32RS0015-01-2019-001769-35
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 марта 2023 года г. Клинцы
Клинцовский городской суд Брянской области в составе
председательствующего судьи Данченко Н.В.,
при секретаре Летохо И.А.,
с участием представителя истца - помощника прокурора г. Клинцы Брянской области Середа Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-79/2023 по исковому заявлению прокурора г. Клинцы в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Жилкомсервис» о понуждении к совершению действий,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Клинцы обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Жилкомсервис» (Далее Общество), в котором просил возложить обязанность по обеспечению надлежащего состояния игрового оборудования детской игровой площадки, расположенной на придомовой территории между многоквартирными домами № по <адрес> в <адрес>, включая контроль за техническим состоянием оборудования, соответствием его требованиям безопасности, техническое обслуживание и ремонт в соответствии с требованиями федерального законодательства.
Требования мотивированы тем, что при проведении проверки исполнения законодательства об охране жизни и здоровья детей при реализации законодательства, регламентирующего устройство и эксплуатацию детских игровых площадок, установлено, что на придомовой территории между многоквартирными домами № по <адрес> в <адрес> расположена детская игровая площадка, которая включает следующее игровое оборудование: качели с одной осью вращения; качели с несколькими осями вращения; две горки; песочница; шведская стенка.
Ссылаясь на положения ФЗ Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Жилищного кодекса РФ, Приказа Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, утвердивших ГОСТ Р 52167-2012 «Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность конструкции и методы испытаний качелей. Общие требования», ГОСТ Р 52301-2013 «Оборудование и покрытие детских игровых площадок. Безопасность при эксплуатации. Общие требования», Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 17.05.2017 № 21 утвердившего Технический регламент Евразийского экономического союза «О безопасности оборудования для детских игровых площадок», прокурор указывает, что в нарушение установленных требований на качелях с одной осью вращения, применены жесткие элементы подвеса, а также на игровой площадке не размещена информация в виде таблички (пиктограммы), содержащая : правила пользования оборудованием и сведения о возрастных группах (включая ограничения по росту и весу); номера телефонов службы спасения, скорой помощи; номера телефонов эксплуатанта, по которым следует обращаться в случае неисправности или поломки оборудования.
В судебном заседании прокурор уточнил заявленные требования, указав что первоначально предполагалось, что качели, нарушения в креплении которых были выявлены в ходе проверки, были установлены в 2017 году при благоустройстве придомовой территории многоквартирных домов № по <адрес> в рамках программы «Формирование комфортной городской среды на территории городского округа «город Клинцы Брянской области», тогда как при рассмотрении дела установлено игровое оборудование, в том числе и качели, установленные в рамках указанной программы, соответствуют предъявляемым требованиям (на качелях гибкое крепление), в то же время на указанном участке расположено и иное оборудование, в том числе качели, которые были установлены ранее, в которых применено крепление, не соответствующее предъявляемым требованиям (жесткое крепление).
Несмотря на то, что на установление указанного оборудования отсутствует решение собственников многоквартирного дома, оно должно соответствовать предъявляемым требованиям, учитывая, что расположено на земельном участке, прилегающем к домам № <адрес> в <адрес>, которые находятся в управлении ООО «Жилкомсервис»
С учетом уточненных требований прокурор просил обязать ООО «Жилкомсервис» провести работы по приведению детской игровой площадки, расположенной между многоквартирными домами <адрес> по <адрес> в г.Клинцы, в соответствии с требованиями п. 5.5 ГОСТ Р 52167-2012 «Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность конструкции и методы испытаний качелей. Общие требования» и п. 7.5 ГОСТ Р 52301-2013 «Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность при эксплуатации. Общие требования».
Представитель ответчика ООО «Жилкомсервис» в судебное заседание не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
В предыдущем судебном заседании исковые требования не признал, указал, что в деле отсутствуют доказательства, что земельный участок, на котором находится спорное игровое оборудование отнесен к жилым домам № по <адрес>, которые находятся в управлении Общества, в связи с чем возложение обязанности по соблюдению обязанности вышеприведенных требований на ответчика безосновательно.
