Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2930/2023 ~ М-1450/2023 от 06.04.2023

Производство №2-2930/2022

(уникальный идентификатор дела

91RS0024-01-2023-001746-59)

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

29 июня 2023 года                             г. Ялта

Ялтинский городской суд Республики Крым в составе председательствующего судьи Дацюка В.П., при секретаре Козак К.В.,

с участием прокурора Тютюнника Д.С., представителя ответчика Шаульской А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя Симферопольского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «СКАТ» о возложении обязанности устранить нарушения природоохранного законодательства,

третьи лица: Азово-Черноморское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству, Министерство экологии и природных ресурсов Республики Крым,

УСТАНОВИЛ:

Заместитель Симферопольского межрайонного природоохранного прокурора, действуя в интересах неопределенного круга лица, обратился в Ялтинский городской суд Республики Крым с настоящим исковым заявлением, в котором просит обязать ответчика согласовать с Азово-Черноморским территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству осуществление деятельности по сбросу сточных вод в водный объект Черное море в течение трех месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.

Требования мотивированы тем, что прокурором проведена проверка исполнения требований федерального законодательства в сфере сохранения водных биологических ресурсов ответчиком, в ходе которой установлено, что ООО «Скат» является гарантирующей организацией, осуществляющей деятельность по водоотведению на территории пгт. Береговое г. Ялта и осуществляет сброс сточных вод, после канализационных очистных сооружений в Черное море, которое является объектом рыбохозяйственного значения высшей категории. С указанной целью ООО «СКАТ» получено решение о предоставлении водного объекта в пользование, выданное Министерством экологии и природных ресурсов Республики Крым от 21.07.2020 № 00-21.01.00.005-М-РСБК-С-2020-01003/00. В ходе проведенной проверки установлено, что ООО «СКАТ» осуществляет свою деятельность без согласования с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства. По данному факту, специализированной природоохранной прокуратурой в адрес ООО «СКАТ» внесено представление об устранении вышеуказанных нарушений, кроме того, по постановлению прокурора директор ООО «СКАТ» привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере 8000 рублей по ч. 2 ст. 8.48 КоАП РФ. Вместе с тем, ООО «СКАТ» до настоящего времени не получено согласование своей деятельности с Азово-Черноморским территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству, однако, организацией осуществляется пользование водным объектом, что в свою очередь подтверждается журналом учета водоотведения. Таким образом, невыполнение ООО «СКАТ» вышеуказанных требований природоохранного законодательства может повлечь причинение ущерба водным биологическим ресурсам вследствие повреждения нерестовых площадей, повреждения дна водоемов (гибель кормовых организмов зообентоса), образование шлейфов мутности (гибель кормовых организмов зоопланктона, зообентоса, икры, личинок и ранней молоди рыб, снижение продуктивности фитопланктона), водозабор (гибель фито-, зоопланктона, икры, личинок и ранней молоди). Отсутствие согласования с Азово-Черноморским территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству создает реальную угрозу ухудшения состояния окружающей среды и санитарно-эпидемиологической обстановки, а также потенциальный риск возникновения заболеваний населения, что является недопустимым, нарушает права неопределенного круга лиц - граждан Российской Федерации, проживающих на территории пгт. Береговое и других прилегающих районов.

В судебном заседании прокурор поддержал исковое заявление по изложенным в нем мотивам.

Представитель ответчика в целом не возражала против удовлетворения исковых требований, однако указала на преждевременность обращения в суд с исковым заявлением, поскольку ответчик предпринимает меры по получению согласования. Также указала, что срок, в который прокурор просит получить согласование, является недостаточным.

В судебное заседание иные лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом.

Под надлежащим извещением судом принимается возвращение почтовой корреспонденции за истечением срока хранения, вручение извещения представителю стороны (ст. 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст.ст. 113, 117 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Информации о дате и месте рассмотрения дела была своевременно размещена на официальном сайте Ялтинского городского суда Республики Крым в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». В указанный способ дополнительно извещались органы местного самоуправления, государственной власти, юридические лица, как ранее получившие извещение о начавшемся судебном процессе.

В соответствии с положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом.

Выслушав пояснения истца, исследовав материалы настоящего гражданского дела и представленные доказательства, оценив эти доказательства с учетом требований закона об их допустимости, относимости и достоверности как в отдельности, так и их взаимной связи в совокупности, а установленные судом обстоятельства с учетом характера правоотношений сторон и их значимости для правильного разрешения спора, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями пункта 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющими принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В силу закона ни одно из доказательств не имеет для суда заранее установленной силы. Заключение эксперта также не обязательно для суда и должно оцениваться с учетом требований закона об относимости, допустимости и достоверности (ст. 67, 86 ГПК РФ).

Судом установлено и следует из материалов дела, что приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым от 30 декабря 2019 года №742-А ООО «Скат» определено гарантирующей организацией для централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения пгт. Береговое городского округа Ялта Республики Крым и установлена зона её деятельности в границах территории указанного населенного пункта.

Согласно данным ЕГРЮЛ основным видом деятельности ООО «Скат» является вид 36.00 «Забор, очистка и распределение воды», дополнительный вид – «37.00 Сбор и обработка сточных вод». ООО «Скат» зарегистрировано по адресу: Республика Крым, г. Ялта, пгт. Береговое, д. 61.

Судом установлено, что 21 июля 2020 года за №00-21.01.00.005-М-РСБК-С-2020-01003/00 Министерством экологии и природных ресурсов Республики Крым принято решение о предоставлении ООО «Скат» в пользование водного объекта «Черное море, Республика Крым», цель предоставления – сброс сточных вод.

В п. 2.3 названного решения указаны условия, при выполнении которых может производиться использование приведенного водного объекта, в частности, планируемую деятельность, оказывающую воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, согласовать в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30 апреля 2013 года №384 «О согласовании Федеральным агентством по рыболовству строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания».

В соответствии со статьями 42, 58 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Праву каждого на благоприятную окружающую среду и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (статья 42), корреспондирует обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (статья 58).

Согласно ст. 3 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающих воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основании следующих принципов: презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды; обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших доступных технологий с учетом экономических и социальных факторов; сохранение биологического разнообразия.

В соответствии со ст. 39 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды.

Статьей 50 Федерального закона от 20 декабря 2004 г. N 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» предусмотрено, что при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания (часть 1).

Деятельность, указанная в части 1 настоящей статьи, осуществляется только по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 2).

Меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания, порядок их осуществления определяются Правительством Российской Федерации (часть 3).

Согласно п.п. 21-2 Требований по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1996 г. N 997 при сбросе производственных и иных сточных вод с промышленных площадок должны предусматриваться меры, исключающие загрязнение водной среды. Запрещается сброс любых сточных вод в местах нереста, зимовки и массовых скоплений водных и околоводных животных.

Для снижения факторов беспокойства (шума, вибрации, ударных волн и других) объектов животного мира необходимо руководствоваться соответствующими инструкциями и рекомендациями по измерению, оценке и снижению их уровня.

Согласно ст. 22 Федерального закона от 24 апреля 1995 г. N 52-ФЗ "О животном мире" любая деятельность, влекущая за собой изменения среды обитания объектов животного мира и ухудшения условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, должна осуществляться с соблюдением требований, обеспечивающих охрану животного мира.

Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2013 г. N 384 "О согласовании Федеральным агентством по рыболовству строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания" утверждены Правила согласования Федеральным агентством по рыболовству строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания.

В силу подпункта "б" пункта 3 указанных Правил территориальные органы Федерального агентства по рыболовству осуществляют согласование внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности в случае внедрения указанных процессов и осуществления иной деятельности на территории одного субъекта Российской Федерации.

Пункт 4 Правил определяет, что юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, для согласования строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности представляют в Федеральное агентство по рыболовству (его территориальные органы) заявку о согласовании, в которой указывают сведения: а) о заявителе: полное и сокращенное (при наличии) наименования юридического лица, его организационно-правовая форма и место нахождения; фамилия, имя, отчество и место жительства физического лица (индивидуального предпринимателя); б) о документации, прилагаемой к заявке.

Пункт 1 постановления Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2013 г. N 384 "О согласовании Федеральным агентством по рыболовству строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания", пункт 1, подпункт "б" пункта 2, подпункт "б" пункта 3, пункт 4, подпункт "б" пункта 5, пункт 8 утвержденных им Правил были предметом судебной проверки и решением Верховного Суда Российской Федерации от 25 октября 2017 г. N АКПИ17-713, оставленным без изменения апелляционным определением Верховного Суда Российской Федерации от 15 февраля 2018 г. N АПЛ17-524, признаны соответствующими нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Прокурор ссылается на то, что согласование своей деятельности, как это предусмотрено ч. 2 ст. 50 Федерального закона от 20 декабря 2004 г. N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2013 г. N 384 "О согласовании Федеральным агентством по рыболовству строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания" с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства, ответчиком произведено не было.

Как следует из материалов дела и не отрицается стороной ответчика таковое согласование действительно до настоящего времени не получено.

Судом также установлено, что постановлением Крымского отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов Азово-Черноморского территориального управления Федерального агентства по рыболовству от 03 ноября 2022 года №01/19/103 должностное лицо – директор ООО «Скат» Репринцев А.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.48 КоАП РФ (осуществление деятельности без согласования с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства), назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 8000 рублей.

В соответствии с ч. 2 ст. 8.48 КоАП РФ территориальное планирование, градостроительное зонирование, планировка территории, архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства, внедрение новых технологических процессов или осуществление иной деятельности, оказывающей неблагоприятное воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, без согласования с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от восьми тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей

Как следует из материалов дела, данный штраф оплачен согласно платежному поручению от 29 декабря 2022 года №471.

При этом, как уже указывалось выше, пп. 29 п. 2.3 решения Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым от 21 июля 2020 года №00-21.01.00.005-М-РСБК-С-2020-01003/00 указано, что деятельность по использованию водного объекта может быть осуществлена при условии, в том числе, согласования в установленном порядке в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30 апреля 2013 года №384 «О согласовании Федеральным агентством по рыболовству строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания».

Федеральным агентством по рыболовству (его территориальными органами) согласовывается деятельность, осуществляемая не только в акватории водного объекта, но и на суше, в случае проведения работ в пределах водоохранной и рыбоохранной зон, а также за их пределами, если по результатам оценки воздействия на водные биоресурсы и среду их обитания, обязательность проведения которой предусмотрена статьей 32 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", установлено, что такая деятельность может на них воздействовать.

На основании представленных документов указанным выше федеральным органом исполнительной власти (его территориальными органами) оценивается соответствие планируемых мер по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания подпунктам "б" - "ж" пункта 2 Положения о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2013 г. N 380, их достаточность, а также определяется возможность проведения мероприятий по устранению последствий негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, или необходимость проведения мероприятий по устранению последствий негативного воздействия на водные биологические ресурсы и среду их обитания, предусмотренных подпунктом "з" пункта 2 этого положения.

Таким образом, законом предусмотрена обязательность проведения согласования с Федеральным агентством по рыболовству (его территориальными органами) деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, при этом ст. 50 Федерального закона от 20 декабря 2004 г. N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" не устанавливает каких-либо изъятий из данного правила.

С учетом принципов природоохранного законодательства, презюмируется неизбежность негативного воздействия антропогенных факторов на окружающую среду, в связи с чем доводы ответчика о том, что негативного воздействия на состояние водных биологических ресурсов и среду их обитания не оказывается, являются немотивированными.

Кроме того, как установлено судом, согласно протоколу лабораторных исследований от 02 сентября 2022 года №4.16222, осуществленного Федеральным бюджетным учреждением здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Крым и городе федерального значения Севастополе» в пробе от 29 августа 2022 года зафиксировано превышение: ОКБ (общие колиморфные бактерии)– более 2400 при норма не более 500, E.coli (кишечная палочка) – более 2400 при норме не более 100, Энтерококки – более 200 при норме не более 100 КОЕ/100см3.

Указанное с очевидностью свидетельствует о негативном влиянии деятельности истца на водный объект – Черное море, куда ответчиком осуществляется сброс сточных вод в ходе своей деятельности.

При таком положении суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению с возложением на ответчика обязанности согласовать с Азово-Черноморским территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству осуществление деятельности по сбросу сточных вод в водный объект Черное море.

Разумный срок для выполнения указанной обязанности, учитывая уже имеющуюся длительность неисполнения обязанности по согласованию, привлечение к административной ответственности еще в 2022 году, перечень необходимых действий для согласования деятельности, суд полагает возможным определить как пять месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.

Данного срока достаточно для выполнения возложенной обязанности при должной осмотрительности и распорядительности ответчика.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

исковые требования заместителя Симферопольского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «СКАТ» (ОГРН 1149102035026) о возложении обязанности устранить нарушения природоохранного законодательства – удовлетворить частично.

Обязать Общество с ограниченной ответственностью «СКАТ» (ОГРН 1149102035026) согласовать с Азово-Черноморским территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству осуществление деятельности по сбросу сточных вод в водный объект Черное море в течение пяти месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.

В удовлетворении остальной части требований – отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ялтинский городской суд Республики Крым.

Председательствующий судья                    В.П. Дацюк

Мотивированное решение составлено в окончательной форме 06 июля 2023 года

2-2930/2023 ~ М-1450/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Заместитель Симферопольского межрайонного природоохранного прокурора Демьянеко Я.И.
Ответчики
ООО "Скат"
Другие
Азово-Черноморское территориальное управление федерального агенства по рыболовству
Министерство экологии и природных ресурсов Республики Крым
Суд
Ялтинский городской суд Республики Крым
Судья
Дацюк Вадим Петрович
Дело на странице суда
yalta--krm.sudrf.ru
06.04.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
06.04.2023Передача материалов судье
07.04.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.04.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.04.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
31.05.2023Судебное заседание
31.05.2023Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
29.06.2023Судебное заседание
06.07.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.09.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее