Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-234/2023 (2-2787/2022;) от 15.09.2022

Дело

УИД: 37RS0-77

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

25 января 2023 года <адрес>

Фрунзенский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи: Орловой С.К.,

при секретаре: ФИО5,

с участием:

истца ФИО1 и ее представителя ФИО10,

представителя ответчика ФИО6,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации Ивановской <адрес> о признании незаконным отказа в назначении (предоставлении) мер социальной поддержки в виде пособия на детей в возрасте от восьми до семнадцати лет, об обязании совершить определенные действия,

у с т а н о в и л :

ФИО1 обратилась в суд с иском, измененным в порядке ст. 39 ГПК РФ, к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес>, в котором просила признать незаконным отказ в назначении (предоставлении) мер социальной поддержки в виде пособия на детей в возрасте от 8 до 17 лет, обязать ответчика назначить пособие на ребенка ФИО4 В.В. от 8 до 17 лет с ДД.ММ.ГГГГ

В обоснование заявленных требований ФИО1 указала, что является матерью ФИО4 М.В., 2015 года рождения, и ФИО4 В.В., 2011 года рождения, имеет удостоверение многодетной матери. Брак с отцом детей ФИО4 В.Б. расторгнут, в связи с чем, истец является одиноким родителем, осуществляющим уход за несовершеннолетними детьми. Между ФИО1 и ФИО4 В.Б. заключено нотариально удостоверенное соглашение об уплате алиментов на содержание детей, согласно которому ФИО4 В.Б. обязан ежемесячно выплачивать ФИО1 алименты на содержание детей. ФИО1 обратилась в Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> с заявлением о назначении ежемесячного пособия на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет в отношении ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, представив необходимые документы. Однако в назначении пособия истцу отказано по мотиву отсутствия в числе документов решения судебного органа о взыскании алиментов. ФИО1 считает отказ в назначении пособия незаконным, нарушающим право несовершеннолетней ФИО4 В.В. на получение предусмотренной законом меры социальной поддержки.

В ходе судебного заседания истец в порядке ст. 39 ГПК РФ изменила свои исковые требования и окончательно просит признать незаконным отказ в назначении (предоставлении) мер социальной поддержки в виде пособия на несовершеннолетнего ребенка в возрасте от 8 до 17 лет – ФИО4 В.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обязать ответчика назначить пособие на ребенка ФИО4 В.В. от 8 до 17 лет с ДД.ММ.ГГГГ и произвести ФИО1 выплату пособия на несовершеннолетнего ребенка в возрасте от 8 до 17 лет – ФИО4 В.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Определением Фрунзенского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ судом произведена замена ответчика Государственное Учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> на правопреемника – Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации Ивановской <адрес>.

ФИО1 и ее представитель ФИО10 суду пояснили, что исковые требования поддерживают в полном объеме по основаниям, изложенным в иске. Просят иск удовлетворить

Истица ФИО1 также суду пояснила что, она обратилась лично в пенсионный орган для подачи заявления о назначении пособия на несовершеннолетних детей в возрасте от 8 до 17 лет в отношении несовершеннолетней дочери ФИО4 В.В. В приеме заявления и документов истцу было отказано в устном порядке со ссылкой на отсутствие судебного акта о взыскании алиментов. ДД.ММ.ГГГГ пенсионным органом зарегистрировано заявление ФИО1 о признании незаконным и отмене решения об отказе в назначении (предоставления) мер социальной поддержки, назначении ежемесячного пособия на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет, установленное Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , с момента первоначального заявления. К заявлению были приложены копии паспорта, свидетельств о рождении детей ФИО4 В.В., ФИО4 М.В., удостоверения многодетной семьи, свидетельства о расторжении брака, нотариального соглашения об уплате алиментов. На указанное заявление пенсионным органом ДД.ММ.ГГГГ дан ответ о рассмотрении обращения со ссылкой на нормативно-правовые акты, предусматривающие порядок назначения пособия на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет, а также на условия назначения пособия. Одновременно в ответе обращено внимание на то, что заявления от ФИО1 о назначении ежемесячного пособия на ребенка в возрасте от 8 до 17 лег не поступало. Указанное обращение было рассмотрено в порядке Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Более подробно позиция истца изложена в письменных пояснениях по иску и возражениях на отзыв ответчика.

Представитель ответчика - Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации Ивановской <адрес> ФИО6 суду пояснила, что исковые требования не признает в полном объеме, поддержав доводы представленных возражений на иск. Просит в удовлетворении исковых требований отказать.

Более подробно позиция представителя ответчика изложена в письменных возражениях на исковое заявление.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора, ФИО4 В.Б. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, возражений не представил.

Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.

Конституцией Российской Федерации провозглашено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (часть 1 статьи 7).

В силу частей 1 и 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Статьей 67.1 Конституции Российской Федерации установлено, что дети являются важнейшим приоритетом государственной политики России. Государство создает условия, способствующие всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей, воспитанию в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим. Государство, обеспечивая приоритет семейного воспитания, берет на себя обязанности родителей в отношении детей, оставшихся без попечения (часть 4).

Согласно части 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся в том числе защита семьи, материнства, отцовства и детства; защита института брака как союза мужчины и женщины; создание условий для достойного воспитания детей в семье, а также для осуществления совершеннолетними детьми обязанности заботиться о родителях (подпункт "ж. 1").

Судом установлено, что ФИО1 и ФИО4 В.Б. являются родителями несовершеннолетней ФИО4 В.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

ФИО1 и ФИО4 В.Б. состояли в зарегистрированном браке, который прекращен ДД.ММ.ГГГГ на основании решения мирового судьи судебного участка N 1 Советского судебного района в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ между ФИО1 и ФИО4 В.Б. заключено соглашение об уплате алиментов, удостоверенное нотариусом Ивановского городского нотариального округа ФИО7, зарегистрированное в реестре -н/37-2019-6-361, в соответствии с которым ФИО4 В.Б. обязался ежемесячно уплачивать ФИО1 алименты на детей, в том числе, и на ФИО4 В.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в размере 4 000 руб. 00 коп. ежемесячно по 2 000 руб. 00 коп. на каждого ребенка.

Состав семьи ФИО1 состоит из нее, ее несовершеннолетних детей ФИО4 М.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО4 В.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. ФИО1 в настоящее время проживает на территории Российской Федерации, зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес>. На содержание детей ФИО2 и ФИО3 В.Б. выплачивает алименты добровольно по соглашению.

Из объяснений истца ФИО1 следует, что она обратилась лично в пенсионный орган для подачи заявления о назначении пособия на несовершеннолетних детей в возрасте от 8 до 17 лет в отношении несовершеннолетней дочери ФИО2. В приеме заявления и документов истцу было отказано в устном порядке со ссылкой на отсутствие судебного акта о взыскании алиментов. Доказательств отказа пенсионного органа в приеме документов истцом в соответствии с положениями ст. 56 ГПК РФ не представлено.

ДД.ММ.ГГГГ пенсионным органом зарегистрировано заявление ФИО1 о признании незаконным и отмене решения об отказе в назначении (предоставления) мер социальной поддержки, назначении ежемесячного пособия на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет, установленное Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1037, с момента первоначального заявления, направленное ответчику ДД.ММ.ГГГГ

К заявлению были приложены копии паспорта, свидетельств о рождении детей ФИО4 В.В., ФИО4 М.В., удостоверения многодетной семьи, свидетельства о расторжении брака, нотариального соглашения об уплате алиментов.