Представитель третьего лица Клинцовской городской администрации в судебное заседание не явился, представил отзыв о рассмотрении дела в его отсутствие.
Суд считает возможным рассмотреть дело при состоявшейся явке.
При рассмотрении дела установлено, что ООО "Жилкомсервис» управляет многоквартирными домами по адресам: <адрес>
В ходе проведенной прокурором проверки установлено, что ООО "Жилкомсервис» нарушены обязательные требования безопасности п. п.5.5 ГОСТ Р52167-2012 «Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность конструкции и методы испытаний качелей. Общие требования» и п. 7.5 ГОСТ 52.301-2013 Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность при эксплуатации. Общие требования».
По результатам проверки детской площадки, расположенной на территории, прилегающей к жилым домам по адресам: <адрес> представителем истца составлена фототаблица, приобщенная к материалам дела.
При рассмотрении дела установлено, что на основании муниципального контракта от 07.08.2018 года заключенного между Клинцовской городской администрацией и МУП «Торговые ряды» на прилегающей территории к дому № по <адрес> в <адрес> выполнены работы по благоустройству придомовой территории. При этом установлено следующее игровое оборудование : горка с лестницей, песочница, качели (подвесной элемент пруток диаметр 16., стенка шведская.
Из представленного Клинцовской городской администрацией паспорта качелей «Соловей разбойник», установленного на основании контракта, следует, что в конструкции применено гибкое крепление. При этом графическое описание указанных качелей соответствует качелям, установленным на игровой площадке.
Указанное свидетельствует, что при установлении игрового оборудования в соответствии с программой «Формирование комфортной городской среды на территории городского округа «город Клинцы Брянской области» на основании муниципального контракта от 07.08.2019 г., требования действующего законодательства в части крепления качелей, нарушены не были.
Вместе с тем, из представленной прокурором фототаблицы следует, что на прилегающей к домам <адрес> в <адрес> территории установлено и иное оборудование, кроме того, которое установлено на основании муниципального контракта, в том числе качели на жестком подвесе.
Из представленного в судебное заседание протокола общего собрания собственников многоквартирного <адрес> от 12.04.2017 года следует, что собственники приняли решение о включении дворовой территории в муниципальную программу по благоустройству придомовой территории. Утвердили следующий перечень работ: асфальтировани придомовой территории, установление бордюрного камня, установка скамеек и урн для мусора. Общее собрание решило не включать в состав общего имущества многоквартирного дома оборудование, установленное на дворовой территории в результате реализации мероприятий по ее благоустройству.
Несмотря на отсутствие документов, подтверждающих основание возведения и дату установки качелей с жестким подвесом, не оспаривается, что они установлены и эксплуатируются на прилегающей к домам <данные изъяты> по <адрес> территории.
Федеральным законом от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Федерального закона N 184-ФЗ) установлено, что техническое регулирование - правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции. Безопасность продукции - состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни и здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц (статья 2 Федерального закона "О техническом регулировании").
В соответствии с частью 1 статьи 46 Федерального закона N 184-ФЗ, со дня вступления в силу настоящего Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.
Согласно требований п. 5.5 ГОСТ Р 52169-2012 "Оборудование и покрытие детских игровых площадок. Безопасность при эксплуатации. Общие требования": - На качелях запрещается применять жесткие элементы подвеса. В качестве гибких элементов подвеса качелей должны применяться канаты или цепи по ГОСТ Р 52169.
В соответствии с п. 7.5 ГОСТ 52.301-2013 «Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность при эксплуатации. Общие требования» для обеспечения безопасности на детской игровой площадке эксплуатант разрабатывает и устанавливает информационные таблички или доски, содержащие: - правила и возрастные требования при пользовании оборудованием, номера телефонов службы спасения, скорой помощи, номер(а) телефона(ов) для сообщения службе эксплуатации при неисправности и поломке оборудования.
Таким образом, при рассмотрении дела выявленные прокурором нарушения действующего законодательства нашли свое подтверждение.
Относительно доводов ответчика о том, что детские игровые площадки не имеют отношения к домам, находящимся в управлении ООО "Жилкомсервис", и надлежащим ответчиком должна выступать Клинцовская городская администрация, суд приходит к следующему выводу.
Частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) предусмотрено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Согласно п. "ж" п. 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (далее Правила N 491) в состав общего имущества многоквартирного дома включаются детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
В силу п. 10 вышеуказанных Правил N 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома, безопасность для жизни и здоровья граждан.
В силу п. 66 Постановления Пленума Верховного суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 согласно части 1 статьи 16, части 1 статьи 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок с элементами озеленения и благоустройства, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества.
Согласно п. 1 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) в состав общего имущества в многоквартирном доме входит, в том числе, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
В соответствии со ст.16 Федерального закона от 29.12.2004 года N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован после введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме возникает в силу закона с момента проведения государственного кадастрового учета. Земельный участок под многоквартирным домом переходит в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме бесплатно. Каких-либо актов органов власти о возникновении права общей долевой собственности у собственников помещений в многоквартирном доме не требуется.
Согласно Санитарным правилам 59.13330.2012. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001, утвержденный Постановлением Госстроя России от 16.07.2001 № 73 придомовая территория- это участок около жилого многоквартирного здания, включающий пешеходные пути к входам, подъезды к нему и площадки для жильцов данного дома- детские, спортивные, для отдыха, для контейнеров, для выгула собак и т.п.
В соответствии со ст.39 ЖК РФ правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством РФ. Согласно подп. «ж» п. 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме в состав общего имущества включаются иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. Общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства РФ (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем и безопасность для жизни и здоровья граждан (п. 10 Правил). Содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя, в частности, содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства, а также иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектами, расположенными на земельном участке, входящем в состав общего имущества (подп. «ж» п. 11 Правил).
В соответствии с Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170, территория каждого домовладения, как правило, должна иметь детскую площадку, а в перечень работ по содержанию жилых домов входят работы по ремонту детских площадок.
В связи с этим содержание элементов благоустройства в границах придомовой территории относится к обязанностям лица, осуществляющего управление домом, независимо от того, упомянуты ли они в договоре, и имеется ли по вопросу их выполнения решение общего собрания собственников помещений в жилом доме.
ООО "Жилкомсервис" управляет многоквартирными домами по адресам: <адрес>
По представленным в материалы дела фото и видеоматериалам, схемой расположения земельного участка дома по адресу: <адрес> установлено, что детские площадки, на которых выявлены указанные нарушения, расположены на территориях, прилегающих к жилым домам по адресам: <адрес>
Наличие государственного кадастрового учета земельного участка под многоквартирными домами и прилегающей к нему территории имеет значение для определения собственника земельного участка, но не влияет на обязанность управляющей организации обеспечивать надлежащее состояние детской игровой площадки на придомовой территории (указанный вывод согласуется с выводом Верховного Суда Российской Федерации, изложенным в Определении от 25 августа 2020 г. N 303-ЭС20-11685).
В этой связи суд приходит к выводу, что обязанность содержать игровые площадки в соответствии с требованиями п. 5.5 ГОСТ Р 52167-2012 «Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность конструкции и методы испытаний качелей. Общие требования» и п. 7.5 ГОСТ Р 52301-2013 «Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность при эксплуатации. Общие требования» лежит именно на ООО «Жилкомсервис».
Таким образом, заявленные прокурором требования подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст.194 – 199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковое заявление заместителя прокурора города Клинцы Брянской области в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Жилкомсервис» о понуждении к совершению действий -удовлетворить.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Жилкомсервис» (ОГРН 1093241000050, КПП <адрес>) в течение трех месяцев с момента вступления решения в законную силу провести работы по приведению детской игровой площадки, расположенной между многоквартирными домами № <адрес> <адрес> в <адрес>, в соответствие с требованиями п. 5.5 ГОСТ Р 52167-2012 «Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность конструкции и методы испытаний качелей. Общие требования» и п. 7.5 ГОСТ Р 52301-2013 «Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность при эксплуатации. Общие требования».
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Брянского областного суда через Клинцовский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 18 марта 2023 года.
Судья Данченко Н.В