Судья: Турбина Т.А.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Гражданское дело №33-7868/23
(номер дела, присвоенный судом первой инстанции – 2-123/23)
4 июля 2023 года город Самара
Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего - Евдокименко А.А.,
судей – Ивановой Е.Н. и Житниковой О.В.,
при секретаре – Даниленко И.Ю.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе – Винокурова Евгения Вячеславовича на решение Ленинского районного суда города Самары от 3 февраля 2023 года, которым постановлено:
«Исковые требования Винокурова Е.В. к Отделению фонда пенсионного и социального страхования РФ по Самарской области, Пенсионному фонду Российской Федерации, ГУ ФССП РФ по Самарской области о назначении пенсии - оставить без удовлетворения.»,
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда – Евдокименко А.А., объяснения в поддержание доводов апелляционной жалобы истца - Винокурова Е.В., возражения на доводы жалобы представителя ответчика – Государственного учреждения - Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Самарской области – Митусовой О.Г., представителя ответчика - ГУ ФССП по Самарской области – Кумисовой А.В., третьего лица – УФСИН России по Самарской области – Гаврилова П.В., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Истец – Винокуров Е.В. обратился в суд с иском о включении периодов трудовой деятельности в общий страховой стаж и возложении обязанности по назначению страховой пенсии к ответчикам – Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Самарской области (на настоящий момент Государственное учреждение - Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Самарской области) и ГУ ФССП по Самарской области в обоснование своих требований указав, что решением ответчика от 5 июня 2020 года истцу в назначении в страховой пенсии за выслугу лет отказано, при этом не учтен общий стаж государственной службы 25 лет 11 месяцев, включающий в себя 17 лет 5 месяцев службы в ФССП и 8 лет 6 месяцев в льготном исчислении, службы в органах исполнения наказания МЮ РФ УИН по Самарской области. Истец считает отказ в назначении пенсии незаконным, поскольку в силу требований действующего пенсионного законодательства федеральные государственные гражданские служащие при наличии стажа государственной гражданской службы не менее 25 лет и увольнении с федеральной государственной гражданской службы по основанию, предусмотренному п. 3 ч.1 ст. 33 Федерального закона «О государственной гражданской службе РФ» до приобретения права на страховую пенсию по старости (инвалидности) имеют право на пенсию за выслугу лет, если непосредственно перед увольнением они замещали должности федеральной государственной гражданской службы не менее 7 лет.
На основании изложенного истец просил суд: 1) признать решение ответчика от 5 июня 2020 года незаконным; 2) обязать ответчика включить в срок службы в УФССП по Самарской области и ГУИН МЮ РФ по Самарской области (25 лет 11 месяцев) в специальный стаж, дающий право на назначение пенсии по выслуге лет; 3) обязать ответчика назначить истцу пенсию по выслуге лет государственного гражданского служащего, с даты обращения за ее назначением - с 12 мая 2020 года.
Судом постановлено вышеуказанное решение, которое истец Винокуров Е.В. считает неправильным, просит его отменить и принять новое решение, которым удовлетворить его иск в полном объеме.
Проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы Винокурова Е.В., судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
Правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы установлены Федеральным законом от 27 июля 2004 года №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
Государственная гражданская служба Российской Федерации - это вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 3 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).
Государственная гражданская служба Российской Федерации подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 3 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).
Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в числе основных государственных гарантий для государственных гражданских служащих предусматривает их государственное пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, установленных федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан в Российской Федерации, проходивших государственную службу, и их семей (пункт 11 части 1 статьи 52 названного закона).
В настоящее время условия и порядок пенсионного обеспечения за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих определены Федеральным законом от 15 декабря 2001 года №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
Согласно пункту 5 статьи 3 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» федеральные государственные гражданские служащие имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет, предусмотренной названным федеральным законом, и доли страховой пенсии по старости, устанавливаемой к указанной пенсии за выслугу лет в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях».
Условия назначения пенсий федеральным государственным гражданским служащим определены статьей 7 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», при этом п. 1 и п. 1.1 ст. 7 названного Закона №166-ФЗ предусмотрены различные условия назначения пенсии за выслугу лет в зависимости от причины увольнения гражданина с федеральной государственной гражданской службы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 указанного Федерального закона федеральные государственные гражданские служащие при наличии стажа государственной гражданской службы, продолжительность которого для назначения пенсии за выслугу лет в соответствующем году определяется согласно приложению 2 к настоящему Федеральному закону, и при замещении должности федеральной государственной гражданской службы не менее 12 полных месяцев имеют право на пенсию за выслугу лет при увольнении с федеральной государственной гражданской службы по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 3, 7 - 9 части 1 статьи 33, пунктами 1, 8.2 и 8.3 части 1 статьи 37, пунктами 2 - 4 части 1 и пунктами 2 - 4 части 2 статьи 39 Федерального закона от 27 июля 2004 года №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (с учетом положений, предусмотренных абзацами вторым и третьим настоящего пункта). Федеральные государственные гражданские служащие при увольнении с федеральной государственной гражданской службы по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 2 (за исключением случаев истечения срока действия срочного служебного контракта в связи с истечением установленного срока полномочий федерального государственного гражданского служащего, замещавшего должность федеральной государственной гражданской службы категорий «руководитель» или «помощник (советник)»), 3 и 7 части 1 статьи 33, подпунктом «б» пункта 1 части 1 статьи 37 и пунктом 4 части 2 статьи 39 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», имеют право на пенсию за выслугу лет, если на момент освобождения от должности они имели право на страховую пенсию по старости (инвалидности) в соответствии с частью 1 статьи 8 и статьями 9, 30 - 33 Федерального закона «О страховых пенсиях» и непосредственно перед увольнением замещали должности федеральной государственной гражданской службы не менее 12 полных месяцев.
В силу абзаца 3 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» федеральные государственные гражданские служащие при увольнении с федеральной государственной гражданской службы по основаниям, предусмотренным пунктами 2 (в случае истечения срока действия срочного служебного контракта в связи с истечением установленного срока полномочий федерального государственного гражданского служащего, замещавшего должность федеральной государственной гражданской службы категорий «руководитель» или «помощник (советник)»), 8 и 9 части 1 статьи 33, подпунктом "а" пункта 1, пунктами 8.2 и 8.3 части 1 статьи 37, пунктами 2 - 4 части 1 и пунктами 2 и 3 части 2 статьи 39 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», имеют право на пенсию за выслугу лет, если непосредственно перед увольнением они замещали должности федеральной государственной гражданской службы не менее одного полного месяца, при этом суммарная продолжительность замещения таких должностей составляет не менее 12 полных месяцев.
В соответствии с Перечнем документов, необходимых для установления пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих, утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22 мая 2017 года №436н для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» федеральному государственному гражданскому служащему необходимы следующие документы:
а) заявление о назначении (перерасчете) пенсии за выслугу лет;
б) копия паспорта гражданина Российской Федерации;
в) документы, подтверждающие стаж государственной гражданской службы - трудовая книжка и (или) сведения о трудовой деятельности, военный билет, справка военного комиссариата и иные документы соответствующих государственных органов, архивных учреждений;
г) копия пенсионного удостоверения или справка территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о пенсионном обеспечении;
д) копия справки, подтверждающей факт установления инвалидности (при необходимости);
е) представление федерального государственного органа к назначению пенсии за выслугу лет;
ж) справка о размере среднемесячного заработка за 12 полных месяцев;
з) справка федерального государственного органа, оформляющего документы для назначения (перерасчета) пенсии за выслугу лет, о периодах замещения должностей, включаемых в стаж государственной гражданской службы для назначения (перерасчета) пенсии за выслугу лет;и) копия документа, удостоверяющего личность представителя гражданина Российской Федерации, и документ, подтверждающий его полномочия, оформленный в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в случае, если заявление подается от имени гражданина Российской Федерации его законным или уполномоченным представителем;
к) подлинник решения о включении в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет периодов работы в должностях руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях, опыт и знание работы в которых были необходимы федеральным государственным гражданским служащим для исполнения обязанностей по замещаемой должности федеральной государственной гражданской службы, в случае принятия Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации соответствующего решения.
В соответствии с Правилами обращения за пенсией за выслугу лет федеральных государственных служащих, ее установления, проведения проверок документов, необходимых для ее установления, утвержденными приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22 мая 2017 года №436н документы, необходимые для назначения пенсии за выслугу лет, предусмотренные перечнем документов, необходимых для установления пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих согласно приложению №1 к настоящему приказу, подаются в федеральный государственный орган или его аппарат, иной государственный орган, образованный в соответствии с Конституцией Российской Федерации или федеральным законом, или в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, в котором замещалась должность федеральной государственной гражданской службы перед увольнением. Кадровая служба федерального органа рассматривает заявление и другие документы, предусмотренные Перечнем документов, осуществляет проверку полноты и достоверности содержащихся в них сведений.
Федеральный орган в месячный срок со дня регистрации заявления (со дня поступления недостающих документов и (или) устранения недостатков в их оформлении) оформляет и направляет на бумажном носителе и (или) в форме электронного документа, подписанного электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации, в Пенсионный фонд Российской Федерации представление к назначению пенсии за выслугу лет гражданина Российской Федерации, рекомендуемый образец которого предусмотрен приложением №4 к настоящим Правилам, и необходимые документы к нему, либо отказывает в оформлении представления, о чем сообщает в письменной форме гражданину Российской Федерации с указанием причин отказа, и возвращает ему документы.
Из системного толкования приведенных норм права следует, что на территориальный орган федерального государственного органа исполнительной власти возложена обязанность в целях назначения пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим принять от гражданина соответствующее заявление и другие документы, осуществить их проверку на предмет соответствия Перечню документов, а также осуществить проверку на предмет полноты и достоверности содержащихся в них сведений.
Судом первой инстанции установлено, что Винокуров Е.В. проходил службу в органах внутренних дел с 23 апреля 1996 года по 30 января 2002 года. Из органов внутренних дел истец был уволен по основанию предусмотренному п. «а» ст. 58 Положения о службе в органах внутренних лет, то есть по собственному желанию, на основании приказа ГУИН Минюста России по Самарской области от 18 января 2002 года №12 л/с.
Из трудовой книжки истца усматривается, что 2 декабря 2002 года истец принят на государственную службу и назначен на государственную должность судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов подразделения судебных приставов Арбитражного суда Самарской области. 7 апреля 2003 года переведен на государственную должность судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов подразделения судебных приставов Промышленного района города Самары.
Из материалов дела следует, что 30 апреля 2020 года служебный контракт с Винокуровым Е.В. расторгнут, он освобожден от замещаемой должности федеральной государственной гражданской службы и уволен с федеральной государственной гражданской службы в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе в соответствии с пунктом 8.2 части 1 и частью 3.1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года №79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ».
Судом первой инстанции также установлено, что 8 мая 2020 года через отдел государственной службы и кадров УФССП России по Самарской области Винокуров Е.В. обратился с заявлением о назначении пенсии. Решением ГУ Управления Пенсионного фонда РФ в Кировском и Промышленном районах г.о. Самара от 5 июня 2020 года по рассмотрению заявления Винокурова Е.В. о назначении страховой пенсии, являющейся одним из условий для назначения пенсии за выслугу лет в соответствии со ст. 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» отказано в ее назначении, ввиду отсутствия на дату обращения права на страховую пенсию в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях», что является основным условием для назначения пенсии за выслугу лет в соответствии со ст. 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ».
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований Винокурову Е.В., суд первой инстанции руководствовался положениями Федерального закона №166-ФЗ, Федерального закона №79-ФЗ и исходил из того, что право на назначение пенсии за выслугу лет при увольнении по основанию, предусмотренному п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона №79-ФЗ, возникает при соблюдении условий о наличии назначенной пенсии по старости (инвалидности), наличии необходимого стажа государственной гражданской службы и замещении должности федеральной государственной гражданской службы не менее 12 полных месяцев перед увольнением.
Установив, что страховая пенсия по старости (либо инвалидности) Винокурову Е.В. не назначена, а также то, что основанием увольнения истца послужило не предусмотренное п. 3 ч. 1 ст. 33 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Судебная коллегия полагает возможным согласиться с такими выводами суда, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права и соответствуют обстоятельствам дела.
Доводы апелляционной жалобы истца о несогласии с выводом суда о том, что пенсия за выслугу лет на государственной гражданской службе устанавливается к страховой пенсии по старости либо к пенсии по инвалидности, а также доводы о том, что наличие 25-летнего стажа государственной гражданской службы является самостоятельным основанием для назначения пенсии за выслугу лет независимо от установления иных видов пенсий, судебная коллегия находит несостоятельными и основанными на ошибочном толковании норм законодательства, регулирующих спорные правоотношения.
При увольнении государственного гражданского служащего по основанию, предусмотренному п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона №79-ФЗ (что имеет место в рассматриваемой ситуации), право на назначение ему пенсии за выслугу лет возникает при соблюдении условий о наличии назначенной страховой пенсии по старости (либо инвалидности), наличии необходимого стажа государственной гражданской службы и замещении должности федеральной государственной гражданской службы не менее 12 полных месяцев перед увольнением (абзац 1 п. 1 ст. 7 Федерального закона №166-ФЗ).
Вопреки доводам апелляционной жалобы в соответствии с п. 2 ст. 7 Федерального закона №166-ФЗ пенсия за выслугу лет устанавливается к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях», и выплачивается одновременно с ней.
Действительно в отличие от общего правила, установленного абзаца 2 п. 1 ст. 7 Федерального закона №166-ФЗ, согласно которому одним из обязательных условий возникновения права на пенсию за выслугу лет у федеральных гражданских служащих, уволенных по п. 3 ч. 1 ст. 33 Федерального закона N 79-ФЗ, является наличие у них на момент увольнения права на страховую пенсию по старости (инвалидности) в соответствии с ч. 1 ст. 8 и ст. 9, 30 - 33 Федерального закона «О страховых пенсиях», для уволенных по указанному основанию государственных гражданских служащих, имеющих стаж государственной гражданской службы не менее 25 лет и замещавших должности федеральной государственной гражданской службы перед увольнением не менее 7 лет, право на пенсию за выслугу лет возникает независимо от наличия у них на момент увольнения права на страховую пенсию по старости (инвалидности).
Вместе с тем, оснований для применения указанной нормы при разрешении настоящего спора у суда не имелось, поскольку увольнение истца произведено не по основанию, предусмотренному п. 3 ч. 1 ст. 33 Федерального закона N 79-ФЗ, а по иному основанию, ссылка на которое в п. 1.1 ст. 7 Федерального закона N 166-ФЗ отсутствует.
Доводы апелляционной жалобы по существу направлены на переоценку выводов суда первой инстанции о фактических обстоятельствах дела и имеющихся в деле доказательств, они не опровергают выводов суда, а повторяют правовую позицию истца, выраженную им в суде первой инстанции, тщательно исследованную судом и нашедшую верное отражение и правильную оценку в решении суда и поэтому не могут служить основанием для отмены принятого по делу решения.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о том, что при рассмотрении указанного гражданского дела судом правильно определены обстоятельства имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, установленным им в ходе судебного разбирательства, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права, судом не допущено, то есть, оснований для отмены или изменения постановленного судом первой инстанции решения, указанных в ст. 330 ГПК РФ, в апелляционном порядке не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия,
о п р е д е л и л а :
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 3 ░░░░░░░ 2023 ░░░░ - ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░░░░░░░░ ░.░. - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 20 ░░░░ 2023 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ –
░░░░░ -