На указанное заявление пенсионным органом ДД.ММ.ГГГГ дан ответ о рассмотрении обращения со ссылкой на нормативно-правовые акты, предусматривающие порядок назначения пособия на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет, а также на условия назначения пособия. Одновременно в ответе обращено внимание на то, что заявления от ФИО1 о назначении ежемесячного пособия на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет не поступало. Указанное обращение было рассмотрено в порядке Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (далее по тексту – ФЗ № 81-ФЗ) установлено ежемесячное пособие на ребенка в возрасте от восьми до семнадцати лет, согласно которой порядок и условия назначения и выплаты ежемесячного пособия на ребенка в возрасте от восьми до семнадцати лет, требования к составу семьи и перечню видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи, а также перечень документов (копий документов, сведений), необходимых для назначения указанных пособий, и формы заявлений об их назначении устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 10.1 ФЗ N 81-ФЗ (введенной Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 151-ФЗ) право на ежемесячное пособие на ребенка в возрасте от восьми до семнадцати лет имеет единственный родитель такого ребенка или родитель (иной законный представитель) такого ребенка, в отношении которого предусмотрена на основании судебного решения уплата алиментов, при этом размер среднедушевого дохода такой семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения в субъекте Российской Федерации по месту жительства (пребывания) или фактического проживания заявителя, установленную в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" на дату обращения за назначением указанного пособия.

В случае наличия в семье нескольких детей в возрасте от восьми до семнадцати лет указанное пособие выплачивается на каждого ребенка с единственным родителем или на каждого ребенка, в отношении которого предусмотрена на основании судебного решения уплата алиментов.

Статья 10.2 ФЗ N 81-ФЗ предусматривала, что лицам, указанным в статье 10.1 данного Федерального закона, ежемесячное пособие на ребенка в возрасте от восьми до семнадцати лет выплачивается со дня достижения ребенком возраста восьми лет, если обращение за назначением указанного пособия последовало не позднее шести месяцев со дня достижения ребенком такого возраста, но не ранее чем с ДД.ММ.ГГГГ. В остальных случаях ежемесячное пособие на ребенка в возрасте от восьми до семнадцати лет выплачивается со дня обращения за назначением указанного пособия.

Ежемесячное пособие на ребенка в возрасте от восьми до семнадцати лет устанавливается на двенадцать месяцев, но не более чем до достижения ребенком возраста семнадцати лет. Назначение указанного пособия в очередном году осуществляется по истечении двенадцати месяцев со дня предыдущего обращения.

В соответствии со ст. 10.3 ФЗ N 81-ФЗ размер ежемесячного пособия на ребенка в возрасте от восьми до семнадцати лет составляет 50 процентов величины прожиточного минимума для детей в субъекте Российской Федерации по месту жительства (пребывания) или фактического проживания заявителя, установленной в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" на дату обращения за назначением указанного пособия.

Размер ежемесячного пособия на ребенка в возрасте от восьми до семнадцати лет подлежит перерасчету с 1 января года, следующего за годом обращения за назначением указанного пособия, исходя из ежегодного изменения величины прожиточного минимума для детей в субъекте Российской Федерации.

В спорный период отношений сторон действовали Правила назначения и выплаты ежемесячного пособия женщине, вставшей на учет в медицинской организации в ранние сроки беременности, и ежемесячного пособия на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет в части, не определенной Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" и перечень документов (копий документов, сведений), необходимых для назначения ежемесячного пособия женщине, вставшей на учет в медицинской организации в ранние сроки беременности, и ежемесячного пособия на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1037 (далее - Правила N 1037), которые утратили силу ДД.ММ.ГГГГ в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1036, утвердившего новые правила.

Как было указано в п. 1 Правил N 1037, они определяют порядок и условия назначения и выплаты ежемесячного пособия на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет в части, не определенной Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", а также требования к составу семьи и перечню видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи.

Согласно п. 2 Правил N 1037 право на назначение пособий, предусмотренных пунктом 1 данных Правил, имеют лица, которые определены пунктами 33 и 50 данных Правил и размер среднедушевого дохода семей которых не превышает величину прожиточного минимума на душу населения в субъекте Российской Федерации по месту жительства (пребывания) или фактического проживания, установленную в соответствии с Федеральным законом "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" на дату обращения за назначением указанных пособий.

Из содержания пункта 51 Правил следует, что право на получение ежемесячного пособия на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет имеет родитель (иной законный представитель), проживающий на территории Российской Федерации.

Ежемесячное пособие на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет назначается лицам, указанным в пункте 50 настоящих Правил, в размере 50 процентов величины прожиточного минимума для детей в субъекте Российской Федерации по месту жительства (пребывания) или фактического проживания заявителя, установленной в соответствии с Федеральным законом "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" на дату обращения за назначением указанного пособия, в соответствии с п. 54 Правил .

Согласно абзацу 3 указанных Правил , заявления о назначении пособий, подаются в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации по формам, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1037 "Об утверждении Правил назначения и выплаты ежемесячного пособия женщине, вставшей на учет в медицинской организации в ранние сроки беременности, и ежемесячного пособия на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет в части, не определенной Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", а также перечня документов (копий документов, сведений), необходимых для назначения указанных пособий, и форм заявлений об их назначении", для соответствующего пособия.

Согласно п. 4 Правил заявления о назначении пособий, заявления об изменении реквизитов кредитной организации, осуществляющей доставку пособий, подаются:

а) в электронном виде с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - единый портал);

б) лично по месту жительства (пребывания) или фактического проживания заявителя. Заявление о назначении пособия по месту фактического проживания подается при условии отсутствия подтвержденного места жительства (пребывания).

Подача заявления о назначении пособий посредством единого портала осуществляется с использованием простой электронной подписи при условии, что личность заявителя установлена при личном приеме при выдаче ключа простой электронной подписи (п. 5 Правил ).

В соответствии с п. 6 Правил документы (сведения), необходимые для назначения и выплаты (прекращения выплаты) пособий, предусмотренных пунктом 1 настоящих Правил, перечень которых был утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1037 "Об утверждении Правил назначения и выплаты ежемесячного пособия женщине, вставшей на учет в медицинской организации в ранние сроки беременности, и ежемесячного пособия на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет в части, не определенной Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", а также перечня документов (копий документов, сведений), необходимых для назначения указанных пособий, и форм заявлений об их назначении" (далее - соответственно документы (сведения), перечень), запрашиваются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в рамках межведомственного электронного взаимодействия в органах и (или) организациях, в распоряжении которых они находятся, и (или) представляются заявителем в соответствии с перечнем.

Срок подготовки и направления ответа на межведомственный электронный запрос, предусмотренный пунктом 6 настоящих Правил, не может превышать 5 рабочих дней со дня поступления межведомственного электронного запроса в орган и (или) организацию (п. 7 Правил ).

Согласно п. 9 Правил , в случае если заявление о назначении пособий подано с использованием единого портала, заявитель в течение 10 рабочих дней со дня регистрации территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации заявления о назначении пособий представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы (сведения), предусмотренные перечнем.

Согласно п. 10 Правил , в случае если при личном обращении заявителя за назначением пособий, предусмотренных пунктом 1 настоящих Правил, им представлен неполный комплект документов (сведений), заявитель вправе представить недостающие документы (сведения) в течение 10 рабочих дней со дня регистрации заявления о назначении пособий территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации.

Заявитель несет ответственность за неполноту и недостоверность сведений, указанных в заявлении о назначении пособий, в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 11 Правил ).

Перечень документов (копий документов, сведений), необходимых для назначения ежемесячного пособия на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1037, где среди прочих поименованы: сведения о получаемых алиментах (позиция 27), сведения об установлении на основании судебного решения алиментов на ребенка, об отмене такого судебного решения (позиция 53), сведения о возбужденном на основании исполнительного документа исполнительном производстве, о его окончании или прекращении (позиция 54).

