренных пунктом 2.3. настоящего Устава, Учреждение осуществляет следующие основные виды деятельности:
дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города Сарапула и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществление дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 2.4.1.).
В соответствии пунктом 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 Национального стандарта Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля, утвержденного приказом Росстандарта от 26.09.2017 № 1245-ст покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений (таблица А.1 приложения А), устранение которых осуществляют в сроки, приведенные в таблице 5.3.
Согласно таблице 5.3. отдельное повреждение (выбоина, просадка, пролом) длиной 15 см и более, глубиной 5 см и более, площадью, м2, равной или более подлежит устранению в срок не позднее 12 суток.
Следовательно, несоответствие автомобильной дороги обязательным требованиям в части наличия на проезжей части выбоин в соответствии с пунктом 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на безопасность дорожного движения, а также их право на сохранение жизни, здоровья и имущества, а также является одной из сопутствующих причин возникновения дорожно-транспортных происшествий.
Таким образом, учитывая, что на МУ «Управление благоустройство» возложены полномочия по осуществлению дорожной деятельности и обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения г. Сарапула, суд приходит к выводу о возложении на ответчика обязанности организовать выполнение работ в соответствии с пунктом 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017.
В соответствии с положениями ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.
Удовлетворяя исковые требования прокурора, суд, с учетом высокого уровня социальной значимости указанных мероприятий, объема необходимых к выполнению работ, считает необходимым установить срок для исполнения возложенной судом на ответчика обязанности по организации вышеуказанных мероприятий в течение четырех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, который отвечает требованиям разумности и достаточности.
В силу пп. 9 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, освобождаются прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Настоящее исковое заявление подано прокурором г. Сарапула в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, следовательно, прокурор освобождён в силу закона от уплаты государственной пошлины при обращении с настоящим иском.
Согласно ч. 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Таким образом, с ответчика МУ «Управление благоустройства» в доход муниципального образования «Город Сарапул» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора города Сарапула, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Муниципальному учреждению «Управление благоустройства» о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о безопасности дорожного движения удовлетворить.
Обязать МУ «Управление благоустройства» (ОГРН 1121838000063, ИНН 1838010432) в течение четырех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу привести в соответствии с п.5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 автомобильную дорогу общего пользования Муниципального образования «Город Сарапул» по адресу: УР, г.Сарапул, проезд Западный.
Взыскать с МУ «Управление благоустройства» в доход муниципального образования «Город Сарапул» государственную пошлину в размере 300 руб.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд УР в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме через Сарапульский городской суд УР.
Мотивированное решение изготовлено 14 июня 2024 года.
Судья В.Ю.Голубев