Судья Конькова Е.В. Дело № 7р-139/2021
РЕШЕНИЕ
г. Йошкар-Ола 7 апреля 2021 года
Судья Верховного Суда Республики Марий Эл Орлова С.Г.,
при секретаре Богомоловой Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Соколовой Л.Л. - адвоката Иванова В.К. на постановление заместителя начальника отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Нижегородской области и Республике Марий Эл от 3 декабря 2020 года и решение судьи Советского районного суда Республики Марий Эл от 3 февраля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Соколовой Л.Л., <дата> года рождения, уроженки <...>, зарегистрированной и проживающей по адресу: <адрес>, ранее не привлекавшейся к административной ответственности за совершение административных правонарушений,
установил:
постановлением заместителя начальника отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Нижегородской области и Республике Марий Эл от 3 декабря 2020 года 12 № П-04-54/2020 Соколова Л.Л. привлечена к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного
частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.
Решением судьи Советского районного суда Республики Марий Эл
от 3 февраля 2021 года указанное постановление оставлено без изменения, жалоба защитника Соколовой Л.Л. адвоката Иванова В.К. – без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Марий Эл, защитник Иванов В.К. просит отменить указанные постановление и решение, считая их незаконными, производство по делу прекратить. Указывает, что в действиях Соколовой Л.Л. отсутствует состав административного правонарушения, поскольку древесная растительность имелась на земельном участке до приобретения его Соколовой Л.Л., деревья расположены не по всему участку, целью приобретения земельного участка было выращивание многолетних трав для сенокошения, тогда как нахождение на нем отдельно стоящих деревьев не препятствует этим целям. Соколовой Л.Л. выдано предписание об устранении нарушений, срок исполнения которого установлен до 10 августа 2021 года, Соколова Л.Л. имеет намерение выполнить данное предписание, поэтому привлечение её к административной ответственности является преждевременным. Указывает, что фотографии земельного участка не могут служить безусловным доказательством вины Соколовой Л.Л., так как они произведены без привязки к ориентирам на местности. Полагает, что сам по себе факт обнаружения древесной растительности на земельном участке не может свидетельствовать об ухудшении качества почвы, и административным органом не представлено доказательств того, что по вине Соколовой Л.Л. произошло наступление неблагоприятных последствий в виде ухудшения качественного состояния земли.
Соколова Л.Л. на рассмотрение жалобы не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения жалобы не заявляла, в связи с чем полагаю возможным рассмотреть дело в ее отсутствие.
Выслушав защитника Иванова В.К., поддержавшего доводы жалобы об отмене обжалуемых актов в связи с отсутствием состава административного правонарушения, представителя Управления Россельхознадзора по Нижегородской области и Республике Марий Эл Шубенкину Н.Ю., просившую жалобу защитника оставить без удовлетворения, изучив жалобу, исследовав материалы дела об административном правонарушении, дела по жалобе на постановление об административном правонарушении № 12-4/2021, прихожу к следующему.
Частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ установлена административная ответственность за невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель.
В соответствии со статьей 12 Земельного кодекса Российской Федерации целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
Согласно части 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия; защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению мелиоративных защитных лесных насаждений, сохранению достигнутого уровня мелиорации.
В силу положений статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Статьей 8 Федерального закона от 16 июля 1998 года № 101-ФЗ
«О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» установлена обязанность собственников земельных участков, землепользователей , землевладельцев и арендаторов земельных участков осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую среду; обеспечивать проведение мероприятий по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения в соответствии с планом проведения таких мероприятий, составленным в соответствии с частью четвертой статьи 15 данного Федерального закона; соблюдать нормы и правила в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения.
Как следует из материалов дела, Соколова Л.Л. является собственником 1/3 доли в праве собственности на земельный участок с кадастровым номером <№>, общей площадью 220393 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием: для сельскохозяйственного производства.
По результатам внеплановой выездной проверки, проведенной на основании приказа Управления Россельхознадзора по Нижегородской области и Республике Марий Эл от 13 октября 2020 года № 1275-ООД, должностным лицом административного органа 20 ноября 2020 года выявлено административное правонарушение, выразившееся в невыполнении Соколовой Л.Л. установленных требований и обязательных мероприятий по защите земель и охране почв от зарастания деревьями и сорными растениями, в результате чего указанный земельный участок зарос древесной (сосна обыкновенная, береза повислая, ель обыкновенная и др. высотой от 0,5 м) растительностью, в связи с чем земельный участок непригоден для сельскохозяйственного производства.
Выявленные нарушения послужили основанием для составления 26 ноября 2020 года в отношении Соколовой Л.Л. протокола об административном правонарушении и привлечения её 3 декабря 2020 года к административной ответственности по части 2 статьи 8.7 КоАП РФ.
Факт совершения правонарушения и вина Соколовой Л.Л. в его совершении подтверждаются собранными по делу доказательствами: актом проверки от 20 ноября 2020 года <№>, фототаблицами <№> и <№> к акту проверки, выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 14 октября 2020 года <№>, предписанием
от 20 ноября 2020 года <№>, протоколом об административном правонарушении от 26 ноября 2020 года <№>, объяснением представителя Соколовой Л.Л. Соколова А.В., данным при составлении протокола об административном правонарушении.
Таким образом, вывод должностного лица и судьи районного суда о наличии в действиях Соколовой Л.Л. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьей 8.7 КоАП РФ, является правильным.
Доводы защитника о том, что на момент приобретения Соколовой Л.Л. в собственность указанного земельного участка на нем уже имелась древесная растительность, и в деле отсутствуют доказательства ухудшения качественного состояния земли, в том числе по вине Соколовой Л.Л., не свидетельствуют об отсутствии состава правонарушения, поскольку объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ, выражается в форме бездействия, правонарушение является длящимся. Объектом правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ, являются общественные отношения, связанные с использованием и охраной земель сельскохозяйственного назначения территории Российской Федерации. Состав административного правонарушения формальный, и наступление последствий в виде ухудшения качества земли не является обязательным условием для привлечения виновного лица к ответственности за его совершение.
Выданное административным органом Соколовой Л.Л. предписание от 20 ноября 2020 года <№> об устранении выявленных нарушений требований земельного законодательства, срок исполнения которого не истек, не является препятствием для привлечения Соколовой Л.Л. к административной ответственности по части 2 статьи 8.7 КоАП РФ.
Доводы, изложенные в жалобе, направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств. Аналогичные доводы были предметом рассмотрения судьей районного суда и обоснованно отвергнуты по основаниям, подробно изложенным в судебном решении.
Постановление о привлечении Соколовой Л.Л. к административной ответственности вынесено должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
При назначении наказания должностным лицом принято во внимание совершение административного правонарушения впервые, признание вины, имущественное положение лица, привлекаемого к ответственности, отсутствие отягчающих обстоятельств, в связи с чем административное наказание назначено Соколовой Л.Л. в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией части 2 статьи 8.7 КоАП РФ, с применением положений частей 2.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ.
Нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении допущено не было.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены постановления должностного лица административного органа и решения судьи районного суда не имеется.
Руководствуясь статьями 30.6 - 30.9 КоАП РФ, судья
решил:
постановление заместителя начальника отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Нижегородской области и Республике Марий Эл от 3 декабря 2020 года <№> и решение судьи Советского районного суда Республики Марий Эл от 3 февраля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Соколовой Л.Л. оставить без изменения, жалобу защитника Соколовой Л.Л. адвоката Иванова В.К. – без удовлетворения.
Судья С.Г. Орлова