Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-102/2024 (2-1065/2023;) ~ М-1034/2023 от 24.11.2023

№2-102/2024

УИД 11RS0016-01-2023-001584-59

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Сыктывдинский районный суд Республики Коми в составе судьи Долгих Е.А.,

при секретаре судебного заседания Анисовец А.А.,

рассмотрев в с. Выльгорт «12» марта 2024 года в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Сыктывдинского района в интересах Торлопова Д. В. к администрации муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми о признании права на расселение из аварийного дома в рамках программы переселения,

установил:

Прокурор Сыктывдинского района Республики Коми, действуя в интересах Торлопова Д.В., обратился в суд с иском к администрации муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми о признании за Торлоповым Д.В, зарегистрированным в <адрес>, площадью 39,6 кв.м., права на расселение из аварийного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> в рамках республиканской адресной программы переселения граждан из аварийного жилищного фонда, утвержденной постановлением Правительства Республики Коми от 31.03.2019 №160. В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой по обращению Торлопова Д.В. проведена проверка, в ходе которой установлено, что Торлопов Д.В. с 04.05.2000 зарегистрирован в жилом помещении по адресу: <адрес>. Многоквартирный жилой <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу и включен в действующую Республиканскую программу переселения. Торлопов Д.В. обратился в администрацию муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми с заявлением о заключении с ним договора социального найма жилого помещения по вышеуказанному адресу, в удовлетворении которого ему отказано в связи с не предоставлением документов, подтверждающих право пользования жилым помещением (договора социального найма или ордера на жилое помещение). Ссылаясь на то, что отсутствие документов, свидетельствующих о возникновении права пользования спорным помещением, препятствует реализации мероприятий республиканской программы, а также на то, что факт вселения и регистрации истца в спорной квартире органом местного самоуправления не оспаривается, прокурор обратился в суд.

Определением Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 24.01.2024 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Торлопова Е.А.

Прокурор Нестерова А.С. в судебном заседании поддержала заявленные требования в полном объеме, по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика администрации муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми Есева М.А. в судебном заседании не согласилась с заявленными требования по доводам, изложенным в отзыве на исковое заявление. Дополнительно пояснила, что истец уволен с занимаемой должности в 1997 году, а в спорном жилом помещении зарегистрирован в 2000 году. Кроме того, в похозяйственной книге №2 за 1995-1997 годы истец указан членом семьи своей матери Торлоповой Е.А.

Истец Торлопов Д.В. и третье лицо Торлопова Е.А., надлежащим образом извещенные о дне, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.

Третье лицо администрация сельского поселения «Мандач», надлежащим образом извещенная о дне, месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направила, представила отзыв на исковое заявление, в котором указала, что поддерживает заявленные прокурором требования в полном объеме.

Суд определил рассмотреть дело при имеющейся явке.

Заслушав объяснения прокурора и представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что Торлопов Д.В. с 04.05.2000 зарегистрирован в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>.

Многоквартирный жилой дом по указанному адресу, 1961 года постройки, ранее принадлежал Сыктывдинскому ЛПХ ТПО «Комилеспром», деятельность которого прекращена в связи с ликвидацией.

В настоящее время указанное жилое помещение находится в муниципальной собственности.

Двухкомнатная квартира, в которой зарегистрирован Торлопов Д.В., имеет площадь 39,6 кв. м.

Постановлением администрации сельского поселения «Мандач» от 30.12.2016 №12/65 данный многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу.

Постановлением Правительства Республики Коми №160 от 31.03.2019 утверждена республиканская адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в 2019 - 2025 годах».

Жилой <адрес> включен в республиканскую адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в 2019 - 2025 годах».

В соответствии с указанной программой планируемая дата переселения – 30.06.2024.

22.05.2023 Торлопов Д.В. обратился в администрацию муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми с заявлением о заключении с ним договора социального найма жилого помещения по вышеуказанному адресу.

