Дело №2-59/2024
УИД(М) 14RS0028-01-2023-000574-50
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
п.Хандыга 26 января 2024 года
Томпонский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Юмшанова А.А.,
при секретаре Калугиной З.Г.,
с участием помощника прокурора Томпонского района Республики Саха (Якутия) Кирдяева А.В.,
представителя ответчика Алексеева А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Томпонского района Республики Саха (Якутия) в интересах Чередниковой Людмилы Михайловны к Товариществу собственников жилья «Новый» о возложении обязанности устранить нарушения требований жилищного законодательства,
установил:
Прокурор Томпонского района Республики Саха (Якутия) обратился в суд в интересах Чередниковой Л.М. к ТСЖ «Новый» о возложении обязанности провести мероприятия по устранению нарушений в подъезде *Номер* дома *Номер* по *Адрес* Томпонского района Республика Саха (Якутия), указанных в предписании УГСЖН РС(Я).
В обоснование заявленных требований указал, что на основании обращения Чередниковой Л.М. проведена проверка исполнения требований жилищного законодательства, по результатам которой установлено, что УГСЖН РС(Я) проведена проверка в отношении ТСЖ «Новый» на предмет надлежащего содержания общего имущества подъезда *Номер* многоквартирного дома, расположенного по адресу: *Адрес*, *Адрес*, *Адрес*, *Адрес*. В связи с чем, *Дата* УГСЖН РС(Я) выдано предписание об устранении нарушений обязательных требований и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда (ущерба) охраняемых законом ценностей ТСЖ «Новый». До настоящего времени меры по устранению нарушений товариществом приняты не в полном объеме, предписание УГСЖН РС(Я) исполнено частично. ТСЖ «Новый» не принят полный комплекс меры по обеспечению нормальной температуры в первом подъезде, не устранены неплотности по периметру оконных коробок, не установлены дополнительные регистры отопления. *Дата* прокуратурой Томпонского района РС(Я) внесено представление в адрес председателя ТСЖ «Новый», однако меры к устранению нарушений не приняты. В связи с чем, с учетом уточненных исковых требований, просит обязать ТСЖ «Новый» обеспечить температурный режим в помещении подъезда *Номер* дома *Номер*, расположенного по *Адрес* Томпонского района *Адрес* (Якутия), в соответствии с требованиями таблицы 5.27 СанПиН *Дата*-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от *Дата* *Номер* в течение 11 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Помощник прокурора Томпонского района РС(Я) Кирдяев А.В. уточненные исковые требования поддержал, просил удовлетворить их в полном объеме.
Представитель ответчика Алексеев А.В. в судебном заседании исковые требования не признал, пояснив, что проектом многоквартирного дома не предусмотрено установление дополнительных регистров отопления в подъезде, окна в подъезде дома не имеют щелей, в связи с чем, ТСЖ «Новый» не может исполнить предписание контролирующего органа. Кроме того, ТСЖ «Новый» не является поставщиком тепла, поэтому требования прокурора считает необоснованными.
Истец Чередникова Л.М. в судебное заседание не явилась, надлежаще о времени и месте рассмотрения дела извещена, просила рассмотреть дело без ее участия, иск прокурора просила удовлетворить.
С учетом изложенного, руководствуясь ч.5 ст.167 ГПК РФ суд признал возможным рассмотреть дело в отсутствие истца.
Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд считает, что уточненные исковые требования прокурора обоснованы и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч.2 ст.162 ЖК РФ по договору управления многоквартирными домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в п.6 ч.2 ст.153 ЖК РФ, либо в случае, предусмотренном ч.14 ст. 161 ЖК РФ, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В силу ч.1 ст.161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
В соответствии с ч.2.2 ст.161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом указанные товарищество или кооператив несут ответственность за содержание общего имущества в данном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги газоснабжения, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
Согласно п.10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 №491 (далее – Правила №491), общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристики надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
Пунктами 11 и 11.1 Правил № 491 установлено, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан. Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 №170 утверждены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда (далее – Правила №170), которыми определены требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда.
Согласно п.4.8.14 Правил №170 помещение лестничной клетки должно регулярно проветриваться, температура воздуха должна составлять не менее +16 °С.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N2 утверждены санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания".
В соответствии с таблицей 5.27 данных санитарных правил и норм допустимая температура воздуха в вестибюле и лестничной клетке в холодный период года составляет 14-20?.
В нарушение приведенных требований жилищного законодательства температурный режим в помещении подъезда *Номер* дома *Номер* по *Адрес* Томпонского района Республики Саха (Якутия) не соблюдается.
Это подтверждается предписанием об устранении нарушений №08-02-23/Ж-22 от 09.02.2023, выданным Управлением государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия), в соответствии с которым температура воздуха на лестничной клетке четвертого этажа первого подъезда вышеуказанного многоквартирного дома составила +1,6?.
14.11.2023 в связи с неисполнением данного предписания прокурором Томпонского района Республики Саха (Якутия) в адрес председателя ТСЖ «Новый» внесено представление об устранении нарушений закона.
Несмотря на это, меры по устранению выявленных нарушений не ответчиком приняты.
Из протокола лабораторных испытаний №п/22 от *Дата* следует, что температура воздуха на лестничных площадках первого подъезда дома *Номер* по *Адрес* составляет 4,0-6,8?.
Таким образом? в ходе судебного разбирательства нашли свое подтверждение доводы прокурора о нарушении ответчиком жилищного законодательства.
Из материалов дела также установлено, что Чередникова Л.М. обратилась к прокурору за защитой ее прав, указывая, что не может самостоятельно обратиться в суд ввиду возраста и отсутствия средств на оплату услуг юриста.
В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан, в том числе о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере социальной защиты, включая социальное обеспечение.
В связи с этим, суд считает, что прокурор обоснованно обратился в суд в интересах гражданина.
Суд не принимает доводы представителя ответчика о том, что ТСЖ «Новый» не является поставщиком тепловой энергии и поэтому не может обеспечить надлежащий температурный режим в общедомовом имуществе многоквартирного дома. В данном случае, суд исходит из того, что согласно п.2.1 Устава ТСЖ «Новый» является добровольным объединениям собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, созданное в целях: совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, в том числе обеспечения надлежащего технического, противопожарного, экологического и санитарного состояния общего имущества в многоквартирном доме, обеспечения коммунальными услугами собственников жилых и нежилых помещений, а также пользователей жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме; реализации собственниками жилых и нежилых помещений прав по владению, пользованию в многоквартирном доме. В соответствии с п.2.2 Устава, товарищество осуществляет виды деятельности: управление многоквартирным домом, выполнение работ и услуг по содержанию и ремонту помещений в многоквартирном доме. Согласно дополнения в Устав ТСЖ «Новый» в управлении товарищества находятся многоквартирные дома, расположенные по адресам: *Адрес*
Таким образом, поскольку управление многоквартирным домом осуществляется ответчиком, обязанность по устранению выявленных нарушений, лежит на нем, а не на поставщике тепловой энергии. Доказательств того, что в многоквартирный дом не поставляется тепловая энергия либо поставляется в недостаточном объеме, суду не представлено.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных прокурором исковых требований
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░) ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ «░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ *░░░░░* ░░░░ *░░░░░* ░░ *░░░░░* ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░), ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 5.27 ░░░░░░ 1.2.3685-21 «░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ (░░░) ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░ 28.01.2021 №2, ░ ░░░░░░░ 11 ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░) ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░) ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░/░ ░.░. ░░░░░░░
░░░░░ ░░░░░, ░░░░░: ░.░. ░░░░░░░
░░░░░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 30.01.2024.