Дело № 2-461/2022
18RS0021-01-2022-000199-72
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
01 июня 2022 года г. Можга УР
Можгинский районный суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Ходыревой Н.В.,
при секретаре Овчинниковой А.Н.,
с участием истца Шарафиевой Е.Г.,
представителя ответчика Крыловой С.Н., действующей на основании доверенности №*** от 03 ноября 2021 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шафиевой Е.Г. к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Удмуртской Республике о восстановлении пенсионных прав,
у с т а н о в и л:
Шарафиева Е.Г. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Удмуртской Республике с требованиями:
- признать незаконным решение №*** от 06.12.2021 г.,
- включить в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 20.11.2006 г. по 29.11.2006 г., 13.10.2014 г. по 17.10.2014 г., периоды ученических отпусков с 08.01.2008 г. по 27.01.2008 г., с 02.06.2008 г. по 21.06.2008 г., с 08.01.2009 г. по 28.01.2009 г., с 04.05.2009 г. по 23.05.2009 г., с 14.09.2009 г. по 08.10.2009 г., с 01.02.2010 г. по 25.02.2010 г., с 11.10.2010 г. по 04.11.2010 г., с 01.12.2010 г. по 30.03.2011 г.
- назначить досрочную страховую пенсию по старости со дня обращения за её назначением, т.е. с 27.10.2021 г.
Исковое заявление мотивировано тем, что Шарафиева Е.Г. обратилась в Клиентскую службу г. Можги УР – ГУ ОПФ РФ по УР с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Ответчик отказал истице в установлении пенсии и не включил в льготный стаж вышеуказанные периоды работы.
Истица считает решение ГУ ОПФ РФ по УР незаконным в части исключения из стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периодов, предоставленных работодателем для прохождения учебных сессий и курсов повышения квалификации, т.к. данные периоды являлись периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель производил отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
В судебном заседании истица Шарафиева Е.Г. на исковых требованиях настаивала, поддержала доводы, изложенные в исковом заявлении.
Представитель ответчика Крылова С.Н. исковые требования не признала, суду пояснила, что при подсчете специального стажа истца, дающего право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», ГУ ОПФ РФ по УР правомерно исключены спорные периоды работы. Пунктом 5 Правил исчисления периодов работы, утв. Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516, определен исчерпывающий круг периодов, подлежащих включению в стаж для назначения досрочной пенсии по старости, ученические отпуска в их числе не значатся. С 18.03.2021 года вступил в силу п. 3(1) Постановления №665 согласно которого, при исчислении периодов работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии со статьями 30 и 31 Закона № 400-ФЗ, в стаж на соответствующих видах работ включаются периоды профессионального образования работников обучения и дополнительного профессионального образования работников, которые являются условием выполнения работниками определенных видов деятельности и обязанность проведения которых возложена на работодателя в случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, в течение которых работник не выполнял работы, но за ним в соответствии с Трудовым Кодексом РФ и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, а также законодательными и иными нормативными правовыми актами ССР и РСФСР, действующими в части не противоречащей Трудовому Кодексу РФ, сохранялось место работы (должность), средняя заработная плата и за него осуществлялась уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Однако истица каких-либо документов, подтверждающих профессиональную направленность курсов в указанные периоды не предоставила. В удовлетворении заявленных истцом требованиях просила отказать в полном объеме.
Выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
27.10.2021 г. Шафиева Е.Г., дд.мм.гггг рождения, обратилась в ОПФР по Удмуртской Республике с заявлением о назначении страховой пенсии по старости, предусмотренной пунктом 19 части 1 статьи 30 Закона от 28.12.2013.
06.12.2021 г. решением ГУ – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Удмуртской Республике №*** истице отказано в установлении пенсии, поскольку продолжительность специального стажа на дату обращения составила 25 лет 10 месяцев 7 дней. Требуемый стаж для установления досрочной страховой пенсии по старости продолжительностью 25 лет выработан на дату 20.12.2020. Право на досрочное пенсионное обеспечение может быть реализовано по формуле дата права (20.12.2020) + 24 месяца – 6 месяцев (с учетом сроков установления пенсии, указанных в приложении 7 к Федеральному закону от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» не ранее 20.06.2022 г.
В стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, не засчитаны следующие спорные периоды работы:
- с 20.11.2006 г. по 29.11.2006 г., 13.10.2014 г. по 17.10.2014 г. (всего 15 дней) - периоды нахождения на курсах повышения квалификации,
- с 08.01.2008 г. по 27.01.2008 г., с 02.06.2008 г. по 21.06.2008 г., с 08.01.2009 г. по 28.01.2009 г., с 04.05.2009 г. по 23.05.20109г., с 14.09.2009 г. по 08.10.2009 г., с 01.02.2010 г. по 25.02.2010 г., с 11.10.2010 г. по 04.11.2010 г., с 01.12.2010 г. по 30.03.2011 г. (всего 9 мес. 05 дней) - периоды нахождения в учебных отпусках, предоставленных для прохождения учебных сессий в связи с получением высшего образования.
Указанные периоды имели место во время работы истца воспитателем в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад №*** общеразвивающей направленности» города Можги.
С 01.01.2015 г. пенсионные правоотношения регулируются Федеральным законом от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее по тексту Федеральный закон № 400-ФЗ). В соответствии со ст. 8 данного Закона в редакции Федерального закона от 03.10.2018 г. № 350-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи (п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ в ред. Федерального закона от 03.10.2018 г. № 350-ФЗ).
С 01.01.2019 г. действует часть 1.1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ, согласно которой страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону. Назначение страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на ее получение по достижении соответствующего возраста в соответствии с пунктом 21 части 1 настоящей статьи, осуществляется при достижении ими возраста, указанного в приложении 6 к настоящему Федеральному закону.
Приложением 7 к Федеральному закону № 400-ФЗ предусмотрено, что при возникновении права на страховую пенсию по старости в 2020 году страховая пенсия по старости назначается не ранее чем через 24 месяца со дня возникновения права на страховую пенсию по старости.
В соответствии с ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 03.10.2018 г. № 350-ФЗ гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19 - 21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
В силу пунктов 2, 3, 4 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В целях реализации положений ст. 30 указанного Закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16.07.2014 г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение».
Согласно пп. «м» п. 1 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» - при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей применяются:
список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
Спорные периоды работы истца имели место в период действия Постановления Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781.
В соответствии со Списком № 781 работа в должности воспитателя в дошкольных образовательных учреждениях: детские сады всех наименований, засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.
Отказывая во включении в льготный стаж периодов нахождения в оплачиваемых учебных отпусках, ответчик сослался на Правила, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 г. № 516. Отказывая во включении в льготный стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации, ответчик сослался на то, что в уточняющей справке работодателя не указано содержание курсов повышения квалификации с целью определения по какой профессии (должности) проходил работник повышения квалификации.
Исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях», осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 г. № 516 (далее по тексту Правила № 516), а также Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781 (далее по тексту Правила № 781) (пункт 3 постановления Правительства РФ от 16.07.2014 г. № 665).
При исчислении стажа работы в части, не урегулированной Правилами № 781, применяются Правила № 516 (пункт 2 Правил № 781).
В соответствии с пунктом 4 Правил № 516 в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
Статьей 187 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.
Следовательно, период нахождения на курсах повышения квалификации также является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
В соответствии с п. 3 (1) Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 №665 при исчислении периодов работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", в стаж на соответствующих видах работ включаются периоды профессионального обучения и дополнительного профессионального образования работников, которые являются условием выполнения работниками определенных видов деятельности и обязанность проведения которых возложена на работодателя в случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение которых работник не выполнял работу, но за ним в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, а также законодательными и иными нормативными правовыми актами СССР и РСФСР, действующими в части, не противоречащей Трудовому кодексу Российской Федерации, сохранялось место работы (должность), средняя заработная плата и за него осуществлялась уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Как указано выше, во время обучения на курсах повышения квалификации истица состояла в должностях и учреждениях, которые дают право на досрочное назначение страховой пенсии по старости. До направления на курсы повышения квалификации и по возвращении из них Шарафиева Е.Г. работала полный рабочий день, периодов прерывания специального стажа не усматривается. Как следует из материалов дела Шарафиева Е.Г. в период с 20.11.2006г. по 30.11.2006г. прошла краткосрочное обучение в Можгинском педагогическом колледже по теме «Современные подходы к модернизации дошкольного образования, в период с 13 по 17 октября 2014 года находилась в <***> на очной части курсов повышения квалификации по теме «Организация инклюзивного образования детей-инвалидов, детей с ОВЗ в общеобразовательных организациях».
Кроме того, следует учитывать, что повышение квалификации для педагогических работников являлось обязательным условием для дальнейшего выполнения ими своих профессиональных должностных обязанностей (п. 5 ст. 55 Закона РФ от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании», п. 2 ч. 5 ст. 47 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
При изложенных обстоятельствах, время обучения на курсах повышения квалификации подлежит включению в специальный стаж истицы.
В соответствии со ст. 173 Трудового кодекса РФ работникам, направленным на обучение работодателем или поступившим самостоятельно в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования независимо от их организационно-правовых форм по заочной и очно-заочной (вечерней) формам обучения, успешно обучающимся в этих учреждениях, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка.
Согласно пункту 21 рекомендации Международной организации труда № 148 «Об оплачиваемых учебных отпусках» период оплачиваемого учебного отпуска должен приравниваться к периоду фактической работы в целях установления прав на социальные пособия и других, вытекающих из трудовых отношений, прав на основе национального законодательства или правил, коллективных договоров, арбитражных решений или таких других положений, которые соответствуют национальной практике.
Таким образом, работникам, совмещающим труд с обучением, гарантированы такие же трудовые права, как и лицам, трудящимся полное рабочее время. Период нахождения в ученических отпусках, по сути, законодателем приравнивается к выполнению истцом своих должностных обязанностей.
Ответчиком не оспаривается и материалами дела подтверждается, что истица обучалась в имеющем государственную аккредитацию высшем учебном заведении, на период учебных сессий ей предоставлялись работодателем дополнительные отпуска с сохранением средней заработной платы, с которой уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.
Частичное неотражение работодателем в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета льготного характера работы истца в период, имевший место после регистрации его в системе обязательного пенсионного страхования, с учетом имеющейся в материалах дела совокупности письменных доказательств, с безусловностью подтверждающих обстоятельства осуществления в спорные периоды педагогической деятельности в должности и учреждении, поименованных в Списке № 781, не может влиять на пенсионные права истицы, вины которой в этом не имеется.
Согласно ст. 22 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.
На дату обращения с заявлением о назначении пенсии (27.10.2021 г.) продолжительность специального стажа, признанного ответчиком, у Шарафиевой Е.Г. составляла 25 лет 10 месяцев 7 дней. Принимая во внимание, что спорные периоды ответчиком незаконно не зачтены в стаж для досрочного назначения страховой пенсии, право на страховую пенсию у истицы возникло в 2020 году. На дату обращения продолжительность специального стажа у истицы составит 26 лет 7 месяцев 27 дней, что является достаточным для назначения досрочной страховой пенсии на основании п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ с учетом положений ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 03.10.2018 г. № 350-ФЗ, с даты обращения, т.е. с 27.10.2021 г. Следовательно, решение ГУ – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Удмуртской Республике №*** от 06.12.2021 г. об отказе в установлении пенсии является незаконным.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Шафиевой Е.Г. к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Удмуртской Республике о восстановлении пенсионных прав – удовлетворить.
Признать незаконным решение Государственного учреждения – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Удмуртской Республике №*** от 06.12.2021 г. в части отказа в установлении пенсии и исключения из стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периодов ученических отпусков с 08.01.2008 г. по 27.01.2008 г., с 02.06.2008 г. по 21.06.2008 г., с 08.01.2009 г. по 28.01.2009 г., с 04.05.2009 г. по 23.05.20109г., с 14.09.2009 г. по 08.10.2009 г., с 01.02.2010 г. по 25.02.2010 г., с 11.10.2010 г. по 04.11.2010 г., с 01.12.2010 г. по 30.03.2011 г., периодов нахождения на курсах повышения квалификации с 20.11.2006 г. по 29.11.2006 г., 13.10.2014 г. по 17.10.2014 г.
Обязать Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Удмуртской Республике включить Шафиевой Е.Г. в специальный стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости, периоды ученических отпусков с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг, с 02.06.2008 г. по 21.06.2008 г., с 08.01.2009 г. по 28.01.2009 г., с 04.05.2009 г. по 23.05.20109г., с 14.09.2009 г. по 08.10.2009 г., с 01.02.2010 г. по 25.02.2010 г., с 11.10.2010 г. по 04.11.2010 г., с 01.12.2010 г. по 30.03.2011 г., периодов нахождения на курсах повышения квалификации с 20.11.2006 г. по 29.11.2006 г., 13.10.2014 г. по 17.10.2014 г., и назначить досрочную страховую пенсию по старости с 27.10.2021 г.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме через Можгинский районный суд Удмуртской Республики.
Мотивированное решение изготовлено 03 июня 2022 г.
Председательствующий судья- Н.В.Ходырева