В соответствии с п. 13 Правил N 1037 основаниями для отказа в назначении пособий, предусмотренных пунктом 1 данных Правил, являются в том числе: превышение размера среднедушевого дохода семьи над величиной прожиточного минимума на душу населения, установленной в субъекте Российской Федерации на дату обращения за назначением пособия (подп. "а"); наличие в заявлении о назначении пособий недостоверных или неполных данных, за исключением случая, предусмотренного пунктом 15 данных Правил (подп. "б"); непредставление заявителем в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации документов (сведений) (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 20 и 22 перечня), а также непредставление документов (сведений) в сроки, указанные в пунктах 9 и 10 данных Правил (подп. "в"); наличие у заявителя и членов его семьи дохода, превышающего величину прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации, установленную на дату обращения за назначением пособий, предусмотренных пунктом 1 данных Правил, в виде процентов, начисленных на остаток средств на депозитных счетах (вкладах), открытых в кредитных организациях (подп. "ж"); отсутствие у заявителя и (или) трудоспособных членов его семьи (за исключением детей в возрасте до 18 лет) доходов, предусмотренных подпунктами "а", "б" (в части пенсий), "в" (в части стипендий и компенсационных выплат в период нахождения в академическом отпуске по медицинским показаниям), "е", "и", "л" - "н" и "п" пункта 18 данных Правил, за расчетный период, предусмотренный пунктом 19 данных Правил, за исключением следующих случаев (их совокупности), приходящихся на указанный период: заявитель или члены его семьи не более 6 месяцев имели статус безработного, ищущего работу (подп. "з").

Решение о назначении либо об отказе в назначении пособий, предусмотренных пунктом 1 данных Правил, принимается территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в течение 10 рабочих дней со дня регистрации заявления о назначении пособий (п. 14 Правил N 1037).

Срок принятия решения о назначении либо об отказе в назначении пособий, предусмотренных пунктом 1 настоящих Правил, продлевается на 20 рабочих дней в случае непоступления документов (сведений), запрашиваемых в рамках межведомственного электронного взаимодействия, или недостающих документов (сведений), представленных в срок позднее 5 рабочих дней со дня регистрации заявления о назначении пособий.

В случае принятия решения об отказе в назначении пособий, предусмотренных пунктом 1 настоящих Правил, заявителю направляется в срок, не превышающий 1 рабочего дня со дня принятия такого решения, уведомление с указанием аргументированного обоснования.

В силу п. 15 Правил, в случае установления факта наличия в заявлении о назначении пособий и (или) документах (сведениях), представленных заявителем, недостоверной и (или) неполной информации территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации вправе вернуть их заявителю на доработку с указанием информации, подлежащей корректировке.

В этом случае срок принятия решения о назначении либо об отказе в назначении пособий, предусмотренных пунктом 1 настоящих Правил, приостанавливается до момента представления заявителем доработанного заявления о назначении пособий и (или) документов (сведений), но не более чем на 5 рабочих дней.

Заявитель представляет доработанные заявление о назначении пособий и (или) документы (сведения) в течение 5 рабочих дней со дня их возврата от территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.

Срок принятия решения о назначении либо об отказе в назначении пособий, предусмотренных пунктом 1 настоящих Правил, возобновляется со дня поступления в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации доработанных заявления о назначении пособий и (или) документов (сведений).

Из системного толкования приведенных нормативных положений следует, что право на ежемесячное пособие на ребенка в возрасте от восьми до семнадцати лет имеет единственный родитель такого ребенка или родитель (иной законный представитель) такого ребенка, в отношении которого предусмотрена на основании судебного решения уплата алиментов, при этом размер среднедушевого дохода такой семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения в субъекте Российской Федерации по месту жительства (пребывания) или фактического проживания заявителя; заявление о назначении указанного ежемесячного пособия подается в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации по формам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , в электронном виде с использованием единого портала либо лично по месту жительства заявителя; документы (сведения), необходимые для назначения и выплаты пособия, перечень которых утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , запрашиваются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в рамках межведомственного электронного взаимодействия в органах и (или) организациях, в распоряжении которых они находятся, и (или) представляются заявителем в соответствии с перечнем, при этом в случае представления заявителем неполного комплекта документов (сведений) он (заявитель) вправе представить недостающие документы (сведения), а в случае установления факта наличия в заявлении о назначении пособия и (или) документах (сведениях), представленных заявителем, недостоверной и (или) неполной информации территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации вправе вернуть их заявителю на доработку с указанием информации, подлежащей корректировке (в этом случае срок принятия решения о назначении либо об отказе в назначении пособия приостанавливается до представления заявителем доработанных заявления о назначении пособия и (или) документов (сведений)).