02.06.2023 администрацией муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми отказано в заключении договора социального найма по причине не предоставления документов, подтверждающих право пользования жилым помещением (договора социального найма или ордера на жилое помещение).

При этом у Торлопова Д.В. данные документы отсутствуют.

В ходе рассмотрения дела установлено, что жилое помещение по адресу: <адрес> было предоставлено истцу в связи с трудоустройством в Новоипатовском лесопункте. Документы, подтверждающие предоставление спорного жилого помещения, на день рассмотрения спора отсутствуют.

Обращаясь в суд с рассматриваемым иском, прокурор указывает, что отсутствие документов, подтверждающих право пользования Торлопова Д.В. спорным жилым помещением, не свидетельствует об отсутствии у него права на участие в программе переселения.

Разрешая заявленные требования, суд руководствуется следующим.

Согласно ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определение государственных гарантий его осуществления установлены Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №131-ФЗ).

В соответствии с ч. 6 ст. 14 Федерального закона №131-ФЗ, во взаимосвязи с п. 5 ч. 1 названной статьи, полномочия по обеспечению проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организации строительства и содержания муниципального жилищного фонда, а также иные полномочия органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством на территориях сельских поселений реализуют органы местного самоуправления района.

Закон Республики Коми от 09.12.2014 №148-РЗ «О некоторых вопросах местного значения муниципальных образований сельских поселений в республике Коми», ранее предусматривавший отнесение данного полномочия к вопросам сельских поселений, с 01.01.2020 признан утратившим силу, в связи с принятием Закона Республики Коми от 27.09.2019 №54-РЗ.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 29.12.2004 №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 189-ФЗ) к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных данным Федеральным законом.

Согласно ст. 47 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшей до 01.03.2005, на основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда исполнительный комитет районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Советов народных депутатов выдает гражданину ордер, который является единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение.

В соответствии со ст. 51 Жилищного кодекса РСФСР договор найма жилого помещения в домах государственного и общественного жилищного фонда заключался в письменной форме на основании ордера на жилое помещение между наймодателем - жилищно-эксплуатационной организацией (а при ее отсутствии - соответствующим предприятием, учреждением, организацией) и нанимателем - гражданином, на имя которого выдан ордер.

Положениями частей 1 и 2 статьи 54 Жилищного кодекса РСФСР, в редакции, действующей до 01.03.2005, установлено, что наниматель вправе в установленном порядке вселить в занимаемое им жилое помещение своего супруга, детей, родителей, других родственников, нетрудоспособных иждивенцев и иных лиц, получив на это письменное согласие всех совершеннолетних членов своей семьи. На вселение к родителям их детей, не достигших совершеннолетия, не требуется согласия остальных членов семьи. Граждане, вселенные нанимателем в соответствии с правилами данной статьи, приобретают равное с нанимателем и остальными членами его семьи право пользования жилым помещением, если эти граждане являются или признаются членами его семьи (статья 53) и если при вселении между этими гражданами, нанимателем и проживающими с ним членами его семьи не было иного соглашения о порядке пользования жилым помещением.

Из материалов дела следует, что многоквартирный дом по адресу: <адрес> ранее принадлежал Сыктывдинскому ЛПХ ТПО «Комилеспром».

Из трудовой книжки истца следует, что он 01.02.1999 принят в Ипатовский лесопункт обрубщиком сучков 3 разряда с испытательным сроком 3 месяца. 31.03.2000 уволен в порядке перевода в ООО «Сыктывдинский ЛПХ». 01.04.2000 Торлопов Д.В. принят в Ипатовский лесопункт обрубщиком сучков 3 разряда в порядке перевода из ООО «Сыктывдинский ЛПХ». 29.11.2002 уволен за прогул.

Из заявления истца, поданного в прокуратуру Сыктывдинского района, следует, что спорное жилое помещение предоставлялось ему в пользование в связи с трудоустройством в Новоипатовском лесопункте.

Документов, свидетельствующих об обратном, суду в ходе рассмотрения дела не представлено.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона №189-ФЗ к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях применяются нормы Жилищного кодекса РФ о договоре социального найма.

На основании ч. 1 ст. 49 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

Согласно ч. 1 ст. 60 Жилищного кодекса по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне – гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных этим кодексом.

В силу ч. 1 ст. 63 Жилищного кодекса РФ договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования.Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма принятое с соблюдением требований этого же кодекса, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением (ч. 4 ст. 57 Жилищного кодекса).

Часть 1 ст. 60 и пункт 1 ч. 2 ст. 65 Жилищного кодекса РФ возлагают на наймодателя обязанность передать жилое помещение по договору социального найма.

Следовательно, правоотношения по социальному найму жилого помещения подлежат юридическому оформлению путем заключения между сторонами таких правоотношений - наймодателем и нанимателем – договора социального найма в письменной форме.

Согласно разъяснениям, данным в пункте 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» по смыслу находящихся в нормативном единстве положений статьи 69 Жилищного кодекса Российской Федерации и части 1 статьи 70 Жилищного кодекса Российской Федерации, лица, вселенные нанимателем жилого помещения по договору социального найма в качестве членов его семьи, приобретают равные с нанимателем права и обязанности при условии, что они вселены в жилое помещение с соблюдением предусмотренного части 1 статьи 70 Жилищного кодекса Российской Федерации порядка реализации нанимателем права на вселение в жилое помещение других лиц в качестве членов своей семьи.

В настоящее время жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, находится в муниципальной собственности администрации района.

Разрешая по существу заявленные требования, суд приходит к выводу, что со стороны Торлопова Д.В. не установлено самоуправное занятие спорного жилого помещения, а сам по себе факт отсутствия документа, послужившего основанием для вселения в него истца, с учетом установленных обстоятельств дела, указывающих на непрерывное проживание в спорной квартире с ведома уполномоченного представителя наймодателя, не принимавшего мер к их выселению, не является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

На основании изложенного, учитывая, что Торлопов Д.В. вселен в квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, на законных основаниях, факт его вселения в жилое помещение в установленном законом порядке и проживание в нем на законных основаниях на протяжении длительного периода времени установлен и ответчиком не оспорен, Торлопов Д.В. имеет регистрацию по указанному адресу, суд приходит к выводу о том, что фактически между сторонами возникли правоотношения, вытекающие из договора социального найма, в связи с чем, заявленные прокурором требования подлежат удовлетворению.

Доводы ответчика, что истец является членом семьи своей матери Торлоповой Е.А., а потому имеет права на расселение совместно с ней, а не самостоятельно, суд находит несостоятельными.

Действительно, как следует из похозяйственных книг Новоипатовского сельсовета за 1991-1996 годы, за 1997-2001 годы и за 2002-2006 годы Торлопов Д.В. указан в качестве члена семьи своей матери Торлоповой Е.А., <дата> года рождения, однако в данных похозяйственных книгах не указаны сведения о номерах домов, квартир, названий улиц.

Кроме того, на основании вступившего в законную силу решения Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 04.12.2023 за Торлоповой Е.А., зарегистрированной в <адрес>, площадью 31,4 кв.м., признано право на расселение из аварийного дома по адресу: <адрес>, в рамках республиканской адресной программы переселения граждан из аварийного жилищного фонда, утвержденной постановлением Правительства Республики Коми от 31.03.2019 №160.

В ходе рассмотрения указанного дела установлено, что Торлопова Е.А. зарегистрирована в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, одна. Права Торлопова Д.В. при рассмотрении дела не затронуты, поскольку Торлопов Д.В. один зарегистрирован в квартире, расположенной по адресу: <адрес>, Р. К. 04.05.2000, что подтверждается поквартирной карточкой, карточкой регистрации, похозяйственными книгами за 2007-2011, 2012-2016, 2022-2026 годы.

Таким образом, в ходе рассмотрения дела достоверно установлен, что Торлопов Д.В. вселен в спорное жилое помещение один.

Доводы стороны ответчика о том, что Торлопов Д.В. зарегистрирован в спорном жилом помещении после увольнения из Новоипатовском лесопункте, опровергаются представленной в материалы дела трудовой книжкой, из которой следует, что он был трудоустроен в Ипатовском лесопункте с 01.04.2000.

Сведения об отсутствии заключенных с Торлоповым Д.В. договоров на поставку коммунальных услуг не свидетельствуют о том, что истец не проживал в спорном жилом помещении.

Частью 4 статьи 3 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем, в том числе в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Кодексом, другими федеральными законами.

В соответствии с ч. 6 ст. 1 Федерального закона №131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», во взаимосвязи с п. 5 ч. 1 названной статьи, полномочия по обеспечению проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организации строительства и содержания муниципального жилищного фонда, а также иные полномочия органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством на территории сельских поселений реализуются органами местного самоуправления муниципальных районов.

Расселение граждан из жилых помещений, признанных в установленном порядке аварийными, осуществляется в соответствии с положениями ст. 89 Жилищного кодекса РФ.

Так, согласно ст. 89 Жилищного кодекса РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом или нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления.

Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат.

Согласно ч. 3 ст. 67 Жилищного кодекса РФ наниматель жилого помещения по договору социального найма обязан: использовать жилое помещение по назначению и в пределах, которые установлены настоящим Кодексом; обеспечивать сохранность жилого помещения; поддерживать надлежащее состояние жилого помещения; проводить текущий ремонт жилого помещения; своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

В соответствии с ч. 1 ст. 69 Жилищного кодекса РФ к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.

Члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 85 Жилищного кодекса РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу.

В соответствии с положениями ст. 86 Жилищного кодекса РФ если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.

Таким образом, действующее жилищное законодательство определяет механизм обеспечения прав лиц, проживающих в аварийных жилых помещениях по договору социального найма путем предоставления другого равноценного жилого помещения на условиях социального найма. При этом предоставление гражданам в связи со сносом дома другого жилого помещения носит компенсационный характер.

Принимая во внимание установленные в ходе рассмотрения дела обстоятельства, а также то, что у Торлоова Д.В. возникло право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес> на условиях социального найма, суд приходит к выводу о наличии у истца права на предоставление ему жилого помещения в порядке ст. 89 Жилищного кодекса РФ, в связи с признанием спорного дома аварийным и подлежащим сносу.

Таким образом, за Торлоповым Д.В. необходимо признать право на расселение из спорного жилого дома в рамках реализации республиканской адресной программы переселения, утвержденной постановлением Правительства Республики Коми № 160 от 31.03.2019.

При этом отсутствие документов, подтверждающих предоставление истцу в пользование спорного жилого помещения при установленных обстоятельствах, по убеждению суда, не может ограничивать право на переселение из аварийного жилищного фонда.

Руководствуясь ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

решил:

Исковые требования прокурора Сыктывдинского района удовлетворить.

Признать за Торлоповым Д. В. (<данные изъяты>, зарегистрированным в <адрес>, площадью 39,6 кв.м., право на расселение из аварийного дома по адресу: <адрес>, в рамках республиканской адресной программы переселения граждан из аварийного жилищного фонда, утвержденной постановлением Правительства Республики Коми от 31.03.2019 №160.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Сыктывдинский районный суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 19.03.2024.

Судья Е.А. Долгих

2-102/2024 (2-1065/2023;) ~ М-1034/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокуратура Сыктывдинского района
Торлопов Дмитрий Вячеславович
Ответчики
Администрация МР "Сыктывдинский" Республики Коми
Другие
Торлопова Елена Анатольевна
АСП "Мандач"
Суд
Сыктывдинский районный суд Республики Коми
Судья
Долгих Елена Алексеевна
Дело на странице суда
skdsud--komi.sudrf.ru
24.11.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.11.2023Передача материалов судье
28.11.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.11.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.11.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.12.2023Судебное заседание
24.01.2024Судебное заседание
12.03.2024Судебное заседание
19.03.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.03.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее