№ 2-69/2022
22RS0068-01-2021-004767-57
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 апреля 2022 года г. Барнаул
Центральный районный суд г. Барнаула в составе:
председательствующего: Поповой Н.Н.,
при секретаре: Нестеровой Е.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора .... в интересах ФИО1, ФИО2, ФИО3 к Комитету жилищно-коммунального хозяйства г.Барнаула о выплате возмещения за жилое помещение,
УСТАНОВИЛ:
.... обратился в суд в интересах ФИО1, ФИО2, ФИО3, в котором просит, с учетом уточнения иска, изъять у материальных истцов квартиру по адресу: ....; установить размер возмещения за изымаемую квартиру в сумме 3 414 655,31 руб.; обязать КЖКХ г. Барнаула выплатить материальным истцам возмещение за изымаемую квартиру пропорционально размеру доли каждого 1/3 в размере 1 138 218,44 руб.; прекратить право собственности материальных истцов на жилое помещение после выплаты в полном объёме денежного возмещения.
В обоснование иска указывает, что ФИО1, ФИО2, ФИО3 являются собственниками квартиры по адресу: .... по 1/3 доли каждый. Заключением межведомственной комиссии указанный дом признан аварийным. Распоряжением администрации .... от ДД.ММ.ГГГГ №-р установлен срок для выполнения работ по сносу указанного дома до ДД.ММ.ГГГГ. Постановлением администрации .... от ДД.ММ.ГГГГ № у собственников жилых помещений дома по .... в .... изъяты земельный участок и жилые помещения в доме для муниципальных нужд. В настоящее время жители дома не расселены, проект соглашения о выкупе в адрес истцов не представлен.
В судебном заседании представитель процессуального истца – старший помощник прокурора .... ФИО6 на требованиях настаивала с учетом их уточнения по доводам, изложенным в иске.
Материальный истец ФИО3 в судебном заедании требования и позицию прокурора поддержала.
Иные лица в судебное заседание не явились, извещены надлежаще. Материальные истцы ФИО1, ФИО2 в процессе рассмотрения спора на требованиях настаивали.
Ответчики представили в материалы дела возражения на исковое заявление. КЖКХ .... просил рассмотреть дело без участия представителя, указал, что расходы на риэлтора и переезд необоснованны, срок исполнения решения 3 месяца неразумный с учетом механизма выделения денежных средств для исполнения решений. Просил учесть, что на спорную квартиру зарегистрировано обременение – арест, что не позволит прекратить право собственности и зарегистрировать его за ответчиком. Администрация .... в своем отзыве указала, что не является надлежащим ответчиком по делу, кроме того, без установления наличия опасности для жизни и здоровья истцов в связи с угрозой обрушения здания, незамедлительное решение вопроса о переселении истцов не требуется.
Суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав пояснения сторон, суд приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, ФИО1, ФИО2, ФИО3 являются собственниками квартиры по адресу: .... по 1/3 доли каждый.
Указанные обстоятельства подтверждаются свидетельствами о государственной регистрации права, а также выпиской из ЕГРП по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
Заключением межведомственной комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный жилой .... в .... признан аварийным и подлежащим сносу.
Распоряжением администрации .... от ДД.ММ.ГГГГ №-р собственникам установлен срок для сноса дома до ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением администрации .... от ДД.ММ.ГГГГ № земельный участок и жилые помещения многоквартирного жилого дома по .... изъяты у собственников.
Из материалов дела следует, что до настоящего времени право собственности материальных истов на .... доме не прекращено, переселение из аварийного жилого помещения, выплата возмещения ответчиком не произведены.
Согласно ответа КЖКХ .... от ДД.ММ.ГГГГ, расселение указанного дома будет проведено в рамках реализации программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда» на 2019-2025 годы» по мере поступления ассигнований в бюджет .... не позднее ДД.ММ.ГГГГ.
В силу частей 1 и 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом, никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
Порядок обеспечения жилищных прав собственника жилого помещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд определен статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ).
Согласно п.п.1,2 ст.32 ЖК РФ жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
Изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
В соответствии с п.4 ст. 32 ЖК РФ собственнику жилого помещения, подлежащего изъятию, направляется уведомление о принятом решении об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд, а также проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд в порядке и в сроки, которые установлены федеральным законодательством.
Согласно п.6 ст. 32 ЖК РФ возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения. При этом по заявлению прежнего собственника жилого помещения за ним сохраняется право пользования жилым помещением, если у прежнего собственника не имеется в собственности иных жилых помещений, не более чем на шесть месяцев после предоставления возмещения прежнему собственнику жилого помещения, если соглашением с прежним собственником жилого помещения не установлено иное.
Пунктом 8 ст. 32 ЖК РФ определено, что по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.
Таким образом, исходя из положений ст. 32 ЖК РФ, в случае, если собственник жилого помещения в аварийном доме в предоставленный срок не осуществил его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в данном доме путем выкупа.
Другое жилое помещение, взамен изымаемого, в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену (ч. 8 ст. 32 ЖК РФ).
В данном случае собственник аварийного жилого помещения в качестве способа обеспечения жилищных прав выбрал выплату возмещения стоимости жилого помещения.
Соглашения о предоставлении взамен аварийного другого помещения между истцом и ответчиком не достигнуто.
То обстоятельство, что аварийный дом включен в краевую адресную программу, которой запланирован срок окончания переселения до ДД.ММ.ГГГГ, суд во внимание не принимает в силу следующего.
Федеральным законом от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" установлены правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на переселение граждан.
Согласно п. 3 ст.2 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ переселение граждан из аварийного жилищного фонда - принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32, 86, частями 2 и 3 статьи 88 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Статьей 16 указанного закона предусмотрено, что региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством.
Средства Фонда, средства долевого финансирования за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации и (или) средств местных бюджетов могут расходоваться на: приобретение жилых помещений в многоквартирных домах, а также в жилых домах, указанных в пункте 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в том числе в многоквартирных домах, строительство которых не завершено), и строительство таких домов, в том числе для целей последующего предоставления гражданам жилых помещений по договору социального найма, или договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, или договору найма жилого помещения маневренного фонда в связи с переселением из аварийного жилищного фонда, или договору мены с собственником жилого помещения аварийного жилищного фонда;
выплату гражданам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, возмещения за изымаемые жилые помещения в соответствии с частью 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации;
предоставление субсидий и пр.
В соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", во исполнение федерального проекта "Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда" национального проекта "Жилье и городская среда" Постановлением Правительства Алтайского края №106 от 01.04.2019 утверждена краевая адресная программа "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда" на 2019 - 2025 годы (далее – программа).
Целью программы является создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан путем устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда.
Согласно ч.4 программы, реализация мероприятий проводится по следующим направлениям:
приобретение жилых помещений в многоквартирных домах (в том числе в многоквартирных домах, строительство которых не завершено, включая многоквартирные дома, строящиеся (создаваемые) с привлечением денежных средств граждан и (или) юридических лиц) или в домах, указанных в пункте 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации) для последующего предоставления жилых помещений гражданам, переселяемым из занимаемых по договорам социального найма жилых помещений в признанных аварийными многоквартирных домах, или гражданам, являющимся собственниками жилых помещений в таких домах - по договорам мены;
строительство многоквартирных жилых домов;
выплата лицам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, возмещения за изымаемые жилые помещения, в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Размер возмещения за изымаемое жилое помещение в аварийном многоквартирном доме, выплачиваемого гражданину, являющемуся собственником такого помещения, определяется в соответствии с частью 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации и Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (п.5.1 программы).
Согласно п. 5.2 программы, в соответствии с частью 8 статьи 32 Жилищного кодекса, по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.
Частью 7 программы предусмотрены способы переселения граждан из жилых помещений: предоставление жилых помещений взамен изымаемых путем заключения договоров мены; предоставление гражданам других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в связи с выселением в порядке, установленном статьями 86 и 89 Жилищного кодекса Российской Федерации; выплата лицам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, возмещения за изымаемое жилое помещение, в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно обзору судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014) если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп. В этом случае, собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Таким образом, включение жилых помещений в региональную адресную программу расценивается в качестве обстоятельства, расширяющего объем жилищных прав собственников при переселении из аварийного жилищного фонда по сравнению с положениями ч. 8 ст. 32 ЖК РФ и не могут ограничивать право собственников на выплату выкупной стоимости, до истечения установленного программой срока, при отсутствии намерения получить другое помещение взамен аварийного.Иное предполагало бы, что сам факт включения аварийного дома в программу является отсрочкой по всем обязательствам перед собственниками, что не отвечаем целям реализации адресной программы.
Кроме того, из положений ст. 32 ЖК РФ не следует, что срок исполнения органом местного самоуправлением обязанности по выкупу жилья должен быть установлен правительственной программой.
Закон связывает возникновение данного обязательства исключительно с фактом признания дома аварийным и подлежащим сносу и принятием органом местного самоуправления решения об изъятии имущества для муниципальных нужд.
При принятии решения суд учитывает, что жилой ...., признан аварийным и подлежащим сносу заключением межведомственной комиссии ДД.ММ.ГГГГ, а включен в адресную программу по переселению только по прошествии более 5 лет - ДД.ММ.ГГГГ. При этом, срок переселения запланирован до ДД.ММ.ГГГГ, то есть спустя 12 лет с момента признания дома аварийным.
Указанные сроки являются чрезмерно длительными, не отвечают требованиям разумности и справедливости и свидетельствует о длительном бездействии ответчика по защите жилищных прав истцов.
Согласно заключению судебной экспертизы ФБУ АЛСЭ Минюста РФ от ДД.ММ.ГГГГ № рыночная стоимость .... по адресу ...., включая земельный участок, на дату проведения экспертного исследования составляет 2 269 903,91 руб.
Техническое состояние конструктивных элементов по состоянию на 1997 год оценивается как удовлетворительное, то есть конструктивные элементы в целом пригодны для эксплуатации, но требуют некоторого капитального ремонта, который наиболее целесообразен именно на данной стадии. На дату проведения исследования с учетом признания дома аварийным физический износ здания составляет 65%, что является выше допустимого, техническое состояние дом оценивается как аварийное. Состояние несущих конструктивных элементов аварийное, ненесущих весьма ветхое. Ограниченное выполнение конструктивными элементами своих функций, эксплуатация возможно лишь по проведении охранных мероприятий или полной смены конструктивного элемента. Следовательно, не выполнение капитального ремонта в 1993 году повлияло на снижение уровня надежности здания, повлекшего признание дома аварийным.
Размер компенсации за не произведенный капитальный ремонт на дату первой приватизации в 1997 году в ценах на дату проведения исследования в отношении .... составляет 1 105 651,40 руб.
Рыночная стоимость услуг агентства по подбору и приобретению жилого помещения определена в размере 36 100 руб., услуги по переезду из жилого помещения в пределах .... – 3000 руб.
Эксперт также установил опасность для пребывания людей в жилом доме, учитывая категорию технического состояния строительных конструкций дома (недопустимое), характеризующуюся снижением несущей способности и эксплуатационных характеристик .... помещения общего пользования дома по .... в ..... Указано на то, что эксплуатация возможна лишь при проведении охранных мероприятий.
Заключения эксперта отвечают принципам относимости, допустимости, достоверности, основания сомневаться в правильности выводов эксперта отсутствуют. Оценивая указанное заключение эксперта ФБУ АЛСЭ Минюста РФ, суд находит его объективным, полным и обоснованным. Оснований сомневаться в выводах эксперта, данных о наличии какой- либо заинтересованного с его стороны у суда не имеется, эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу ложного заключения.
При указанных обстоятельствах, при разрешении спора по настоящему делу заключение судебной экспертизы подлежит принятию в качестве надлежащих доказательств.
При определении размера возмещения суд приходит к следующим выводам.
В силу п.7 ст. 32 ЖК РФ при определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме, в том числе рыночная стоимость земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.
В соответствии с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в разделе 2 Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 29.04.2014 (раздел II), выкупная цена изымаемого жилого помещения определяется по правилам, установленным частью 7 статьи 32 ЖК РФ, и включает в себя рыночную стоимость жилого помещения, убытки, причиненные собственнику его изъятием, в том числе упущенную выгоду, а также сумму компенсации за непроизведенный капитальный ремонт.
Исходя из вышеизложенного юридически значимым обстоятельством для разрешения вопроса о необходимости включения сумм компенсации за не произведенный капитальный ремонт в выкупную цену жилого помещения, является установление судом того обстоятельства, что снижение уровня надежности здания многоквартирного дома произошло в результате невыполнения наймодателем обязанности по производству капитального ремонта дома.