Непредставление заявителем в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации документов (сведений) (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 20 и 22 перечня), непредставление документов (сведений) в сроки, указанные в пунктах 9 и 10 настоящих Правил, а также непредставление заявителем в течение 5 рабочих дней заявления о назначении пособий и (или) документов (сведений) после возвращения их на доработку в соответствии с пунктом 15 настоящих Правил является основанием для отказа в назначении пособия.

Согласно пунктам 1, 2, 9 и 11 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ -I (в редакции Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , Федеральных законов от ДД.ММ.ГГГГ № 77-ФЗ, от ДД.ММ.ГГГГ № 38-ФЗ, от ДД.ММ.ГГГГ № 118-ФЗ), действующего до ДД.ММ.ГГГГ, Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет государственное управление финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации. Пенсионный фонд Российской Федерации и его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации. Пенсионный фонд Российской Федерации ведет свою деятельность через региональные отделения.

Пенсионный фонд Российской Федерации обеспечивает разъяснительную работу среди населения и юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда Российской Федерации (пункт 3 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации).

Исходя из изложенного выше реализация целей социальной политики Российской Федерации, как они определены Конституцией Российской Федерации, является одной из основных конституционных обязанностей государства, осуществляемых им через соответствующие органы.

Обязанности по реализации социальной политики Российской Федерации в области государственного пенсионного обеспечения и ряда социальных выплат возложены на Пенсионный фонд Российской Федерации, в рамках исполнения которых Пенсионный фонд Российской Федерации и его региональные отделения в числе прочего обеспечивают разъяснительную работу среди населения по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда Российской Федерации.

Следовательно, гражданин при обращении в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по вопросам выплаты ежемесячного пособия на ребенка в возрасте от восьми до семнадцати лет или в связи с иными жизненными событиями имеет право на получение от пенсионного органа информации о его правах, в том числе о порядке определения размера указанного пособия, порядке и условиях его назначения и выплаты, и этому праву корреспондирует обязанность пенсионного органа предоставить гражданину указанную информацию.

Судом установлено, что информация в зарегистрированном ответчиком ДД.ММ.ГГГГ заявлении ФИО1 о назначении спорного пособия и (или) приложенные к нему документы (сведения) является достаточной для принятия ответчиком решения о назначении либо об отказе в назначении пособия. В связи с чем, ссылка представителя ответчика на то, что истец не подавала заявление по установленной законом форме для назначения пособия ни одним из предусмотренных законов способом (лично или через Единый портал государственных услуг), не является основанием для отказа в удовлетворении ее требований.

Судом установлено, что в назначении пособия ФИО1 отказано по мотиву отсутствия в числе документов решения судебного органа о взыскании алиментов

При этом, сведений о том, что среднедушевой доход семьи ФИО1 превышал установленную постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 145-п величину прожиточного минимума на душу населения в <адрес> суду не представлено.

Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 116-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" статьи 10.1 - 10.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" признаны утратившими силу.

С ДД.ММ.ГГГГ ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от восьми до семнадцати лет установлена Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 175 "О ежемесячной денежной выплате семьям, имеющим детей", которая предоставляется, в случае если ребенок является гражданином Российской Федерации, постоянно проживает на территории Российской Федерации и размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" на дату обращения за назначением ежемесячной выплаты.

Как следует из материалов дела и показаний лиц, участвующих в деле, решением ГУ – ОПФ РФ от 2022 г., ежемесячное пособие на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет назначено ФИО1 лишь с ДД.ММ.ГГГГ

Оценивая доводы ответчика о том, что соглашение об уплате алиментов не поименовано в ФЗ N 81-ФЗ в качестве документа, являющегося основанием для назначения соответствующего пособия, право на получение пособия имеется у заявителя лишь в случае предоставления судебного решения о взыскании алиментов либо в случае наличия возбужденного службой судебных приставов на основании судебного решения исполнительного производства по взысканию алиментов, суд считает основанными на неверном толковании норм материального права.

Перечень документов (копий документов, сведений), необходимых для назначения ежемесячного пособия на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1037, действительно не содержит такую позицию, как соглашение об уплате алиментов.

Типовая форма заявления о назначении ежемесячного пособия на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет, утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1037, также не имеет строки для указания реквизитов соглашения об уплате алиментов, а имеет строки: "реквизиты исполнительного производства (номер)" и "реквизиты судебного решения о назначении алиментов".

Однако, действующим законодательством Российской Федерации предусмотрены различные варианты урегулирования вопроса об уплате алиментов - во внесудебном и судебном порядке. Реализуя данное право, получатель и плательщик алиментов вправе заключить соглашение об уплате алиментов.

Согласно ст. 80 Семейного кодекса Российской Федерации родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей. Порядок и форма предоставления содержания несовершеннолетним детям определяются родителями самостоятельно. Родители вправе заключить соглашение о содержании своих несовершеннолетних детей (соглашение об уплате алиментов) в соответствии с главой 16 настоящего Кодекса. В случае если родители не предоставляют содержание своим несовершеннолетним детям, средства на содержание несовершеннолетних детей (алименты) взыскиваются с родителей в судебном порядке.

В соответствии со ст. 99 Семейного кодекса Российской Федерации соглашение об уплате алиментов (размере, условиях и порядке выплаты алиментов) заключается между лицом, обязанным уплачивать алименты, и их получателем, а при недееспособности лица, обязанного уплачивать алименты, и (или) получателя алиментов - между законными представителями этих лиц.

В силу п. 1 ст. 100 Семейного кодекса Российской Федерации соглашение об уплате алиментов заключается в письменной форме и подлежит нотариальному удостоверению.

Согласно ст. 103 Семейного кодекса Российской Федерации размер алиментов, уплачиваемых по соглашению об уплате алиментов, определяется сторонами в этом соглашении. При этом размер алиментов, устанавливаемый по соглашению об уплате алиментов на несовершеннолетних детей, не может быть ниже размера алиментов, которые они могли бы получить при взыскании алиментов в судебном порядке.

В соответствии со ст. 81 Семейного кодекса Российской Федерации при отсутствии соглашения об уплате алиментов алименты на несовершеннолетних детей взыскиваются судом с их родителей ежемесячно в размере: на одного ребенка - одной четверти, на двух детей - одной трети, на трех и более детей - половины заработка и (или) иного дохода родителей. Размер этих долей может быть уменьшен или увеличен судом с учетом материального или семейного положения сторон и иных заслуживающих внимания обстоятельств.

В соответствии с п. 2 ст. 100 Семейного кодекса Российской Федерации с учетом разъяснений, приведенных в пункте 53 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 56 "О применении судами законодательства при рассмотрении дел, связанных с взысканием алиментов", нотариально удостоверенное соглашение об уплате алиментов имеет силу исполнительного листа и исполняется по правилам исполнительного производства, установленным Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 229-ФЗ.

Из материалов дела следует, что размер установленных заключенным между ФИО1 и ФИО4 В.Б. нотариальным соглашением об уплате алиментов на содержание, в том числе, и несовершеннолетней ФИО4 В.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, соответствует вышеуказанным положениям закона, определен с учетом получаемых ФИО4 В.Б. доходов, данный размер алиментов не ниже размера алиментов, которые могла бы получать ФИО1 при взыскании алиментов в судебном порядке в долевом соотношении от дохода ФИО4 В.Б. Указанное соглашение об уплате алиментов не изменено, не расторгнуто, недействительным не признано. Иного суду не представлено. Факт получения денежных средств во исполнение данного соглашения сторонами не оспаривается.

Таким образом, исходя из имущественного положения семьи ФИО1, последняя имеет право на ежемесячное пособие на детей в соответствии со статьей 10.1. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" с момента достижения ФИО4 В.В. 8 лет. Предусмотренных пунктом 13 Правил N 1037 оснований для отказа в назначении указанного пособия не установлено.

