Решение в окончательной форме
изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
Дело № 2-753/2023
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
р.п. Некрасовское Ярославская область 20 ноября 2023 года
Некрасовский районный суд Ярославской области в составе председательствующего судьи Захариковой Е.Е., при секретаре Воробьевой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ФИО 2 ФИО 3 о восстановлении мер социальной поддержки, расчете и выплате компенсации,
у с т а н о в и л:
ФИО1 обратилась в суд с иском к к ФИО 2» о восстановлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в отношении жилого помещения по адресу: <адрес>, <адрес>, как пенсионеру из числа педагогических работников, работавших и проживающих в сельской местности, с учетом проживающих с ней совместно членов семьи. Просит произвести перерасчет и выплату компенсации в установленном законом порядке с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Взыскать расходы по уплате государственной пошлины. В обоснование требований ссылается на то, что является педагогическим работником, пенсионером, проработавшим до ухода на пенсию образовательном учреждении для детей, расположенным в сельской местности. Проживает в сельской местности по указанному выше адресу. В течение нескольких лет являлась получателем меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. С ДД.ММ.ГГГГ решением ответчика указанная мера социальной поддержки перестала распространяться на членов ее семьи, со ссылкой на внесение изменений в ст. 72 Социального кодекса Ярославской области. Считает данное решение незаконным.
ДД.ММ.ГГГГ при подготовке дела к судебному заседанию к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, привлечены ФИО 4, ФИО 5, ФИО 6
ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, привлечены: ФИО7, ФИО8.
ДД.ММ.ГГГГ судом к участию в деле в качестве соответчика привлечено ФИО 3
Стороны и третьи лица, в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, представили ходатайства о рассмотрении дела без их участия.
В ходе судебного заседания истица ФИО1 исковые требования поддержала в полном объеме, по основаниям, изложенным в заявлении, просила восстановить меры социальной поддержки с ДД.ММ.ГГГГ, поскольку по месту жительства их прописано трое, она, муж и сын, но компенсацию на них не выплачивали. Она ушла с работы ДД.ММ.ГГГГ и ей стали выплачивать компенсацию 100% и на членов её семьи.
Согласно отзывам ответчиков – ФИО 3, ФИО 2», третьего лица ФИО 5 право на получение мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с ДД.ММ.ГГГГ на членов семей педагогических работников, работающих и проживающих в сельской местности не распространяется. Данная мера социальной поддержки распространяется на членов семей пенсионеров из числа педагогических работников, работавших и проживающих в сельской местности. Действие ст. 51 и 52 Социального кодекса Закон Ярославской области, устанавливающих недопустимость снижения ранее достигнутого уровня социальной поддержки граждан, было приостановлено. Закон Ярославской области от 24.12.2018 № 92-з является действующим и, положения данного нормативного акта не оспаривались. Предоставление мер социальной поддержки членам семьи пенсионера из числа педагогических работников, работающих и проживающих в сельской местности, будет являться новым расходным обязательством для <адрес> и потребует значительных дополнительных расходов областного бюджета. В соответствии с постановлением Правительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-П на территории <адрес> создано ФИО 2» и основной его целью является обеспечение реализации полномочий по предоставлению мер социальной поддержке в виде денежных выплат, пособий, компенсационных выплат, субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с действующим федеральным и региональным законодательством, их автоматизированный учет и перерасчет в связи с индексацией.
ФИО 2» представлено ходатайство о применении срока исковой давности в отношении требований истца.
Исследовав письменные материалы дела, выслушав доводы истицы, оценив все в совокупности, суд считает исковые требования, подлежащими удовлетворению частично.
Согласно материалам дела ФИО1 является собственником жилого помещения, расположенного по <адрес>, работающим пенсионером из числа педагогических работников, работающих и проживающих в сельской местности.
В период до ДД.ММ.ГГГГ истица получала компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с ч.6.2 ст. 72 Социального кодекса <адрес>, которая рассчитывалась с учетом проживающих совместно с ней членов семьи (супруг ФИО7, сын ФИО8)
С ДД.ММ.ГГГГ расчет компенсации производится только на ФИО1
Согласно ст. 160 ЖК РФ отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
В соответствии с ч.8 ст. 47 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» установлено право педагогических работников, проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения.
Соответствующие положения, регулирующие предоставление данной меры социальной поддержки на территории субъекта, содержатся в Законе Ярославской области от ДД.ММ.ГГГГ № 65-ФЗ «Социальный кодекс Ярославской области».
В силу ч.3 ст. 43 Социального кодекса Ярославской области работники государственных организаций, педагогические работники и руководители образовательных организаций, работающие и проживающие в сельских населенных пунктах и рабочих поселках <адрес> (далее - в сельской местности), имеют право на получение компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии со статьей 72 настоящего Кодекса.
Право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, сохраняется за пенсионерами, которые имели право на их получение к моменту выхода на пенсию, проработали в сельской местности не менее 10 лет и проживают там. Сохранение права на получение мер социальной поддержки осуществляется независимо от вида назначенной работнику государственной организации, педагогическому работнику или руководителю образовательной организации страховой пенсии и основания прекращения им трудовой деятельности. (ч. 4 ст. 43 Социального кодекса ЯО).
Согласно ст. 51 Социального кодекса Ярославской области предоставление социальной поддержки в соответствии с настоящим Кодексом основывается на недопустимости снижения ранее достигнутого уровня социальной поддержки граждан.
Статьей 52 Социального кодекса Ярославской области закреплена недопустимость снижения ранее достигнутого уровня социальной поддержки граждан, выражающаяся в том, что снижение размеров, установленных гражданам мер социальной поддержки не допускается. В случае замены ранее установленных гражданам мер социальной поддержки новыми мерами социальной поддержки, а также в случае изменения формы или порядка их оказания условия предоставления социальной поддержки не могут быть ухудшены.
Исходя из положений ч. 6.1 ст. 72 Социального кодекса Ярославской области компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг педагогическим работникам и руководителям образовательных организаций, работающим и проживающим в сельской местности, и пенсионерам из их числа осуществляется: 1) в размере 100 процентов платы за содержание жилого помещения; 2) в размере 100 процентов платы за пользование жилым помещением (платы за наем); 3) в размере 100 процентов взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме (в пределах общей площади жилья исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного Правительством <адрес>); 4) в размере 100 процентов платы за электроснабжение (в части освещения) и отопление (централизованное теплоснабжение, газовое и электрическое теплоснабжение, а при наличии печного отопления - поставки твердого топлива).
В соответствии с ч. 6.2 ст. 72 Социального кодекса Ярославской области (в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ) указывалось, что предусмотренные частью 6.1 настоящей статьи меры социальной поддержки распространяются на членов семей педагогических работников, работающих и проживающих в сельской местности (пенсионеров из числа указанных работников).
Законом Ярославской области от 24.12.2018 № 92-з «О внесении изменений в отдельные законодательные акты <адрес> в части предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан» ч.6.2 ст. 72 Социального кодекса Ярославской области изложена в новой редакции: предусмотренные частью 6.1. настоящей статьи меры социальной поддержки распространяются на членов семьи пенсионеров из числа педагогических работников, работавших и проживающих в сельской местности.
Данные изменения вступили в силу с ДД.ММ.ГГГГ.
Учитывая, что до ДД.ММ.ГГГГ ответчик - ФИО 3 предоставлял ФИО1 указанную выше компенсацию в полном объеме с учетом проживающих совместно с истцом членов ее семьи, круг которых определен в соответствии с положениями ст. 31 ЖК РФ, оснований для прекращения выплаты компенсации не имелось.
Доводы ответчика о внесении изменений в ст. 72 Социального кодекса Ярославской области с ДД.ММ.ГГГГ и о приостановлении ст.ст. 51,52 Социального кодекса Ярославской области до ДД.ММ.ГГГГ не могут быть приняты во внимание, поскольку положения Социального кодекса Ярославской области не содержат норм об отмене либо ограничении права пенсионера из числа педагогических работников, работавших и проживающих в сельской местности, в том числе, продолжающих осуществлять трудовую деятельность после выхода на пенсию, на получение мер социальной поддержки с учетом членов семей, начиная с ДД.ММ.ГГГГ.
Как неоднократно подчеркивал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, изменение законодателем ранее установленных правил предоставления гражданам льгот и компенсаций должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость законодательной политики, в том числе в социальной сфере, с тем чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности государственной защиты, то есть в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано (Определение от ДД.ММ.ГГГГ №-О).
Постановлением Правительства Ярославской области от ДД.ММ.ГГГГ №-п создано ФИО 2. В качестве основных целей и видов деятельности учреждения определено исполнение государственных функций для обеспечения реализации полномочий по предоставлению мер социальной поддержки в виде денежных выплат, пособий, компенсационных выплат, субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с действующим федеральным и региональным законодательством, их автоматизированный учет и перерасчет в связи с индексацией.
Законом Ярославской области от 20.12.2022 № 69-ФЗ внесены изменения в Закон Ярославской области от 24.11.2008 № 56-з «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации», с ДД.ММ.ГГГГ прекращены полномочия органов местного самоуправления по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг.
Таким образом, с ДД.ММ.ГГГГ полномочия по предоставлению мер социальной поддержки в виде денежных выплат, пособий, компенсационных выплат, субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг возложены на ФИО 2
Рассмотрев ходатайство ответчика ФИО 2» о применении к требованиям истца срока исковой давности обращения за защитой своего права, суд полагает его подлежащим удовлетворению.
Согласно ч.1 ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.
В соответствии с ч.2 ст. 199 ГК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.
В силу ч.1 ст. 200 ГК РФ, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
О нарушении своих прав истица узнала ДД.ММ.ГГГГ, с момента прекращения выплаты компенсации, при этом с исковым заявлением обратилась в суд ДД.ММ.ГГГГ, причин уважительности пропуска установленного законом трехлетнего срока материалы дела не содержат.
Таким образом, восстановление выплаты меры социальной поддержки и выплата компенсации подлежит с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, учитывая, что выплата мер социальной поддержки после выхода на пенсию с ДД.ММ.ГГГГ была возобновлена.
Согласно ч.1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.
Согласно п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 N 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» положения процессуального законодательства о пропорциональном возмещении (распределении) судебных издержек не подлежат применению при разрешении иска неимущественного характера; иска имущественного характера, не подлежащего оценке, (например, о пресечении действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения).
При предъявлении иска совместно несколькими истцами или к нескольким ответчикам (процессуальное соучастие) распределение судебных издержек производится с учетом особенностей материального правоотношения, из которого возник спор, и фактического процессуального поведения каждого из них (статья 40 ГПК РФ) (п. 5 Пленума ВС РФ от ДД.ММ.ГГГГ №).
С учетом изложенных положений закона и разъяснений высшей судебной инстанции расходы по уплате государственной пошлины подлежат взысканию с ответчиков в равных долях.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ФИО1 (паспорт №) удовлетворить частично.
Восстановить с ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 (паспорт №), проживающей по <адрес>, меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг как пенсионеру из числа педагогических работников, работавших и проживающих в сельской местности, с учетом проживающих совместно членов семьи: ФИО7 – супруг, ФИО8 - сын.
Обязать ФИО 2» (№) произвести расчет и выплату компенсации ФИО1 (паспорт №) мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг как пенсионеру из числа педагогических работников, работавших и проживающих в сельской местности, с учетом проживающих совместно членов семьи: ФИО7 – супруг, ФИО8 - сын в установленном законом порядке с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В остальной части в удовлетворении заявленных исковых требований отказать.
Взыскать с ФИО 3 (№ в пользу ФИО1 (паспорт №) возврат государственной пошлины в сумме 150 (сто пятьдесят) руб.
Взыскать с ФИО 2» (№) в пользу ФИО1 (паспорт №) возврат государственной пошлины в сумме 150 (сто пятьдесят) руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд через Некрасовский районный суд Ярославской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Е.Е. Захарикова