Дело № 2-211/2023
70RS0012-01-2023-000294-47
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с.Бакчар Томской области 27 декабря 2023 года
Бакчарский районный суд Томской области в составе:
председательствующего судьи Корнеевой Т.С.,
при секретаре Глухове А.Л.,
помощник судьи П.А.Н.,
с участием:
помощника Прокурора Бакчарского района Томской области Чугунова К.С.,
представителя ответчика Муниципального казенного образовательного учреждения «Большегалкинская средняя общеобразовательная школа» Сивак Г.В., действующей на основании устава,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску Прокурора Бакчарского района Томской области в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному казенному образовательному учреждению «Большегалкинская средняя общеобразовательная школа», Администрации Бакчарского района Томской области об устранении нарушений законодательства о безопасности зданий, сооружений,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Бакчарского района Томской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с указанным иском к муниципальному казенному образовательному учреждению «Большегалкинская средняя общеобразовательная школа» (далее МКОУ «Большегалкинская СОШ») об обязании провести по правилам ГОСТ 31937-2011 контрольную проверку и (или) мониторинг состояния оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения здания МКОУ «Большегалкинская СОШ», расположенного по адресу: <адрес>, в срок до 01.09.2024, к Администрации Бакчарского района Томской области о возложении обязанности по обеспечению по обеспечению финансирования (выделению денежных средств), необходимого для устранения нарушений требований законодательства о безопасности зданий, сооружений МКОУ «Большегалкинская СОШ» в срок до 31.03.2024.
В обоснование иска указано, что прокуратурой района в рамках надзорной деятельности проведена проверка исполнения МКОУ «Большегалкинская СОШ» законодательства в сфере обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации, по результатам которой выявлены нарушения требований безопасности зданий и сооружений.
Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся; соблюдать права и свободы обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников образовательной организации. Органы местного самоуправления муниципальных районов наделены полномочиями, в том числе, по финансовому обеспечению деятельности муниципальных учреждений. На основании Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», Федерального закона от 30.12.2009 №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», Постановления Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 №1006 об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, просит удовлетворить свои требования.
В судебном заседании помощник прокурора Бакчарского района Томской области Чугунов К.С. иск поддержал, сославшись на доводы, изложенные в исковом заявлении.
Представитель ответчика МКОУ «Большегалкинская СОШ» Сивак Г.В. в судебном заседании пояснила, что возражений по иску не имеет.
Ответчик Администрация Бакчарского района томской области, третье лицо Департамент финансов Томской области, будучи надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, представителей в суд не направили, об отложении рассмотрения дела не просили.
Третье лицо Департамент финансов Томской области предоставил в суд отзыв, из которого следует, что с заявленными исковыми требованиями не согласны, финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местного бюджета, просили о рассмотрении дела в свое отсутствие.
На основании ст.ст.35, 167 ГПК РФ, ст.ст.10, 165.1 ГК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие ответчика Администрации Бакчарского района томской области, третьего лица Департамента финансов Томской области.
Выслушав участников процесса, заключение прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Статья 2 Конституции Российской Федерации провозглашает человека, его права и свободы высшей ценностью, а признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина – обязанностью государства.
Согласно ст.15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Статьей 38 Конституции Российской Федерации закреплено, что детство находится под защитой государства.
Согласно ст.214 Трудового кодекса РФ обязанность по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан создать безопасные условия труда исходя из комплексной оценки технического и организационного уровня рабочего места, а также исходя из оценки факторов производственной среды и трудового процесса, которые могут привести к нанесению вреда здоровью работников. Работодатель обязан обеспечить: безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также эксплуатации применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов.
В соответствии с п.п.2, 3 ч.6 ст.28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 273-ФЗ), образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся; соблюдать права и свободы обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников образовательной организации.
В силу ч.7 ст.28 Федерального закона № 273-ФЗ, образовательная организация несет ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. За нарушение или незаконное ограничение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся, нарушение требований к организации и осуществлению образовательной деятельности образовательная организация и ее должностные лица несут административную ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с абз.4 ч.1 ст.4 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», целями государственной политики в интересах детей является защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психологическое, духовное и нравственное развитие.
Как следует из ч.1 ст.36 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее - Федеральный закон № 384-ФЗ), безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.
Частью 7 ст. 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) установлено, что эксплуатационный контроль за техническим состоянием зданий, сооружений проводится в период эксплуатации таких зданий, сооружений путем осуществления периодических осмотров, контрольных проверок и (или) мониторинга состояния оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения в целях оценки состояния конструктивных и других характеристик надежности и безопасности зданий, сооружений, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения и соответствия указанных характеристик требованиям технических регламентов, проектной документации, а также в соответствии с исполнительной документацией.
При этом, ч.8 ст.55.24 ГрК РФ предусмотрено, что техническое обслуживание зданий, сооружений, текущий ремонт зданий, сооружений проводятся в целях обеспечения надлежащего технического состояния таких зданий, сооружений. Под надлежащим техническим состоянием зданий, сооружений понимаются поддержание параметров устойчивости, надежности зданий, сооружений, а также исправность строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения, сетей инженерно-технического обеспечения, их элементов в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации и в соответствии с исполнительной документацией.
В силу части 9 статьи 55.24 ГК РФ, эксплуатационный контроль осуществляется лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения.
Кроме того, статьей 36 Федерального закона № 384-ФЗ определено, что параметры и другие характеристики строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения в процессе эксплуатации здания или сооружения должны соответствовать требованиям проектной документации. Указанное соответствие должно поддерживаться посредством технического обслуживания и подтверждаться в ходе периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, проводимых в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Контроль за техническим состоянием зданий, сооружений осуществляется путем проведения систематических плановых и неплановых осмотров с использованием современных средств технической диагностики.
Основными принципами противодействия терроризму, являются правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма определены Федеральным законом от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее по тексту — Федеральный закон № 35-ФЗ).
Статьей 2 Федерального закона № 35-ФЗ в качестве основных принципов противодействия терроризму в Российской Федерации названы, кроме прочих, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 41 Федерального закона № 273- ФЗ, охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Согласно пункту 1 части 13 статьи 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 3 84-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей, а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских учреждений, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.
Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 № 1006 утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий).
В соответствии с пунктами 17-18 названного постановления антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем своевременного предупреждения, выявления и пресечения действий лиц, направленных на совершение террористического акта.
Согласно п. д ст. 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009, одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.
Нормативной основой для контроля степени механической безопасности и осуществления проектных работ по повышению степени механической безопасности зданий и сооружений является ГОСТ 31937-2011. «Межгосударственный стандарт. Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния» (далее - ГОСТ 31937-2011).
Вышеуказанный стандарт распространяется на проведение работ по комплексному обследованию технического состояния зданий или сооружений для проектирования их реконструкции или капитального ремонта; обследованию технического состояния зданий и сооружений для оценки возможности их дальнейшей безаварийной эксплуатации или необходимости их восстановления и усиления конструкций; общему мониторингу технического состояния зданий и сооружений для выявления объектов, конструкции которых изменили свое напряженно-деформированное состояние и требуют обследования технического состояния.
Пунктом 4.1 ГОСТ 31937-2011 предусмотрено, что обследование и мониторинг технического состояния зданий и сооружений проводят силами специализированных организаций, оснащенных современной приборной базой и имеющих в своем составе высококвалифицированных и опытных специалистов.
Пункт 4.2 ГОСТ 31937-2011 гласит, что обследование и мониторинг технического состояния зданий и сооружений проводят в соответствии с предварительно разработанными программами.
При этом пунктом 4.3 ГОСТ 31937-2011 установлено, что первое обследование технического состояния зданий и сооружений проводится не позднее чем через два года после их ввода в эксплуатацию. В дальнейшем обследование технического состояния зданий и сооружений проводится не реже одного раза в 10 лет и не реже одного раза в пять лет для зданий и сооружений или их отдельных элементов, работающих в неблагоприятных условиях (агрессивные среды, вибрации, повышенная влажность, сейсмичность района 7 баллов и более и др.).
Как следует из пункта 8 части 1 статьи 41 Федерального закона № 273-ФЗ охрана здоровья обучающихся, в том числе, включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Аналогичные требования закреплены и в пункте 4.5 Устава МКОУ «Большегалкинская СОШ» (далее - Устав).
Однако эксплуатационный контроль здания должным образом не осуществляется, что влечет несвоевременное выявление нарушений в состоянии конструктивных и других характеристик надежности и безопасности здания и создает угрозу его обветшания и утраты, а также предпосылки возникновения чрезвычайных ситуаций, что является недопустимым.
Как следует из выписки ЕГРЮЛ, учредителем МКОУ «Большегалкинская СОШ» является муниципальное образование «Бакчарский район».
Так, пунктом 1.4 Устава предусмотрено, что учредителем школы и ее имущества является муниципальное образование «Бакчарский район». Функции и полномочия учредителя от имени муниципального образования осуществляет Администрация Бакчарского района
В силу пункта 4 статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ), функции и полномочия учредителя в отношении муниципальных предприятий и учреждений осуществляют уполномоченные органы местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 15 Федерального закона № 131- ФЗ, к вопросам местного значения муниципального района относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.
Поскольку от имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления, указанные обязанности возложены на администрацию Бакчарского района Томской области.
Однако как следует из пункта 4.3. Устава, единоличным исполнительным органом школы является директор, который осуществляет текущее руководство деятельностью школы.
Согласно пункту 4.3.3 Устава, директор обеспечивает выполнение санитарно-эпидемиологических, противопожарных требований и других условий по охране жизни и здоровья учащихся и работников Школы.
Таким образом, обеспечение охраны жизни и здоровья обучающихся и работников в силу вышеуказанных положений федерального законодательства, Устава образовательного учреждения возлагается на образовательное учреждение.
Указанное в совокупности свидетельствует о том, что исполнение требований нормативно-правовых актов о безопасности зданий и сооружений является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления.
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что эксплуатационный контроль здания МКОУ «Большегалкинская СОШ», расположенного по адресу: <адрес>, должным образом не осуществляется, что влечет несовременное выявление нарушений состояния конструктивных и других характеристик надежности и безопасности здания и создает угрозу его обветшания и утраты, а также предпосылки возникновения чрезвычайных ситуаций, указанное не оспариваются лицами, участвующими в деле.
Таким образом, в соответствии с вышеуказанными требования законодательства МКОУ «Большегалкинская СОШ» обязано провести по правилам ГОСТ 31937-2011 контрольную проверку и (или) мониторинг состояния оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения здания МКОУ «Большегалкинская СОШ», расположенного по адресу: <адрес>.
С учетом того, что учредителем МКОУ «Большегалкинская СОШ» является МО «Бакчарский район», в лице Администрации Бакчарского района Томской области, следовательно, финансовое обеспечение исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению нарушений законодательства о безопасности зданий и сооружений является обязанностью органа местного самоуправления.
Доводы истца в судебном заседании ответчиками не опровергнуты.
При изложенных обстоятельствах суд находит исковые требования, подлежащими удовлетворению.
На основании ч.2 ст.206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
При установлении срока, в течение которого ответчик обязан исполнить решение суда, суд учитывает мнение лиц, участвующих в деле, в том числе, объём денежных средств, необходимых для исполнения решения суда; необходимость выделения в муниципальном бюджете и в смете на содержание муниципального учреждения соответствующих бюджетных средств; необходимость соблюдения при этом требований бюджетного законодательства и законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, и полагает установить срок, в течение которого ответчики обязаны исполнить решение суда – до 01.09.2024.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194 – 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Прокурора Бакчарского района Томской области удовлетворить.
Обязать Администрацию Бакчарского района Томской области в срок до 31.03.2024 обеспечить финансирование (выделение денежных средств) необходимых для проведения по правилам ГОСТ 31937-2011 контрольной проверки и (или) мониторинга состояния оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения здания муниципального казенного образовательного учреждения «Большегалкинская средняя образовательная школа», расположенного по адресу: <адрес>.
Обязать муниципальное казенное образовательное учреждение «Большегалкинская средняя образовательная школа» провести по правилам ГОСТ 31937-2011 контрольную проверку и (или) мониторинг состояния оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения здания, расположенного по адресу: <адрес> срок до 01.09.2024 года.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Бакчарский районный суд Томской области.
Председательствующий (подписано) Т.С. Корнеева
Мотивированное решение изготовлено 28.12.2023.