Суд полагает, что денежное возмещение за изымаемое жилое помещение истцов должно состоять из рыночной стоимости жилого помещения с учётом стоимости доли в праве собственности на общее имущество в данном многоквартирном доме (в том числе на земельный участок домовладения).
Статьей 38 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что при приобретении в собственность помещения в многоквартирном доме к приобретателю переходит доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме.
Из анализа части 7 статьи 32, части 1 статьи 36, части 2 статьи 37, статьи 38 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что общее имущество в многоквартирном доме и земельный участок под многоквартирным домом, являющийся элементом общего имущества собственников помещений многоквартирного дома, неразрывно связаны с ним, и не могут самостоятельно оцениваться и отчуждаться, лишены самостоятельной оборотоспособности.
Определяя размер возмещения за изымаемое жилое помещение, суд учитывает также следующее.
Согласно статье 16 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с настоящим Законом. При этом за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда в порядке, установленном жилищным законодательством Российской Федерации.
Работы по капитальному ремонту многоквартирных домов в соответствии с частью 1 статьи 166 Жилищного кодекса Российской Федерации включают в себя, в том числе ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения; ремонт, замену, модернизацию лифтов, ремонт лифтовых шахт, машинных и блочных помещений; ремонт крыши; ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме; ремонт фасада; ремонт фундамента многоквартирного дома.
В связи с этим невыполнение наймодателем обязанности по производству капитального ремонта дома, в результате которого произошло снижение уровня надежности здания, является основанием для предъявления собственником жилого помещения требований о включении сумм компенсации за непроизведенный капитальный ремонт многоквартирного дома в выкупную цену жилого помещения на основании части 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2012 года, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.12.2012, невыполнение наймодателем обязанности по производству капитального ремонта дома, в результате которого произошло снижение уровня надежности здания, является основанием для предъявления собственником жилого помещения требований о включении сумм компенсации за непроизведенный капитальный ремонт многоквартирного дома в выкупную цену жилого помещения.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в разделе 2 Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 29.04.2014, выкупная цена изымаемого жилого помещения определяется по правилам, установленным частью 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, и включает в себя рыночную стоимость жилого помещения, убытки, причиненные собственнику его изъятием, в том числе упущенную выгоду, а также сумму компенсации за не произведенный капитальный ремонт.
Исходя из вышеизложенного юридически значимым обстоятельством для разрешения вопроса о необходимости включения сумм компенсации за не произведенный капитальный ремонт в выкупную цену жилого помещения, является установление судом того обстоятельства, что снижение уровня надежности здания многоквартирного дома произошло в результате невыполнения наймодателем обязанности по производству капитального ремонта дома.
При проведении экспертизы установлено, что имела место приватизация жилого помещения в данном доме в 1997 году, что подтверждается ответом КЖКХ .... от ДД.ММ.ГГГГ.
Экспертом произведена оценка исходя из нуждаемости дома в капитальном ремонте по состоянию на 1997 год.
Какие-либо данные о проведении капитального ремонта дома в установленные техническими регламентами сроки, комитетом жилищно-коммунального хозяйства г.Барнаула не представлены, так же как и сведения, подтверждающие, что по наступлении срока проведения капитального ремонта состояние жилого дома было таковым, что фактически не требовалось проведения работ, относящихся к капитальному ремонту, и техническое состояние конструктивных элементов дома соответствовало предъявляемым к ним техническими регламентами требованиям.
Заключением эксперта ФБУ АЛСЭ Минюста РФ установлено, что по состоянию на 1997 год дом уже нуждался в проведении капитального ремонта.
Поскольку невыполнение наймодателем обязанности по производству капитального ремонта дома, в результате которого произошло снижение уровня надежности здания, возникновению его аварийного состояния, сумма компенсации за непроизведенный капитальный ремонт многоквартирного дома, приходящаяся на квартиру истцов по встречному иску подлежит включению в размер возмещения.
В силу положений части 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации о праве лица, жилое помещение которого признано аварийным и подлежит изъятию, на полное возмещение убытков, к числу убытков, причиненных собственнику изъятием жилого помещения, подлежащих учету при определении выкупной цены жилого помещения, необходимо отнести расходы на переезд и оплату услуг риэлторов.
Таким образом, общий размер возмещения за изымаемое жилое помещение составит 3 414 655,31 руб. (2 269 903,91 руб. + 1 105 651,40 руб. +36 100 руб. + 3000 руб.).
На основании вышеизложенного, суд возлагает на КЖКХ .... выплатить ФИО1, ФИО2, ФИО3 выкупную стоимость жилого помещения пропорционально долям в праве собственности в общем размере 3 414 655,31 руб., по 1 138 218,43 руб.
Согласно ст.66 Устава городского округа-города Барнаула Алтайского края, принятого Решением Барнаульской городской Думы от 28.02.2018 №71 Комитет жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула ? орган местного самоуправления, уполномоченный в сфере управления жилищно-коммунальным хозяйством города, который организует содержание муниципального жилищного фонда.
Пунктами 3.8 Положения о переселении граждан из жилых помещений, признанных непригодными для проживания, многоквартирных домов - аварийными и подлежащими сносу, утвержденного Решением Барнаульской городской Думы от 30.03.2012 №720 предусмотрено, что возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения, которое заключается от имени города Барнаула комитетом ЖКХ.
Таким образом, комитет жилищно-коммунального хозяйства г.Барнаула является надлежащим ответчиком по делу.
В соответствии со статьей 204 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если суд устанавливает определенные порядок и срок исполнения решения суда, обращает решение суда к немедленному исполнению или принимает меры по обеспечению его исполнения, на это указывается в резолютивной части решения суда.
Суд полагает возможным установить срок на исполнение решения суда в течение трех месяцев с даты вступления решения суда в законную силу, исходя из длительности нарушений прав истцов на изъятие принадлежащего жилого помещения, отсутствия доказательств объективной невозможности исполнения решения в течение указанного срока.
Согласно подпункту «л» пункта 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» резолютивная часть решения суда об удовлетворении иска о выкупе жилого помещения должна содержать вывод о прекращении права собственности лица на жилое помещение и о выплате собственнику денежной компенсации или предоставлении другого конкретного жилого помещения взамен изымаемого в собственность или на иных правовых основаниях Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием (часть 6 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Поскольку требования истца направлены на изъятие имущества, то с момента выплаты возмещения за жилое помещение в полном объеме право собственности материальных истцов на жилое помещение, расположенное по адресу: .... - 5, подлежит прекращению с признанием права муниципальной собственности муниципального образования городской округ .... на жилое помещение, поскольку аварийное жилое помещение подлежит изъятию у собственника для муниципальных нужд, соответственно при прекращении права собственности ответчиков на данное жилое помещение права на него подлежат переходу к муниципальному образованию в целях реализации прав и обязанностей органов местного самоуправления в указанной части.
При этом, не принимаются во внимание доводы КЖКХ г. Барнаула о наличии ограничений на регистрацию перехода права собственности на спорную квартиру, поскольку из представленных в материалы дела сведений из ОСП Октябрьского района г. Барнаула следует, что постановление от 01.03.2022 судебным приставом - исполнителем снят запрет на совершение действий по регистрации в отношении спорной квартиры, в эту же дату исполнительное производство, в рамках которого был наложен арест окончено.
На основании изложенного, исковые требования прокурора Октябрьского района г. Барнаула подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить.
Установить за изымаемые у ФИО1, ФИО2, ФИО3 доли (по 1/3 у каждого) в праве собственности на жилое помещение по адресу: .... размере 3 414 655 руб. 31 коп.
Обязать комитет жилищно-коммунального хозяйства .... в течение 3-х месяцев с даты вступления решения суда в законную силу выплатить ФИО1, ФИО2, ФИО3 возмещение за изымаемые доли в праве собственности на жилое помещение по адресу: .... (по 1/3 доли) в размере 3 414 655 руб. 31 коп. в равных долях по 1 138 218 руб. 43 коп. каждому.
Прекратить право собственности ФИО1, ФИО2, ФИО3 на доли (по 1/3 доли) в праве собственности на жилое помещение по адресу: .... после выплаты возмещения в полном объеме.
Признать право муниципальной собственности муниципального образования городской округ .... на жилое помещение по адресу: .... после выплаты возмещения в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в течение месяца через Центральный районный суд г. Барнаула со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий Н.Н. Попова