Вопреки статье 56 ГПК РФ, доказательств обратного ответчиком суду не представлено.

Статьей 7 Конституции Российской Федерации провозглашено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Материнство и детство, семья находятся под защитой государства (ст. 38 Конституции Российской Федерации).

В преамбуле ФЗ N 81-ФЗ указано, что данный Федеральный закон устанавливает единую систему государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства.

Таким образом, по смыслу приведенных норм в их системной взаимосвязи право на получение ежемесячного пособия на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет связано не с фактом взыскания в судебном порядке алиментов на содержание несовершеннолетних детей, а с материальным положением семей, в которых дети в возрасте от 8 до 17 лет воспитываются единственным родителем либо воспитываются в неполных семьях, в которых родитель получает алименты на содержание ребенка. Отсутствие в законе указания на такое основание для назначения пособия как соглашение об уплате алиментов, а также отсутствие в установленной форме заявления о назначении пособия графы, позволяющей внести сведения о нотариально удостоверенном соглашении об уплате алиментов, не может являться основанием для отказа в назначении меры государственной социальной поддержки, ставить лиц, относящихся к одной категории применительно к рассматриваемой мере социальной поддержки, в неравное положение исходя из порядка уплаты алиментов.

Отсутствие возбужденного службой судебных приставов исполнительного производства по взысканию алиментов не может являться основанием для отказа в назначении пособия, поскольку порядок и форма предоставления содержания несовершеннолетним детям определяются родителями самостоятельно, как добровольно, так и на основании соглашения об уплате алиментов, судебное решение о взыскании алиментов принимается лишь в случае, если родители не предоставляют содержание своим несовершеннолетним детям либо не достигли соглашения о порядке и размере такого содержания.

В п. 56 Правил установлено, что ежемесячное пособие на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет назначается со дня достижения ребенком возраста 8 лет, если обращение за назначением указанного пособия последовало не позднее 6 месяцев со дня достижения ребенком такого возраста.

В остальных случаях ежемесячное пособие на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет назначается со дня обращения за назначением указанного пособия.

В связи с чем право на выплату указанного пособия у ФИО1 возникает с ДД.ММ.ГГГГ

Анализируя вышеизложенное, исследовав обстоятельства дела, проверив их доказательствами, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, исходя из принципов разумности и справедливости, суд приходит к выводу об обоснованности исковых требований ФИО1 и о наличии правовых оснований для их удовлетворения.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования ФИО1 к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации Ивановской <адрес> о признании незаконным отказа в назначении (предоставлении) мер социальной поддержки в виде пособия на детей в возрасте от восьми до семнадцати лет, об обязании совершить определенные действия удовлетворить.

Признать незаконным отказ в назначении (предоставлении) ФИО1 мер социальной поддержки в виде пособия на несовершеннолетнего ребенка в возрасте от 8 до 17 лет – ФИО4 В.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения,

Обязать Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации Ивановской <адрес> произвести ФИО1 выплату ежемесячного пособия на ребенка в возрасте от восьми до семнадцати лет на ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Фрунзенский районный суд <адрес> в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.

Председательствующий: /С.К. Орлова/

Решение изготовлено в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ

Судья: /С.К. Орлова/

2-234/2023 (2-2787/2022;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Морозова Анастасия Михайловна
Ответчики
ОПФР по Ивановской области
Другие
Зарецкий Лев Николаевич
Бахтинов Максим Викторович
Науменко Владимир Борисович
Суд
Фрунзенский районный суд г. Иваново
Судья
Орлова Светлана Константиновна
Дело на странице суда
frunzensky--iwn.sudrf.ru
15.09.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
15.09.2022Передача материалов судье
16.09.2022Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
27.10.2022Предварительное судебное заседание
27.10.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.11.2022Судебное заседание
26.12.2022Судебное заседание
27.12.2022Судебное заседание
27.12.2022Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
25.01.2023Судебное заседание
15.03.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.05.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.05.2023Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее